Рецензия на эфир Вечерних стихов от 27. 04. 2016
Участники:
Алексей Абашин: http://www.stihi.ru/avtor/leshy_a
Анна Дэ: http://www.stihi.ru/avtor/zebrik777
Таша Томина: http://www.stihi.ru/avtor/Tomina
Открою наше общение с крылатой фразы:
«Человеку даны два глаза. Один из них – для чата» (маэстро Помидоров)
Вообще, молоток этот Помидоров, радует меня. Даже во многом он превосходит по своей значимости (в заполняемости эфира) господина Настенко (ну, это тот, похожий на кентавра – для тех, кто ещё путается в основных фигурах).
«Михаил Котылёв видимо трогает себя: что-то трогательное у меня возникло, но явно не от поэзии» (цитата из реплик Помидорова).
Орехов более консервативен и скучен (не согласны? я рыдаю). Долдонить об одном и том же – большого ораторского мастерства не требуется:
«Чат, будьте людьми, пожалуйста» или «Автор представлен членом…».
Это запоминается (ибо входит в систему повторов), но это же скуШно, дорогие мои чатлане.
А да, можно и что-нибудь новое придумать. Чатники, например. Чатуны, чатовики, чатальоны, чатоведы (краеведы же есть). Чатаи, кстати. «Читаи» – это читатели. А «чатаи» – пишущие в чате существа без определённой (чаще) принадлежности к тому или другому полу (пойди-ка разберись, кто есть этот размноженный/размазанный по чату «гость»).
Вот такой каламбурчик получился.
Предложение переименовать Орехова в Огрехова тоже прикольно прозвучало. Ай да, этот Помидоров, ай да... (и далее – по Пушкину).
Критик Климова тоже внесла свою лепту в набор приколов, оговорившись: «Анна Охватова» ;-) Или Обхватова?
Ну, конечно же, авторы у нас сегодня элитные – ну, двое из них уж точно. Ведь какие номинаторы-то – что ни имя, то живая легенда (конечно же, в рамках двух известных сайтов – глубже уже менее живой и менее легендарный след, хотя, может быть, я и не прав).
Вот они, бравые ребята: Ю. СемецкЫй, Дэ. РевскЫй. Ещё бы сюда фамилию РжевскЫй (как его, кстати, звали, никто не помнит? а то мне лень раскапывать в архивах истории) – и вообще будет стена почёта.
Начнём, пожалуй, с мужчины-автора (женщин оставим на «сладкое»).
* * *
Алексей АБАШИН
Имя с фамилией до боли мне знакомые (по Стихире, разумеется), хотя лично не имел чести с ним общаться.
«Гуляла вьюга в городе ночном,
цеплялась к припозднившимся прохожим.
Толкнул её какой-то бомж плечом,
и проворчал: «Негоже, мать, негоже!» – изумительное начало, я просто просветлел от его размаха.
«Обиделась. Затихла. Умерла» – тут же? почти поверил, учитывая иносказательность образа.
«У вьюг, увы, ранимые сердечки» – а вот тут позвольте не согласиться – холод никогда не может быть ранимым, он вполне может сам ранить. Да ещё и это не совсем уместное нагроможденьеце «у вьюг, увы», где последнее является не вполне изящной втычкой, дабы не развалился размер.
«По-вьюжьи вьюгам хочется тепла» – снова ошибочная некорректность:
1) тепло по-вьюжьи разве бывает? – а именно так можно понять двоякость наспех слепленной фразы, или это нечто экзотичное, исходя из образа вьюги.
2) хочется ли в действительности тепла (вьюге), или настолько близкое притяжение противоречий?
«а люди холодны по-человечьи...» – вот это более удачная находка, хотя без сцепки с предыдущей версией, где про «хочется», несколько теряет свой философский вес.
Переделать бы, но… решать, конечно же, самому автору.
Начало, конечно же, обязывает к более продуманному продолжению.
«Другие окна»
«Когда-то окна были интересней…» – вот одна, казалась бы, строка, а насколько большой смысл заложен – отсыл и к воспоминаниям, и к ностальгии, и к размышлениям…
Очень удачно поймал образ автор.
