Трудящийся талант Поэзия Павла Явецкого
“Безумное, безрадостное время, когда стихи как будто не нужны” - так считают сегодня многие, “не до лиры народу сейчас…“ (подтверждает и Явецкий). Но племя поэтов не убывает. Они вопреки нашим непростым реалиям порубежной поры по всей Руси пишут, пишут и пишут.
Многое в нашей жизни перепуталось, но есть очевидности, одна из которых такова: книги поэтов выходят. Совсем недавно, например, в престижном столичном издательстве “Московский писатель” в отделении “Академия поэзии” напечатана книга поэта с Алтая Павла Явецкого “Тихий свет мой, незакатный…”
Солиден и её объём (317 страниц). Это второе пришествие поэта. До этого на Алтае в 1994 году у Явецкого вышла отдельной книгой поэма “Калины гроздь”, посвященная Василию Шукшину (тиражом 5000 экземпляров). Именно тогда земляки и узнали поэта. До и после были только отдельные публикации в СМИ. Иллюстрации, помещенные в книге, выполнены художником Егором Бралгиным, который оформлял и сборник “Калины гроздь”.
В книге шесть разделов, 269 стихотворений, все они объединены прежде всего любовью к Алтаю, к его людям. Через эту любовь отражена вся российская вселенная.
“Постичь, понять пытаюсь жадно
шифр мирозданья непростой… -
так поэт формулирует свою задачу.
О значении “малой” родины для творчества когда-то замечательно сказал Сергей Есенин, открыто признаваясь Вольфу Эрлиху: “Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть! У меня - Рязань! Я вышел оттуда, и какой ни на есть, а приду туда же… Хочешь добрый совет получить? Ищи родину! Найдешь - пан! Не найдешь - все псу под хвост пойдет! Нет поэта без родины”.
А.Твардовский писал, что “для всякого художника, в особенности художника слова, писателя, наличие этой малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение”. Об этом же и слова М. Исаковского: “Там - в этих смоленских лесах - родилось и возникло то, что стало целью моей жизни - возникла моя поэзия”.
“Россия - песенное слово,
Дороже в мире нету слов…” - признается Явецкий.
“Своим местам я предан! / До гробовой доски”, - говорит он, и мы верим ему. “Места родные“… Родился Павел Павлович Явецкий в 1949 году в деревеньке Белое затерянном в одном из ущелий Алтайских гор. В возрасте трех с половиной лет мама, Надежда Алексеевна, переехала с родителями и сыном (на равнину) в село Троицкое, где мальчик в доме дедушки и бабушки прожил до шести лет.
А до того переезда, отец, Павел Васильевич Явецкий 1927 года рождения, следуя с Дальнего Востока, так и не заехал к сыну - создал другую семью. (Избранница сердца и мать будущего поэта, будучи “в положении” вернулась домой чуть ранее.)
Забираться еще в один” медвежий угол” горного Алтая, после дебрей Уссурийской тайги, тяжелой болезни, (провалился с машиной под лед) пережитых там тягот и лишений, он счел для себя просто немыслимым. Иск на взыскание алиментов мать так и не подала.
Первая и другие встречи с ним произошли у сына гораздо позднее, будучи зрелым человеком и отцом троих детей, краткими наездами в Подмосковье… “Отца, отца недоставало, / отцом в горячке бредил я!” И через годы с горькой иронией восклицает: “От отца мне это - мельхиоровая ложка и часы Победа…”
И рядом: “Отсвет детства - мой свет…” - в стихотворении “Реквием дому”, скажет Явецкий-сын. Нам, читателям, важно каждое упоминание о себе самом, о своем детстве, в частности.
“Я безотцовщиною рос”, - с горечью признается поэт уже в другом стихотворении, “мать - подручной печника / крутую глину все месила”, чтобы выжить, чтобы вырастить Павла, ей приходилось много работать. В Троицком жили родственники и с ними было веселее и легче.
