Девять размышлений о Великой Отечественной войне

====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 1
====================================

(Третья страничка из поэмы-повести
«Защита Отечества - Священный долг каждого!»
http://stihi.ru/2011/07/30/2501
http://proza.ru/2012/11/27/1025)



Представьте блокадный Ленинград 1941 года, чёрное морозное утро, магазин, очередь за хлебом, состоящую в основном из женщин. У многих в руках соль, ведь они стояли всю ночь и
прикладывали соль к губам, чтобы не так сильно хотелось есть.
Сейчас их впустили в магазин.

В очереди стоит и героиня нашего рассказа – девушка блокадного Ленинграда.
Ей пятнадцать лет. В руках у неё хлебные карточки. Среди них и ёё рабочая карточка! Ведь ей так повезло! Её приняли в ателье шить солдатские шинели! Правда, когда машинка барахлит, попробуй поработать иголкой, вот ногти и стали кровоточить. Но это ничего, ведь теперь у неё настоящая рабочая карточка!

Ну вот, опять драка!
Мужчину опрокинули на пол. Бьют руками и ногами. Но его не жалко. Он один из тех, что стоят у прилавка и выбирают более слабых. Одна из женщин выцарапала у него изо рта несколько крошек хлеба и с криком: «У меня дети умирают!» выбежала на улицу.

Очередь понемногу продвигается.
Девушка сжимает в руке две детские карточки её сестрёнок – Маруси и Шуры и иждивенческую карточку её братишки Вальки, ведь ему уже исполнилось двенадцать лет. Эвакуировали всех детей до седьмого класса. Но их поезд разбомбили, вот они и вернулись, пройдя сорок километров.
 
Мамину карточку девушка сжимает особенно бережно. Ей было всегда жалко маму. И тогда, когда её отец беспробудно пил и воровал мамины деньги с её небольшой зарплаты ткачихи. И теперь, когда мама не может подняться, надорвавшись на оборонных работах.

Но и папу тоже жалко. Год назад он опоздал на работу на три минуты и ему сказали, чтобы он убирался из города в двадцать четыре часа. Мама нашла папу за углом нашего дома замёрзшего насмерть.

Очередь медленно двигается.
Девушка улыбнулась.
Она вспомнила, что неделю назад ей очень повезло! Она, спускаясь по лестнице, увидела на ступеньке большой засохший лист фикуса. Даже дышать перестала. Осмотрелась. Никого. Когда она подняла этот лист, то ей показалось, что она до ушей покраснела, ведь никогда она не была воровкой. Но спросить, чей это лист было не у кого. Этот лист фикуса они ели целую неделю.

Целую неделю, когда она возвращалась под артобстрелом домой с работы и входила в комнату, то видела, как сестрёнки тянуться, пытаясь достать узелок с хлебом и листом фикуса, подвешенный к потолку за крюк вместо абажура.
Они тянулись, но сил встать у них не было.
Девушка вставала на табурет, брала из узелка кусочек листа фикуса и хлеба ровно столько, чтобы хватило на всю неделю, и варила на всех похлёбку.

Вот и очередь подошла.
Розовощёкая продавщица девушке говорит: «Я взвесила. Вот тебе хлеб. Хватай его и беги! Дальше я не отвечаю».

Девушка молниеносно впихнула хлеб за пазуху и выскочила из дверей магазина. Ей надо было перебежать улицу.
За девушкой увязался мужик.
На другой стороне улицы проходил военный.
Он схватил мужика и спросил девушку: «Девочка, тебе далеко?». «Недалеко, за этот вот дом забежать». «Тогда беги! Я его держу».

Девушка бежала и думала: «Хорошо, что есть хорошие люди на свете!
И вообще, как всё теперь хорошо!
Она работает, у неё теперь рабочая карточка! А значит скоро поправиться и мама и сестрёнки, и братишка. И у них никогда не будет ни дистрофии, ни цинги, ни водянки».

Девушка бежала и была счастлива.
А её ожидали бомбёжки и артобстрелы, дежурство на крышах и тушение зажигательных бомб, работа по две смены подряд, оборонные работы, работы по расчистке города и всё то, что выпало на долю жителей осаждённого, но не сдавшегося врагу Ленинграда.

Она бежала, радовалась и не знала, что матери ее осталось жить всего неделю. А ещё через две недели Валя, её братик, скажет ей: «Я есть больше не буду. Я скоро умру. Мой хлеб отдавай сестрёнкам. Они маленькие, они должны жить». И через три дня он умрёт. Сестрёнки переживут его всего лишь на месяц.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«С 20 ноября 1941 года ленинградцам в пятый раз были урезаны нормы продовольствия. Рабочие стали получать по 250 граммов, служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов суррогатного хлеба*. Кончилось топливо, остановился городской транспорт, вышел из строя водопровод. От истощения люди стали умирать. За ноябрь было подобрано около двенадцати тысяч трупов. С 9 декабря перестали подавать ток. В домах погас свет, остановились трамваи и троллейбусы. За декабрь было подобрано около шестидесяти тысяч трупов»
Из БЛОКНОТА АГИТАТОРА за 1982 г.

* Состав суррогатного хлеба:
(59 – 73)% - мука ржаная, 3% - мука кукурузная, 2% - пыль обойная,
2% - пыль мучная (вытряска с мешков), 10% - жмых хлопковый (дуранда),
(10 – 25)% - целлюлоза пищевая (сырьё бумажной промышленности).

PS

Погибло только от голода (из разных источников) в ленинградскую Блокаду:
- 632 253 человека – из материалов Дела Нюрнбергского процесса,
- 1 000 000 человек – по мнению профессора Михайлова Бориса Михайловича,
- 2 000 000 человек – по мнению американского журналиста Гаррисона Солсбери.

«Всего от разрывов снарядов и бомб за время блокады погибло около 17 тысяч, и ранено около 34 тысяч человек» - из книги «Ленинград и Большая земля» (1975г., стр.46).

Из приведённого списка видно, что БОЛЬШЕ ВСЕГО ОСАЖДЁННЫЕ ЛЕНИНГРАДЦЫ ПОГИБАЛИ НЕ ОТ БОМБ И СНАРЯДОВ, А ОТ МУЧИТЕЛЬНОЙ ГОЛОДНОЙ СМЕРТИ - нигде в мире за всю историю войн такого ужаса не было.

       ***

Когда на город
С немецких самолётов
свистели бомбы,
завывали зажигалки,
Прямой наводкою
Артиллерийские снаряды били
По Невскому проспекту,
По центру города летели.
И Гитлер убеждён был,
Что город сдохнет,
От страха и унынья обезумев,
Без электрического света,
Без тепла,
Водопровода,
Без еды,
Когда получит ленинградец
По сто с привеском хлеба
С опилками наполовину
В день,
И всё!
И убеждён был Гитлер,
Что вот тогда,
Все ленинградцы
Начнут портреты Сталина срывать
И власть ругать,
И грабить магазины,
И убивать, и есть друг друга,
Придут в унынье,
На коленях,
Махая белым флагом,
Приползут,
Ниц упадут перед немецкими войсками.

Не тут то было, Гитлер,
Ты ошибся!
Что знаешь ты о ленинградцах,
Что знаешь о российском духе
И о любви к ОТЕЧЕСТВУ
Что знаешь ты, несчастный?!
Да ничего!
И судишь по себе.
А ленинградцы – россияне,
А это значит, оптимисты,
А это значит, жизнелюбы
И верят в РОДИНУ свою!