«Пусть сквозняки гуляли по квартире,
которая жила на Красной Пресне
под номером четыреста четыре» – квартира, жившая в доме – опять же интересная находка из тех простых, но редких, до которых вряд ли додумается сетевая графоманка, какая-нибудь Марь-Ванна Дунькина.
«Пусть по утрам в мой сон врывался дворник,
коловший лёд в Столярном переулке…» – наслаждение историческим шармом, браво.
«И дядя Федя – каждый божий вторник –
будил своим: «Тачаю!». Пьяно. Гулко» – некий спад, но пока хорошо.
«Пусть было шумно, зябко, но… тактильно» – ну, по поводу всех этих псевдо-авангардных словечек высказалась госпожа Климова – согласен с ней полностью – лишнее/чуждое в поэтике.
«В окладах деревянных стёкла жили» – тоже из простеньких, но выигрышных находок.
«Когда по вечерам сгущались краски,
я раздвигал жаккардовые шторы» – «раздвигал» – как-то карябает мой «нежный» ;-) слух.
Заменить бы на что-то созвучное – размыкал, например. Мягче же?
«и пропадал надолго в зимней сказке…» – вот здесь красивая строка вполне затмевает собой даже такую невзрачную избитость рифмы.
«…Москва. Окно. Морозные узоры…» – ну, это известный «конёк», которым пользуются уже не один десяток лет.
Тот же А. Шаганов, к примеру (кто не знает, поясню: поэт-песенник): «Четверг, свидание, метель…».
Хотя все уже догадались откуда «ноги растут» – из блоковской нетленки «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
Но я абсолютно не против подобного хождения по протоптанному. Лишь бы к месту было. Здесь – вполне к месту.
«Небо в комнате»
Это не было мечтой, но случилось:
небо в комнате моей – антуражем. – из той же серии, что и «тактильно» – чуждое.
Тронув облако, скажу: «Очень мило!» -
и почувствую себя дюже важным. – само слово (она же – втычка) «дюже», куда его ни вставляй, с чем ни перемешивай, абсолютно коряво звучит. Сорняк, которому не место на поэтической грядке.
«То, что где-то за окном понедельник, – «то-шта-гдета» – брр! тошно ;-)
и вливается в метро многолюдность,
стало сущим пустяком – канителью; – молодец, ибо многие сочиняльщики дальше, чем «бездельник» в рифме этой не продвигаются.
захотелось в зазеркалье и в юность – «вьюность» – что-то видимо из сорняковых произрастаний ;-)
Автору (ибо случай уже не первый) можно посоветовать не забывать проговаривать свои шедевры вслух.
«Непричёсанная жизнь перестала
мне казаться наказанием свыше» – ну, конечно же, Свыше, иначе просматривается примитивное умаление.
«Согласитесь, небо в доме – немало;
а ещё внизу московские крыши…» – почувствовалась попытка шагнуть за… Но, к сожалению, несколько не дотянул. Хотя, не утверждаю – спорно.
«Мышь. Сюрмульт для взрослых»
Так умилившее критика стихотвореньеце и нисколько не нашедшее отклика у меня.
Несколько раздражает звучащее рефреном – на мой взгляд, ненужный здесь авторский ход. Или, скажем так, ход, без которого вполне можно было бы обойтись.
«Дыра»
«Вот стоит дыра на краю земли» – дыра стоит? (пожимаю плечами).
«Под крестом стоит испокон молитв» – что-то видимо очень продвинутое, простите, не дотягиваю.
«И живёт в дыре нелюдимый люд – масло масляное, хотя в данном случае допустимое применение, ибо понятие «люд» даёт больший спектр.
«Сам собой живёт – без царей да слуг» – «даслук» (придираюсь, гад я такой ;-))
«На устах замки, в головах уют.
Ни сердечных ран, ни душевных мук» – избитый приём, Высоцкий почему-то сразу вспоминается.
