Я часто думаю о ней...

Когда её обидел я,
Ещё была подругой юность.
А нынешняя жизнь моя
В то время памятью вернулась.

Устав от маетных дорог,
От гостевого политеса,
Я вылил чувства в пару строк...
Тоской опутан бессловесной.

Солидный возраст, стать и вид.
Вполне достойно положенье...
Но что-то тягостно свербит
На сердце счастья отраженьем.

И, вроде, нынче не один...
Семья... и дети... всё, как надо.
Но почему-то до седин
Не добралась души отрада.

И помнится один из дней,
Дарёный девушке обидой...
Я часто думаю о ней...
Тоскуя даже не прикрыто.

Быть может в давние года,
Её упрятавшие имя,
Бездумно выбрали уста
Тоску и маету с другими.

1.05.2016

Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Размышления о прошлом, чувство вины за нанесённую когда;то обиду и неудовлетворённость настоящим. Лирический герой переживает внутренний конфликт: внешне жизнь устроена («семья… дети… всё, как надо»), но душевного покоя нет.

2. Основная мысль
Настоящее благополучие не избавляет от груза прошлых ошибок; невысказанная вина и незакрытая эмоциональная рана продолжают мучить человека спустя годы.

3. Композиция
Стихотворение состоит из 6 строф, выстраивающих хронологическую и эмоциональную дугу:

1;я строфа — воспоминание о давней обиде;
2;я строфа — усталость от внешней суеты и попытка выразить чувства;
3;я строфа — констатация внешнего благополучия и внутреннего дискомфорта;
4;я строфа — контраст между внешним порядком и душевной пустотой;
5;я строфа — навязчивое воспоминание об обиженной девушке;
6;я строфа — предположение о том, что выбор прошлого привёл к нынешней тоске.
4. Тип речи
Лирическое размышление (внутренний монолог) с элементами повествования (воспоминание об эпизоде прошлого).

5. Стиль речи
Художественный, с элементами разговорной лексики («маетных», «политеса») и поэтических оборотов.

6. Средства связи

лексические повторы («тоска», «обида», «память»);
местоимения («её», «я», «она»);
синтаксический параллелизм («И, вроде, нынче не один…», «Но почему;то до седин…»);
антитеза (внешнее благополучие vs внутренняя пустота).
7. Средства выразительности

эпитеты: «маетных дорог», «гостевого политеса», «бессловесной тоской», «солидный возраст»;
метафоры: «память вернулась», «тоской опутан», «на сердце счастья отраженьем»;
олицетворение: «что;то тягостно свербит»;
инверсия: «Устав от маетных дорог…», «Я вылил чувства в пару строк…»;
риторические вопросы и недосказанность: «Но что;то тягостно свербит…», «Но почему;то до седин…».
8. Настроение и тональность
Меланхоличное, исповедальное. Преобладает чувство невысказанной вины и тихой тоски. Интонация доверительная, без пафоса, с оттенком смирения перед необратимостью прошлого.

9. Размер и рифма

размер: четырёхстопный ямб;
рифмовка: перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм;
строфика: шестистишия (кроме последней строфы — четырёхстишие), что создаёт ощущение незавершённости, «обрыва» мысли.
10. Итоговый вывод
Стихотворение передаёт универсальный человеческий опыт: даже при внешнем благополучии прошлые ошибки могут становиться источником хронической душевной боли. Автор использует простые, но ёмкие образы, чтобы показать, как незакрытый эмоциональный долг из юности продолжает влиять на взрослую жизнь.


Рецензии