И в Ленинграде пресекали
Возможных мародёров на корню.
Заводы, фабрики работали для фронта,
Голодные, холодные,
В цеху и спали у станка,
Поскольку часто
Некуда идти им было,
Дом разбомбили,
Родственников нет.
А утром,
Пробудившись у станка,
Вставал к станку рабочий
На пару смен,
Голодный и без перерыва,
Готовый норму перевыполнять –
Для фронта это было очень надо!
Вставал рабочий у станка,
К нему, подвинув ящик,
На ящик тот взобравшись,
Чтоб до станка достать,
Поскольку лет рабочему
Четырнадцать всего,
Не более того.
Вот из таких рабочих,
Да из женщин,
Цеха работали для фронта,
Для Победы!
А их отцы, мужья и деды
Не допускали немцев в город,
Который, полный оптимизма,
Жил,
Почти обычной жизнью,
На зло врагам
И к их недоуменью!
Пусть не работал транспорт,
Троллейбусы, трамваи все замёрзли,
Пусть мёртвых в саночках
По Невскому везли для показухи,
Чтоб их снимали журналисты для газеты,
Чтоб думали потомки,
Что так и было,
А было ведь намного хуже!
Ведь санки были не у всех,
Богатые лишь люди их имели,
Да и везти сил не хватило бы у тех,
Кто лишь на карточку одну существовал,
Таких ведь было большинство,
Но оптимизма в Ленинграде было вдоволь,
Все верили,
Что наши скоро подойдут,
Прогонят немцев и прорвут Блокаду,
И каждому
По полбуханки хлеба
Дадут,
И каждый день так будет!
Вот это будет жизнь!
Но за неё,
Такую жизнь,
Бороться надо ежедневно.
За девятьсот Блокадных суток
Погибло
«Всего лишь» тысяч восемьсот,
А по другим подсчётам –
Два миллиона ленинградцев.
Да только кто теперь проверит точно?!
Но главное,
Что в Ленинграде,
В те девятьсот Блокадных дней,
Не пали духом ленинградцы!
Работала библиотека,
Театр и музей,
И Радио звучало,
И днём и ночью
Метроном
Был стуком сердца Ленинграда.
По Радио
Не только объявляли о тревогах,
Не только нормы хлеба сообщали,
Не только сводки, вести с фронта,
Читали письма, повести, рассказы,
Театр у микрофона был,
Стихи читали новые
И песни пели,
И очень часто
Музыка победная неслась,
Что немцев сильно раздражала,
Поскольку репродукторы
В траншеях у ивАнов
Звучали днём и ночью
У них под носом,
И ничего
Поделать с этим
Немцы не могли,
И ленинградцев с белым флагом
Не дождались,
Не разгадав российский оптимизм.



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 2
====================================

(Миниатюра
«Герои Великой Отечественной войны в тылу врага»
http://stihi.ru/2015/02/05/809
http://proza.ru/2015/02/05/138)



Основной задачей войск НКВД в Великую Отечественную войну была борьба с диверсантами и агентурной сетью противника.

Так, уже на девятый день войны, 30 июня 1941 года, был создан ГКО – специальный Государственный Комитет Обороны.

Наряду с другими задачами, в целях борьбы с врагом на временно оставленных территориях путём внедрения внештатных сотрудников НКВД в немецкие оккупационные службы, под Расписку о Сотрудничестве с Органами Безопасности, в тылу немцев оставляли Советских граждан.

Это были тайные внештатные агенты НКВД, об этом знал только ограниченный круг чекистов.

*

Как трудно быть на спец заданье
Во временА любой войны,
Когда один ты и в изгнанье,
Когда поступки все – двойнЫ!

В глазах друзей, ты стал вражИна,
В глазах врагов, свинья в грязИ.
И только ШЕФ знал, в чём причина:
«Так надо - Родине, пойми!»

Война прошла. Тебя поймали.
И за измену Трибунал,
Хоть и достоин ты медали,
Врагом пред Родиной признал.

Ты объяснить ничто не в силе,
Ведь ШЕФА на войне убили.

*

Бывало, что «ограниченный круг чекистов» погибал, погибал вместе с Расписками о Сотрудничестве.
Тогда, при освобождении Советских территорий от немецко-фашистских захватчиков, эти тайные внештатные агенты НКВД представлялись в глазах Красной Армии и трудового народа – предателями, достойными казни за измену Родине...

Вечная память всем неизвестным героям,
внёсшим свою лепту
в Победу над нацистской Германией!

+

В тексте использован мой Сонет 467



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 3
====================================

(Миниатюра
«Раскрашенные фильмы о войне. Тройка 006»
http://stihi.ru/2015/05/01/4356
http://proza.ru/2015/05/01/891)



Возможно
опошлить хорошую песню и хороший путь.

Возможно
восхвалить плохую песню и плохой путь.

А возможно
без всякой критики
просто сесть в ТРОЙКУ
и с песней отправиться в путь
наслаждаясь размышлением.

Для тех, кто очень торопится,
достаточно
и Первой Части
из трёх строк Русского Хокку.

Для тех, кто располагает терпением,
достаточно
и Второй Части
из четырнадцати строк Сонета.

Для тех же,
кто решил прокатиться на ТРОЙКЕ,
помимо двух первых частей
потребуется
и Третья Часть из несколько десятков строк.

Всем – доброго пути!

===
ТРОЙКА 006
===
Раскрашенные фильмы о войне
===

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – Русское Хокку

Когда толпа в кого-то мЕчет камни,
Не торопись взять в руки камень!
А всё ли знать тебе дано?!

===

ЧАСТЬ ВТОРАЯ – Сонет

Должны быть в цвете фильмы о войне!
Раскрасить их – обязанность искусства,
Чтоб память мы усилили вдвойне,
До слёз нас пробирало чтобы чувство!

Георгиевской Ленты красота
Без цвета меркнет в красках чёрно-белых;
Цветною Лента в фильмах нам нужна,
Чтоб память о героях в нас кипела!

И в чёрно-белых красках есть цветА,
Но в чёрно-белом фильме их не видим,
Где память, где венок и где плита
От Вечного Огня глядят в граните!

Не блекла память чтоб от той войны,
Должны быть кадры все – раскрашенЫ!

===

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - Размышления

ПРЕДРЕМАРКА

Говорят, что Советский чёрно-белый фильм «Илья Муромец» испортили, как и большинство старых фильмов, сделав его, никому не нужным окрашиванием - цветным.

***

РЕМАРКА

На мой субъективный взгляд, сказать может фразу: «Советский чёрно-белый фильм «Илья Муромец» испортили, как и большинство старых фильмов, сделав его, никому не нужным окрашиванием – цветным» далеко не всякий Человек.

Для этого надо быть Человеком, подвергнутым  общей моде и вторить модным мыслям, не задумываясь о них!

Для тех же, у кого всё нормально с памятью и кто посещал кинотеатры в 50-х годах в СССР, помнит, что при первом выходе на экраны страны, большинство Советских фильмов было – цветными!

Таким же цветным был и фильм «Илья Муромец».
Именно цветным, а не чёрно-белым!

В те времена в СССР старались пользоваться всем своим, а не заграничным, чтобы не попадать в зависимость.
Поэтому и фильмы снимались на нашу Отечественную плёнку.

К сожалению, плёнка эта была, в отличие от импортной, недолговечной – краски, часто даже после первого проката начинали быстро выцветать.

Чтобы не утерять фильм, переснимались с цветной плёнки – чёрно-белые копии, которые в дальнейшем использовались в прокате, они  сохранились и до наших дней.

Тем не менее, слышны возмущённые голоса.
Так недавно, по Радио один Ведущий заявил, что Фильм «Илья Муромец» в естественном чёрно-белом варианте ему нравится больше, чем раскрашенный!

Скажу мягко:
«Господин Ведущий – не надо лгать!
Говорите только о том, что Вы знаете наверняка, а не по справочникам или из Интернета.
Возможно, Вы в детстве видели этот фильм по телевизору, но тогда у простых граждан, и далеко не у всех, были только телевизоры чёрно-белого изображения марок: КВН, Рекорд, Знамя, Неман и т.д.
Естественно, что Советские цветные фильмы по этим телевизорам можно было смотреть только в чёрно-белом изображении.
Так и фильм «Илья Муромец» - изначально был цветным.
Именно цветным лично я его смотрел в детстве в Ленинграде в кинотеатре «Совет», там же я смотрел и многие другие Советские фильмы – все они были цветными!»

