Ко дню Победы. Отрывок из размышлений

Знаете ли Вы, что день Победы стали праздновать только в середине шестидесятых годов. И то празднования эти были не столь шумные и помпезные, не столь всеобъемлющие, как нынешние. Не было ни парада Победы, ни красного нерабочего дня и не было такого повсеместного обсуждения и восхваления. Да, это был праздник Победы, но как поется в известной песне- праздник со слезами на глазах. Потому, что погибло несчетное количество людей, еще большее количество  людей стали калеками или просто люди не смогли приспособиться к мирной жизни. Это была трагедия страны, это была трагедия народа, от которой в какой-то степени он не смог оправиться и по сей день. Это была беда, это было несчастье. Считалось, что тут нет повода для радости, а есть повод для горя, печали. Потому, что погибло много родных людей. И людей умных совестливых, работящих, добросовестных, людей, которые подавали пример для жизни других. Пример для своих детей, своих друзей. И вот как-то потихоньку стал обрастать этот весенний день некоей конфетной красотой, некими штампами сладкими, красивостями. Которые заслоняли перед нами истину и трудную истину, которая требовала от нас страдания, а здесь получилось так, что мы саму победу эту стали использовать для самовосхваления. Не для того, чтобы пострадать и попереживать за бедных, бедных наших отцов и дедов, а для того, чтобы гордиться, для того, чтобы возвышать самих себя.
Вот я расскажу вам о героях. И не о героях. Об обычных людях, с которыми мне приходилось сталкиваться в жизни. Расскажу о своем отце.  Он не рассказывал о войне. Или иногда ронял несколько слов и дальше разговор не шел и какие-то вещи я узнал очень коротенько и не всегда от него самого. Так я узнал, что воевал он не только в Отечественную, но и в Финскую войну. Тяжелую, губительную и «неизвестную», как ее тогда называли войну. Во многом- бесславную.
 Воевал он всю Отечественную войну и конечно я об этом не слышал, но шрам через всю спину, огромный- огромный безобразный шрам больше полуметра. Я его помню. Я помню, чей же был этот рассказ ,может и не сам он рассказывал, а бабушка упоминала его слова, как его там вытащили. Боли были жуткие послеоперационные и кололи ему морфий. И колоть приходилось долго и уже боялись, что он привыкнет к нему и прекратить было нельзя. И он сам отказался. Ему предлагали уколы, а он терпел. Да, он терпел боль, которую терпеть было почти невозможно. Но, говорят, были такие люди, которые подсаживались и что с ними было- одному богу известно. Ибо где же доставать морфин?! Так вот я что хочу сказать, что герои далеко не всегда были красавцами. И никакой связи между красотой и геройством не проглядывалось. Иногда это  были и не только самые обычные, но и самые невзрачные люди. Некрасивые иногда. Вот показывают  современные фильмы про войну. Я уж не говорю про форму, амуницию, манеру держать себя. Сами лица другие были совершенно. И когда смотришь такие фильмы, то понимаешь, что это- не настоящее. Хочется сказать вслед за Станиславским: «Не верю!» Лицам этим не веришь. Не потому, что они плохи, а просто они холеные, они молодые, они беззаботные, они инфантильные.
В городе Красногорске есть архив кинофотодокументов. Рядом с архивом находится крупный завод, который производит оптику, фотоаппараты. И завод обнесен на протяжении километра большой кирпичной стеной и вот вдоль этой кирпичной длинной стены, огораживающей завод идут увеличенные фотографии. Переснятые. И особым образом перенесенные прямо на кирпичную стену. Каких -то эпизодов Отечественной войны. Причем выбраны эти кадры документальные, сделанные фронтовыми операторами и фотографами, выбраны они, я думаю, одной рукой. И вопреки  какой-то общей тенденции. Мы видим на этих кадрах не танки Т -34, а какие-то полуторки, какие-то старинные машины, которые иногда по телевидению мы видим на кадрах гражданской или Первой Мировой войны. Обитые броней броневики, похожие на жуков, медленно ползущие с колесами на шинах. Мы видим старые еще дореволюционные винтовки в руках у солдат. И вот эти кадры – разбомбленный мост, восстановление дороги, скелет разрушенного здания. И люди обычные. Горожане,. Крестьяне. И их лица. Снятые не для передовицы, а просто, как документ. И вот когда смотришь на эту выставку на открытом воздухе, она поначалу тебя отпугивает и не хочешь ты смотреть на нее,  а потом, если ты минутку эту переборешь, ты уже оторваться не можешь, потому, что что-то подсказывает тебе, что ты видишь настоящее. Не придуманное. Не преувеличенное. Не преуменьшенное.  А настоящее. И то настоящее, которое ты нигде в другом месте не сможешь встретить. И ты видишь кусочки настоящей жизни и ты про себя думаешь- может быть они помогут тебе понять тех людей и то время. И вот , когда я шел вдоль этой бесконечной стены и смотрел различные картины, которые все были выполнены в серо-черном мрачноватом фоне на которых не было эпизодов боев, не было раненых солдат. Нет. Были в основном кадры разрушений ,восстановления чего-то, кадры отличившихся бойцов. Но не позирующих, а снятых свободно. И вот когда я шел вдоль этого забора, одна из картинок уже не обратила на себя моего внимания. Впечатлений было достаточно и не хотелось больше смотреть, хотелось поразмыслить и подумать о том, что ты увидел. И я уже прошел мимо фотографии. Но что-то, будто меня приостановило, заставило вернуться назад. Я остановился и долго всматривался в эту картину. А на ней была изображена присяга солдат, которые уже принимали участие в боевых действиях, но так уж получилось, что сначала их кинули в бой, а потом они принимали присягу. Это были бойцы даже еще не обученные до конца, а некоторые и обученные. И вот они стоят. Танковый корпус.  На картине мы видим не всех,  человек пятьдесят. Они стоят на одном колене и дают клятву. То есть мы понимаем, что произносится какая-то клятва и после этого они кричат. Что они кричат? Ура. Или там «клянемся «.И вот эта фотография запечатлела  момент, торжественный момент, значимый момент. Открытые рты . Чем больше я всматривался в эту фотографию, тем сильнее мне становилось не по себе .И дело не в том, что это  были необыкновенно мужественные или необыкновенно красивые лица. Нет.  Лица самые простые. Утомленные.  Все солдаты худощавые, жилистые, возраста разного, но в одном они все похожи друг на друга, как братья близнецы. У всех у них выражение максимальной, фантастической, фанатической сосредоточенности и готовности. Вот готовности к чему-то такому, может быть к готовности идти до конца, готовности погибнуть.  И вообще, это были русские лица, в основном крестьянские, утомленные не только боями, а долгими тяжелыми трудовыми буднями.  И вот они кричат и  вот этот миг полного отречения. Наверное, такие были самураи в Японии. Пролети бомба рядом- не обернется .Махни у него перед носом саблей- не вздрогнет. Вот такие они были на этой фотографии…