«И такая вкруг благодать тоски,
словно счастья нет, да и горя нет.
Из купели – в тень гробовой доски.
Чередою лет, не оставив след…
…Сколько создал ты вот таких же мест;
и зачем на них ты поставил крест?» – очень уж упростил автор свой слог – изначальная идея намного сильнее представлялась.
«Штурм Кёнигсберга»
Ну, естественно, куда же на «Вечерних стихах» да без военной тематики?
Один умник когда-то просёк эту выигрышную «фишку», остальные идут по следам его успеха.
Климову данный опус не убедил. Что ж, бывает…
«Исповедует бойцов политрук» – явно не примитивный, но больно что-то не стыкующийся образ. Хотя если это иносказательность…
«А я знаю, что сегодня умру.
И молиться смысла вроде бы нет:
с поля брани полагается в рай.
Только дал бы кто толковый совет:
что туда с собой дозволено брать?» – странное противоречие: вроде бы знает о такой тонкости, что «с поля брани – в рай», но в то же время задаётся вопросом о такой материальной глупости.
«Обозначит горизонты рассвет.
Оборвётся мысли каверзной нить.
Вспыхнут звёздочки сигнальных ракет.
И подумается вдруг: «Будем жить!» – глухой да не услышит, как на удлинённости неудачно подобранного слова, идущего под двумя ударениями «под(У)маетс(Я)» происходит ломка/рассечение ритма.
Есть стихи затянутые, есть сильно затянутые. Но в этом автор явно не раскрыл до конца образ, довольствуясь поставленными многоточиями и перейдя к финальному катрену.
При всём уважении к мастерству и самоотдаче автора (особенно понравился из зачитываемой автобиографии тот момент, когда он, получив в 2006 году хороший пинок от кого-то из опытных собратьев по перу, занялся самообразованием – вполне достойно и мудро)…
Оценка: ЧЕТЫРЕ (с плюсом). Точнее – 4,5 балла.
* * *
Анна ДЭ.
Что-то мне подсказывает, что это достаточно элитарная поэтесса, за которой стоит такой крутой и всемогущий «выдвижун».
Или просто у страха глаза велики?
Тут ещё и ко всему прочему внешне просматривается образ панночки из гоголевского «Вия» – действительно содрогнёшься… Хотя голосочек сладкЫй… :-)
Весь трЯущийся от боязливости перед чем-то столпОвым и великим, приступаю к перечитыванию услышанного ранее.
О первом стихотворении – ужасно затянутое. Не поверю никогда, что нельзя его было несколько компактнее создать. Тем более – не поверю женщине :-)
«и ничего пока еще не знаю,
лишь радуюсь, что мир, и май, и труд...» – начало никакое.
Даже видится не началом, а скорее, неким продолжением чего-то – и по оформлению, и по смыслу.
Но далее обнаруживаются весьма и весьма интересные находочки (ну, иначе бы с элитарной поэтессой и быть не могло):
«…спит бабушка, не покладая спиц -
становится гребёнкой и косынкой -
становится землёй и снова спит.
а мы её никак не отпускали -
всё ездили на поиски в санях,
бродили перелесками, песками,
высматривали в горле у меня…» (?!) – потрясающе! Бабушку высматривать в горле…
«…а теперь смотри,
как детство неживое, ножевое
в земные проникает буквари» – страшноватый образ, но впечатляет.
Но это ещё что! Далее вообще Гоголь покуривает нервно в сторонке:
«…вот кто-то чёрный по ночам пугает,
рядится то совой, то мертвецом
с висящими передо мной ногами -
и на двоих у нас одно лицо…»
Вы ещё не…? Тогда я про…:
«…там, где площадка яростно хохочет,
в заборе дыры для отцовских глаз – странноватые какие-то дыры. Отец или отцы были вуайеристами?
и август - непреодолимый отчим, – шороховатый ритм.
пока с работы мама не пришла. – нет, по ходу, всё-таки что-то с насилием здесь законсервировано. Возможно, в детстве Анечка подвергалась чему-то не совсем хорошему. А может быть, это сказываются наблюдения за кем-нибудь из подружек – мы ж не знаем всей подноготной, которая засела глубоко в подсознании нашей элитарной авторши.
«…от мамы остаётся только рама
и в рамке - небо, и она на нём…» – моё вам «браво».
«…а бабушка связала всё на свете -
равнины, горы, горьких сыновей
и дочерей своих – и жизнь, и смерть их -
в колодце, в море, в скошенной траве…» – а здесь и того паче – троекратное вам моё…
«Под вечер к нам война приходит в дом…»
Вот-вот, и я о том же (но повторяться не буду).
«под вечер к нам война приходит в дом,
а мы её - да под чаёк с вареньем.
там выстрел обрывает чьё-то время,
а мы смеёмся за секунду до...» – очень сильное начало…
…перетекающее в нечто желеобразное и бесхребетное:
«…нет, нас ничем, ничем не напугать,
мы - разухабистая детвора, мы -
рождённые, чтоб колесить дворами...
на друга друг идёт, как на врага, – с рифмой явно какие-то «недожуйки» произошли на фоне экспериментальности.
взаправдашней игрушечной войной,
в еловые убежища чудовищ
прицельно метит...вспоминая дом, лишь…» – «домлишь»? это что-то из глаголов второго лица настоящего времени?
«…и голос свой, пускай издалека,
сплетаю с ними. и не засмеяться
над тем, как водосточная щека
не знает ни огласки, ни румянца...» – а мне, в отличие от Климовой, очень понравился образ. Хотя используемая пунктуация не радует.
«…так пресный хлеб, предчувствуя беду,
нас приучает к малому. и присно
так журавли напрасно руки ждут
и доживают в небе афоризм свой» – а вот здесь уже нелепейший катрен, вдобавок с труднопроизносимым на стыке свалки из согласных «афориЗМ-СВой».
«Обычное»
«голова ты моя голова, ну за что ты со мной, за что?
почему ты такая бездонная и большая?» – ничего не напомнило из классики прошлого десятилетия?
А мне напомнило:
«Голова моя глупая,
Безногая, безрукая!» (певица Любаша с передачей эстафетной палочки Пугачихе).
«…всё бы выкинуть из тебя, не откладывая на потом...
нет, оставлю. пусть будет. не очень-то и мешает…» – ну вот типичный бабский закидон – психанула, но смирилась.
«…лишь твой брат по земле, с тополиной отрубленной головой,
только сёстры по хлебу, с крылатыми голосами» – нет, явно тема ужасов в стиле господина Н. В. Гоголя «красной нитью» тянется через всю представленную подборку нашей несравненной и сладкоголосой. А может, там и всё творчество в этом увязло? Проверять не пойду – боюС.
«Мартовское»
«нелепо болен, горделиво сгорблен,
в любви по сердце, по уши в зиме,
бредёт себе, не разбирая горя,
ах, этот кто-то... нет ему примет…» – пипец, меня уже действительно ужас охватывает. Интересно, а Анна не сатанист(ка) у нас?
«…глухой трамвай подкатывает к горлу,
на лицах улиц отголоски ног, – «лица улиц» – прелестно.
а человек глядится в непогоду
и выдыхает солнце между строк» – вот это уже лучше обыграно – и талантливее, и позитивнее.
«Из точки А» – достаточно «неоформичное» произведение, явно на любителя.
Я не из подобных любителей, поэтому не стану на нём задерживаться.
В памяти лишь останется недоумённый возглас критика на потрясающую микросхему:
«…медленное начало:
будто бы по частям рождается человек –
вот голова,
вот шапка на голове...
вот появляются руки
и расцветают
алым»
Под финал выступления снова «затянутая затянутость» – «Вслепую» – что явно не в плюс автору. По крайней мере, от меня.
«…и не было важнее дела, чем
поймать новорождённую минуту,
спасая от непрошеных врачей -
от времени, от стрелок, что бегут, но...
(дважды «но» при переходе строки – не вижу оправданности)
но смерти нет – пусть вытекает газ, – напрашивается «глаз».
