Одиночество 3

   Было бы дурной бесконечностью давать человеку различные имена, он действительно может быть всем, всем и всем. Политическое животное, социальное животное, разумное животное - если к этому прибавить одинокое животное, навряд ли что-нибудь изменится. Между тем, таким определением всё же будет проведена ещё одна черта различия - у животных нет политики, социума, разума, быть может, есть только прообразы последних, но у животных нет и одиночества.
     Только "животное", знающее о своей смерти, может быть одиноким, это "животное" именуется человек. Приобретя кроме жизни ещё и смерть, человек в отличие от животного приобрёл и нечто такое, что превышает обоих - и жизнь, и смерть... И там обнаружил свою родину, совершенно отличную от родины всего остального животного мира. Значит даже к родине для человека исторически путь открыт был через одиночество и смерть. Как от них отказаться в таком случае? Только если не дошёл до родины, так и не обрёл её, или же если "прижился" не на своей. И хотя оба варианта печальны, второй всё-таки гаже...


Рецензии