Золотой век продолжается

Год литературы – 2015 год – в России главным образом напомнил о том, что литературе на нашей земле уже не одна тысяча лет; что на нашей земле продолжаются столетия литературы, столетия сокровенной национальной художественной мысли; что без литературы народ этой земли никогда не обходился, не обходится и не будет обходиться.
И такое происходит с тех пор, как человек услышал шорох листьев и обнаружил, что шорох листьев похож на шепот человека при разговоре или при молитве. Значит, и дерево разговаривает или молится. Человек увидел, что земляничная поляна в июне похожа на сияние зари; что топот коней на твердой дороге похож на грохот грозы. Человек заметил это, и с тех пор, как человек заметил схожесть предметов и явлений и сказал об этом другому человеку, и началась литература, началась поэзия.
Так рождалась поэзия. И человек рождал поэзию не для того, чтобы учить, воспитывать кого-то, спасать или улучшать. Человек, создающий поэзию, никогда таких целей не ставит, за него потом эти цели обозначают литературоведы, историки, философы. А у него одна цель, чаще всего подсознательная – выразить себя. Поэзия произрастает из повседневного бытия поэта – из его субъективных эмоций, печали, радости, из его внезапно, стихийно возникающих мыслей. Ахматова писала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда» ...
Так Россия, столетие за столетием, метафора за метафорой, песнопение за песнопением, былина за былиной, сказ за сказом, а потом уже – стихотворение за стихотворением, подошла к своему «золотому веку» – к литературе первой половины 19 века. Хотя по пути к своему «золотому веку» русская литература активно вбирала поэтический опыт, то есть опыт необычного, красивого мировидения и мироощущения, уже достигнутый французами, англичанами, немцами, итальянцами, испанцами. Русское мироощущение стремилось ко всемирности, к космосу, к расширению границ, к соединению травинки в степи и звезды над землей, потому и овладевала таким же опытом других великих народов. Да, у Руси особый исторический путь, и русская литература эстетически и философски уникальна, но всемирность нынешней русской литературы связана, конечно же, и с художественно-поэтическим опытом Европы.
19 век оказался тем временем, когда была востребована народом такая литература, которая воплощала бы великую гармонию как идеал самого народа. Народ, уже и философски вживленный в природу, востребовал великую поэзию. Обратим внимание: самые значительные произведения «золотого века» связаны с темой природы: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет...
«Золотой век» русской литературы был порожден востребованностью такой литературы не меньше, чем гениальностью поэтов. Народ, философски породненный со стихией, породил себе таких поэтов, собрав их из всемирной природы и всемирной истории. Вспомним родословную Пушкина (Африка), Лермонтова (Шотландия), Державина (татары), Жуковского (мать турчанка) ...
И «золотой век», начатый вроде бы в первой половине 19 века, не закончился. Более того, «золотой век», однозначно повлиявший на последующие периоды литературы, стал влиять и на весь обозримый предыдущий период поэзии. «Золотой век» преобразил и стихи Державина, Ломоносова, и «Слово о полку Игореве», и более ранние произведения устного народного творчества. Потому что «золотой век» собой явил то, для чего были явлены предыдущие творения и предыдущие творцы русской литературы.
Более того, «золотой век» оказал колоссальное влияние на литературы всех народов, живущих с русскими – носителями литературного языка на этой земле. Вслушаемся в ритмику и размер стихов, приглядимся к поэтике. И это естественно, потому что и бытие этих народов послужило материалом для сотворения природой и историей этой земли «золотого века» поэзии. Примечательно стихотворение Пушкина «Калмычке». И не случайно Пушкин был уверен в том, что «назовет» его «всяк сущий» в России «язык». Причем, не только младописьменные литературы, такие, как мордовская, оказались под абсолютным влиянием «золотого века», но и литературы, имеющие древние исторические и эстетические корни. Тем не менее, сегодня, например, звучание татарской поэзии или поэтика татарской прозы непосредственно и откровенно связаны с русским стихом и прозой первой половины 19 века.
А в самой русской поэзии сегодня «золотой век» продолжается в произведениях Есенина, Рубцова, Заболоцкого, Шкляревского, Тряпкина, Соколова, Прасолова, Передреева, Юрия Кузнецова, Николая Дмитриева...
Мы находимся в контексте «золотого века», мы не можем вырваться из этого контекста. И природа нашей земли, вживленная в нашу общенациональную историю, судя по всему, надолго, если не навсегда, выразила себя в звуках «золотого века» русской поэзии.
Когда мы – нация, когда мы – общество, когда мы – народ, имеющий историю, мы не обходимся без литературы. Предшествующая нашему времени наша история такая. И мы никогда не сможем обходиться без нашей литературы – как без родины, как без истории...


Рецензии