пусть корчится в полураспаде атом,
а если есть – то точно не для нас,
представивших, как на восьмом и пятом
спешат тела соединиться встык…» – на восьмом и пятом чего? этаже? уровне?
Хотя до этого, мы помним, речь шла о минуте.
Не отвечайте, не надо оправдывать. Ответ очевиден: авторская неумелость или авторский косяк – не суть важно.
«…кривлянье масок, тонкокожесть ширм...» – ну, это уже выдавливание из тюбика взаимозаменяемых эпитетов – хочешь так, а хочешь другим «макаром».
«…участвовать нельзя уйти, увы мне…» – «увымне» – зверёк-мутант.
«…но отвернись, себя развороши,
и выпорхнут - цветные, как живые,
слепцы-слова, шагнувшие за грань,
в паденье потянувшие за платье, – не сорвали, нет?
и я, переведённая на брайль, - напрасно-напрасно, ибо Марь-Ванна Дунькина явно не в курсе, что это рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
и ты – мой проницательный читатель»
И я – твой проницательный читатель что могу сказать, девочка моя? (простите за манерность).
Безусловно/«бес-порно» талантливая самобытная авторша, умеющая и владеющая многим из основ. Верю и в её элитарность, и в её большое поэтическое будущее (и даже в тех, кто за неё готов перегрызть мне глотку).
Однако, ставлю ТРИ балла (если быть более точным – 3,4).
Всё необходимое, казалось бы, есть, но… не торкнуло.
Понимаете?
Не-торк-ну-ло (или как хотите, разбейте на слоги).
Душа не отозвалась. Вот такой я «каменный истукан».
* * *
Таша ТОМИНА
А вот на неё отозвалась:-) Очаровала даже, хотя в моём вкусе несколько иной женский тип.
Но (!) Отступим от лирики. И приступим непосредственно к самому наиглавнейшему.
«рак сердца» – слава Богу, что не из медицины
«вероятность вины не мужчины, а знака
высока, как высок тот космический знак:
в беспристрастно холодном кругу зодиака
деловито мерцает серебряный рак…» – странное предпочтение, учитывая, как Водолеи (знаю не понаслышке) нелегко сходятся с Раками – хотя это не самый страшный зодиакальный дисбаланс, как, например, Водолей – Стрелец (папа дорогой, это вообще сущий ад).
Но…
Любовь зла – полюбишь и… Рака.
«…вот и этот, земной, непредвиденно цепок,
аккурат ко второму свиданному дню
без досужих бесед и прогулок нелепых – фи, как корявенько…
в м(О)е сердце вонзил не стрелу, а клешню…» – если рассматривать как новодел к лирическому образу, то вполне удачно.
«…день за днем – снегопад… оперившийся камень – супер-образ!
в январе с нескрываемой лаской глядит.
но мужчина уныл, он герой му-рак-ами,
крутит радио и материт аппетит – (???)
я сержусь, но иду по кривому маршруту – вот, о чём я предупреждал в самом начале – о несовместимости ;-)
непременных утрат, беспросветной любви.
и заочно рыдает метель по кому-то,
и целует в висок затяжной оэрви» – с этой строкой, вроде бы, разобрались на эфире.
«…что про завтра гадать? мир жесток и цикличен – удивительная новизна откровений ;-)
мне опять выпадает познать и сгореть – хотя говорят, что учиться лучше на чужих ошибках.
оттого я люблю запах скрюченных спичек, – фу, ужасный запах – милая, у вас какой-то извращённый вкус ;-) но если это для подгонки под рифму…
оттого я тиха и уступчива впредь…» – вот это более приятнее и понятнее от женщины :-)
«…карту неба вспорол ятаган-полумесяц,
и опять - снегопад, снегопад, снегопад…» – а более весомой наполненности строки не пришло на ум?
«дорожное» – очень милое лирическое стихотворение с интересными образами и рифмами…
Но:
«…забыв про моря и Алушты, – непонятное дробление того, к чему героиня стремится в единственном числе.
