Идеальный ремонт

Прогулка по Москве.

В Центре Москвы я прожил более 30 лет. Теперь посещаю его всё реже - еду, как на экскурсию, навестить знакомые и близкие мне места и глазами неравнодушного человека понять и оценить происходящие изменения. Вот и в эти майские праздники совершил такую прогулку.
Выход из метро на станции "Библиотека им. Ленина". Первое, на что обращаю внимание боковым зрением (рассматривать не хочу)  -  памятник Ф.М.Достоевскому, установленный в 1997 г. на широких ступенях лестницы  основного здания Ленинки.
Ссутулясь, опираясь на скамейку рукой, не касаясь её другими частями тела, он как бы сползает с неё. Что ему мешает просто сесть (что-то болит?)  и зачем он именно здесь - не знает ни он, ни прохожие.
Иду дальше. Вот и любимый Александровский сад. Он заполнен людьми, много туристов, особенно китайцев. Сад преобразился: дорожки аккуратно вымощены светло-серым гранитом, новые фонари.  В этот раз впервые увидел памятник Александру I (установлен в 2014 г.), в честь которого сад и назван. Ему придана героическая поза -  с гордым видом он попирает повергнутое наполеоновское знамя,  хотя по жизни был мягким человеком и в конце жизни, говорят, ушёл в монахи. Памятник - скульптура вместе с помпезным постаментом - очень высок, установлен на небольшой площадке и окружён деревьями - рассмотреть и проникнуться сложно. Да и расположен он почему-то в дальнем конце сада - сразу и не найдёшь. А вот другой, не так давно установленный памятник того же автора (Щербакова)  патриарху Гермогену*, выглядит достойно и стоит на видном месте.
Огромная Троицкая башня отреставрирована - думаю, такой нарядной она не была и при её постройке. Её торжественность и пышность сродни "новоделу". При этом утрачена та подлинность, которую называли "седые стены Кремля". Что лучше, право, не знаю. Кстати, Кремлёвские стены тоже подновляют. По ним "ползают" рабочие-реставраторы. Они прокрашивают светлой краской швы вокруг каждого кирпичика, и так по всей необъятной поверхности стены. Получается "красиво", но вспоминаю тревогу специалистов по поводу реставрации Новодевичьего монастыря. Они опасаются, что современные краски настолько крепко сцепляются со старинной кирпичной кладкой, что со временем это приведёт к отслаиванию краски вместе с разрушением кирпичей.
У Могилы Неизвестного Солдата всегда многолюдно. Она отгорожена и близко не подойти. Рядом расположены стелы, посвящённые Городам-Героям. Обращает на себя внимание, что у стелы Одессы множество цветов, люди стоят в скорбных позах, а у посвящённой Киеву - пусто.  Было 2 мая - вторая годовщина трагических событий в Одессе.
Мне показалось, что если раньше Александровский сад привлекал уютом, живописностью, то теперь в нём присутствует державность, "имперский" стиль, чувствуется, что денег на благоустройство не жалеют.

Дальше - на Красную Площадь. В стороне виднеется памятник Жукову. Как хорошо, что его не установили на Красной Площади, а ведь был и такой вариант. Игрушечный конь, с маленькой головой, тонкой шеей и с неестественно прямыми, негнущимися ногами и непонятно, что означающий жест вытянутой руки Жукова. Да, в самом деле, за редким исключением, не везёт нам теперь с памятниками: то нелепый Петр от Церетели на Москве-реке, то безрукий и безликий памятник Ельцину в Екатеринбурге...
Сама Красная Площадь наводнена народом. Здание ГУМа как-то присело, загороженное конструкциями для монтажа декораций к предстоящему параду Победы. Над историческими каменными трибунами вдоль кремлёвской стены взгромоздили высокие сборные трибуны с пластмассовыми яркими сидениями, закрывающими вид на стену. Кроме того, стена между Сенатской и Никольской башнями и сами эти башни прикрыты строительными сетками. Мавзолей с трёх сторон опять спрятан за раскрашенной фанерной, уродливой ширмой,  ограничивающей зрителям на трибунах вид на проходящий парад. Из-за этих изменений, вызванных, в основном, "политической целесообразностью" (а ведь Мавзолей изображён на ордене Победы), у площади, по признанной ЮНЕСКО одной из красивейших в мире, пропала перспектива, масштабность, торжественность. Она стиснулась и приобрела вид стадиона, места проведения дежурных массовых мероприятий. Кто-то из поэтов увидел совпадение её поверхности с округлостью Земного шара. Теперь для меня это ощущение исчезло.

