Хайдеггер и Парменид 5

   Присмотримся повнимательней к заставлению - как последнему рубежу, к которому загоняет нас не-истина. Представьте себе, что вы никогда не видели своего собственного отражения и не знаете как вы выглядите, вы родились и росли в плохих условиях, не зная что такое зеркало вообще, и вот вам показывают якобы зеркало, в котором вы якобы можете увидеть себя - но кто-то играет с вами злую шутку и при помощи определённой техники показывает вам не вас в этом зеркале, а нечто совершенно иное, другой образ. Вы перемещаетесь и образ перемещается, вы поворачиваете голову и он тоже поворачивает, так сконструирован мезанизм, но это не вы. Но вы об этом не догадываетесь, вы думаете, что это и есть вы - эта злая шутка над вами и есть заставление. Вашего истинного отражения нет, оно заставлено, то есть подменено чем-то иным, что вы принимаете за подлинное. Как вы думаете куда может в таком случае человек двигаться и будет ли его движение хотя бы окружным путём к истине? - Нет, конечно. В тисках этого механизма двигаться можно только в сторону ещё большего заблуждения, тут, на этой почве, вступает в действие закон - чем больше телодвижений и попыток, тем хуже и хуже - чем больше рыба дёргается, пытаясь выбраться из сетей, тем прочнее в них застряёт. Когда-то в советские времена про это существовал анекдот - как все стоят по горло в дерьме, а один начинает рыпаться, пытается освободиться, остальные же ему сразу начинают кричать - "не гони волну"(мол расплёскиваешь дерьмо и от этого только ещё хуже, лучше уж стоять спокойно и тихо дышать). Но отвлекаясь от этого чёрного юмора, если говорить серьёзно, то данный закон действительно действует - внутри заставления двигаться опасно, там ты рыба в сетях или же насекомое в паутине, ни больше и не меньше, что при движениях губят себя всё больше и больше.
   В современной терминологии любят употреблять такой термин "превращённые формы", безусловно это подходит как раз к заставлению, но мы давно оставили мир терминологий, запутывающий человека ещё больше и именно по тому же самому закону превращённых форм и заставлений, и перешли к непосредственному движению наших мыслей и нашего понимания - мы рисуем мир заново и на пальцах, потому что прошлый мир устарел.
   Будем держаться различных образов, которые нам будут помогать, в том числе и известных, литературных.
   У Оскара Уайльда есть такой рассказ "День рождения Инфанты" - там для Инфанты пляшет и танцует безобразный карлик при её дворе, этот карлик влюблён в свою Инфанту и думает, что и она любит его - ведь она всегда так улыбается всем его проделкам, так радуется, когда он появляется, у неё всегда хорошее настроение... И вот однажды этот карлик попадает в те залы, где он ещё не бывал и куда ему ходить было воспрещено и видит зеркало, а в зеркале видит безобразного, отвратительного уродца, каждое движение которого настолько комично, что вызывает смех. Не скоро карлик понимает, что это и есть он сам... Но когда понимает, в тот самый горький для него миг - сердце его разбивается, он одновременно понимает и что Инфанта не любит его, но лишь смеётся, как и другие над его уродством. Карлик умирает, его сердце не выдерживает такой истины. Потому что он не игрушечный и не игрушка...
   В одной этой сказке мы можем найти всю сложность нашего Бытия, если только прочтём её, как говорил Сент-Экзюпери, "не глазами, а сердцем". Карлик жил до тех пор, пока жил в обмане, в заставлении, когда же он увидел истину, она мгновенно уничтожила его. Он сгорел в истине, в моменте истины, как спичка...


Рецензии