Посадка в сложных метеоусловиях

   Со сменой руководства меняется и стиль работы. Недаром говорят, что новая метла метёт по-новому. А сломается - в углу валяется. Так и у нас. Назначили в начальники человека хоть и из авиации, но не пилота. Человека, во многих жизненно необходимых понятиях не сведущего. Так называемого менеджера, по стилю руководства. А говоря русским языком, обычного торгаша. Жадного до "не могу".
   Вот и получилось, что в штате элементарно не стало пилотов. Где это видано, чтобы на три самолёта было лишь два лётчика? Два, а не шесть! А вот поди ж ты. И вынуждены были летать на месте правого пилота мы,  авиатехники.
   Из меня лётчика как не было, так и не будет. Не моё это - за штурвалом сидеть. Но всё же приходилось порой занимать место в пилотской кабине, дабы не сорвать рейс.
   Вот однажды случилось так, что нужно было лететь мне на месте второго пилота. Лететь не далеко. Всего какой-то час в одну сторону. Там после посадки я уступал место лётчику-наблюдателю и оставался ждать самолёт на земле, пока он выполнял патрульный облёт тайги. Искали лесные пожары. По окончании патрулирования я снова забирался за штурвал, прикинувшись лётчиком, и мы вдвоём возвращались на базу. Всё просто. Только вот помощи от меня в полёте никакой. Разве что на взлёте и посадке помочь с рычагами управления двигателем. Ну и за приборами контроля работы двигателя следил.
   Вот отлетали ребята на пожары, и взлетели мы в сторону дома. А погода резко ухудшалась. Подошёл грозовой фронт. На середине пути в динамиках гарнитур диспетчер известил командира о том, что основной аэропорт города закрылся по грозе. Также закрыт и запасной, местного сообщения. Наша площадка хоть и находится в стороне от них, но хорощего в этом ничего не было. Кучевые облака громоздились по курсу многоэтажками. Приходилось обходить их стороной или забираться выше, если была возможность. Попасть в грозу никак не входило в наши планы.
  Толя, командир, переключил связь на частоту нашего аэродрома. По радио стало известно, что второй наш самолёт приземлился. И ещё сел на наш аэродром пролётный борт. Ждали только нас. На вопрос Толи "Как у вас с погодой?" мы услышали ответ: "Для вас пока что есть". И тут же вопрос с земли:
  - Сколько у тебя горючки?
  - Да нисколько.- сказал Толя внешне спокойно.
  Лампа критического остатка топлива предательски моргала. Сначала одна. Потом, устав перемигиваться, она нагло загорелась в полный накал. Вторая пока ещё "молчала". Однако все наши крючки по обходу грозовых туч сделали своё дело. И вторая лампа тоже вспомнила свои обязанности - стала перемигиваться с первой: "Ребята! Горючка на исходе!"
  Когда добрались мы до реки, оба рыжих глаза выпучились на нас. Осталось перелететь реку. Ещё немного, и мы дома. Но снаружи уже поливало во всю головушку. Поливало и сверкало. Впервые в жизни попал я на самолёте в грозу. Грома никакого не слышно. Только видно вспышки молний. И в наушниках треск помех при разрядах.  Неприятная штука, доложу я вам.
  Поражаюсь спокойствию Анатолия. Тому, как он держит себя в руках. Только спросил:
  - Лёха. Пост ГАИ видишь?
 Это чтобы привязаться к местности. Уточнить своё местоположение. Не видел я ничерта. Зрение у меня совсем не орлиное. Но всё же разглядел пост у трассы:
  - Вот он, Толя. Пост. Ага.
 Стало чуть полегче. От поста уже начинаем заход. Но садиться-то надо на ветер. А ливень хлещет - земли не видать. В гарнитурах Андрей с аэродрома ровным голосом:
  - Толя, всё нормально. Заходи сразу, напрямую. Я тебе помогу.
  - Лёха, смотри землю. - это уже Толик мне.
Не видно земли. Нет её. Ниже, ниже. Ниже... Вот она! Но с перелётом! Толя - по газам, и уходим на второй круг. Лампы критического остатка предательски горят: "Бензина нет!"
  Второй заход. Та же петрушка. Андрей с земли:
  - Толя, всё нормально. Давай ещё разок.
На третьем заходе Толик догадался распахнуть форточку. С третьего раза сели. Мягонько сели. И - на стоянку. Ребята заруливают самолёт - мокрёхонькие!
  Встали на стоянку. Дверь распахиваем. Один техник заскочил от ливня в самолёт. Второй под крылом прячется. Гроза сердится не на шутку! Выждали мы, когда дождь хоть немного ослаб, и бегом в здание!
 Буквально через несколько минут после того, как мы забежали под крышу, разряд молнии угодил куда-то рядом со зданием, и радиосвязь пропала.
  В штурманской комнате, куда я зашёл, сидит второй пилот с залётного борта. Они успели сесть до грозы. Благо, знают о нашем аэродроме. Так вот он, пилот, мне и говорит:
  - Сейчас, вот только что!, какой-то сумасшедший сел!
Я улыбаюсь нервно и с облегчением:
  - Коля, так это мы сели.
 

Всю вторую половину обратного пути я не переставая твердил в уме одну молитву. Беспрестанно. И после посадки: "Благодарю тебя, Господи..." Совершенно окровенно. Тут не надо никакого благословения от священника.
  Потом, уже посуху, сделали мы контрольный слив топлива. Осталось в баках менее двадцати литров. Хватило бы на четвёртый заход? Как знать... А связь? Хотя заходили уже визуально. Но почти вслепую.

    Вот какое дело приключилось однажды. Авторитет Толи в моих глазах вырос после этого случая на порядок.


Рецензии
Алексей , хорошо написано .
Жизнь такая .
И лётчиков , и авиатехников .
Я почти 38 лет в гражданской авиации отработал , на пенсии .
Кольцово , Уфа . Начинал с ИЛ-18х...
Давно пишу , многие авиаработники страны знают поэта-авиатехника
Геннадия Полежанкина , удивлялись моему творчеству , хотя работал на авиатехнике разной , но в всегда люблю поэзию - настоящую , от души ...
Редкий случай : встретил на стихи .ру авиатехника 1
значит , так судьба нас привела .
творческих удач Вам !
С теплом Геннадий , сатиру пишу - Поль-Жан-КинГ .

Геннадий Полежанкин 2   11.04.2021 09:46     Заявить о нарушении