Далее был Горный Алтай. Там будущий поэт в одном из таёжных леспромхозов пошел в школу. И еще не раз менялось место жительства: Сталинск - нынешний Новокузнецк, совхоз “Светлоозерский” Бийского (тогда Зонального района), Стан-Бехтемир, Многоозерный, Урожайное…
Богат жизненный багаж поэта, который вырос и живет на Алтае. Работал литературным сотрудником районных газет, на заводах и предприятиях города, но заводских и урбанистических стихов в этом сборнике нет вообще.
Сердце Явецкого осталось в деревне. “Мои корни в деревне, и поклон мой - селу!” - утверждает он.
Высокое понятие Родины для лирического героя П. Явецкого связано с сердечной привязанностью к тем местам, где он родился и рос, где начиналось открытие мира.
“Если б не было края - Сибири
С Ермаком отыскал бы его!” -
уверенно заявляет поэт. Родина - это то, что спасало, держало на плаву.
“Помолюсь на родимые выти,
По осинникам редким пройдусь.
Не порвать эти кровные нити -
Ну, на что я тогда обопрусь?”
Тема “малой” родины, истоков - самая важная в творчестве Явецкого. В нем явственно звучит напоминание о духовных, нравственных ценностях, определяемых первородными народными корнями.
Он говорит нам, что мы в прямом родстве с историей, что прошлое не мертво.
Я - оттуда, от берез,
От былины величальной.
Я глухой травой пророс
На Руси первоначальной.
Тайну вещую открыв,
Чую праведное слово…
Я горюн зовусь - разрыв,
Травка поля Куликова.
Не горю на синь-огне,
Ход времен предвосхищаю.
Топот конницы по мне -
Жаркий потный ощущаю…
( Горюн-трава )
Глубокая древность и наши дни являются для поэта единым и нераздельным материалом художественного постижения действительности. И вполне естественно, что герои Куликовской битвы, схимонахи Троице - Сергиева монастыря Александр Пересвет и Родион Ослябя видятся автору “вчерашним” и “сегодняшним” взором.
История - это бывшее настоящее - утверждает Явецкий. Вернуть нам прошлое, очаровать им, задуматься над его тяжелыми уроками - задача поэта. Целый цикл стихотворений связан с недавним прошлым Родины, особенно это относится к переломным моментам: к тридцатым годам, когда
…Поэтапно сгоняли крестьян
С кличем: “ Время, вперед!”
(“Звено”)
А в другом месте об этом сказано так:
Под сполохи антихристовых звезд,
Дедов, как сваи, замертво вбивали,
Но зерна Правды на костях взрастали -
На пепелищах разоренных гнезд!
(“Путем зерна”)
“Сам из крестьян” Явецкий не мог промолчать и о сороковых - фронтовых годах:
Земля отцов! В суровую годину
Пошли полки колоннами, пыля…
И под бомбежкой, окровавив глину
Сжимал солдат метелку ковыля.
Ряды сомкнув, за горизонт шагали,
Недосчитавшись многих земляков…
И мерный шаг свой гневом напитали,
Месть унося на остриях штыков.
(Земля отцов”)
Фашистов мы победили, потому что “Осляби не прослабли / В Сибири прорва их”. Люди “сибирской закваски” очень дороги автору.
Но особенно Павлу Явецкому удаются стихи пейзажные:
Село увязло в снег по пояс.
Сугробы прут как на рожон!
На пряслах виснет Млечный пояс,
В мерцанье ночи погружен.
Дымки таятся, еле дышат.
Коня раздумал цыган красть…
Мороз гравюры в окнах пишет,
Резцом поскрипывая всласть.
Как истый мастер - не торопок,
Гирлянды нижет колких звезд…
И заметает нити тропок
Поземки мягкий лисий хвост.
Забылись сном коротким люди.
Фронтовику явился сон:
Поля, безмолвные до жути,
Берут околицу в полон.