Что бы ни утомлять своими придирками,  сокращу рассказ о дальнейшей прогулке.
Иду по Ильинке, Моросейке, родной Покровке. По пути захожу во все церквушки. Да, хорошо! Тротуары заново вымощены гранитом, старые дома подправлены и красиво покрашены. Убрали столбы, провода спрятали под землю, поставили фонари под старину, на тротуарах выносные ресторанные столики, стоянки для велосипедов напрокат. Стало просторнее и чище, как-то подчёркнуто стерильно, по-европейски.
Но (опять "но"!) сплошь  кафе, "бутики", на каждом шагу аптеки (наверное, выгодное дело?). Это при отсутствии  "простых" магазинов  - и как тут живут старые москвичи? Почти не видно названий на русском. На улицах малолюдно. Всё это слегка напоминает накрашенную не по возрасту старуху, но нет, не хочу сегодня так думать.
Присел на скамейку в небольшом скверике на месте снесённой красивейшей церкви Успения Богородицы на Покровке (см. ил.), любимой Достоевским. Когда-то мы, ещё пионерами, сажали здесь тополя - сейчас деревья (как и мы) возмужали, выросли, некоторые состарились. Ко мне обратилась с вопросом женщина: "Не подскажете, где здесь поблизости Галерея "Дом Нащёкина"? Подсказал. Ах, какое у неё замечательное, светлое русское лицо!
Ну, что ж, пора домой, по Чистопрудному бульвару до станции метро "Чистые пруды". Бульвар изменился, выглядит оживлённым. Старые липы (а не ивы, как у Талькова) по берегам пруда сильно наклонились к воде. Вид на пруд прикрыт ресторанами - одним на берегу, другим - плавучим.  На противоположной стороне бульвара виден театр "Современник" (на ремонте). Раньше это был наш кинотеатр "Колизей". Не мог не вспомнить, что однажды, еще до Войны, родители взяли меня на фильм "Огни большого города" (не с кем было оставить ребёнка). Запомнилось, как Чаплин ел, наматывая на вилку свисающие с потолка "макароны". Тут (извините) я попросился... Но не вытаскивать же малыша из-за ерунды через ряды зрителей, вот и пришлось, не отходя с места... Таким образом я здесь себя "увековечил".
Возвращаюсь в сегодня.
На площадке в центре бульвара фонтан и скульптура из камня  - ой, кто это?  Сидит одноногий мужчина  восточной внешности с каким-то музыкальным инструментом. Оказывается это Абай - зачем он здесь?  -  а, рядом посольство Казахстана. Второй ноги не видно: поджата под себя и спрятана под халатом! Да, что-то, и впрямь, не везёт городу с новыми памятниками. Кстати, во время Войны именно на этом месте располагался пост девушек-аэростатчиц.
Прогулка по родным местам, тёплый и светлый майский день, похорошевший и изменившийся старый город - всё, в общем, замечательно!
Но (в последний раз "но") подспудно появляется чувство беспокойства и сомнения в обоснованности происходящих преобразований, контрастирующих с общим состоянием жизни.
Простой вопрос: а где фабрика  "Красная швея" на ул. 25 Октября (Никольской), где ЗИЛ, "Москвич", 2-ой часовой завод "Слава", "Трёхгорка"... Кто работает-то? На какие деньги создаётся всё это великолепие, для кого весь этот дорогостоящий "евроремонт" Центра Москвы, если его коренное население здесь стремительно убывает?**
Возникла невольная ассоциация.
Первый канал ТВ, «Идеальный ремонт», ведущая программы Наташа Барбье (Троепольская) демонстрирует ремонт кухни и столовой для Народной артистки СССР Инны Макаровой. Со слов автора, стараются сделать что-то особенное: "камин в зале в стиле дворянской усадьбы пушкинского периода. Классические английские обои цвета лаванды, светлая мебель и камин, выложенный изразцами ручной работы, погружают в атмосферу XIX века..." (цитата из Инт.). Ах, какая утончённость, бездна вкуса! (о стоимости  ремонта скромно умалчивают - спрашивать неприлично). Маленькая деталь. Чтобы "найти дизайнерские решения" для этого проекта (как её там?) - Барбье (с  оператором) летит почему-то в Арабские Эмираты (ну да, ну да,  -  Россия, XIX век - куда же ещё? - в других странах она уже побывала). И вот мне видится Макарова в интерьере своей квартиры после "Идеального ремонта". В грубом комбинезоне и защитной маске сварщицы из фильма "Высота" она приплясывает на фоне обоев цвета лаванды. Её лицо отдалённо напоминает английскую леди или русскую аристократку. И слышится, исполняемая на клавесине, песня "не кочегары мы, не плотники...".  И для меня в этом сюжете, "как в капле воды", отражаются происходящие у нас процессы, где показная (или не показная) роскошь, замешанная на цинизме и пошлости, "сочетается" с чудовищным социальным расслоением.
Одни бойцы "невидимого идеологического фронта" прикрывают Мавзолей фанерками и устанавливают памятники царям и патриархам. Другие внушают нам, что "лучше быть богатым и здоровым (меньшинству), чем бедным и больным" (большинству),  или (как новый директор ГТГ)  обещают "приучить" людей к современному, беспредметному (и бессмысленному, больному) искусству, вытесняя из их сознания тягу к здоровому реализму, в котором "слишком много литературы"!
Вот так и с городом - смотришь и не знаешь, нужен нам весь этот "Идеальный ремонт"  Москвы или нет?
Или пора уже исходить из того, что на всех всё равно не хватит - "Чужие мы на этом празднике жизни!".
В дополнение:
Сегодня, 26.11.16., опять по 1-му каналу ТВ еженедельный "Идеальный ремонт", теперь какому-то третьестепенному актёру. "Наташа" едет куда-то, кажется в Скандинавию (на той неделе она была в Италии или Греции - подбирала ткань для диванных подушечек предыдущему клиенту). Теперь ей показывают, как красиво пить чай: "чашку заполнять на 3/4, поднимать вместе с блюдцем, и потом подносить ко рту, но, при этом, не оттопыривать мизинец - дурной тон" (а она оттопырила!).  Да, ради этого Троепольскую нужно было посылать в Европу.
Очевидно, что "они" ("эти") потеряли остатки стыда и или не понимают цинизма происходящего, или сознательно подчёркивают, что "барство дикое" окончательно победило в стране. "Маразм крепчал!"


