Космическое сознание - 1

                Составитель  СТЕПАН  СТУЛЬГИНСКИЙ

                КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – 1

                ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ
 
                БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ КОСМОСА

    Сокровенное Знание — Древняя Мудрость Махатм Шамбалы, говорит: «Вселенная беспредельна в необъятном пространстве Космическом. Центр пространства — везде, а окружность его — нигде. Куда бы мы ни стремились — в любом направлении будет бездна. Допустив, что существует какой-то предел пространства, возникает вопрос: что же находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно? Нет, нельзя никак вообразить Космос предельным. Космическое пространство никаких пределов не имеет — Космос простирается во все стороны беспредельно».

   О вечности Космоса во времени Сокровенное Знание Махатм говорит: Существует во всем Мире великий Космический Закон Аналогии: «Как на земле, так и на Небе; внутреннее подобно внешнему; большое таково же, как и малое». Что же именно мы наблюдаем?

   Все, что существует в нашем Мире, имеет начало и конец. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются здесь вечно. Как происходит смена дня и ночи, чередование лета и зимы, как рождается, живет и «умирает» человек, называемый микрокосмосом, совершенно так же и Вселенная, или Великий Космос — Макрокосмос, рождается к жизни и через эоны растворяется в небытие — «умирает».

   Тот период времени, когда Космос существует, на Востоке называется «Веком Брамы», или «Великой Манвантарой». Для выражения длительности этого невообразимого периода Бытия требуется пятнадцать цифр в нашем обычном исчислении лет… И хотя Космос существует столь невообразимо долго, что это время кажется нескончаемым, все же оно ограничено — Вселенная не вечна.

   Столько же времени продолжается Великая Вечность Небытия, названная «Маха Пралайей» — Великим всемирным растворением. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так продолжается, без начала и конца, чередование великих периодов Жизни и Смерти Вечного Космоса.

   В сменяющихся циклах Бытия и Небытия наша Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении Миров — и вечна в целом. Число Манвантар беспредельно — в Мироздании никогда не было первого Космоса и никогда не будет последнего. Тот Космос, который существует в наше время — один из бесчисленных уже бывших и еще будущих проявленных Космосов.

   Аналогия идет и дальше: как человек — от рождения до самой смерти — каждую ночь испытывает «малую смерть», засыпая от вечера до утра — так же бывают и «Ночи» Вселенной, когда «умирает» только все живущее, а весь Мир не исчезает, но остается в «спящем» состоянии, и к началу «Дня» все снова оживает. Этот период космического проявления Вселенной, когда Космос «бодрствует», когда все сущее живет, назван «Днем Брамы», или «Малой Манвантарой». А то время, когда Космос «спит», когда все во Вселенной «отдыхает», названо «Ночью Брамы», или «Малой Пралайей».

   Сокровенное Знание говорит, что длительность Дня Брамы —четыре с лишним миллиарда лет. Столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а сто Годов Брамы — уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического Календаря!

   Чередование периодов активности и пассивности в Космосе отражается в периодичности всех проявлений Природы. Во всем можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений и до смены Миров можно видеть этот величественный Закон. Он действует в биении сердца и в ритме дыхания, ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи — так же как фазы луны и чередование зимы и лета в Природе. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, Солнечная Система и Вселенная в целом — все в Космосе имеет периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.
 

                ЕДИНСТВО — ЕДИНОЕ НАЧАЛО. АБСОЛЮТ

   Это Тайна из Тайн, Сокровенное из Сокровенного. Не понятое людьми, Оно остается ясным.
      Понятое людским разумом, Оно теряет свою прозрачность. Таков Закон. Агни-Йога. «Зов»

    Что устанавливает длительность Циклов Периодичности Вселенной? Что дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия? Чем вызывается начало каждой новой Великой Манвантары? Сокровенное Знание повествует, что во время Великой Маха Пралайи, когда все сущее растворилось в Небытие, все же остается существовать нечто Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, или Закон, который вызовет появление Вселенной, когда Маха Пралайя закончится.

   Эту главную Основу Бытия, эту Единую Нерушимую Реальность, Единое Начало Сокровенное Знание полагает в основу Мироздания. Этот Единый Элемент есть Начало всего. Беспричинная Причина всего Сущего. Он является Единым Вселенским Законом всякого существования — от Него происходит все. Он беспределен и вездесущ, он присутствует везде, во всей Беспредельности, в каждой точке пространства Космоса.

   На Востоке самое Высшее понятие непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. В своем великом почитании сокровенности этого Божественного Принципа Восток не решился Его обозначить никаким именем, как только словом «То», именно «Неизреченное». Зная, что Космическая Жизнь в своем непроявленном аспекте перестает быть доступной для человеческого разума, мудрецы Востока склонялись в безмолвии перед ее Непроявленным Первоисточником как перед непостижимой Тайной, не допуская для Него ни имен, ни определений.

