Игнач крест

История России, как,впрочем,история всякого государства, полна тайн и загадок, над которыми многие десятилетия бьются ученые-историки, краеведы-энтузиасты и просто искатели приключений. В этом вольном исследовании (можно сказать - расследовании ) я, не относя себя ни к первым, ни ко вторым, ни к третьим, на правах любителя истории , из чувства патриотизма, попытаюсь задать вопросы ( и по возможности ответить на некоторые из них ) касающиеся загадки, относящейся к 13 столетию - времени монголо-татарского нашествия на Русь. Я вовсе не претендую на открытие истины "в последней инстанции",а только попытаюсь представить частную версию событий, отталкиваясь от уже известных фактов и элементарной логики.
Надеюсь, что это "популярное сочинение" понравится читателю и, может быть, послужит пищей для размышления профессионалам...

18 марта 1238 года,  Батый, соединивший свое войско с отрядом, прибывшим в его распоряжение с реки Сити, после многодневного перехода от пепелища, оставшегося на месте небольшого города Торжка, в направлении богатого Новгорода, "вдруг - испуганный, как вероятно, лесами и болотами сего края - к радостному изумлению тамошних жителей,обратился назад..." Место, откуда отряды монголо-татар повернули вспять, называлось Игнач крест. А начиналось. всё у стен Торжка...

Торжок.

5 марта, после двухнедельной осады корпусом Батыя, усиленного многочисленными иноязычными отрядами, в т. ч. состоящими из пленённых ранее русских воинов, пал город-крепость Торжок. Уже один только факт, что осада этого малолюдного "пригорода", выполнявшего роль своего рода таможни, продолжалась так долго, заставляет задуматься о причинах. Куда как более многолюдные города, центры княжеств, с более основательными крепостными стенами, после разгрома княжеской дружины в открытых сражениях, заканчивавшихся часто и гибелью князя, движимого чувством долга, и не пожелавшего наблюдать бедствия своих сограждан из-за городских укреплений, пали быстрее. Защищаемые немногочисленными отрядами воинов и отрядами из числа способных держать в руках оружие горожан и спасшихся за городскими стенами жителей близлежащих селений, под предводительством, зачастую, местного боярина, т.е., находясь примерно в тех же условиях, а часто в условиях более выгодных, чем Торжок во время осады, эти города сопротивлялись недолго. Рязань пала через 6 дней, Владимир бился 8суток, Москва и Переяславль-Залесский сопротивлялись только 5.
Предполагать причины сравнительно долгого сопротивления Торжка можно сколько угодно, но главное в соединении этих причин (стойкость защитников, осведомлённых уже достаточно о противнике, опасения татар  по поводу возможного, внезапного нападения, ожидаемого жителями города новгородского ополчения, усталость воинов Батыя,  сравнительная малочисленность осаждающих и т.п.) с главной целью осады города, которая всё и объясняет.
Торжок, соответствуя своему названию, был, кроме всего, и важным торговым пунктом для Новгорода.  Главная его функция заключалась в транзите товаров из русских земель и на Русь. Но, кроме того, он был основной перевалочный базой хлеба и кормов для Пскова и Новгорода из хлебных княжеств центральной и северо-восточной Руси.
Батый, видимо, был хорошо осведомлен о положении дел в новгородской земле с этими товарами, а в Торжке имелись значительные запасы и кормов для его конницы, ожидавшие своих покупателей. Без фуража татарской коннице на пути к  Новгороду без потерь не обойтись. Значит, просто зажечь город было бы глупо.
Началась изнурительная осада, требовавшая терпения от самих монголо-татар. У них не было их союзника - паники среди осажденных. Стены разрушались, делались попытки штурма, но без результата. В Торжке не теряли надежды, ждали помощи из Новгорода.
Только после того, как стены города были основательно разбиты, Батый решился на общий штурм. По некоторым версиям, жители Торжка, поняв, что это - конец, сами подожгли хлебные амбары, чем вызвали ярость Батыя: всё население города было вырезано, а город сровняли с землей.
Основные силы монголо-татар, одержав победу в битве на р. Сити под командованием темника Бурундая, подошли к руинам Торжка не ранее 7 или 8 марта. Батыю, видимо, всё же удалось добиться задуманной цели осады города, иначе он не решился бы идти против Новгорода.

А где же были новгородцы? Почему  не пришли на помощь осаждённым?

НОВГОРОД.