Скажу ещё раз, киноплёнка в те времена была некачественная и цветные фильмы быстро выцветали, а чтобы их сохранить – их переснимали на чёрно-белую плёнку.

В таком виде они дошли до наших дней, когда их стали восстанавливать, записывать на электронный носитель, а теперь и раскрашивать!

Низкий поклон всем тем, кто делает эту тяжёлую, но благородную работу по восстановлению этих Советских фильмов – нашей художественной истории СССР!

А недовольные и разоблачители всегда найдутся, ломать – не строить!

Они, возмущённые, возможно своим незнанием, подвергают нападкам работу художников, принимающих участие  в раскраске фильмов.

Даже охоту на ведьм во времена Инквизиции можно как-то понять мракобесием людей, но как понять борцов за то, что небо должно в кинолентах оставаться чёрно-белым, а не естественно голубым?

Например, фильм «Семнадцать мгновений весны» изначально снимался на чёрно-белую плёнку.
Фильм делался по личному указанию Андропова в канун 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Возможно, учитывая недолговечность цветных пленок, решили изначально, в целях долговечности картины, снять её - чёрно-белой.

Ведь и в 1973-м году редко у кого были цветные телевизоры, но уже тогда, современники выхода этого фильма жалели, что фильм чёрно-белый!

Когда показали несколько раскрашенных серий  Татьяне Михайловне Лиозновой (создателю бессмертного шедевра «17 мгновений весны») незадолго до её смерти (2011 год), то она в интервью по ТВ сказала примерно так:
«Я даже не представляю, как это можно было сделать, но думаю что это очень сложная работа!
Очень благодарна!
У меня во время просмотра сложилось такое впечатление, что я снова побывала на съёмочной площадке!..»

Возвращаясь к фильму «Илья Муромец» (а он, в отличии от «17 мгновений весны» изначально был выпущен цветным), непонятна та волна агрессии и неприятия возращения его первоначального цветного вида.

И получается, что фраза: «Советский чёрно-белый фильм «Илья Муромец» испортили, как и большинство старых фильмов, сделав его никому не нужным окрашиванием - цветным», по крайней мере, - легкомысленна.

===

А если говорить о фильмах
о Великой Отечественной войне,
то мы,
если реально хотим увековечить память
о Великом Подвиге Советских солдат,
о Дне Победы над гитлеровской Германией – просто обязаны приветствовать
раскрашивание этих фильмов,
с уважением к этому относится так,
как относилась к этому Лиознова,
когда ей незадолго до её смерти 
показали несколько раскрашенных серий
её бессмертного творения
«Семнадцать мгновений весны»;
ещё раз повторю её бессмертные слова,
Татьяна Михайловна в восторге воскликнула:
«Я даже не представляю,
как это можно было сделать,
но думаю
что это очень сложная работа!
Очень благодарна!
У меня во время просмотра
сложилось такое впечатление,
что я снова побывала
на съёмочной площадке!»

Такова сила воздействия
даже на самого режиссера,
снимавших фильм чёрно-белым,
сила воздействия
раскрашенного чёрно-белого фильма
о Великой Отечественной войне!

===

*

Использованы мои произведения:
- Русское Хокку 015. Когда толпа мЕчет камни;
- Сонет 1265. Должны быть в цвете фильмы о войне!;
- А так ли это? 015. Чёрно-белый Илья Муромец



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 4
====================================

(Миниатюра
«Герои милиции в дни Блокады Ленинграда»
http://stihi.ru/2015/02/06/2108
http://proza.ru/2015/02/06/440)



На шестнадцатый день Великой Отечественной войны Директивой от 7 июля 1941 года были изменены требования к личному составу Советской милиции.

Так, сотрудники милиции обязаны были быть готовыми совместно с частями Красной Армии или самостоятельно к «выполнению боевых задач по ликвидации диверсионных групп, парашютных десантов и регулярных частей противника...»

Во время Блокады Ленинграда, милиционеры не получали никаких специальных или дополнительных продовольственных пайков.

Более того, милиционеры не снабжались по нормам воинских частей Красной Армии, их довольствие составляла – обычная рабочая карточка Ленинградца.

Работая до двадцати часов в сутки, от истощения они иногда умирали прямо на боевом посту.

В годы Блокады Ленинграда, во время выполнения своих служебных заданий от голодной мучительной смерти погибло более двухсот сотрудников милиции; более двух тысяч – были доставлены в госпиталь с диагнозом «Дистрофия»...

Полиция России правопреемник Советской милиции, поэтому нынешние полицейские могут с чистой совестью петь под музыку героического Марша Славянки такие слова:

Снег растаял и всё распогОдило, только, милая, ты не грусти!
СчАстлив я, мне доверила Родина Полицейскую службу нести!
Погляди, в небе тучи рассеялись, это значит, дождя – не видать!
Мы не зря, дорогая, надеялись что оценит нас Родина-мать.

Снова воет метелица злобная, снова хочет тоску навестИ,
Мне доверила Совесть народная Полицейскую службу нести!
Не печалься, родная, ты горестно – нету повода нам унывать,
Ведь я службу несу добросовестно, не тебе ли об этом всё знать.

Красота, Солнцем ярким творимая, по Весне будет сочно цвести,
Благодарен тебе я, любимая, доверяешь мне службу нести!
Для народа Полиция трудится, чтоб Россия смогла процветать!
Верю я, сокровенное сбудется, мы верны тебе, Родина-Мать!

Дети наши любовь унаследуют и Отечество будут любить,
Им Оно о Великом поведает, они смогут Его защитить!

В апреле 1945 года более двухсот тысяч сотрудников милиции СССР были награждены орденами и медалями за проявленное мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, тридцать из них были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них были и сотрудники милиции Ленинграда.

+

В тексте использован мой Сонет 541



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 5
====================================

(Миниатюра
«Что русскому - радость, то немцу - смерть!»
http://stihi.ru/2015/02/12/1619
http://proza.ru/2015/02/12/336)



Какой русский не любит просторов Родины, бескрайнего русского поля!

А вот если читать письма солдат Вермахта с Восточного фронта в Германию, то становится понятным известная пословица: «Что русскому – радость, то немцу – смерть!»

Немцы в своих письмах ужасались тому, что везут их в поезде по России, а за окном леса, болота, поля и бесконечные степи...
Это приводило их в шок, поскольку в Германии, куда ни поедешь на поезде, всюду города, а здесь, в России, всюду степь да степь...

*

Мой ямщик, пусть нЕ Дерсу УзАла,
Дело знает, хоть в стельку он пьян...
Здравствуй, Русь! Ты - Конец и НачАло!
Бурелом, милый мой, да бурьян!

Степь да степь! Мы ползём еле-еле!
Пусть увязла машина вдали,
У телеги колёса пропели,
Вдаль надёжно меня повезли!

Нашей русской глубинки не трогай!
В ней просторно, как будто в Раю!
Здесь, на зависть Европе убогой,
В полный голос я песню пою!

В дальних странах во мне Русь звучала,
Наш простор в ней - Конец и НачАло!

*

Будь немецкие генералы немного умнее, то они бы убедили Гитлера вникнуть хотя бы в суть слов своего же соотечественника Фридриха Великого:
«Всякая вражеская армия, которая отважилась бы проникнуть в Россию и пойти дальше Смоленска, безусловно, нашла бы там, в степях, свою могилу»

В этих бескрайних степях немцы не могли найти ни одной бензозаправочной станции, их технику, чтобы сберечь горючее для боя, тащили лошади.
Именно поэтому, чтобы не оставить лошадей без корма, у каждого стога сена ставили часового, но партизан это не останавливало и они сжигали стога сена...

Вечная память всем героям,
внёсшим свою лепту
в Победу над нацистской Германией!