   И все же некоторые религиозно-философские системы Востока называют «То» — Великим Неизвестным, Беспричинной Причиной, Абсолютом, Парабраманом. «Парабраман» — это То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону проявленного Космоса. Указывается, что это Единое Начало настолько беспредельно, что Оно превосходит все измерения и превышает мощь человеческого понимания, и поэтому никакие рассуждения о Нем невозможны. Этот Вечный и Непреложный Принцип считается Неизреченным и Непостижимым. Величие и Красота Беспредельности не укладываются в наши ограниченные представления и потому должны оставаться в пределах Несказуемого.

   Абсолют есть Беспредельность, и всякие суждения будут лишь ограничивать Его. Человеческими выражениями и уподоблениями Он может быть лишь умален. Всякая попытка постичь и определить Непостижимое может лишь умалить и унизить Его.

   Поэтому Восток запретил всякие обсуждения Единого, сосредоточив всю силу познавания лишь на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Поэтому Абсолют, Непознаваемая Причина Космоса, принимается как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Единого Начала. Стремление к познаванию Непознаваемого должно быть — оно есть залог эволюции, высшая цель и смысл жизни. Но полное познание Его невозможно и будет всегда ускользать от нас.

   Это Единое Начало, существуя от Вечности, является активным либо пассивным в регулярной последовательности космического ритма Бытия и Небытия. При начале периода деятельности Великой Манвантары совершается распространение этого Нерушимого Божественного Начала, и Космические Силы начинают вызывать Вселенную к проявлению Жизни. Когда же наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Единого Начала — и Вселенная растворяется в Небытие.

   «Дыхание» Непознаваемого есть принцип существования всего Космоса. В одной древней книге об этом сказано так:

   «Выдыхание Непознаваемого Начала рождает Космос, а вдыхание заставляет его исчезать, и этот процесс продолжается извечно».


                ДВОЙСТВЕННОСТЬ. ДУХ И МАТЕРИЯ

    Основа Мироздания — Единый Элемент, Абсолют, или Парабраман, находясь в состоянии Великой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается Космическая творческая деятельность, Единое становится двойственным: выявляются полюсы Духа и Материи, и Единство — Единое Начало — преобразуется в Двойственность — в Духо-Материю.

   Таким образом, вся проявленная Вселенная состоит из двух факторов, из первой пары противоположностей — из Духа и Материи, Мужского и Женского Начал. Дух и Материю можно назвать Отцом Мира и Матерью Мира. Лишь соединение Отца Мира, или Единого Духа, с Матерью Мира, или Единой Материей, дает плод, дает Сына — Единую Вселенную.

   О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединстве Его Активного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое Божественное Начало. Горизонталь — как пассивное, пластичное, воспринимающее Начало, как среда, в которой реализуется Божественный творческий замысел.

   В «Письмах Махатм» («Чаша Востока»), в которых выражена доктрина Востока и, тем самым, мировоззрение Агни-Йоги, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может ни иметь начала, ни перестать существовать. Материя, или Природа, действует присущей ей особой энергией, и ни один из атомов ее никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, ее материал — вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но ее принципы, или элементы, абсолютно неразрушимы».

   Мы видим, как предельно четко формулируется здесь бесконечность, неисчерпаемость, вечность и непреложность существования материи, ее неизменное движение, как наряду с постоянной изменяемостью ее форм, свойств и состояний выдвигается принцип абсолютности ее Законов.

   Указывая на то, что «в действии и в мышлении мы отделиться не можем от материи», что «мы обращаемся к Высшим слоям или к грубейшим видам той же материи», Агни-Йога провозглашает материальность Мира. «Вселенная в зримости и незримости своей являет нам лишь бесчисленные аспекты сияющей материи, от самого Высокого до самого низкого». Указывается, что «в основании всего сущего лежит Светоносная материя» и что «человек — часть сознания Высшей материи».

   Материальность Мира связывается не только с объектами видимой Природы, но и со всеми невидимыми видами материи, со всеми ее утонченными, «глубинными» проявлениями. Это подтверждается в «Письмах Махатм»: «Мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и в Материю в ее незримости, как невидимый, вездесущий и всемогущий Протей, в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь, и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать».

   Сокровенное Знание говорит, что дух не имеет проявления вне покрова материи, что дух немыслим без «сосуществования» с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал: духа и материи в едином элементе — Духо-Материи. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воде (тонкая материя) и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи.

   Агни-Йога считает, что «материя есть состояние духа», другими словами, уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух — «известное состояние материи», ее завершение. Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни; дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Нет жизни, нет проявления Духа без Матери Мира — Великой Материи!

   Дух существует лишь в материи, являясь ее двигателем. Материя же, в свою очередь, несет обязанность материального носителя духа и немыслима без него. Поэтому неиссякаемым источником творения не будут ни материя, ни дух в отдельности, но их органическое взаимодействие.