Новгород - первый из городов русских, упоминаемых в наших летописных источниках, ко времени нашествия на Русь монголо-татарских полчищ, уже долгое время находился на особом положении среди  других, даже сильных городов. С получением 
Новгородом от  Ярослава Мудрого вольных грамот в 1015 году, и осуждения  новгородцами на изгнание князя Всеволода Мстиславича в 1136 году, после объявления жителями города  вольностей в выборе князей, здесь вполне оформилась и более-менее успешно функционировала первая в средневековой Восточной Европе демократия республиканского типа. "Президентами" этой республики выступали русские князья, наделяемые новгородцами правами своего  рода третейского судьи, с понятным перечнем властных полномочий.
Но реальной властью в Новгороде не обладал никто.Всё решало Вече. И на высоте положения здесь оказывался тот , кто умело лавировал в мутном политическом потоке ,состоявшем из свободомыслия тех же посадников и тысяцких, мудрствования священства, выгоды купечества, или " гостей" и предпочтения простого народа.
Для князей русских Новгород был лакомым довеском к их княжениям, покуситься на который, после поражения Суздальцев Андрея Боголюбского у стен города в 1170 году, желающих почти не находилось.
И новгородцы с князьями не церемонились.
Могли посадить "под домашний арест", как бы  в залог собственной безопасности, как это было со Святославом Всеволодовичем в 1209 году, не страшились ответить на угрозы угрозами, как то было в 1224 году с Великим Князем Георгием Всеволодовичем. Случалось новгородцам принуждать князей и к бегству из Новгорода, подобно событиям 1228 года, с юными князьями Всеволодом и Александром (будущим Невским) Ярославичами. Иногда князя даже возвышали свой голос, опускаясь до хитрости и лести перед новгородцами, покушаясь на их независимость, чем отметился в летописи под 1225 годом Михаил Всеволодович Черниговский.
Видимо своеволие новгородцев было для князей русских куда меньшим злом, чем перспективы быть призванными  в эти неспокойные земли. И самое заметное - наличие таких перспектив приводило даже к открытой конкуренции между князями, грозившей перерасти в междуусобицу. Само по себе Новгородское княжение сулило и другие трудности для избранных князей. Покидая свой удел ради Новгорода, князья часто ставили под удар собственные земли. Соседствующие князья, пользуясь отсутствием правителя, часто решались  на грабеж, захват селений и городов в свою пользу. Так что редкий князь, имея законные вотчинные земли, надолго и прочно оседал в неспокойном городе. Чаще князья оставляли в Новгороде своих малолетних (!) наследников, дабы сохранить легитимность собственной власти в городе, и продолжали заниматься делами в своих вотчинах. Кроме того любое властное вмешательство в Новгородские дела могло закончится "отставкой" и князьям проще было не вмешиваться в то, что там происходило, не имея санкций "снизу", и продолжать преспокойно получать прибыли от собственного бездействия. Что часто от князей и требовалось.
История Новгорода упоминает немногих князей Древней Руси, чье непосредственное руководство делами города получило в итоге положительные отклики тамошних граждан.
А случаев, когда князь смог склонить рать новгородскую принять участие в решении своих удельных проблем, и вовсе единицы.
Тем не менее Новгород не мог обойтись без княжеского, пусть и" виртуального" авторитета. И, если вспомнить летописи, именно с проблемы безвластия в этом городе и начиналась писанная история Руси.

Теперь, чтобы вплотную приблизиться к основной теме данной работы, совсем не лишним и даже полезно будет совершить краткий обзор событий, касающихся Новгорода и новгородских земель. Начать, я полагаю, следует со времени княжения здесь Ярослава Всеволодовича. Этого будет достаточно, чтобы получить ясное представление о проблемах, трудностях и бедах, пережитых новгородцами накануне нашествия на Русь монгольских полчищ...
Летописи под 1226 годом повествуют о нападении на Новгородское государство полудиких, язычествующих еще, литовских племен. Они убивали и грабили, и представляли, видимо, такую серьёзную угрозу для города, что князю Ярославу пришлось обратиться за помощью к союзным князьям. Общими усилиями литовцы были разбиты, хотя эта победа стоила жизни князю Давиду Мстиславичу Торопецкому. Примечателен тот факт, что в отражении литовцев сами новгородцы участия не принимали. Объяснить это можно только лишь неприязнью жителей Новгорода к князю Ярославу.
Сам же князь проводил, как теперь принято говорить, активную внешнюю политику.Уже в 1227 году он "ходил в отдалённую часть Финляндии, где никогда еще не бывали Россияне; не обогатились, но взяли много пленников". А в 1228 году фины, "пылая справедливой злобой", ответили Новгороду нападением и разорили многие селения вокруг Олонца. В том же году Ярослав планировал поход на Ригу, но новгородцы, поддерживая Псков, воспротивились этому.
В 1229-1230 годах новгородцы бунтовали, то призывая Михаила Черниговского, то снова возвращая Ярослава Всеволодовича, что чуть не привело к усобице между этими князьями. И опять на землю новгородскую вторгались литовцы.
В довершение этих бед, "жесточайший мороз 14 сентября побил все озими; цена на хлеб сделалась неслыханная...Открылись голод, болезни и мор"... К весне 1231 года умерших в Новгороде было сочтено 45200 человек. Это бедствие затронуло почти всю Русь, но Новгороду, куда хлеб ввозился и не было собственных запасов, больше других досталось. А весной 1231 года весь конец Славянский в городе выгорел дотла. "Новгород уже кончался",-свидетельствует летопись. И лишь "дружба купцов иноземных отвратила сию погибель", начался ввоз хлеба из-за границы. Голод был остановлен.
В 1233 году Ливонские рыцари отблагодарили Новгород,- захватили Изборск, воспользовавшись услугами мятежников. Через год  - новая угроза от них и очередной набег литовцев. Но Ярослава Всеволодович принудил Ливонских рыцарей к выгодному для себя миру и разбил толпы литовские.
В 1236 году Ярослав Всеволодович с помощью новгородцев стал Великим князем Киевским, оставив в Новгороде своим представителем сына Александра, которому тогда исполнилось 15 лет...
До вторжения монголо-татар оставалось чуть более года.
За описанное десятилетие земля новгородская испытала целую череду бедствий. Сюда являлись литовцы, фины и Ливонские рыцари, городу грозил войной Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович. Сами новгородцы беспрестанно бунтовали, унижаясь даже до предательства. Наконец мор и пожар 1231 года почти уничтожили население города. За 7 лет восстановить город возможно - были бы руки. Людские потери за столь короткий срок восполнить просто немыслимо.
К 1237 году Новгород, видимо, был лишь слабым подобием своим года 1230 и еще не совсем оправился от потрясений прошлых лет.

Батый.

Всю,сравнительно долгую осаду Торжка, Батый ожидал подхода полков новгородского ополчения с тем же нетерпением, что и сами осаждённые. Но, если до сих пор князья с дружиной выходили в поле, навстречу врагу, чтобы с чистой совестью сложить свои головы в открытом сражении и облегчить осаду столицы и пригородов очередного княжества, то на этот раз ничего подобного не происходило.
Отсутствие у новгородцев желания встретиться с противником лицом к лицу и решить свою судьбу и судьбу Новгорода подобным образом, врядли удивляло,или расстраивало Батыя. Нельзя же всерьез надеяться на то, что русские будут без конца совершать одну и ту же ошибку. Вот и перед битвой на реке Сити они повели себя иначе,чем прежде: объединились в одно войско, а не гибли поодиночке. Батый, может быть, надеялся, что полки новгородские попытаются остановить его армию на пути к Новгороду, что было бы для монголо-татар просто подарком. Но, врядли он не предусматривал отказ новгородцев и от этой авантюры. Задача по захвату Новгорода в этом случае, конечно же, усложнялась, но что для Батыя был один город после десятков городов, захваченных его воинами? На памяти монголо-татар было уничтожение Хорезма, целого государства, властитель которого, шах Мухаммед, не решился на открытое сопротивление ордам захватчиков, рассадив свою многочисленную армию по городам и крепостям, чем обрек и себя, и свою страну на гибель...
Логика войны предполагает активную разведывательную деятельность, в чем татаро-монголы были лучшими специалистами своего времени. Видимо отсюда и информация о том, что они преследовали спасшихся новоторжцев по пятам, и разночтения среди исследователей. Речь, с большой вероятностью, здесь может идти о разведывательной партии, перед которой была поставлена задача по предотвращению утечки информации о силе войска Батыя и недопущению внезапного нападения новгородцев на осаждающих. И верно, отсутствие точной информации, как о том свидетельствует история, может быть губительно не только для армии, но и для всей военной компании.
Итак, получив необходимые данные о пути к Новгороду, пополнив запасы фуража и продовольствия, соединившись с корпусом Бурундая, несколькими днями ранее одержавшим победу на реке Сити, полностью уверенный в успехе предстоящей операции, Батый начинает движение в сторону Новгорода. Будь у него сомнения по поводу предпринимаемых действий, Батый, всей кампанией 1237-1238 годов доказавший присутствие хладнокровного ума и расчётливости, не решился бы на почти пятисоткилометровый рейд в направлении Новгорода.

Новгородцы.

Прошло слишком много времени, чтобы судить наверняка о том, что же могло на самом деле произойти у Игнач Креста, что на самом деле подвигло Батыя отказаться от первоначального плана. Летописи об этом событии почти ничего не сообщают,но те же летописи и труд многих поколений исследователей, позволяют ответить на ряд других вопросов со стопроцентной уверенностью. И со со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что новгородское ополчение было собрано, что оно практически в полном составе оставалось в Новгороде до тех пор, пока не были получены известия о том, что Батый повернул свои орды вспять, о том, что угроза миновала.
Объяснить эту стратегию оказалось не так уж и сложно. В основании ее лежал целый ряд причин, упирающихся в сложившийся в земле Новгородской порядок народной демократии. Ни один человек здесь не мог принимать какое либо, важное для Новгорода, решение единолично, тем более по поводу войны. Вопросы войны и мира решались своеобразным голосованием всех, кого это могло касаться, всех, кого это интересовало. И новгородские полки собирались по решению принятому на Вече. В 13 веке, не смотря на обозначившееся расслоение в обществе, войско новгородцев оставалось как и ранее полупрофессиональным, со слабой боеспособностью. Лучшую его часть составляли бояре и чиновники (огнищане), а также воины-профессионалы, жившие за счёт войны и купцы (гридьба). Эта лучшая часть врядли составляла когда-либо четверть всего ополчения. Были ещё шестники (воины-иностранцы). К ополчению мог присоединиться и князь с дружинниками, но это зависило от ситуации и пожелания новгородцев, и также мало влияло на качественный состав воинства новгородского,основную часть которого составляли обычные жители городов и селений, набираемые по "покруту", не имевшие, как правило, необходимой боевой подготовки. Вооружение и коней для них могла выделить городская казна, но зачастую это становилось заботой соседей по улице, или односельчан. Были ещё "охочие люди", идущие на войну по желанию.
Вот и вся новгородская рать. В лучшие годы в её составе насчитывалось до 10 тысяч человек. Для орд Батыя новгородцы были заведомо слабым противником. И в Новгороде это осознавали ясно. Ведь если рать новгородскую ожидал Великий князь Георгий Всеволодович, готовившийся совместно с другими князьями дать татаро-монголам бой  на реке Сити, значит в Новгород, отправляли послов. А тем не было нужды скрывать имеющуюся к тому времени информацию. Да и гибель князей, дружин, падение и уничтожение городов Северо-восточной Руси, давали серьезную пищу для размышления.
В случаях серьезной угрозы в Новгороде организовывался общий сбор всех, кто был в состоянии держать в руках оружие, вплоть до священнослужителей, за исключением монашества, женщин и детей, естественно. Другими словами, количественный состав войска новгородцев мог расти, а качественный только снижался. Конечно, новгородцы кое что могли. Летописи свидетельствуют, что в 12 веке новгородцы участвовали в 38 самостоятельных походах и в 29 походах, под предводительством князей, а в 13 веке таких походов было 52 и 35 соответственно. Князь шел в поход либо, после выдвижения собственной инициативы, либо тогда,когда без участия военного специалиста, каким считался князь, успех задуманного новгородцами предприятия не мог быть гарантирован.
Теперь вспомним: Князю Александру Ярославичу 13 мая 1238 года исполнялось только 17 лет. Он находился ещё под присмотром назначенных его отцом чиновников, его отец по факту "сидел" в Киеве, а Александр был лишь, как теперь говорится, исполняющим обязанности в Новгороде. Так что в  профессионализме юного князя, как военного специалиста, в Новгороде было кому сомневаться, а чиновники Великого князя Ярослава Всеволодовича, просто исполняли возложенные на них обязанности. Ну а если наложить на все это постоянную и существенную угрозу нападения на землю новгородскую тех же литовских толп, финнов, ливонцев, существенную убыль населения в результате голода, морового поветрия и пожара в самом Новгороде, то всё становится на свои места. Как и в других землях Древней Руси, новгородцы думали о себе. И на память им проходили события 1170 года.