Пейзажными они только кажутся, а на самом деле это чистейшая лирика - о красоте алтайской Сибири, о единении с миром природы и крестьянства. Автор сборника свободно и легко владеет сибирской лексикой. В стихотворении “Слово” есть такие признания поэта:
Не боюсь Веснянки зова,
Ни за что не оглянусь!
Я ищу такое слово -
Что не слыхивала Русь,
Что и Далю не сыскалось…
Действительно, я, например, ни в словаре Ожегова, ни у Даля не нашла значения таких слов: бластится (“бабой бластится брюхатой”), нудьга, напахтать (“напахтал масло”), крумчет (ворон), “в ряду молочном глечики” и т.д. По-моему, такими словами не стоит увлекаться.
Их, к счастью не так много. Гораздо больше слов, которые точно называют объекты, признаки действия, само действие, но употребляются нами в обычном потоке слов крайне редко: “филин гукнул”, например. Гукнуть (по Далю) - издавать глухой, отрывистый звук или крик.
Или: “стынут забереги, стынут”- заберег (по Далю) - лед, застывающий у берегов в заморозки, закраины. Или: туча “перхает сухо громами”, - находим мы такую строчку у Явецкого. “Перхать” судорожно покашливать от перхоты - зуда, щекотания в горле.
Выверенный образ найден в результате точного отбора слова и в следующих примерах: “Хлынуло густеющее тепло / из духмяной сутемени бора!” Сутемень (по Далю) - полусвет, на закате солнца, до темени, вечерние сумерки. Духмяный (по Далю же): душистый, пахучий.
А вот строчка из стихотворения “Шуга”. Шуга, напомню, мелкий рыхлый лед, появляющийся перед ледоставом и во время ледохода. “Зима, похоже, в двух шагах, / таится, не спешит. / Который день шуршит шуга, который день шуршит… Какая богатая звукопись: з, х, ж, ш, - шипящие звуки передают звук наползающих друг на друга льдинок!
Или: “перезвоны звездных зерен” - замечательная аллитерированная строчка, звонко звучащая из-за того, что в ней - такой короткой! - четыре буквы “з”! Или: “Троплю тропу напропалую!” - в этой строчке буквы т, п, р, л как бы сопротивляются лирическому герою, но он, хоть и с трудом, но преодолевает всяческие препятствия на пути к “обители родимой”.
Уже приведенные примеры показывают высокое мастерство Явецкого - поэта. Но я не буду утверждать, что все вошедшее в книгу удивительно и равноценно. Есть у него неудачные рифмы, например: дремь - деревень, не водятся - колодезя, звезда - неспроста, брошено - бездорожьями, притвора - норов, отсель - земель и др. Подчас стиху недостает отделки, есть и проходные, вторичные стихи, хотя их не так много.
Для Явецкого самая высшая ценность в человеке - первозданность, не испорченность, близость к природе. Природа - нечто большое, великое, простое и естественное. По мысли поэта человек сам должен быть простым и естественным, потому что он часть природы.
Павел Явецкий всю жизнь учится у природы и благодарит ее за это поэтическим воспроизведением в стихах. Я выписала из его стихотворений приметы алтайской флоры: мятлик, чистотел, девясил, конопля, лебеда, крапива, чернобыл, вех, одуванчики, васильки, жарки, чабрец, люцерна, пустырник, репейник, ольха, ель, сосна, осина, тополь, осока.
Это и кедр, черемуха, береза, клен, рябина, верба, бузина, акация, краснотал, вяз, яблонька-дичок, облепиха, ветла, тысячелистник, чертополох, ковыль, молочай, таволга, хмель, кипрей…
Богат и животный мир Алтая у Явецкого, на страницах сборника “Тихий свет мой, незакатный…” мелькают лоси, волки, лисы, зайцы, сурки, суслики, таймени, щуки, пескаришки и вьюнки.
Особо разнообразна орнитофауна: галки, гуси, дятлы, грачи, синицы, воробьи, трясогузки, поползни, совы, вороны, соловьи, перепелки, журавли, стрижи, жаворонки, и еще клест, филин, чайка, козодой, щегол, зяблик, стервятник. “Поэт всегда немного орнитолог”, - утверждает поэт. Летние пейзажи нельзя представить без шмелей, стрекоз и комаров, и они, конечно, есть.
Больше всего у автора не летних, а зимних пейзажей. Во многих его стихах повторен образ снега, метели, зимы, звучащих отголоском столь любимых Явецким блоковских мотивов. Блок, чувствуется, оказал серьезное и глубокое влияние на поэта. У Блока он учится поискам гармонии, тонкости ощущения, улавливанию трудно уловимого.
“Нешуточная встряска, когда мороз прижмет”, “ходит ходором снежная муть, в барабанные бьет перепонки”, “вокруг - постелями / снега разостланы / Белы прогалины, как есть убродные…” “Заметает меня переметной пургой. / Снег летит сквозь меня / и не тает во мне…” “Снега, снега - стога, нипочем не пройти!”
“Юркнул вьюги зверек: покатил без дорог”, “Распошел белобровый снежище, разошлась матерь божья - Сибирь!”, “И всем метелям настежь - ворота во дворах!”, ”Снег по колено - жарко нам”, “Сечет отчаянно метель”, “Оглашенно вьюга выла бабою навеселе” и т.д.
По авторскому замыслу, как видим, снег - причудливая игра природы, снег, метель, поземка - в его стихах создают атмосферу сказки, подчеркивают изначальную красоту земли. Зимний колорит украшает пейзажи, и все-таки от него устаешь.
Уж очень много зимы. Зима долгая, надоедливая - такой она и воспринимается сибиряками. Но в стихах это чересчур. Эксплуатация образа, приема всегда связана с опасностью самоповторения и потери ощущения свежести и новизны.
Самое серьезное влияние на Явецкого (особенно раннего) оказал Сергей Есенин. Они сошлись в общей думе о родине, о России, о земле, о жизни на ней. Ощутимо и присутствие на страницах сборника Н.Рубцова и других представителей “тихой лирики”.
Вслед за этими поэтами Явецкий обратился к проверенным и эстетическим ценностям, к тому, что во все времена является бесспорным достоянием души. У него явственно звучит объединивший многих поэтов мотив возвращения к исходному, к чистоте, к природе.
На ориентацию Явецкого к “тихим” лирикам ( Н. Рубцову, В. Соколову, В. Казанцеву, А. Передрееву, Н. Тряпкину, С. Куняеву, и др.) указывает, на мой взгляд, уже само название его сборника стихотворений - “Тихий свет мой, незакатный…” “Тихая моя родина” - так, например, называлось одно из программных стихотворений “ деревенского поэта” Николая Рубцова.
Для перечисленных поэтов основная интонация - грусть при расставании с прошлым, от сознания отторжения людей от своей земли. У Явецкого она тоже звучит сильно в стихотворениях “Была деревня…”, ”Устои”, ”Чернотропье”, ”Путем зерна”, “Пульс учащен…”, “Звено” и других.
Анализируемый сборник, несомненно, выдержит испытание временем, так как его лучшие стихи - о главном, о вечном. Лауреат Государственной премии СССР, поэт Анатолий Преловский, давая рекомендацию в Союз писателей, справедливо отметил, что “…перед нами внушительный по времени, по жанровому рисунку и объему творческий путь поэта, который, я уверен, будет признан широким читателем.
Для этого у него все есть: дарование, крестьянская нравственность, здоровая основа и трудолюбие. Мне кажется, как трудящийся талант, Павел Явецкий мог бы украсить писательскую организацию России”.
Замечательные слова, с которыми невозможно не согласиться. Мы, любители поэзии, будем ждать выхода в свет следующего, уже готового сборника стихотворений, поэм, баллад Павла Явецкого, предположительное название которого “Маятник Времен”. (Книга вышла в свет в 2006 году) Ольга Овчинникова
Свидетельство о публикации №116050308378