   При условии признания единого элемента Духо-Материи основой всего сущего вопрос о коренном различии природы первичного и вторичного, в силу их единства и родства, перестает быть неразрешимым. Популярный пример с магнитом, который объединяет в себе два противоположных полюса и в то же время не перестает быть одним предметом, как нельзя лучше иллюстрирует понятие Духо-Материи.

   Такова концепция синтеза «первичного» и «вторичного» элементов в мировоззрении Востока, древнейшая доктрина которого передается Учением Агни-Йоги. Подобно способности магнита при делении всегда сохранять два противоположных полюса, Духо-Материя во всех своих бесчисленных дифференцированных состояниях и видах так же сохраняет свое основное и вечное свойство — полярность. Можно говорить лишь о той или иной стадии проявления Духо-Материи.

   Если вне материи не существует ничего, то и без духа то, что наука именует «неорганической материей» — так называемые минеральные ингредиенты — никогда не могли бы быть вызвано в формы. Так, следует признать, что в каждом минерале пребывает такой дух. Агни-Йога видит наличие духа во всей живой и неживой природе. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. Нет ни одного атома Материи без связи с Духовным Импульсом.

   Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения. В Мире может существовать и множество других, не известных еще нам видов материи с необычными специфическими свойствами. Изучение законов наиболее плотной материи земного плана показывает Закон Беспредельности
в эволюции материи и особые — скорее мыслимые, чем воспринимаемые физическими органами чувств — высокие состояния материи.

   И ученые становятся перед проблемой беспредельности состояний материи. Для помощи их изысканиям, для их поддержки в Агни-Йоге даются ценные указания об Огненности, жизненности чистейшей материи.

   «Мы говорим об астральных телах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о понимании слова «материя». Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить. Мы — материалисты — имеем право требовать уважения и познавания материи. Материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями».

   Агни-Йога определенно говорит о возвращении Материи. «Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи». «Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли войти в понятие материализма одухотворенного».
 

                ТРОЙСТВЕННОСТЬ. ТРОИЦА

    Божественное Существование Едино. Одно Существование, познаваемое в своей полноте лишь Самому Себе, та вечная Темнота, из которой родился Свет. Но в своем проявленном виде Единый является как Троица.

   Единый проявляется как Первое Бытие, Самосущий Господь, Корень всего. Слово «Воля» или «Могущество» более всего пригодно для выражения этого первичного Самораскрытия, ибо, пока нет Воли для проявления, не может быть и проявления, и пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Вселенная имеет корни в Божественной Воле.

   Затем следует второй аспект Единого — Любовь. Воля вдохновляема Любовью. Когда аспекты Воли и Любви проявлены, третий аспект должен следовать за ними, чтобы они могли стать действительными — Мудрость, божественное Мышление в Действии.

   Все три неразлучны, неразделимы, три аспекта в Едином. Их функции можно для ясности мыслить отдельно, но разобщить их нельзя. Каждая из них необходима для каждой, и каждая присутствует в каждой. Так, в первой Сущности Воля преобладает как отличительное свойство, но и Любовь и Мудрость также свойственны Ей; так же и с другими Сущностями. И хотя употребляются слова Первый, Второй, Третий, благодаря тому, что проявления совершаются во времени и в порядке Самораскрытия, но в Вечности они собраны и взаимно зависимы.

   Троица есть корень основной троичности в жизни и в сознании. Эта Истина имеет Жизненное значение по отношению к человеку и его эволюции. Троичность представляет собою нечто, что можно проследить в Природе и в эволюции, и если понять это нечто, новым пониманием осветится внутренний рост человека и все ступени развития его жизни.

   Но есть и вторая Троица. Если рассмотреть внимательно свойства божественной Материи, то и она также троична, существует также в трех нераздельных аспектах, без которых она не могла бы быть. Эти аспекты: Устойчивость (Инерция, или Сопротивление), Движение и Ритм — три основные свойства проявленной Материи. Лишь они делают Дух действенным, и потому они рассматриваются как проявление Силы Троицы. Устойчивость, или Инерция, дает основу, опорную точку для рычага, затем возникает Движение, но оно могло бы произвести лишь хаос, и тогда появляется Ритм, который заставляет Материю вибрировать, делая ее способной слагаться в формы.

   Повсеместно употреблявшийся символ Тройственности — Треугольник вписанный в Круг или без Круга. Вселенная символизируется двумя треугольниками, переплетенными между собой: Троица Духа — с вершиной, обращенной вверх. Троица Материи — с вершиной, обращенной вниз; а когда треугольники окрашены, первый получает окраску белую, желтую, золотую или цвета пламени, а второй — черную или темный оттенок иной окраски.

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 29 апреля 2016 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии