Космическое сознание - 21

                Составитель  СТЕПАН  СТУЛЬГИНСКИЙ

                КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – 21

                КУЛЬТУРА НОВОЙ ЭПОХИ
 
                Из прошлых Заветов перенесемся в будущие достижения.
                Агни-Йога. «Мир Огненный», I

                ВЕХИ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО

    Всем духом устремляйтесь к Светлому Будущему. Огненная энергия, несущая нас в Сферы Надземные, накапливается здесь, на земле, и лучшим будителем ее будет радостная устремленность в будущее. Сила наша умножается, когда мы переносим наше сознание в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живет в будущем. Только к устремленному в будущее прилегают частицы драгоценных энергий. Устремление к будущему уже будет означать проявление Агни.

    Новая Эпоха приносит новые условия жизни, новые возможности. Они требуют новых Путей, нового миросозерцания, нового мышления. Новое мышление вспомнит об основных Законах. Человек Новой Эпохи будет знать Космические Основы Бытия и согласовывать с ними свою жизнь. Весь общественный и государственный строй будет утвержден на Законах Космических.

    На фоне знания всех Космических Законов Бытия, Новая Эпоха выдвигает новые определительные и новые формы — новые понятия, которые необходимы для новой ступени эволюции человечества. Она указывает Основы, на которых будет созидаться Новый Мир. Так, строительство Нового Мира требует перерождения сознания. О понятиях Новой Эпохи в дальнейшем и будет разговор.

    Одно из главных понятий — Культура. Новая Эпоха будет Эпохой провозглашения верховного главенства Культуры. Творчество и Знание займут должное положение. Будет понятно настоящее значение искусства и науки. Как Красота и искусство, так наука и Знание будут главнейшими ценностями Эры Новой Культуры.

    Труд будет понят как естественное наполнение жизни, как радостная основа и свобода жизни. Также и сотрудничество — создается Эпоха общего Дела. Сотрудничество сделается основою созидания. Приходит Эра радостного Строительства, великого Сотрудничества всех народов.

    Сотрудничество в Новой Эпохе будет не только планетарным, но и Космическим. Так, одним из понятий Новой Эры будет сотрудничество с Космосом, с Дальними Мирами. Утвердится устремление к Высшим планетам как к сужденному нам Пути. Также утвердится сознательное участие человека Новой Эпохи в жизни невидимых Миров Надземных — Тонкого и Огненного. Так выдвигается понятие Сотрудничества с Высшими Мирами.

    Человечество подошло к такой точке своего развития, когда Космическая Иерархия будет вновь осознана и принята как главнейший фактор нашего движения по Пути эволюции. Люди вновь вспомнят и примут понятие Учителя. Так утвердится Сотрудничество с Иерархией, с Великими Белым Братством.
 

                ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

    Возвещена Сатия Юга — благословенная Светлая Эпоха человечества. Какое же великое понятие, какая Благодать прежде всего будет в основе этого очищения и преображения нашей жизни? Конечно, это будет та Благодать, которой объединяется все вмещение, все прекрасное, все вдохновляющее и воздымающее. Поистине, это будет то великое, прекрасное понятие, которое человечество понимает под словом Культура.

    Слово Культура имеет два корня: первый — друидический, второй — восточный. «Культ» всегда останется почитанием Благого Начала, а слово «Ур» — старинный корень, обозначающий Свет, Огонь. Так «Культ-Ура» — значит Культ, или почитание, Света.

    Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. И краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании. Красота и Знание являются основами всей Культуры, и именно они меняют всю историю человечества. От первобытных времен весь прогресс, все счастье, все просвещение человечества слагались Красотою и Знанием.

    Также и устоями грядущей эволюции будут искусство и наука. Расцвет искусства и науки разрешает житейские кризисы. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни. Где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Где Культура, там и мир. Без Культуры не может быть международного соглашения и взаимного понимания. Истинное международное понимание лучше всего создается на почве искусства и науки.

    Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Только Красота и Знание могут объединить человечество и вести его к истинному счастью и благосостоянию. Только на почве истинной Красоты, на почве подлинного Знания установятся добрые отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык Знания и Красоты искусства. Выше панацеи Культуры не знало человечество и не будет знать, ибо в Культуре — сумма всех достижений Огненного творчества.

    Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход. Для этого каждый мыслящий человек должен неустанно вносить культурные основы как в общественную, так и в личную жизнь.

    «Первый признак Культуры — отсутствие личных раздоров». Расширение и утончение мышления и чувства Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым отличается культурный человек. Именно он может строить Светлое будущее своей страны.

