Ещё раз о патриотизме

В России разгораются нешуточные споры о том, кого считать патриотом, кого – нет.
По форме они идеологические, а по существу – классовые.
Мне кажется, что если под патриотизмом традиционно и абстрактно понимать «любовь к Родине», то полного патриотизма не может быть никогда, потому что один любит попа, другой попадью, а третий попову дочку. И все трое якобы молятся одному богу, хотя бог у каждого свой: у одного Мамона, у другого Христос, третий язычник, четвёртый атеист и далее по списку. Настоящий патриотизм возможен только на основе любви к ближнему, как к самому себе. Но реальна ли такая любовь, когда небольшая кучка «любит», прежде всего, национальные ресурсы, оставляя абсолютному большинству святую любовь к Родине и паразитируя на ней? Но соловья, как известно, басни не кормят. Временное объединение всей разношерстной компании на постсоветском пространстве возможно только ради спасения общей территории от внешнего врага, то есть вынужденно; внутренняя напряженность, доходящая до социальной вражды, вечна и неистребима, пока умами будет управлять власть денег, лицемерно прикрываемая естественными человеческими чувствами.
 
К сожалению, большинство населения России, живущее, мягко говоря, небогато, а то и за чертой бедности, во всяком случае, не адекватно ресурсам и возможностям страны, не догадывается, что за разговорами о патриотизме, этом заменителе национальной идеи, скрывается обветшалая буржуазная идейка «классового мира», которая до поры до времени позволяет затушевывать вопиющее социальное неравенство в нашей стране. «Казённый патриотизм» завлёк в свои сети миллионы простодушных россиян, готовых простить власть предержащим унизительные условия своего существования, «лишь бы не было войны», лишь бы Россию уважали и боялись в остальном мире и лишь бы она носила корону великой державы. Вот уже снизу и голоса раздаются, чтобы поставить памятник Путину, дать ему награду «Героя России», что доказывает способность насаждаемого сверху патриотизма пробуждать и пестовать лишь верноподданнические чувства.

Противно слушать чванливые истеричные окрики Вл. Соловьева по радио «Вести FM»: «Патриотизм – это любовь к Родине!!!», когда в эфир глухо прорывается ропот недовольства некоторых не слишком образованных и тактичных россиян существующими в стране очевидными промахами власти и всем известными хроническими недостатками системы управления, из-за которых страна стагнирует, а не развивается. А если в отдельных секторах экономики и есть запоздалое движение (ВПК, сельское хозяйство), то в целом картина состояния дел  весьма дисгармонична и не удовлетворяет требованиям действительной, а не демагогически подкрашиваемой квази-независимости.  Как согласуются между собой шаги в сторону импортозамещения, попытки самостоятельной внешней политики России с либеральным курсом на продолжение финансово-экономической зависимости от США и Европы? Мы что, хотим  переиграть их на их поле или привить им кодекс нравственного поведения в мировых прериях рыночной стихии? Удручает отсутствие внятной концепции согласования внутренней и внешней политики России. Без неё мы похожи на Сизифа, Дон-Кихота или на умилительную картинку бодания телёнка с дубом.  Мужественно, благородно, местами остроумно (спикер МИДа М. Захарова), но в исторической перспективе неэффективно.

Неубедительны потуги близких к Кремлю пропагандистов (тот же Вл. Соловьёв) проталкивать философию «Общего дела» как объединяющей всех платформы патриотизма (на мой взгляд, при существующем строе - неискоренимая маниловщина). И это раздается в стране, где в постсоветский период прочно предано забвению «социальное проектирование», представлявшее собой в лучшие годы стержень развития Советского Союза и превращения его в могучую мировую державу.

Если уж пытаться реанимировать идеологию «Общего дела», то нельзя не видеть исторически тесной связи между патриотизмом и идеей социальной справедливости, которая ярко проявлялась в нашей стране в периоды всеобщего патриотического подъема. Декабризм появился в России на волне победоносной освободительной войны 1812 г., когда дворянские революционеры попытались осуществить у нас конституционную идею и освобождение крестьян от крепостничества. Первая мировая война  привела к Февральской, Октябрьской революциям и Гражданской войне за национальное и социальное освобождение народов Российской Империи. А после Великой Отечественной войны давали о себе знать глубинные потребности в реформировании Советской системы, улавливаемые неглупыми представителями партийно-государственной элиты, а позже и советской интеллигенции.  Тогда это не удалось. Вот и теперь назойливая патриотическая фразеология и риторика в отрыве от насущных задач целенаправленного политического, экономического, социального развития, пронизанного идеей социальной справедливости, будет лишь раздражающим, а не мобилизующим фактором  общественной жизни нашей страны.

Да, нет ни одной страны мира, где существовал бы справедливый общественный строй. Но у нас есть уникальный исторический опыт воплощения социальной справедливости в жизнь, использованный частично и другими развитыми государствами. Без неё не может быть и здорового всенародного, а не казённого лицемерного патриотизма. От слова «халва» слаще во рту не станет. Народу, как воздух, нужна ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, запрещенная нашей конституцией. Без неё мы будем лишь зрителями управления делами страны в ручном режиме в интересах, прежде всего, усечённого буржуазного патриотизма, а не участниками исторического процесса её возрождения после позорного краха Советского Союза.

28 апреля 2016 г.


Рецензии
Крик души, Виталий! Все вопросы правильные к изобретённому в стране "патриотизму эРэФикус" http://www.stihi.ru/2016/02/05/102
Солидарен!
С уважением, Александр.

Александр Беличенко   29.04.2016 00:58     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр. Я бы переделал твою аббревиатуру эРэФикус в эРэФигус.
Ведь
Живём мы в стране симулякров,
Где Ложь прочно стала на якорь,
Где главный фальшивомонетчик
Из бывших советских разведчиков,
Надел королевскую мантию.
Но есть среди нас ещё мальчики,
Способные крикнуть: "Он голый"
Среди верноподданной своры.

Виталий Алтухов   29.04.2016 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.