19 октября 1941 года 120 день
За ночь проклятия оков и веры,
Сравняв все шансы от зеркальной вечности придти,
К понятиям, убравшим встречные химеры.
На ровной местности ,вверяя Души в фимиам,
Наудалую ,ощущая ровную дорогу,
Ввалиться в яму , приготовленную «дорогим гостям»,
Где им осталось верить Радости Движения и Богу.
Ведущему в деталях ,обретать картину смерти и беды,
Позвавшую с небес,Даждьбогу и природе русской предаваться,
Убравшему с земли ,холодной страсти крылья чёрные войны,
Подавшему возможность, каждому в бессилии от ярости проспаться.
И вечный переход двенадцатым по счёту рубежом,
Ведичеством корил , нерасторопностью поверий,
Он Вечным Небом все опасности прикрыл своим крылом ,
Залив водой , остаток прежней меры ,Огненною Верой.
И Солнце , спрятавшись в земные облака,
Поставило заслон , Страницей Памяти Свободной,
Уняв собой , заплакавшие в русских хатах утром образа,
Услышав Зов Любви поистине Народной.
Остановивший разом, внутрь себя идущую беду,
Сцепившую в колоннах тросы и препоны,
Тонувшие теперь ,в фашистов лихорадочном бреду,
И обрывая , замолкавшие на связи комендантов телефоны.
Исчерпавшие на Святой Земле Ресурсы Силы Чуждой Крови,
Пролитой на Святых по Чести Рубежах,
Восстановив потоки Вечной Славы Высшей Нови,
Ручьями истин ,из Истока Вечности любимой Родине Служа.
Укрывшим от врага ,весь разворот событий дальних,
Осадой составляя новый жизненный мотив,
Столицу, закрывая с подступов реальных,
От страха сдачи , всех в сливном дожде освободив.
И проявив ,сорвавшихся бежать ,в опалу Рода,
Перед народом выставив Величие Шагов,
Стабильной строгостью Отца Народов,
В защиту взявшего народ ,от внутренних врагов.
Мы судим и сейчас разбег Величия Карающих Вершин,
Творивших вакханалию кровавой мести,
Войной измеривших , Единственный Судьбы Аршин,
Оставив нам , Порог Добра и Чести.
Свой иль чужой решали на местах жестоких власти,
Дающих в передел ,всех кто остался не у дел,
И обьявив , осадным положением «урок спасения и счастья»,
В расход отправили ,всех ,проявивших в личной власти полный беспредел.
19 октября- память апостола Фомы (I век)
— память священномученика Иоанна Рыбина, пресвитера (1937 год)
Фомин день.
На Фому горбушка хлебная тому, кто здоровьем слаб.
Фома ломит закрома, все бери задарма.
Последние кучевые облака на небе.
Если нет ветра — к похолоданию
На дорогах сапёры выкапывали огромные ямы , запоняющиеся ливнёвыми стоками там , где можно было замаскировать их под рельеф местности до прохождения колонн немцев (прим. авт.)
19 октября 1941 года. 120-й день войны
Моонзундская оборонительная операция (1941). Части Балтийского флота оставили остров Хийумаа и переправились на полуостров Ханко.
Битва за Москву. Государственный Комитет Обороны 19 октября принял постановление о введении с 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах осадного положения. В постановлении указывалось: «Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100—120 километров западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом генералу армии т. Жукову».
Охрана строжайшего порядка в Москве и в пригородных районах была возложена на коменданта Москвы, в распоряжение которого предоставлялись войска внутренней охраны НКВД, милиция и добровольческие рабочие отряды. «Нарушителей порядка,— указывалось в постановлении,— немедля привлекать к ответственности с передачей суду Военного Трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте».
Части 1-й танковой дивизии 3-й танковой группы, двигавшиеся из Калинина в сторону Торжка, вынуждены были отойти в связи с появлением на дороге перед Торжком крупных сил советских войск. 43-й армейский корпус занял Лихвин.
Фон Бок: «Сражения за Вязьму и Брянск завершились развалом русского фронта, имевшего укрепления на большую глубину. Восемь русских армий, состоявших из 73 стрелковых и кавалерийских дивизий, 13 танковых дивизий и бригад, а также многочисленных батарей армейской артиллерии, были уничтожены в трудных боях с сильным противником, имевшим большое численное превосходство.
В общей сложности захвачено: 673 098 пленных, 1277 танков, 4 378 артиллерийских орудий, 1009 противотанковых и зенитных орудий, 87 самолётов и большое количество военных материалов…»
В журнале боевых действий штаба группы армий «Центр» 19 октября было записано:
«В ночь с 18 на 19 октября на всем участке фронта группы армий прошли дожди. Состояние дорог настолько ухудшилось, что наступил тяжёлый кризис в снабжении войск продовольствием, боеприпасами и особенно горючим. Состояние дорог, условия погоды и местности в значительной мере задержали ход боевых операций. Главную заботу всех соединений составляет подвоз материально-технических средств и продовольствия».
Харьковская операция (1941). Немецкие 17-я и 6-я армии продолжают наступление на Харьков и Белгород.
Донбасская операция (1941). Немецкая 1-я танковая армия прорвалась к городу Сталино. 17-я и 6-я армии добились успехов в своём наступлении на Харьков и Белгород.
Совинформбюро. В течение 19 октября на всех направлениях фронта продолжались бои. Особенно упорные бои шли на можайском и малоярославецком направлениях. Отбито несколько ожесточённых атак немецко-фашистских войск.
Википедия.
Директива командующего войсками Западного фронта от 19 октября 1941 г. о создании противотанковых отрядов
В целях организации преграждения путей движения танкам противника к утру 20.10.41 г. поставить на тыловых рубежах и тыловых дорогах противотанковые отряды, состоящие из 1-2 орудий ПТО, взвода истребителей с гранатами и бутылками КС, взводом саперов с минами, ротой стрелков, выделяемых за счет пассивных участков и отходящих частей.
Схему отрядов заграждений ПТО представить мне к утру 20.10.41 г. нарочным за подписью Военного совета армии.
КОМАНДУЮЩИЙ ФРОНТОМ ЖУКОВ
ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА ФРОНТА БУЛГАНИН
Приказ Военного совета Западного фронта № 049 от 19 октября 1941 г. об ответственности за оставление оружия в оборонительных сооружениях
установить строжайшую ответственность вплоть до расстрела за оставление вооружения в оборонительных сооружениях при отходе войск с укрепленных рубежей.
Командующим армиями, командирам дивизий и частей при организации обороны иметь всегда разработанный план эвакуации вооружения дот и дзот на случай вынужденного отхода на тыловые рубежи.
Для транспортировки вооружения заранее назначить необходимые транспортные средства.
Приказ довести до командира роты, батареи и взвода.
После доведения приказа до личного состава, приказ уничтожить и донести о количестве уничтоженных экземпляров.
КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ ЗАПФРОНТА ГЕНЕРАЛ АРМИИ ЖУКОВ
ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА ЗАПФРОНТА БУЛГАНИН
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ЗАПФРОНТА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ СОКОЛОВСКИЙ
Вечером 15 октября Совинформбюро передало сообщение о том, что в ночь с 14 на 15 октября положение на Западном направлении ухудшилось, и о прорыве обороны на одном из участков. В газетах появились сообщения о непосредственной угрозе столице[3].
В эти дни десятки тысяч человек пытались вырваться из города на восток. На Казанском, Курском и Северном (ныне Ярославский) вокзалах народ брал штурмом поезда, по шоссе Энтузиастов шли вереницы забитых людьми и скарбом автомобилей, автобусов и гужевых повозок. Промышленные предприятия закрывались, работникам выдавали месячную зарплату[4]. Перед закрытием из продовольственных магазинов стали раздавать прохожим продукты[5]. Отмечались случаи нападения на эшелоны. Городское руководство не пыталось обуздать паникёров, так как само спешно покидало город[5]. Обстановку дополнительно накаляли действия немецких диверсантов[6].
Раздавались призывы к расправе над евреями. В Москве в это время появилась выпущенная подпольной организацией «Союз спасения Родины и революции» брошюра «Как охранить себя от холода» под авторством некоего И. С. Коровина, которая призывала к свержению «жидомасонской клики» Сталина и в целом была написана в пораженческих тонах[7].
Московское метро 16 октября не работало (единственный день за всю его историю), так как велась подготовка к его уничтожению в соответствии с поступившим накануне указанием Л. Кагановича: «Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом»[8].
15 и 16 октября с перебоями работал московский троллейбус, отдельные магазины не обеспечивали нормальное обслуживание покупателей, что нашло своё отражение и меры по устранению данных фактов в Постановлении Московского городского Совета депутатов трудящихся от 16 октября 1941 года[9].
Паника прекратилась на четвёртый день, когда был издан приказ применять к трусам, паникёрам, мародёрам любые меры вплоть до расстрела[10]. Количество расстрелянных точно не известно. По оценке Елены Сенявской, в значительной степени ситуацию переломило выступление по радио председателя Моссовета В. П. Пронина, после которого на следующий день паническое бегство прекратилось, город изменился, на улицах появились военные и милицейские патрули, заработали даже такси
Государственный Комитет Обороны 19 октября принял постановление о введении с 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах осадного положения. В постановлении указывалось: «Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100—120 километров западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом генералу армии т. Жукову».
Охрана строжайшего порядка в Москве и в пригородных районах была возложена на коменданта Москвы, в распоряжение которого предоставлялись войска внутренней охраны НКВД, милиция и добровольческие рабочие отряды. «Нарушителей порядка,— указывалось в постановлении,— немедля привлекать к ответственности с передачей суду Военного Трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте».
Википедия.
Свидетельство о публикации №116051104951