+

В тексте использован мой Сонет 692



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 6
====================================

(Литературная критика
«Пять заметок о строчках из песен Высоцкого о войне»
http://stihi.ru/2015/03/12/555
http://proza.ru/2015/03/12/95)



Заметка 1

При жизни Высоцкого, ему не разрешали выпустить сборник своих стихов в твёрдом переплёте, его только постоянно унижали и  ругали, например, даже в газете «Правда» в статье «О чём поёт Владимир Высоцкий?»

Поэтому, после смерти Великого Поэта Владимира Семёновича Высоцкого, редакторы, публикующие сборники текстов его песен столкнулись с большой проблемой: Владимир Семёнович постоянно от выступления к выступлению свои тексты подвергал новой редакции, и составителям сборников приходилось выбирать, какую же редакцию текста публиковать?

В редакции 1993 года, строка из песни «Аисты» 1967 года записана так:
«Что нужнее сейчас ненависть?»

А если слушать песню «Аисты» на хриплых, от многократной перезаписи лент на бобинах, магнитофонах 60-х годов, то интонация исполнения этой песни Высоцким расставит другие знаки препинания:
«Что нужнее сейчас? Ненависть!»

Чувствуете разницу?!
И ещё какую!
В 60-х годах в СССР не применялось слово «Толерантность» и Высоцкий, своим сердцем искренне ощущал, что в войну, для победы над немецкими оккупантами важна – ненависть!

Чтобы хоть на несколько минут представить военное время Великой Отечественной, почувствовать атмосферу того страшного ВРЕМЕНИ, достаточно открыть газету «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» от 24 июля 1942 года и прочитать хотя бы несколько строк из статьи Ильи Эренбурга «Убей!»:

«Мы поняли: немцы не люди. ... Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. ... Убей немца! – это просит старуха-мать. Убей немца! – это молит тебя дитя. Убей немца! – это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»

Слово «Толерантность», когда оно неуместно, возможно, может привести даже к тому, к чему после капитуляции Франции гитлеровской Германии привело парижан, когда они с «хлебом и солью» встречали фашистов, торжественно входивших в Париж.

Только не надо путать ВРЕМЯ, поскольку фразу ещё можно выдернуть из текста, но выдернуть её из контекста Времени – недопустимо!

Поэтому не следует смешивать ВременА, когда для нас немцы были оккупантами, и когда – пленными.

После войны, ленинградцы, столько натерпевшиеся горя от немецких оккупантов державших город в блокаде, немецких пленных подкармливали хлебов из своего скудного пайка: ненависть к оккупантам, сменилась состраданием к пленным.

Владимир Семёнович это чётко чувствовал и был точен каждым своим словом, и каждым знаком препинания, поэтому в песне «Аисты», где действие происходит во время войны, где немецкие оккупанты безжалостно топчут русскую землю, Высоцкий пел именно так:
«Что нужнее сейчас? Ненависть!»



Заметка 2

Здесь я расскажу о некоторых строчках текста песни Владимира Семёновича «Я – "Як", истребитель», о моём личном восприятии этого гениального текста.

Сразу замечу, что в Советское время кто-то из поэтов сказал, что всё остальное о нём, о его биографии – прочтёте в его стихах.
Если этот поэт под стихами понимал зарифмованные реальные события, то тогда, всё правильно.

Но стихи, это только одна из форм Поэзии, представляющую проявление души автора о явлениях жизни, а не рифмы, поскольку может иметь и форму прозы.

Поэзия обязана иметь выдумку, фантазию для более выпуклого изображения основной мысли автора, где автор, даже если он и говорит «Я», то говорит от имени своего Литературного Героя, с мнением которого довольно часто не согласен.

Вот и в этом тексте, Высоцкий говорит от имени самолёта, когда говорит: «Я».
В воображении поэта, неодушевлённый самолёт «Як» - живой!

И непросто живой, а ворчащий и недовольный, считающий, что он – истребитель, а не пилот, сидящий внутри него:
«Я – "Як", истребитель, мотор мой звенит.
Небо – моя обитель.
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель».

На начало Великой Отечественной, в нашей авиации было больше всего истребителей И-16, ласково называемых «Ишачками» и истребителей И-152, называемые лётчиками  «Чайками».

Чайка была манёвренна в ближнем бою, легка в управлении даже для новичков: свободно выходила из пикирования, прощала ошибки пилотов вплоть до того, что можно было отпустить штурвал, а Чайка начинала сама планировать.
Но, огромным недостатком этого истребителя была низкая высотность и скорость, делавшего его лёгкой добычей пилотов Люфтваффе.

Истребитель И-16 был много сложнее в управлении, но довольно быстроходным и представлял реальную угрозу немецким самолётам.

Новенький истребитель Як-1 превосходил в скорости, манёвренности и в высотности не только наши истребители, но и немецкие.
Тем не менее, это была очень строптивая машина, не прощающая пилоту даже малейшей неточности в управлении.

Вот откуда столько раздражения в голосе самолёта:
«Меня в заблужденье он ввёл и в пике,
Прямо из мёртвой петли».

Недовольство самолёта лётчиком доходит до предела:
«Он рвёт на себя – и нагрузки вдвойне,-
Эх, тоже мне – лётчик-ас!»

Ещё бы, самолёту есть чем гордиться:
«В этом бою мною «юнкерс» был сбит»!

Пикирующий немецкий бомбардировщик Ju-87, называемый немцами «Штукой» за предельно точное бомбометание (одна цель – одна бомба), прозванный Советскими солдатами «Лаптёжник» (шасси самолёта не убиралось), хоть и имел меньшую скорость и манёвренность по сравнению с истребителем Як-1, но постоять за себя мог, поскольку располагал двумя передними пулемётами и двумя пулемётами охранения.

Но гордость проходит, а утомление нарастает, силы самолёта на исходе:
«Я в прошлом бою навылет прошит,
Механик меня заштопал.
А тот, который во мне сидит,
Опять заставляет в штопор.
Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт»,-
Уйду – я устал от ран».

Это и есть Поэзия высшей пробы!
С одной стороны твёрдая стальная машина, с другой - мягкая плоть человека; железная машина стонет и не выдерживает...
Начинаешь ощущать, что если металл не выдерживает день за днём сражаться с оккупантами, то каково лётчику внутри этого металла не только выдерживать, но и решительно продолжать бой!
Вот она, слабость машины и сила духа человека!

Машина не только оказывается слабее человека, но и приходит в ужас только от одной мысли тарана:
«Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил – на таран!»

В ужас пришло и командование Люфтваффе уже на третий день войны издав Циркуляр:
«Приближаться к русским самолётам с осторожностью и не ближе чем на сто метров, во избежание тарана».
Этот Циркуляр был составлялся в спешке, поскольку в Рейхе узнали, что в первый же день войны пятнадцать русских лётчиков совершили воздушный таран немецких самолётов.

А в песне наступает истерика самолёта:
«Ну что ж он не слышит, как бесится пульс:
Бензин – моя кровь – на нуле!
Терпенью машины бывает предел...»

У машины предел есть, а у человека – нет, если он умирает совершая подвиг во имя своей Родины, тогда о нём помнят следующие поколения, проходят века, и о нём складываю легенды, и он воплощается в образе Ильи Муромца!

Машину же ждёт разочарование, она начинает понимать, что без духа человеческого она превратится в груду металлолома:
«Но что это, что?! Я – в глубоком пике
И выйти никак не могу!»

А реальность 22 июня 1941 года была ещё страшней, наши самолёты погибали не в воздушном бою, а прямо на земле, ещё не взлетев...

Более восьми сотен Советских самолётов  погибли на аэродромах в первый же день войны от бомбометания «юнкерсов», прилетевших по координатам,
точно указанным
предателями Социалистического Отечества
немецкой разведке,
активно работавшей в СССР перед войной.

