Одиночество сердца

             
   Нет, что бы ни говорили, а одиночество… не передаваемо обычными словами! Вот как-то Антон Павлович, мне кажется, в шутку сказал: «Если боитесь одиночества, то не женитесь». Можно по всякому рассматривать этот афоризм, но если серьёзно, то я с ним не вполне согласен. Как можно не жениться? Не стремиться найти верного друга, а точнее, подругу на всю жизнь? Может быть, такой человек и не испытывает горечи одиночества, по тому, что не знает что оно такое, так как всегда пребывает в этой тоске, не зная другого душевного состояния?
   Не согласен я и с Виктором Гюго, который утверждал, что «уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие – великий дар». Вот другое дело, согласен, что «одиночество – великая вещь, но не тогда, когда ты одинок»! Это тоже не мои слова, а Бернарда Шоу.
   В жизни нередко приходится долгие дни, месяцы, а порой и годы проводить в одиночестве. Нет, не в космическом безмолвии, не в одиночной камере, а среди людей и в тоже время – в одиночестве! С этим может согласиться любой, кто многие годы прожил счастливо со своей «половинкой», той, которая воспринимает твою радость, как своё счастье, переживает за любой твой промах, а уж тем более твою боль воспринимает своей.
     Согласен я и с тем, что за многие годы совместной жизни у этих людей не только появляются совместные дети, за которых они в одинаковой мере несут ответственность перед Богом, который их в своё время соединил и дал своё благословение пусть даже и не под золотыми куполами Святой церкви. Эти два человека начинают жить по своим, только им присущим законам совести, они духовно становятся настолько близки, что понимают один другого с полуслова, с одного взгляда, с мысли переданной даже на расстоянии.
Вот и говорят о многих супружеских парах, что «они срослись сердцами!» Трудно представить «счастье» каждого из них в длительной разлуке. Ну, допустим, их разлука – временна и тоскующие сердца рано или поздно опять сольются в любви и совместной радости.  А каково тем, чей корабль любви разбился о рифы житейских будней, кто навсегда простился с мыслью о совместном счастье? Как начинать всё с чистого листа? Не каждому дано с лёгкостью сменить партнёра и быть таким же счастливым. Если даже и так, то это большая редкость, но до истинного родства душ им ещё очень далеко! А по тому, каждому из новой счастливой пары ещё не «страшна» горечь одиночества, того состояния души, о котором так красиво и глубокомысленно говорили в прошлом великие умы.
    Бывает, кое-кто пускается в философские  рассуждения типа того, что, мол, «одинокий человек ни когда не будет покинут», но я не пойму – какой прок от такого «счастья»?!  Человеку свойственно общение, а тем более, очень близкое общение. Он преисполнен потребностью поделиться личными сокровенными мыслями и переживаниями о своём несчастье или невероятном успехе, открытии. Но с кем? Только с очень близким по духу созданием! А если рядом нет такого, кто поймёт, вот именно, поймёт сердцем и тоже будет в душе сопереживать или радоваться?
    Если ты одинок, тебе не с кем поделиться сокровищами своего сердца. Ты среди людей, их много вокруг, но близкого человека рядом нет, окружающим твоё горе, твои переживания не понятны и не волнуют. По тому ты и в шумной толпе одинок, бредёшь по жизни бок обок с чьим-то равнодушием, а может быть даже с чужим жестоким злорадством. Ну как можно радоваться такому душевному одиночеству? Оно страшит, пугает! Мы панически боимся его и всякий раз гоним от себя даже мысль что однажды оно, ОДИНОЧЕСТВО, к нам придёт! И страх перед этим душевным состоянием свойствен не только нам, сирым созданиям, но и исторически известным семейным парам.
 
         Известно, что Стефан Цвейг с женой приняли смертельную дозу снотворного, Лаура Маркс и Поль Лафарг тоже вместе ушли из жизни в преклонном возрасте, не переступая порог семидесятилетия.
    На мой взгляд, не один человек из этих, да и из  примеров других известных супружеских пар, ушел из жизни, не представляя своего дальнейшего бытия на нашей грешной Земле без своей  любимой «половинки».
    По этому, как нельзя правильно выразился Бернард Шоу: «Самое жестокое одиночество – это одиночество сердца».


Рецензии