_____________
* Патриарх Московский и всея Руси (1606—1612, был в заточении у поляков в темнице Чудова монастыря в Кремле с 1 мая 1611), церковный общественный деятель эпохи Смутного времени, причислен к лику святых. Памятник установлен по инициативе РПЦ.
**по теме "Моя Москва", http://www.stihi.ru/2015/11/06/3034

03.05.16.

Ил. - Проект восстановления церкви Успения Богородицы на Покровке. Источник: Архнадзор.ру


Рецензии
Зависти нет к этим,оттопыривающим пальчик,но есть глубочайшее презрение и обида за простой русский народ-труженик,отдавший стране лучшие годы и теперь погруженный в дикую нищету.Благодарю за статью и стихи.С уважением

Галина Поликарпова   02.09.2017 20:51     Заявить о нарушении
Галина, рад, что заглянули и отозвались на мою прозу (мало кому это интересно)! У меня тоже нет к "этим" зависти, но чувство н е н а в и с т и - неодолимо!
Заходите, буду рад!
Успехов Вам!

Вит Уйманов   03.09.2017 10:53   Заявить о нарушении
Благодарю,Виталий,за приятный ответ.Спасибо за приглашение,Вы у меня с12 года в избр.,это я 3 года не заходила на сайт.С уважением

Галина Поликарпова   03.09.2017 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.