ИГНАЧ КРЕСТ.

Вот мы, наконец, и подошли к главной цели нашего исследования - походу монгольских полчищ на Новгород, походу, цели которого так и не были достигнуты.
Почему это произошло? Попробуем разобраться.
Климатологи уже давно разуверили всех искателей истины в этом вопросе, в том, что причиной отказа Батыя от намеченного плана могла быть оттепель: Северное полушарие, согласно множества доказательств, в ту пору находилось во власти "малого оледенения", которое и принесло с собой эпидемии и вымирание почти половины населения Европы от оспы, чумы, холеры и т.д. Еще один факт - Ледовое побоище 1242 года: дата сражения 5апреля.
Дремучесть тамошних лесов также врядли могла напугать Батыя. У него за плечами уже была Волжская Болгария, столь же дремучая, как и новгородские земли. Кроме того монголо-татары не изменяли себе: путь от города к городу они пролагали по льду рек и озёр, ограничиваясь короткими переходами со льда на лед, что облегчало и ускоряло их передвижение по 40-50 километров в день.
Итак, если климат  и природные условия не могли быть причиной принятия Батыем решения обратного первоначальному, остается искать причину среди людей. Первое свидетельство наличия сопротивления продвижению войска татаро-монгол к Новгороду - точная дата начала отхода армии Батыя. Не сам же он отправил посыльного в Новгород с вестью о своём намерении отказаться от дальнейшего продвижения к заветной цели.
Путь войска Батыя от Торжка к Новгороду уже давно и подробно исследован и описывать его здесь  не имеет смысла. Следует только указать, что по озеру Селигер монголо-татары прошли, не встречая серьёзного сопротивления, уже на 8 сутки. Проблемы у  них могли начаться с выходом на лед реки Полы. Однако Батый сумел продвинуться примерно еще на 100 километров и остановился где-то в районе нынешнего селения Парфино. Почему? Найти уверенный ответ на этот вопрос трудно, если вообще возможно. И все же.
В "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина, я отыскал довольно любопытное сообщение,датируемое 1137 годом. Оно напрямую к исследуемым событиям касательства не имеет, но его всё таки следует здесь обозначить. Речь идёт о споре псковитян и новгородцев о том, кому из князей править в их земле: Всеволоду Мстиславичу, или Святославу Ольговичу: "Псковитяне с искренним усердием приняли Всеволода: Новгородцы не хотели о нем слышать... и собранные 1500 гривен отдали купцам на  заготовление нужных вещей для войны. Святослав призвал брата своего, Глеба, из Курска; призвал самых Половцев.., но Псковитяне решились быть друзьями Всеволода: завалив все дороги в дремучих лесах своих, они взяли такие меры для обороны, что устрашенный Святослав не хотел идти далее Дубровны ( поселение существуют и сегодня) и возвратился..."
Интереснее в этом смысле рассказ летописи о походе в 1170 году на Новгород сына Андрея Георгиевича Боголюбского, Мстислава. За год до этого Мстислав, в союзе с ещё 10 князьями, участвовал в осаде и взятии Киева. Теперь же, по поручению отца, он, предводительствуя войском, состоящим в основном из суздальцев, вторгся в земли новгородские и вел себя  так же, как и монголо-татары в 1238 году: "жег села, убивал земледельцев, брал жен и детей в рабство" и стремительно приближался к Новгороду, "на трёхстах верстах оставив за собой один пепел и трупы". О Торжке летопись здесь не упоминает. Видимо Мстислав шел к Новгороду каким-то иным путем, чем Батый. Закончился этот поход четырехдневной осадой и битвой (25 февраля),обернувшейся полным поражением суздальцев Мстислава. Выживших после битвы и избежавших плена воинов ожидало еще одно поражение. Они "на возвратном пути не находили хлеба в местах опустошённых ими, умирали с голода, от болезней, и... в Великий пост ели мясо коней своих." Поучительный результат самонадеянности, вскормлённой прежними победами...
Ну и наконец следует подробно разобрать события 1224 года. Тогда Великий Князь Георгий Всеволодович, чей юный сын наместничал в Новгороде, досадуя на своеволие тамошних чиновников, решился на крутые меры. Всеволод, "исполняя тайное повеление отца,.. уехал из Новагорода... и занял Торжок", видимо с целью устранить задержку у стен этой крепости, связанную с неизбежной ее осадой. Ведь в 1181 году осада этого городка, за неимением осадных орудий и знаний о них, длилась более месяца и Торжок был сдан только после того, как его защитники стали голодать. Т.е. тогда город удалось взять только измором. Далее: в Торжок "скоро прибыл и сам Георгий, брат его Ярослав, племянник  Василько и шурин Михаил, Князь Черниговский. Они привели войско с собой, грозя Новугороду... Новгородцы отправили к Георгию двух Послов и хотели, чтобы он выехал из Торжка, отпустив к ним сына; а Великий Князь требовал, чтобы они выдали некоторых знаменитых граждан, и сказал: "Я поил коней своих Тверцою: напою и Волховом". Вспоминая с гордостью, что сам Андрей Боголюбский не мог их смирить оружием, Новгородцы укрепили стены свои, заняли войском все важные места на пути к Торжку и через новых Послов ответствовали Георгию: "Князь! Мы тебе клянемся; но своих братьев не выдадим. Дерзнешь ли на кровопролитие?.." Георгий смягчился; вступил в переговоры и шурин его, Михаил Черниговский, поехал княжить в Новгород..." Если проанализировать сведения летописи, то выходит, что Георгий Всеволодович, упростив себе задачу занятием Торжка, всё же не решился на дальнейшее, не смотря на упорство новгородцев, что по сути являлось главным раздражающим фактором. Можно было бы подумать, что он удовольствовался назначением шурина в Новгород, т.е. того, кого пожелал он сам, а не того, кого желали в Новгороде, и прихваченной сыном новгородский казной с "достоянием многих честных людей". Но князь Михаил уже в 1225 году "согласил Георгия возвратить сию незаконную добычу" и в том же году вернулся в свою вотчину.
Выходит, что Георгий Всеволодович либо не хотел на самом деле войны, надеясь на сговорчивость новгородцев перед его требованиями, либо просто страшился возможного поражения - позора,  постигшего а 1170 году Мстислава Андреевича. Во всяком случае рассказ летописи о том, что Великий князь "смягчился" противоречит логике описываемых событий, а летописец скромно умалчивает в пользу власть предержащих правду, чем сии хронисты грешили и грешат до сих пор по всему миру...

Теперь  можно подвести общий итог и представить наиболее вероятные варианты происходившего в новгородский земле со времени начала осады монголо-татарами Торжка, до того момента, когда Батый повернул свою армию вспять от уже близкого Новгорода.
Приступив к Торжку и начав организацию его осады, после провалившейся попытки захватить город "с ходу" и неудавшихся переговоров о сдаче, Батый отправляет разведывательные партии во след бегущим к Новгороду жителям.
С большой вероятностью можно утверждать, что среди бегущих были и новгородские купцы, ведущие в Новгород обозы с товарами, в т.ч. с хлебом и фуражом. Скорее всего с самого начала вторжения монгольских орд на Русь, товары стали стекаться к Новгороду непрерывным потоком. Купечество, страшась убытков от войны не меньше смерти, спешило оправдать свои вложения и даже, что может быть и цинично, но всё же содержит логику, нажиться на чужой беде. Новгородская летопись, не смотря на нашествие орд Батыя, не упоминает о голоде, или удорожании хлеба в городе в ту зиму.
Разведывательные отряды, уничтожая всех на своём пути, стремились к недопущению утечки лишней информации, распространяли панику, уточняли возможные пути к Новгороду, задерживали настигнутые обозы, заботясь о снабжении своего войска.
Две недели, проведенные у стен Торжка, где также имелись запасы фуража и хлеба, не прошли даром. После 5 марта Батый был уверен в успехе планируемого рейда в направлении Новгорода и, видимо, даже не сомневался, что город будет взят. Война кормила себя сама.
Полководцу хотелось встретиться с новгородцами в открытом сражении, но на помощь Торжку никто не пришел. Соединившись с отрядом Бурундая и получив от разведки исчерпывающую информацию, Батый принимает решение о выдвижении его войска в сторону Новгорода "Серигерским путем", как наиболее безопасной и короткой дорогой. Он ждет, что новгородская рать встретит его где нибудь на пути к намеченной цели. Но проходит неделя, его воины выходят на лед реки Полы, преодолев зимник по льду озера Селигер, новгородцы продолжают бездействовать.
Дополнительная информация: р. Пола на всем своем протяжении сегодня имеет ширину от берега до берега от 20 до 60 метров. Очевидно, что 8 столетий назад её русло было еще уже, а в берега упирались в непроходимые дебри. Пытаться пробиться по такому лесу зимой, без дороги, тем более верхом, бессмысленно.
Но бездействие новгородцев было только видимостью. Без сомнения, с момента начала осады Торжка, в Новгороде готовились к обороне. Но укрепление городских стен не могло остановить армию Батыя в сотне километров от города. Значит были предприняты и другие, дополнительные меры обороны, которые и вынудили монголо- татар повернуть прочь от Новгорода. Что же было предложено? Должно было  прозвучать предложение о рубке засек. Скорее всего было решено вызвать охотников для проведения диверсий против войска Батыя. На то, что вооруженные стычки между новгородцами и монголо-татарами имели место быть, указывает одно топонимическое "свидетельство". У селения Полометь, расположенного на берегу одноимённой реки,притоке самой Полы, имеется два кладбища. Одно - русское, другое - татарское. Предполагать возникновение такого кладбища раньше, или позднее 1238 года, - дело бессмысленное. Примечательно, что в традиции обращения с усопшими у монголов не было обряда их погребения. Обычно умершего отвозили подальше в степь, в сторону от места стоянки, выпаса скота и возможного, планируемого в дальнейшем перемещения на новые пастбища. С погибшими воинами так же не церемонились, оставляя трупы на месте сражения. Исключения делались только для высших военачальников. Выходит, что татарское кладбище - дело рук русских, действовавших в согласии с их представлениями и православной традицией, не представлявших себе, что человека можно не погребать и, может быть, ещё и потому, что им всё ещё памятна была зима 1231 года, т.е. хоронили с целью обезопасить самих себя.
Тот факт, что у селения Полометь было устроено целое кладбище для погибших монголо-татар, указывает на то, что число их было достаточно велико, а также на то, что хоронили их в холодное время года. В том же 1231 году, в Новгороде для умерших устраивались скудельницы - обширные и глубокие ямы, могильники, в которые слаживали до сотни и более умерших. Здесь же, видимо, не было желания тратить много времени и сил на пожоги промёрзшего грунта, на рытьё основательной ямы для всех погибших, а заготавливались неглубокие могилы, куда укладывали по нескольку человек и потом зарывали.
Далее. Представим себе ситуацию: войско Батыя с выходом его на лед р. Полы, стали постоянно тревожить диверсиями новгородцы, особенно активно по ночам. Разведывательный отряд, отправленный по льду р. Полометь, не вернулся обратно. И вдруг на пути победоносной армии оказывается засека - наваленные в беспорядке деревья, уже вмёрзшие в лед р. Полы; завал простираются на несколько десятков метров по реке и углубляется от обоих ее берегов в, грозящий опасностями, лес. Ни проехать, ни пройти! Скорее всего засеку разобрали. Войско монголо-татар двинулось дальше, но через несколько километров снова было остановлено у очередной засеки. Воины, подвергаясь атакам диверсионных отрядов, не имея возможности адекватно отреагировать, занимаются растаскиванием завала. Движение к Новгороду продолжается. С приходом ночи новгородцы начинают действовать более активно, стремясь измотать противника. Следующий день повторяет предыдущий.
За сто километров от Новгорода новая засека, новые диверсии. Возможно пострадал обоз: пустить горящие стрелы и поджечь несколько саней с провиантом и фуражом - задача из самых простых.
Батыю докладывают обстановку и, может быть, выдвигают ужасное предположение о том, что позади  его армии также могут устраиваться засеки. А это уже попахивает перспективой остаться в новгородских лесах навсегда.
Повторю свое мнение ещё раз: жизнь штука разнообразная, и на принятие кем бы то ни было, а уж тем более руководителем, или полководцем, какого либо решения, влияет не что-то одно. Причиной принятия невыгодного руководящего решения должен быть целый набор труднопреодолимых неблагоприятных, мешающих факторов, иначе грош цена такому руководителю, а командиру - и подавно. 18 марта 1238 года такое решение было принято. Монголо-татары повернули вспять. И Игнач крест, которых на новгородчине отыскались уже слишком много, должен быть только один - тот, что был найден ближе всего к поселению Парфино...