Рецензии
Добрый день, Юра! Конечно, не могла пропустить Ваше новое эссе, тем более, по теме, столь актуальной. Вы даже не можете представить, насколько она актуальна для тех, кто живёт на Украине, какие атаки ведутся на этот Праздник и с какими далеко идущими целями... Приходится постоянно вступать в споры. И тема парадов, затронутая Вами, как раз активно муссировалась в этим дни. Я со многим с Вами согласна. (Тем более, у меня погиб дед в ожесточённых боях под Миллерово Ростовской обл., бабушка осталась с 6- детьми, из которых двое было приёмных, мама пережила страшный голод 47 г. и т.д., и т.п.) Огромная трагедия народа, которая аукается до сих пор, и именно потому, что война выбила лучших и изменила, уж простите меня за грубоватую прямоту, качественный состав населения. Согласна с тем, что нельзя использовать этот Праздник для самовосхваления, нельзя подменять им каждодневную заботу о ветеранах, да и вообще, о людях. О современных фильмах и говорить не хочу - сплошь фальшивки. А ведь какие были фильмы! Даже в 80-е гг. Одни "Торпедоносцы" чего стоят! Почему фальшивки - это тема отдельного разговора. А я сейчас о другом. Всё-таки это должен быть Праздник, и Праздник именно Победы. По очень многим причинам. Одно из главных направлений, по которому сейчас бьют (по сознанию и нашим ценностям), - это попытка доказать, что СССР - это не страна -победитель (и соответственно, русский народ - не победитель. В лучшем случае - жертва режима. А предусмотрено и "в худшем случае"). Победитель - это США. И главное - это якобы единственная страна, которая последовательно боролась с нацистами. Ну, разве что ещё Великобритания. Отсюда вывод: только США - нравственная сила, обладающая моральным правом на победу. И всё это с очень дальним прицелом. Но есть и более простое соображение, ради которого нужен именно Праздник. Сколько радости - настоящей радости доставляет этот Праздник оставшимся ещё ветеранам. Буквально позавчера ко мне (не знаю почему) подошёл старичок и затеял разговор - как он смотрел парад в Москве, с каким чувством... Как переживают наши украинские ветераны, что их лишают этого Праздника! Несмотря на все трудности, на горе ( а какая война без горя?!) нам нечего стыдится, нам не за что извиняться, и мы можем с гордостью отмечать этот день. И даже должны это делать! И пафос в этом случае - искренний пафос - он необходим. И концовка Вашего эссе ведь пафосная! А как иначе?! Ведь - это Победа в правой борьбе. Подменить её днём скорби, памяти о горе и т.п. (как раз это нам предлагается сделать на Украине)- значит предать память погибших. Они ведь воевали и гибли именно ради победы!
Извините меня за длинный текст.
Ещё раз - с прошедшим Праздником!

Елена Котелевская   12.05.2018 15:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Вы так подробно и обстоятельно ответили, что мне остается только поблагодарить Вас. Может и не все наши мысли совпадают, но в основном мы сходимся.
Всего Вам самого хорошего. С уважением и добрыми пожеланиями, Юрий.

Юрий Богомолов 2   13.05.2018 19:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.