Среди этих самолётов, базирующихся на аэродромах Белорусского, Киевского и Прибалтийского военных округов, в основном были Ишачки и Чайки.
Но были среди них и только что поставленные для перевооружения новенькие истребители Як-1.

Основная мысль этой песни Высоцкого –
почтить память
Советских лётчиков в Великую Отечественную!



Заметка 3

В этой заметке я коснусь строчек из песни, слушая которую негодовали даже те, кто до этого был очарован искренностью Высоцкого, это песня – «Штрафные батальоны».

Высоцкий спел эту песню в 1964 году, эта песня с неимоверной скоростью переписывалась с магнитофона на магнитофон и уже через два года, например, в Ленинграде, редко кто не знал об этой песни: практически в каждом доме из форточек был слышан хриплый голос Высоцкого!

На мой взгляд, такой популярностью не пользовался ни один автор-исполнитель, которому не разрешали петь на эстраде, ни один даже самый известный эстрадный певец того времени!
Такова была головокружительная популярность Владимира Семёновича!

Все звали его фамильярно – Володей, а профессиональные поэты брезгливо от него отворачивались.

А от песни «Штрафные батальоны» отвернулись даже поклонники Высоцкого, те, кто ещё двадцать лет назад воевал на фронте в Великую Отечественную.
Фронтовики возмущались между собой, мол, мало того, что сочиняет тюремные песни, так и ещё штрафников воспел! Что же выходит, по Высоцкому, всю войну сделали штрафники?!

Как это напоминает известное рассуждение Аристотеля, что в Риме все кошки - хромые!

Попытаюсь оправдать Великого русского Поэта – Владимира Семёновича Высоцкого и снять с него хотя бы два обвинения, что сочинял тюремные песни, что незаслуженно воспел штрафников.

Чтобы вообще, что-либо понять, необходимо перестать прыгать подобно белке с ветки на ветку и рассмотреть предмет в контексте Времени.

Во-первых,
чтобы понять склонность Высоцкого к сочинению тюремных песен, надо взглянуть на нашу Великую Родину – Русь!

На территории Православной Руси до 15 века, ещё ни один археолог не отыскал ни одной тюрьмы – тюрем до 15 века на Руси не было.

Когда человека заставали на месте преступления, то после короткого разбирательства его казнили или, оправдав, отпускали, поэтому надобности в тюрьмах отсутствовали.

В 15 веке, по оглядке на «просвещённый» Запад, на Руси стали строить тюрьмы, а человека взятого на месте преступления судили:
- бедняк, за своё преступление отдавал в тюрьму свою жену или детей;
- богач, за своё преступление откупался денежным штрафом;
- дворянин, за свое преступление отдавал в тюрьму своих крепостных крестьянин.

В итоге, в большинстве случаев в тюрьме сидели реально невиновные люди.

Вот эта несправедливость и отражается в русских тюремных песнях, бережно хранимых народом из поколения в поколение.

Именно поэтому, Советские граждане, даже никогда не сидевшие в тюрьме и не имевшие осуждённых родственников, во время праздничных застолий, немного захмелев, с таким душевным трепетом пели каторжные народные песни:
«Бродяга судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.
Бежал из тюрьмы тёмной ночью,
В тюрьме он за Правду страдал...»

Именно в генетической памятью народа о той чудовищной несправедливости, когда дворяне за свои преступления, оставаясь на свободе, отдавали в тюрьмы неповинных крепостных крестьян, объясняется такая любовь русского народа к подобным песням.

Высоцкий, будучи Великим русским Поэтом, не мог этого в себе не ощущать и с трепетом народного художника сочинял подобные песни.

Во-вторых,
Владимир Семёнович чувствовал, что тема штрафных батальонов в Великую Отечественную войну не раскрыта вовсе, а это несправедливо, поскольку штрафники реально искупали свои прегрешения своей кровью, уничтожая немецких оккупантов.

Красная Армия несла огромные потери, учитывая это, для формирования штрафных батальонов некоторые категории преступлений освобождались от наказаний, а 24 ноября 1941 года был издан Указ о направлении в действующую армию заключённых, имеющих остаток срока наказания до трёх лет.
Штрафникам, перед атакой давали Наркомовские сто грамм водки:
«Перед атакой водку – вот мура!
Своё отпили мы ещё в гражданку...»

Заключённым, отбывающим свой срок по 58-й статье, в направлении на фронт отказывали, в штрафных ротах их не было:
«Ведь мы ж не просто так – мы штрафники,-
Нам не писать: "Считайте коммунистом"».

Потери среди пехоты были чудовищны по сравнению с потерями в любом другом роде войск, а штрафники были не просто пехотинцами, их направляли на самые опасные участки фронта.
В годы Великой Отечественной войны в штрафных батальонах воевало более одного миллиона заключённых:
«Считает враг: морально мы слабы,-
За ним и лес, и города сожжёны.
Вы лучше лес рубите на гробы –
В прорыв идут штрафные батальоны!»

Бывшие заключённые - бойцы штрафных батальонов проявляли такой героизм, что командование Красной Армии неоднократно награждало их не только медалями, но и орденами:
«И если не поймаешь в грудь свинец –
Медаль на грудь поймаешь за отвагу».

Высоцкий проявил гражданское мужество,
отдав дань памяти штрафным батальонам,
внёсшим свою лепту
в Победу над гитлеровской Германией!



Заметка 4

До рассмотрения строк Владимира Семёновича Высоцкого о Великой Отечественной войне, позволю себе небольшое лирическое отступление.
Сначала взглянем на наши дни.

Если сейчас, в 2015 году в Санкт-Петербурге утром включить любое Радио сообщающее свежие новости, то очень редко можно услышать что-либо хорошее, на работу вы уйдёте в дурном расположении духа.

Что вам только не наговорят, и о том как ограбили пенсионера, и о том как на кого-то свалилась сосулька с крыши, и о том как какая-то женщина выбросилась в Неву с моста...

Всех этих людей вам искренне жаль, ведь это реально пострадавшие живые люди...

Но, к сожалению, ваше настроение не улучшит ваш энтузиазм на весь трудовой день, где вы обязательно поделитесь новостями с товарищами по работе во время перерыва, а они, в свою очередь, поделятся теми грустными новостями, что вы не услышали, чтобы не опускать ваш градус угнетённого настроения...

Не буду говорить о том, что среди этих, действительно достойных сострадания случаев, параллельно бурлит тоже реальная жизнь, полная подвигов, открытий и просто добрых и интересных сюжетов, почему-то совсем не интересных современным СМИ.

Теперь ещё одно лирическое отступление, только относящееся не к нашим дням, а к прошлому.

В начале Великой Отечественной войны наша Красная Армия, несмотря на героическое сопротивление врагу, терпела страшные неудачи, одно поражение за другим.

Тем не менее, в целях поддержания боевого духа Советского народа, работающего не покладая рук: «Всё для фронта, всё для Победы!» в газетах и по Радио сознательно умалчивались многие наши неуспехи на фронте.

Ведь были же и реальные, пусть и отдельные, но – боевые успехи!

Именно о них, об этих успехах, дано было указание для «СОВИНФОРМБЮРО» сообщать, а о неуспехах, по возможности умалчивать, тем более об огромных потерях личного состава Красной Армии.

Именно о таком умолчании, говорят строки Высоцкого в 1965 году:
«Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог –
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял».

Вообще, по строкам Владимира Семёновича из его стихов и песен, пронизанных реальностью военного времени Великой Отечественной, приходит большее понимание подвига Советских солдат, нежели по зачастую искажённым сводкам «СОВИНФОРМБЮРО».

Эти «искажения» были просто необходимы Советскому населению в то ВРЕМЯ, а в наше ВРЕМЯ, чтобы почтить светлую память всех, отдавших свою жизнь за Победу над гитлеровской Германией, нужна именно Правда Владимира Семёновича Высоцкого!



Заметка 5

Ещё Козьма Прутков говорил, что необъятное не объять; это относится и к песням Великого поэта Владимира Семёновича Высоцкого.

Даже не объять его песни с военной тематикой от потрясающе лирических,

таких как песня «Звёзды»:
«Мне этот бой не забыть нипочём,
Смертью пропитан воздух,
А с небосклона бесшумным дождём
Падали звёзды»

до предельно-жёстких, таких как песня «Мы вращаем Землю»:
«Всем живым ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших».

А сами песни Высоцкого настолько объёмны, строчки их текста имеют столько граней, что даже диву даёшься, когда слышишь такое восприятие даже отдельных строк, что, казалось бы, что там и нет такой грани, а вот конкретный слушатель – услышал и увидел такую грань, возможно, даже неведомую самому автору!
Настолько гениальны и многогранны тексты песен Владимира Семёновича.

Например, я был очень удивлён, когда услышал такое восприятия двух строк из песни Высоцкого «Сыновья уходят в бой»:
«Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой!»

Мой приятель сказал об этих строчках:
«Здесь Володя очень точно сказал об Иосифе Виссарионовиче Сталине и подобных ему коммунистов, воспитавших своих сыновей в духе беззаветной любви к своей Родине!
Сталин ещё не успел и оглянуться, а его оба сына на третий день войны добровольцами ушли на фронт! И не куда-нибудь в штаб, а на передовую!»

Действительно, необъятное не объять, поэтому этой заметкой я завершаю рассмотрение строк Высоцкого о Великой Отечественной войне.

Этих песен у Владимира Семёновича – множество, в большинстве своём, они рассчитаны на индивидуального исполнителя, но есть и такие, которые Советские люди на праздничных застольях любили петь хором.

Одна из таких песен – «Песня о новом времени», исполненная Высоцким в 1967 году, она и сейчас звучит злободневно:
«Как призывный набат, прозвучали в ночИ тяжело шаги,
Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов...».

Напоследок, выскажу своё представление о песне Высоцкого «Темнота», написанная им для кинофильма «А сыновья уходят в бой»:

«Там и звуки и краски – не те,
Только мне выбирать не приходиться –
Видно, нужен я там, в темноте,-
Ничего, распогодиться!

Там – чужие слова, там – дурная молва,
Там ненужные встречи случаются,
Там сгорела, пожухла трава
И следы не читаются –
В темноте».

На мой субъективный взгляд, когда я слышу песню «Темнота», то мне представляется, что эта песня о Советских диверсантах Великой Отечественной!
В строчках Владимира Семёновича Высоцкого всплывает легендарный образ Ильи Григорьевича Старикова  (2 августа 1900 года – 18 ноября 2000 года) – партизана-диверсанта, кавалера ордена Великой Отечественной войны второй степени, двух орденов Ленина, пяти орденов Красного Знамени, Ордена Октябрьской революции – «дедушки» русского спецназа.

Каждая строка песен Высоцкого о войне,
это поэтическая память
о героизме Советских людей
в годы Великой Отечественной,
о внесении ими своей лепты
в Победу над гитлеровской Германией!



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 7
====================================

(Миниатюра
«Советские женщины-снайперы Великой Отечественной»
http://stihi.ru/2015/02/11/2096
http://proza.ru/2015/02/11/426)



В годы Великой Отечественной войны
инструкторы ОСОАВИАХИМа по снайпингу
за сотню дней обучения
готовили девушек- снайперов;
наспех обученные,
тысячи девушек отправлялись на фронт.

Девушки оказывались
намного способнее мужчин:
они были более терпеливы,
более усидчивы,
лучше маскировались,
да и ненависти к немецким оккупантам
и личной храбрости
им было не занимать.

*

Нацистский окоп под прицелом,
Фашист из него на свой пост
Встаёт, по земле Русской смело
Идёт и плюёт, во весь рост.

Крючок спусковой вдавлен плавно,
И пуля фашиста разит,
Чтоб гибель нашёл здесь бесславно
Советской земли паразит.

То, эхо далёких традиций:
На Русь крестоносцы когда
Шли, резали кОсы девицы
На тетиву завсегда...

И нынче от женщин пощады
Не знали фашистские гады!

*

За время Великой Отечественной войны
сотни девушек-снайперов были награждены
медалями и орденами, а шестеро
удостоены звания Героя Советского Союза:
Барамзина Татьяна,
Ковшова Наталья,
Костырина Татьяна,
Молдагулова Лия,
Павличенко Людмила,
Поливанова Мария.

Лучшая,
не только среди Советских женщин-снайперов,
но и женщин-снайперов всего мира –
Людмила Павличенко.

Она, до получения серьёзного ранения
в июне 1942 года,
успела в свои двадцать пять лет, уничтожить
ТРИСТА ДЕВЯТЬ
фашистских оккупантов!

Вечная слава всем героям,
внёсшим свою лепту
в Победу над нацистской Германией!

+

В тексте использован мой Сонет 1147



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 8
====================================

(Миниатюра
«Кошачий десант после прорыва блокады Ленинграда»
http://stihi.ru/2015/02/14/1013
http://proza.ru/2015/02/14/195)



Если читать дневники блокадников, то можно прочитать и о кошках: «Моя первая съеденная кошка», «Соседского кота съели за общим столом всей коммунальной квартирой»...

Практически всех кошек съели в первую же голодную зиму 1941 года, а полчища крыс за годы блокады настолько расплодилось, что крысы не обращали внимания даже на военную технику, пытавшуюся их давить возле продовольственных складов, крысы забирались на танки и катались на них, а патрон и так для фронта не хватало...

Поэтому, одним из первых Постановлений ЛЕНСОВЕТА после прорыва блокады, было указание привезти кошек железнодорожным эшелоном в Ленинград.

Из Ярославской области было доставлено четыре вагона «Дымчатых» кошек, их продавали ленинградцам за пятьсот рублей поштучно!

Чтобы понять, что это были за деньги за одну кошку, можно сравнить их с месячной зарплатой сторожа в Ленинграде того времени – сто двадцать рублей, при стоимости одного килограмма хлеба на подпольном рынке – пятьдесят рублей.

И, тем не менее, кошки были нарасхват, люди продавали семейные ценности, лишь бы заполучить мяукающее сокровище, очереди очень быстро окончились: всех кошек раскупили, но крыс в городе ещё оставалось много.

Тогда в Ленинград направили более многочисленный кошачий десант из Сибири – пять тысяч иркутских, омских и тюменских котов и кошек.

*

Загадочнее нету существа,
Оно хоть хищник, но людьми любимо,
В Египте древнем – вроде божества,
Мурлыканье его необъяснимо!

Из Церкви псов гоняют завсегда,
Но это существо не тронут вовсе,
И с Паперти не сгонят никогда,
Оно, возможно, видит «До» и «После»...

В войну оно, точнее чем радар,
Определяло в небе самолёты,
То место, где произойдёт удар
Надёжней, чем военные расчёты.

Напрасно люди с ними так, на ТЫ,
Не познаны: и Кошки, и Коты!

*

Английские службы Воздушной Обороны, пользуясь радарами, до подхода немецких самолётов обнаруживали их на экранах локаторов.
Но иногда, тревога была ложной, поскольку локатор не отличал немецкого самолёта от английского.
Зато, точно об этом знал Кот одного из военных подразделений, причём задолго до появления сигнала на локаторе: если Кот бежал в укрытие, значит, прилетят немцы.
Если же Кот спокойно лежал и мурлыкал, даже когда на экране локатора приближались цели, то это означало, что опасаться нечего, что это английские самолёты или самолёты союзников.

*

Существует неверное мнение, в результате чего кошку даже перестают кормить, что кошка должна быть голодной, чтобы охотится и уничтожать крыс.

А кошке этого и не надо!

Вполне достаточно одного её присутствия, её запаха, чтобы крысы, опасающиеся за жизнь своего потомства, только почуяв запах кошки, убрались бы далеко от мирно мурлычущего и спящего существа.

«Сибирские десантники» справились с поставленной задачей, избавили Ленинград, после полного снятия блокады, от крыс!

Единственные в мире существа,
кошки,
способные прямо на Солнце смотреть открытыми глазами, не повреждая себе зрения,
внесли свою лепту в Победу над гитлеровской Германией,
спасая Ленинград от неминуемых инфекций!

Тем самым, не останавливалась ни днём, ни ночью работа станков оборонных заводов и швейных фабрик, поставляющих для фронта шинели, телогрейки, снаряды и военную технику:
«Всё - для фронта, всё - для Победы!»

+

В тексте использован мой Сонет 1149



====================================
РАЗМЫШЛЕНИЕ 9
====================================

(Литературная критика
«Пять заметок о строчках из песен Визбора о войне»
http://stihi.ru/2015/03/22/1653
http://proza.ru/2015/03/22/356)



Заметка 1

Юрий Иосифович Визбор – Великий русский Поэт!

Юрий Иосифович имел много профессий.
Так, со школьных лет приобщился к авиации, управлял самолётами ПО-2 и Як-18 и стал лётным инструктором; служил три года срочной службы в Советской Армии; окончил педагогический ВУЗ; снимался во многих художественных фильмах; был инструктором-альпинистом, инструктором-горнолыжником; пел свои песни под свой аккомпанемент на гитаре друзьям и на концертах; был журналистом...

Будучи журналистом, стал одним из авторов журнала «Кругозор» - между квадратными страницами этого журнала чередовались мягкие виниловые страницы, представляющие собой виниловую звуковую пластинку.
Журнал в киосках Ленинграда стал появляться с 1964 года, очереди за этим журналом были сумасшедшие – очень многим очередной номер журнала не доставался!

Визбор – это Человек-Легенда!

В моих заметках, конкретно - только о строчках из его песен о войне.

В этой заметке я прикоснусь к строчкам песни Визбора «Рассказ ветерана», 1972 год.

Чем отличаются гениальные строки от всех других?
На мой взгляд, не только информативностью, но и непосредственным воздействием на впечатление читателя, когда читатель начинает верить выдуманному автором литературному герою, обстановке вокруг него!

Вот и в этих четырёх строчках, описывающих природу вокруг пулемётчика Великой Отечественной с напарником, находящихся в окопе перед атакой немцев - всё это присутствует:

«И тихо в мире, только временами
Травиночка в прицеле задрожит,
Кусочек леса редкого за нами,
А дальше – поле, Родина лежит...»

Известно, что перед дотами специально скашивали траву, она мешала прицеливанию.
Когда же пулемётчик со своим «Максимом» срочно занимал позицию в спешно выкопанном окопе, на скашивание травы времени не оставалось.

Так и здесь, эта «травиночка в прицеле» -  впечатляет!

С одной стороны точным описанием возможной проблемы при стрельбе, с другой – контрастом перед тишиной мира, чуть нарушаемым лёгким дуновением, заставляющим травиночку дрожать, и предстоящим смертельным грохотом боя!

Боя, в котором нельзя отступать!

И не потому, что сзади «заградотряды», которых реальные фронтовики Великой Отечественной, например, с которыми мне приходилось общаться и в глаза никогда не видели, кроме фильмов рождённых Перестройкой.
И не потому, что это нарушение приказа: «Ни шагу назад!»

Нет!
Это оттого, что очень точно сказал Визбор, ещё раз повторю эту строчку:

«А дальше – поле, Родина лежит...»

Именно – Родина, русское поле...
Иностранцам этого не понять!

Точно так же, как и не понять угрызения совести фронтовиков, чудом оставшихся живыми перед павшими товарищами.

И напарник пулемётчика Виталия Павловича, посещая могилу своего боевого товарища, в тексте песни произносит:

«И я шепчу: "Прости, Виталий Палыч,
Прости мне, что я выжил, дорогой"»

Своими песнями о войне Юрий Иосифович Визбор вносил свою значимую лепту в память о Великой Отечественной!



Заметка 2

В этой заметке обратимся к строкам текста песни Юрия Иосифовича Визбора «Деревянный самолёт»:

«И вот летит – хоть деревянный,
Но всё-таки военный самолёт,
От пуль он защищён не слишком,
Построен не на долгий век.
Его пилот – совсем мальчишка,
Не всё-таки военный человек».

Всё верно, перед Великой Отечественной войной на аэродромах ОСОАВИАХИМа готовили лётчиков с юношеских лет.
Но о каком деревянном самолёте идёт речь?

Так как самолёт одноместный, то это конечно не легендарный двухместный лёгкий ночной бомбардировщик ПО-2, прозванный немцами «Русс-фанер», а лётчиц «Ночными ведьмами», настолько досаждавшие фашистам, что за каждый сбитый «фанерный» самолёт немецкий пилот награждался Железным крестом и получал денежное вознаграждение вдвое большее, чем даже за сбитый истребитель.

В тексте Визбора, вполне возможно, мог быть учебный моноплан УТ-1, ласково названный «Утёнком», частично изготовленный из дерева, обшитый материей, с первых же дней войны используемый и в качестве штурмовика, и в качестве лёгкого ночного бомбардировщика.

Однако, УТ-1 не на каждый аэродром можно было посадить, а в строках Визбора указано:

«Ведь пять печатей на конверте -
Полётный курс твоей судьбы».

То есть лётчик выполнял вполне определённое задание – доставлял секретный конверт с печатями.
По инструкции военного времени Великой Отечественной, курьер, в случае угрозы пленения обязан был уничтожить конверт, а после этого, уничтожить самолёт и себя.
Самолёт для доставки такой почты должен иметь возможность сесть даже на неподготовленное поле с короткой взлётно-посадочной полосой.

Для этой цели подходили «деревянные» самолёты с полотняной обшивкой и жёсткими неубирающимися шасси.
Например, одноместные бипланы: истребитель И-5, «Дедушка» целого семейства истребителей или один из этого семейства – истребитель И-152, прозванный «Вертлявым», поскольку при малейшем прикосновении к штурвалу или педалям, он сразу отклонялся от курса.
Оба эти истребителя на начало Великой Отечественной войны морально устарели.
Их низкая скорость не позволяла даже им быть самолётами сопровождения.
Поэтому они переводились в штурмовики и в лёгкие ночные бомбардировщики, а также использовались и для доставки секретной почты.

Юрий Иосифович Визбор, крупными мазками художника не просто запечатлевает героические будни лётчиков-курьеров Великой Отечественной, но и склоняет перед ними голову в дань светлой их памяти такими словами, полными Поэзии:

«И в опечатанном конверте
Письмо в бессмертие несёт
Через огонь железной смерти
Тот деревянный самолёт».



Заметка 3

Обратимся к строкам песни Визбора «Цена жизни», 1973 год.

Философы говорят, что жизнь человеческая бесценна.
В военное время Великой Отечественной, когда оно касалось защиты Социалистического Отечества от фашистов, жизнь человеческая приобретала конкретную материальную цену.
Цена многих человеческих жизней соизмерялась с выполнением конкретной боевой задачи по изгнанию немецких оккупантов, столько горя принесших на нашу землю.

О безвозвратных потерях Красной Армии в годы той войны точно сказать никто не может.
Сколько Советских солдат погибло в сражениях, сколько после сражений от тяжких увечий и ранений не совместимых с дальнейшей жизнью...
Это не говоря о погибших из числа пропавших без вести.

Вот уже будет 70 лет со дня Великой Победы, а число павших, при подсчётах, из года в год увеличивается; поисковые отряды добровольцев до сих пор в местах жестоких сражений находят останки героев, но провести их опознание не могут...

В чём же причина?