Почему же новгородские летописи умалчивают подробности событий, связанных с нашествием монголо-татар?
Потому,видимо, что на фоне бедствий, постигших Русь, действия новгородцев не заслуживают положительной оценки, а критиковать самих себя и сегодня как то не принято. Не пришли новгородцы на р. Сить, не попытались выручить обреченных на гибель жителей Торжка, не сошлись с монголо-татарами в битве. Что чести с такой войны? Разве можно гордиться такой "победой"? А если припомнить, что, вырвавшись из опустошённой новгородчины, Батый разделил свою армию на несколько отрядов и они, двигаясь облавой по ещё не тронутым войной русским землям, уже не ради обогащения, а пропитания для,  к десяткам и сотням тысяч убитых добавляли новые жертвы. Новгород ничего не сделал, чтобы предотвратить это. Нет повода радоваться и "чудесному" спасению города, ведь несколько лет спустя Новгород согласился быть данником монголов. Потому летописцам нечего было рассказать потомкам. Потому молчат летописи...
Что же касается монголо-татарского ига для общей истории русского народа, то новгородцы, в том числе, помогли ему впитать если не на генетическом, то на мировоззренческим уровне две простые истины. Первая утверждает, что у купца (торгаша) нет друзей и Родины, он болеет за собственный прибыток, потому лоялен к любой власти, к любому, не мешающему его обогащению, закону. Вторая ставит правду народную, людскую выше всякого закона, ведь законы могут быть написаны захватчиком.





















 











 

 


Рецензии
Интереснейший материал. Конечно, я не выверяла исторические выкладки, приведённые здесь, но информация для размышлений очевидна. Спасибо за тему о прошлом страны, о корнях и истоках.

Ирина Цаголова   23.09.2016 08:19     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение. Это все еще черновик. Датировка выверялась по Н. М. Карамзину, кроме посуточной раскладки самого похода на Новгород войска Батыя. История эта, конечно же, интересная, а основная причина разработки этой темы в двух вещах: отсутствие согласия среди историков-профессионалов и наличие в новгородчине нескольких мест, относимых к Игнач кресту. Туризм, понимаете ли, бизнес.
А так - тема для книжки ( да не будет потревожен прах В. Г. Яна ), или сценария.

Николай Тишин 3   24.09.2016 19:55   Заявить о нарушении
Ещё: замечательная мысль о сценарии! Нас гламур-пойлом кормят. Слово Отечество у подавляющей части вызывает ухмылки. Мы уже потеряли поколение, ещё немного и наши молодые манкурты будут утверждать, что Родина там, где можно сытно есть. Поэтому так по-новому пророчески и трагически звучит "Прощание с Матерой"...

Ирина Цаголова   25.09.2016 10:35   Заявить о нарушении
Среди историков никогда не будет согласия - слишком разные идейные и этические отправные. Поэтому учёные довольствуются конвенциональной (!) истиной. :)А что до бизнес-туризма, так нет худа без добра: хоть таким образом люди будут историю познавать, а не то, как тюнинговать свой фейс. Но... знаете, чем дальше, тем всё более крепчаю во мнении, что правд множество, а вот истину человеку знать не дано. Мы занимаемся реконструкцией прошлого. Более того - мы конструируем и настоящее. Достаточно посмотреть телешоу на актуальные полит-темы на разных каналах ТВ. Так что человек движется от одной иллюзии к другой. Но сам по себе ПОИСК истины благородное занятие.

Ирина Цаголова   25.09.2016 10:40   Заявить о нарушении
За нашу молодежь в части любви к Родине я не переживаю. Как из-за границы её в нашей молодежи воспитывают! Нам остается только слегка откорректировать и экзамен принять)))).
А об истине, которая "не зависит ни от человека, ни от человечества", могу сказать, что она имеет место быть. Например мои утверждения: Россия - моя Родина;
Я люблю свою Родину, не могут быть для меня и окружающих тривиальными, свершившимися фактами, частными фактами, а только истиной. А для тех, кто попытается её оспаривать, у меня найдется масса контраргументов, в том числе и на тактильном уровне общения))). Так что философия и здесь не доработала...

Николай Тишин 3   28.09.2016 18:02   Заявить о нарушении
Весьма убедительно сказано. Все мы исповедуем разное, в том числе и те, которые говорят о любви к Родине. Я видела очень достойную молодёжь, но они скорее исключение, чем основная тенденция. А что до философии и её недоработок...кажется, А. Шопенгауэр сказал: "Все философии бессмысленны, если человек несчастен". Он имел право так сказать - на все 100%. Всех благ вам.

Ирина Цаголова   28.09.2016 19:47   Заявить о нарушении