Про долгий надрельсовый шум,
я вдруг осознала: неужто
я снова впервые дышу?.. – финал какой-то скомканный получился, ожидал большего, чес-слово…
Следующее – тоже вполне милое стихотвореньеце:
«фамильярничать с мартом – ходить с голой шеей,
и в диоптриях луж различать измененья
городской суеты, где бульвар хорошеет,
оголяя ограды чугунные звенья…»
Но:
«…с послезавтра объявлена новая мода –
целоваться с дождем, долго-долго, до нитки...» – согласитесь, корявенько звучит подобная незаконченность фразы – незачёт.
Далее – с переменным успехом:
«…ставить росчерк улыбок на синих витринах,
где картины капелью – свежи и проточны.
и диковинной таксой, безмолвной и длинной,
выводить св(О)ю тень на короткой цепочке…» – типичная женско-«строительная» глухота (я про «сваи»).
«…щупать носом пыльцу золотой атмосферы,
отпуская свой чих в небо звонкою данью…» – представил, как это выглядит – некрасиво, мужиковато даже. В платочек бы надо ;-)
Хочу также не обойти вниманием и «Ноктюрн». Похвалив его.
Ну, не нашла в этой немногословной красоте госпожа Климова ничего для своего эстетического удовлетворения – ну и ладно :-)
Далее следует у нас произведение, которое больше впечатлило мужскую часть неугомонного чата:
«ты куришь в темноте, на том краю кровати,
где гибкая постель оплавлена луной…» – употребляемая «постель» не очень нравится, ибо это подразумевается как синоним кровати, хотя я не забываю и о первоначальном значении данного слова – но всё равно лучше обыграть изящнее, а не «маслить маслом».
«душистый мотылек – истерик, маразматик –
стучит махровым лбом в застенок слюдяной…» – с одной стороны вроде бы интересный образ найден, но с другой – отталкивающий. Изнеженные эстеты меня поймут ;-)
«…ты выточен в дыму - из ценного массива
невероятных дум, и грусти, и тепла.
калькируешь свой пульс на непроглядный ливень,
и линия плеча недвижимо бела…» – очень удачно, радуете.
И последнее стихотворение вполне ровное и местами впечатляющее.
И чтобы не быть голословным – подробнее о тех местах :-)
«рань. дождя пощечины. плащи…
сюр столичных улиц узнаваем.
тканей и людей густые щи
налиты в посудины трамваев…» – по-моему, классно.
«…и кляня трамвая долгий путь
в те места, где я не много значу,
я мечтаю город обмануть –
увезти себя на дачу-клячу…» – вот в этом месте, когда я трепался в чате, особо не вслушиваясь в авторскую речь, меня грубо ткнули носом.
Да, не эстетично (это я про «дачу-клячу»). Но в целом – нормалёк ;-)
«…там в пустой гостиной, у огня
зонт просушит мокрые ключицы,
и тоска, дождями семеня,
до меня навряд ли достучится…» – мой очередной восторг авторской поэтичностью.
«…приезжай и ты меня согреть
и изведать местного уюта.
здесь лучей таинственная медь
лишь двоим играет почему-то» – вот читаешь эту поэтессу и ловишь себя невольно на мысли: «Да, я верю ей».
Вначале подумывалось, что поставлю Томиной и Абашину одинаковую оценку и проголосую за них двоих.
Но в последний момент (к концу разбора) моё предпочтение Таше всё же пересилило.
Оценка: ПЯТЬ баллов (минус затерян). А точнее – 4,8 балла (для педантично настроенных).
/1.V. 2016 г./
* * *
ПОСМОТРЕТЬ эфир передачи в записи:
Результаты стихирного голосования:
Свидетельство о публикации №116050200382
Передачи эти не видела.
А Вам рада, часто вижу Ваше имя и люблю Ваше творчество.
Мне- дилетанту,много можно простить (импульсивные экспромты)
Спасибо.
С уважением.
Агнесса Таже 16.05.2018 18:03 Заявить о нарушении