Литература современного Луганска

Рецензия

Прочел свеженький номер альманаха союза писателей Луганской Народной Республики, где напечатаны пара моих скромных стихов. Десятый номер «Крыльев должен был выйти еще три года назад, но известные события изменили и время, и содержание выпуска.
В основном он о войне. О том, что время конформизма оплаченного проеданием советского наследия прошло. Здесь как в бизнесе, либо ты что то предпринимаешь и живёшь, либо разоряешься и исчезаешь из общего контекста. Но хуже исчезновения – холопство. Сторонники прозападной единой Украины из условных казаков превратились в безусловных холопов предавших свободу. Они захотели стать панами, навязывая свою волю вчерашним своим братьям и развязав гражданскую войну. Как пишет поэт из Стаханова Виктор Мостовой
Украина жила ты и не жила
Вся в обводах цветущего вереска
Украина ты раною свежею
Кровоточишь от пули бандеровской
«Что бы пели Волынь и Галиция. Если б их разнесла авиация?» - спрашивает луганчанин Марк Некрасовский. И продолжает
Ни дома ни семьи ни сына,
Крепись шахтёр
Ты для свидомой Украины
«Москаль» и вор
Но без тебя для них закрыта
В Европу дверь
Вот почему семья убита
Гоним как зверь
А Григорий Шувалов из Москвы подводит итог примитивной политике Киева.
Взяв благословленье у Европы
С памятью гнилой
Собрались вчерашние холопы
За чужой землёй
И лежат их трупы на Донбассе
Словно штрихпунктир
Плохо вас учили в первом классе
Миру – мир!
«Ляжет Солнце на Запад если встанет Восток» - так метафорично описал геополитический расклад луганчанин Александр Сигуда старший. Мало кто может позволить себе писать о войне – с юмором так как он.
перекрёстки и улицы занимает наш взвод (не хватает Кустурицы, что бы снять эпизод) бородатые всадники набивают кули… ( закупились десантники в день пророка Ильи).
В сборнике много стихов и есть несколько рассказов. «Там на вершине с перебитой переносицей, выгоревшими глазницами, осевшее на одно колено, черно стояло на семи ветрах здание штаба российских миротворцев. По нему стреляли нескончаемо со всех сторон, в нём уже нечему было гореть, но там и только там, у не спущенного российского флага виделась цхинвальцам надежда на спасение».
Нас, почему то всегда меньше чем врагов, но мы всегда побеждаем. Наверное потому, что ни превосходство в живой силе, ни какая боевая техника сама по себе ничего не значит. В любом танке главное не танк, а экипаж. Есть еще простая истина, что стреляющий первым умирает вторым, она работает, но есть истины более важные. О благородстве русского офицера по отношению даже к врагу новелла Николая Иванова «Тот кто стреляет первым».
Самый забирающий рассказ альманаха – «Дорога мщения Женьки Ангары» Глеба Боброва, который надо обязательно прочесть всем, кто хочет понять и прочувствовать , что происходит на Донбассе. Рассказ о том, что война в твоей стране рано или поздно всякого даже самого ангелоподобного пацифиста заставит сделать свой выбор – «за кого ты». Этот рассказ о любви на фронте со счастливым концом, точнее продолжением. Я прочел «Ангару» и из меня тут же высыпались эти строки:
Кого война обручила
кольцом от ручной гранаты
Жить тому больше не страшно
Всё по плечу, всё понятно
Он пьёт своё время как сок
Вольный, опасный, вещий
Проводит небесный ток
И ценит простые вещи
Когда о войне за Новороссию будет сниматься полнометражный художественный фильм, то сценарий должны будут писать конечно Сигида с Бобровым.
Что касается долженствующей политики России по отношению к Новороссии. Четкую и бескомпромиссную позицию выражает Наталья Макеева. Новороссия должна быть признана и туда официально должны быть введены наши войска.
Перед рассветом сгущается тьма,
И упыри всё наглее и злее
Новая Русь! – ты права, ты права!
Скоро заря над тобой заалеет
У войны есть один страшный, но всё таки большой плюс. «Светлей в душе когда вокруг ненастье» - считает луганчанин Виталий Даренский. Беда не только показывает кто есть, кто, она очищает и сплачивает людей.
Отцы не взяли автоматы
В тот девяносто первый год
Когда политики кастраты
Пустили Родину в расход
Пишет Александр Сигида младший( их два в альманахе). Для меня Украина неотъемлемая часть России. Да тогда люди просто не понимали, что происходит, к чему это ведёт. Верили по привычке начальникам. Но вот югославский сценарий уже у нас и жизнь сама заставила жителей Донбасса взять в руки автоматы. Так случалось, случается и увы будет случаться.
Случается война . Успеть.
Глаза в глаза. Вперёд, на вдохе,
В лицо не признавая смерть ,
А только подвиг.
Только подвиг может оградить от смерти утверждает Елена Заславская. От смерти закомуфлированной красивыми словами о европейском выборе, культуре и демократии. Оборачивающимися на деле снарядами падающими на детские площадки. Спасти их может только подвиг. И корни этого подвига в буквальном смысле глубоко в плодородной земле Новороссии.
А на ржавом подземном вагоне
Напечатана песня моя
Что бы лучше понимать Донбасс полезно прочесть эссе Андрея Чернова о шахтёре и поэте Павле Иванове Беспощадном, который первые свои стихи писал мелом на бортах подземных вагонеток. В эссе богатом фактами, представлен срез минувшей эпохи так похожей на угольный пласт - история и психология людей готовивших себе еще при жизни намогильные плиты (работа такая). Людей спаянных «непередаваемой симбиотической связью вечного и тленного». Оттуда, из глубины земли кормившей жаром угля дома и домны страны в годы Великой Отечественной голосом Иванова беспощадно прозвучало стихотворение «Клятва» ставшее ныне гимном Донбасса
Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
Подвиг опирается на любовь к жизни и идеальное. Без идеального начала, находящего по ту сторону мира всё здесь, теряет смысл и становиться относительным. Человек лишается устойчивости, он становиться подобным пару.
Человек же желает иметь смысл. Он хочет не испаряться во все стороны, а течь как река к самой важной цели. Но трудно ему найти эту цель внутри самого себя, нужно зеркало, в котором человек может увидеть себя со стороны. Это зеркало - идеальное. И тогда : «он способен подняться над слепой стихией, найти в ней опорные точки, что бы подобно Гамлету, попытаться вправить вышедшее из суставов время». Так в эссе посвященном Григорию Мелихову «Казачий Гамлет» видит жизнь Сергей Прасолов. Жесткая среда порождает автономную личность способную противостоять этой среде. Луганщина, помимо того, что она шахтёрский край ещё и часть войска Донского, общности созданной автономными личностями.
Борьба автономии со стихией есть главная игра реальности и суть любого хорошего художественного произведения. Это мы наблюдаем сейчас в Украине - мрачная бессознательная стихия с запахом горелой резины и морга, словно демон из ада вышла из проклятых голов и душ мертвецов. Ей противостоят отнюдь не ангелы, но люди способные осознать и отстоять свою автономию во всех смыслах.
Однако глубокие и точные мысли рождаются уже после возбуждения борьбой - в тишине. Правильные движения вызревают в покое. Русская литература – традиционная её часть – медитативна. Она творит по принципу –«спешить некуда, но и остановиться негде». Захар Прилепин в эссе «Память» о Валентине Распутине рассуждает о достоинстве, красоте и силе молчания. О писательской традиции, которая подобно суфийской. Там барака (сила духа)передаётся от шейха к его приемнику, через прикосновение и молитву. В русской литературе посвящение передаётся через «теплопожатие». Пушкин-Гоголь-Тургенев-Толстой-Горький-Леонов-Горький-Распутин, ну и конечно сам Прилепин громче всех сегодня говорящий о национальном достоинстве.
Эта линия продолжается в работе Лидии Сычевой «Сергей Есенин и современность». Здесь о чувстве Родины в поэзии противостоящей пустой мыслетворительности. Здесь я обнаружил свежую для себя мысль, о том, что холодный стук железных колёс рационализма интеллектуальной поэзии описан еще в Библии как: «А от древа познания добра и зла не ещь…..смертию умрёшь». Лидия Сычева говорит и пишет дерзко, без полутонов, но с большой любовью ко всему славянскому и настоящему. Она обращается к мужчинам: «будьте хозяевами на своей земле». Взять ответственность за место где живёшь, и в конце концов за свою жизнь, вот мужской выбор, который труден, который неизбежен. Либо ты сам, либо жизнь заставит, либо сгинешь без следа.
Пару лет назад я попросил совет у своей матери по поводу дальней интересной поездки без видимой выгоды. И мать сказала: «Делай пока хочется, потом уже не захочешь». Этот же дух - делай пока хочешь и можешь. Мы чувствуем в книгах феодосийского писателя Александра Грина, о котором в «Крыльях» пишет его землячка Виктория Анфимова. «Несбывшееся зовёт нас…», душа живого человека жаждет чуда и это чудо он (живой человек) творит собственными руками. Что очень важно в век беспощадного цифрового разобщения и потери простых навыков бытования особенно среди молодёжи. Искусство жить и творить состоит в том, что бы сохранять равновесие между «землёй» и «небом». Оставаясь романтиком не бояться грубой материи и уметь её преображать.
Но не только войной и философией единой. В десятых Крыльях есть почти детективный рассказ Юрия Нечипоренко из эпохи лихих девяностых «Лисички сестрички» о некой не доброй «музе странствий» и неприятных последствиях приятных знакомств в поезде. Рассказ отсылает любого мужчину средних лет к собственному опыту общения с хитрыми молодайками из провинции.
Альбина Игошина в повести «Жила была одна старуха» описывает другой русский архетип знакомый нам по поколению наших бабушек из русской деревни. «Всю жизнь всем - слуга верная . Ничего доброго не видела. Окромя цирка». Написанная сказочным языком и вовсе не грустная, а скорее умиротворённая повесть о том, как столетняя старуха готовится к смерти «Раздала всё своё добро старуха прощения у всех попросила и сама всех простила», а смерть всё не идет.
Есть стихи и про северную природу Алексея Полубота. Я кстати служил в Мурманской области. Я смеялся читая замечательные пошаговые инструкции Марии Лебедевой «Как написать роман для серии «Фантастический боевик»».
В своём отзыве о десятом выпуске луганских «Крыльев» я конечно упомянул не всех его авторов. «Крылья» будут выложены в сети. Читайте.
Моя благодарность Андрею Чернову и Интернациональному союзу писателей издавшему «Крылья» в Москве.


Рецензии
Спасибо, Дмитрий! Очень крепкая статья. Даёт такой яркий обзор творчества поэтов и писателей из Донбасса. Наши строки "опалённые войной", и ты очень правильно определил дух борьбы за Донбасс. Голос нашего земляка Павла Беспощадного звучит в сердце каждого жителя ЛНР и ДНР: "Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!" С теплом - Виктор

Виктор Михайлович Мостовой   27.04.2016 19:18     Заявить о нарушении