А причина кроется в том, о чём поёт в своей песне Юрий Иосифович:

«"Товарищ генерал, вот добровольцы -
Двадцать два гвардейца и их командир
Построены по вашему..." - "Отставить, вольно!
Значит, вы, ребята, пойдете впереди.
Все сдали документы и сдали медали...»

Сдача документов, орденов и медалей военнослужащими перед выполнением боевой задачи в прифронтовой зоне, мера необходимая, учитывая сильно развитую разведывательную сеть немцев, где каждая медаль, каждый документ играл важную роль при формировании отрядов диверсантов, при внедрении на нашу территорию вражеских агентов.

Именно поэтому, поисковики, находя останки героев, не могут определить их имена, тем более, никаких нательных жетонов красноармейцы не носили.

А потери Красной Армии, сознательно занижались или вообще умалчивались в сводках СОВИНФОРМБЮРО, чтобы не травмировать и без того травмированное население.
Обычно сообщалось, что войска такой-то армии такого-то фронта, преодолев сопротивление противника, с незначительными потерями вошли в населённый пункт такой-то.

Так и в строках Визбора:

«Товарищ генерал, приказ ваш исполнен,
Да некому об этом вам доложить».

Вот она цена жизни двадцати двух гвардейцев и их командира, только что произведённого в старшие лейтенанты!
Эта цена составляет выполненную боевую задачу по захвату моста у немцев и недопущению его взорвать, для возможности нашим танкам проникнуть в оккупированный нацистами город.

А ведь это цена только одного моста, без штурма самого города с огромными человеческими потерями; а по Радио скажут, что город освобождён при незначительных потерях личного состава...

Юрий Иосифович в каждой своей песне
о Великой Отечественной войне,
даёт прочувствовать,
какой огромной ценой
приближался День Великой Победы!



Заметка 4

Рассмотрим строки из песни Визбора «Воспоминания о пехоте», 1980 год:

«Перед нами в снегах лесотундра лежит,
Медицинская лошадь бредёт осторожно...»

Вот на такую точность воспроизведения сцены Великой Отечественной войны способен только Великий художник, каким был Юрий Иосифович!
Эта точность не ставится ни в какое сравнение, ни с документальными лентами, ни с художественными фильмами: точность заключается в том, что основная тяговая сила Великой Отечественной была – лошадь.

В эшелонах, везущим к местам боёв боевую технику, обязательно были вагоны с лошадьми, если в конечном пункте назначения лошади отсутствовали.
В случае атаки железнодорожного состава с воздуха, солдаты выскакивали из вагонов, а лошадей, чтобы они не разбежались, выпускать запрещалось...
Когда техника доставлялась паровозом до места назначения, то до мест предполагаемых сражений, артиллерию и даже танки везли лошади.
Это и понятно, поскольку танки горючее берегли для боя, да и двигатели имеют ресурс износа...

Вернёмся к строкам текста песни Визбора, где раненых бойцов до медсанбата везёт не полуторка, а «медицинская» лошадь:

«Нас везут в медсанбат, двух почти что калек,
Выполнявших приказ не совсем осторожно».

Зимой, до «медицинской» лошади, тяжелораненых с поля боя довозили «медицинские» собаки – специальные упряжках санитарных ездовых собак.

Вообще, вынести раненого бойца с поля боя – подвиг!
И этот подвиг довольно часто выполняли хрупкие девушки-санитарки!
За годы Великой Отечественной войны, более ста тысяч санитаров погибли под немецкими пулями, вынося раненных с поля боя; только на Ленинградском фронте погибло более тысячи санитаров.
Поэтому, за вынос с поля боя нескольких тяжело раненных воинов с их винтовками, санитаров награждали не только медалями «За отвагу» и «Боевые заслуги», но и орденами «Ленина», «Красного Знамени» и «Красной звезды».

Вернёмся к строкам Визбора:

«Я ж на чутких врачей уповаю тайком,
Если это, конечно, в природе возможно».

Врачи Великой Отечественной, работая в нечеловеческих условиях, делали и невозможное, они возвращали в строй до семидесяти процентов раненых.
Хирурги, работающие практически без отдыха, в полевых Медсанбатах подвергались и бомбёжке и артобстрелам нацистов.
Сорок четыре медицинских работника были удостоены звания – Героя Советского Союза.

Визбор, словами своего литературного героя, искалеченного бойца Красной Армии говорит:

«Что же вас попросить, чтоб вам было несложно?
Я хочу, чтобы вы не забыли меня...»

Память!
Ту самую память, которую сейчас, в 21 веке, пытаются исказить, опорочить...

Память о Великой Отечественной –
вот главный смысл этих строк
Юрия Иосифовича Визбора...



Заметка 5

Песня Визбора «Помни войну!» была им исполнена в 1970-м году, в год 25-летия Победы над гитлеровской Германией:

«Помни войну! Пусть далека она и туманна».

И это сказано сорок пять лет назад!
Великая Отечественная война уже тогда была «туманна» для её современников, её ровесников, для тех, кто в ней участвовал, а ведь память о войне в то время была в каждом:

«Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:
Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас».

Касалось и тех, чьё детство прошло в военные годы, и тех, кто получил в войну «похоронки», и тех, кто похоронил родных и близких, пришедших с войны искалеченными, и даже тех, для кого время остановилось, кто ждал не пришедших и пропавших без вести, надеясь ещё на встречу...

В каждый дом, в каждую семью Советского человека зашло то великое горе, которое принесли на нашу Советскую землю немецкие оккупанты...

Немцы сами выбирали свою дорогу: идти на Восточный фронт и убивать ни в чём неповинных людей чужой им страны, или встать в ряды антифашистов и отправиться за колючую проволоку немецкого лагеря смерти.

У немцев был выбор, а значит, нет оправдания немецким оккупантам, об этом и строки Визбора:

«Тихо, браток. Подпусти их немного поближе.
Нам-то не жить, но и этим подонкам не жить».

В военное время Партия представляла собой Совесть и Честь Советского народа!
Перед тем как идти в смертельный бой, беспартийные оставляли записки: «Если я погибну, считайте меня коммунистом!»; сами же коммунисты говорили, что если у них и есть преимущество перед беспартийными, то оно в том, чтобы в бой идти первыми:

«Рота – ура! Коммунисты – идти впереди!».

Это были настоящие коммунисты, не те номенклатурные работники, кто в Перестройку цинично сжигали свои Партбилеты осуществляя гитлеровскую мечту – развалить СССР как карточный домик.

Не во имя такого развала воевали Советские солдаты, насмерть стояли города:

«Помни войну! Это мы, ленинградские дети,
Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим».

Только в Ленинграде в блокаду и только от голода погибло шестьсот тридцать две тысячи двести пятьдесят три человека – эта цифра, предоставленная для Нюрнбергского процесса Советским Правительством, по мнению многих историков явно занижена.

А в нашем 21 веке для некоторых граждан это вообще уже не имеет никакого значения, более того, можно услышать даже упрёк и не только блокадникам Ленинграда, а вообще всем защитникам Социалистического Отечества, французы, мол, сдались немцам – и Париж не был разрушен, и никто там не голодал...

Юрий Иосифович Визбор не дожил до таких дней, когда начинали глумиться над памятью героев Великой Отечественной войны, но он, будучи Великим русским Поэтом, предостерегал о возможности наступления такого времени, поэтому пел:
«Помни войну!»


====================================



Сергей Владимирович Евдокимов,
Санкт-Петербург,
8 мая 2016 года


Рецензии
Вновь поражаюсь Вашему неравнодушию к многообразие темам, требующим неординарный кругозор!
Снимаю шляпу в уважении и признательности!
Очень сложно не будучи соплеменником, ровестником объективно судить о прошлом...
Вам это удается!
С уважением Александр

Александр Полуев   03.10.2020 00:20     Заявить о нарушении
Александр,
признателен Вам
за Вашу высокую оценку
моих весьма скромных строк!

С уважением,
Сергей

Сергей Владимирович Евдокимов   03.10.2020 08:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.