    Даже приблизительное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для блестящих открытий, сужденных человечеству. Жизнь преображается подвигами Культуры. Лишь эти подвиги составляют двигательную силу человечества. Свет един, и, поистине, международны врата к нему, и доступны они для всех искренних искателей Света.

    Только Путем Культуры возможно перерождение планеты. Так, Новую Эпоху можно строить лишь признаками Культуры. Культура так же высока, как и Беспредельность. И когда дух человеческий осознает эту Беспредельность, она обязывает его к непрестанному совершенствованию. Служение Культуре есть Благородный Подвиг человечества.

    Учение Махатм Востока выдвигает понятие терпимости как одно из главных условий и украшений Культуры. Так, высокая культурность есть высшая терпимость. Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту не может служить признаком культурности. Широкообъятность понятия Культуры уже предполагает в самой себе необыкновенное разнообразие. Научиться ценить разнообразие — верный подступ к Культуре. Так великая терпимость откроет Врата к Светлым построениям Будущего.

 
                КРАСОТА И ИСКУССТВО

    Помимо Красоты, даваемой человеку Природою, существует Красота, которая дается посредством искусства. Искусство имеет целью ввести в обиход человеческой жизни часть божественной Красоты, которая существует в Природе. Через искусство, которое творит Красоту, имеем Свет. Задача искусства — приблизить человека к пониманию Красоты. Искусство, во всех его проявлениях и во всех его формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к Красоте, к Высшему, — и в этом его главное и величайшее значение.

    Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Поистине, в Красоте залог счастья человечества, потому искусство ставится высшим стимулом для возрождения духа. Жемчужины искусства, истинно, могут поднять и мгновенно преобразить дух человека. Чудесные жемчужины искусства дают возношение человечеству. Жизненность искусства, которое хранит божественный Огонь, дает насыщение тем Огнем, который возжигает дух. Творения искусства преображают человека. Искусство должно служить возвышению сознания.

    Произведения искусства должны стать доступны всем и каждому. Для всех должны быть открыты врата Священного Источника. Дайте искусство народу, кому оно и принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, вокзалы и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны — тогда больше не будет тюрем.

    Красота — это мощная самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим и умиротворяющим образом на все живущее. Красота вызывает в человеке высокие эмоции и Светлые порывы. Красота является самым могущественным фактором совершенствования человечества. Благотворно влияние Красоты на нравственное развитие человечества. Дорога в Мир нравственности идет через Мир Прекрасного. Прекрасное преображает человека, возвышает и сублимирует его.

    Чудо луча Красоты в украшении жизни поднимет человечество. Достоевский сказал: «Красота спасет Мир». Агни-Йога говорит, что правильнее сказать: «сознание Красоты спасет Мир». Не может смущаться идущий сознанием Красоты. Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному Миру Красоты. Из чувства Прекрасного рождается благородство духа.

    Новый человек будет чутким к Красоте. Что может найти лучшую оправу для преданности, для устремленности, для неутомимости, нежели Красота? Но всякий принимает Красоту по своему сознанию и развитию. Чем больше человек развит, тем более Красоты замечает он. Развитие способности видеть Красоту есть необходимое условие эволюции.

    Надо развивать восприятие музыки, восприятие красоты звука. Нужно избирать хорошую музыку — она собирает наши чувства. Ритм укрепляет ум и Огонь. Ритм есть породитель сотрудничества. Ритм зажигает общие Огни, помогает избежать раздражения и разъединения, утверждает одинаковое устремление.

    Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение Красоты. Но это положение надо принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества. Стремление к Красоте и восхищение о Прекрасном мощно воздействуют на накопление Огненной энергии.

    Было бы ошибкою, если бы лишь известный класс художников стал творить, и плоды их были бы механически размножены. Такая механизация не поможет народу. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен посылать свои думы о творчестве. Пусть досуг наполнится творчеством, и пусть народ поет. В хорах заключается великая сила гармонии.
    Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит творчество, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов. Необходимо приложить все усилия и все средства, чтобы пробудить священный Огонь творчества в народе.
 

                ЗНАНИЕ И НАУКА

    Знание есть Путь Огненный. Знание есть врата к Братству. Как отсутствие Света — тьма, так отсутствие знания — невежество. Потому деление на знание и невежество будет делением Света и тьмы. Все человеческое горе происходит от малого знания. Требуется различие между малой и большой правдой. Ничто так не уклоняет людей с Пути, как малая правда. Они выхватывают малые осколки, не думая о предыдущем и последующем. Такие осколки не лучше любой лжи, но смысл всего Мироздания — в величии Истины. К ней нужно готовиться всеми мерами, нельзя полагаться, что понимание величия Истины придет само.

    Реальное знание без предрассудков будет верным проводником в будущее. Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Только знание может помочь вместить комплекс кажущихся противоречий. Предлагаем положить знание в основу утверждения сознания. Знание может проложить Путь к единому Учению. Ведь знание идет из одного Источника. Там, где горит Огонь знания, там суждено Светлое будущее. Широкое распространение знаний переродит Мир.

    Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, а наука есть методика.
 

                ТЕРНИСТЫЕ ПУТИ НАУКИ

    Учение Махатм Востока напоминает: среди невежества средних веков даже мысль о летательных аппаратах считалась чем-то колдовским.

    Теперь люди с сожалением оглядываются на невежд средневековья и принимают воздухоплавание как нечто естественное.

    Де Ко был посажен в сумасшедший дом за его уверенность в силе пара. Над Фультоном глумился даже его собственный брат. Доказывалось, что не может быть никаких планет между Марсом и Юпитером. Отрицалась возможность исследования химической природы Светил. Юнг и Френель были осмеяны за открытие световых волн. Российская Академия Наук не хотела иметь в составе своем Менделеева. В конце XIX в. на Парижском конгрессе физиков изобретатель фонографа Эдисон был признан шарлатаном и мошенником. Таких примеров невежества можно было бы привести множество.

    Не так давно отрицали расщепление атома, не верили в радио. Еще недавно телевизия была сказкою, люди считали ее недоступною, но приняли скоро как условие их комфорта. Напоминается об этом, ибо много достижений находятся сейчас в положении средневековья. Будут аппараты, определяющие эманации, будут измерять мысли, но сейчас лишь некоторые допускают такие возможности. Можно представить, что измерения мысли и определение эманаций не понравятся многим, привыкшим скрывать даже свой возраст.

    На путях к широкому научному действию стоит немало преград, среди которых мировоззренческий догматизм играет большую роль. Предрассудки в науке могут быть еще страшнее, чем в религиях… Невежество, если к тому же оно забаррикадировалось догмами, — опасный враг, грозящий многими бедами. Точно фарисеи древности, догматики прячут страх перед допущением того, что другим очевидно.

    Все особенные явления объявляются совпадением или случайностью. Самые очевидные явления объясняются самым нелепым образом. Прекрасные Огненные Знаки отбрасываются в область суеверия, и явления действительности попадают в разряд недопустимого. Так действительность заменяется условною очевид¬ностью. Как только догматики выходят за пределы опыта прошлого дня, они начинают покрывать свою беспомощность неопределенными пыльными названиями. Они восстают против метафизики и мистицизма, прикрывая этими пугалами все научные возможности грядущего дня.

    Ложь миража заставляет бояться некоторых выражений. Догматики не любят слова «дух», хотя знают, что это известное состояние материи. Они пугливо избегают слова Создатель, хотя отлично знают, что каждое материальное создание имеет своего создателя. Ложь и страх — плохие советчики. Можно привести множество суеверий, уподобляющих взрослых детям.

    Просим, оставьте все суеверия и знайте во всей действительности. Жаль скачущих на одной ноге. Это зрелище напоминает сказку, когда нянька, чтобы ребенок не убежал, внушила ему, что признак высокого рода — ходить на одной ноге.

    Как материалисты-практики, Мы можем настойчиво укорить всех ложнореалистов и догматиков. Их униженная наука и слепота мешают им достижению того, к чему они стремятся. Не любим невежд, не любим трусов, попирающих в ужасе возможность эволюции. Ведь никто не употребляет убогий первобытный паровоз. Также никто не может остаться при младенческом понимании Реальности. Потому будьте реалистами истинной Реальности.

    Большим тормозом в научной работе является опасение, что утверждение материальности сознания и мысли будет понято как подтверждение церковного догмата «о бессмертии души», а потому ученый, доказывающий материальность сознания и мысли, вместо ученой степени может получить звание «церковника».

    Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые наблюдатели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Пусть не думают, что напоминание об инквизиции неуместно. Разные стороны жизни находятся под инквизиционным давлением.
    Запретительные отрицания не допускают новых достижений и вычеркивают из бытия возможности блестящих открытий. Так темные препятствуют истинному познанию Космоса, так они стараются затушить пламя Высшего Знания. Исключение возможности беспредельного познавания, ограничение только очевидностью, только видимым, материальным Миром — тормозит эволюцию, останавливает развитие сознания.

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 11 мая 2016 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии