Педагогическая поэма

Педагогических основ
Во мне уже бурлили реки,
Как может только в человеке
Рождаться непрерывный зов

Отправиться куда-нибудь:
Отыскивать источник силы.
Что есть понятие «красиво»?
Какую принимаешь суть,

Какую истину предложишь
Принять - и сердцем и умом –
У Господа перед венцом,
Во славе, на дубовом ложе?

Меня звала ещё не сила,
А тихий свист из ветерка,
Который нежат облака,
Который воду пьёт из Нила.

Да что река! Весь океан,
И необъятный, и глубокий,
Во мне рождал такие строки,
Что, думаю, не снились вам.

Однако времени рука
Мой пыл умерила немного.
И я от старого порога
Отправился через века.
1.
Кем был я? Просто дикарём.
Ведущим, осторожным самым.
Всё что мне виделось желанным
Не оставалось на потом.

А следом (сколько лет прошло?)
Я без единого упрёка
И крайнего не дожидаясь срока,
Запомнил, что произошло.

Потом был век, что дня короче,
Костёр, пещера, дикий рёв.
И неосознанных следов
Цепочка потерялась в ночи.

Я тихо ждал, и взгляд был строг
И к солнцу жаркому, и к небу.
Я знал, что принесёт победу.
А знание – и есть восторг.

Садились в круг. И было что-то,
Чего не в силах разуметь
Ни торопливая охота,
Ни самая земная твердь.

Я угасал. Но оставалось
Всё скопленное - в человеке,
Когда мои смежались веки
Я снова забывался сном.

Мне снилось, будто бы, земля,
Усыпанная племенами.
Они – от нас, они – за нами
Прошедшие через моря,

Те дети странными глазами
Поглядывали на меня.
2.
Сквозь боли, радости, печаль –
Мне открывалось мирозданье.
И жизнь была – одно дыханье.
И смерть напоминала сталь.

Пойди, пойми, где есть начало.
Кто реки льёт? А кто – слова?
Моя кружилась голова,
Как лодочка, что у причала

Сумела отвязаться вдруг.
Я с трепетом и не покоем
Следил за тающей звездою.
А знание – и есть испуг.

Стремясь облечь, увековечить,
Всему представить имена,
Я чувствовал, что племена
Себя успеют искалечить.

О Боги! Если слышно вам,
Свои остановите пренья!
Я встану, встану на колени!
Я истину предам словам!

Но были ли они глухи
Иль шумы битв мне помешали,
Но шрамы те и те печали
Мне на душу навек легли.

Но после бурей и тревог
Иные ценности в почёте.
Я не стрелу любил в полёте,
А крохотный земной цветок.

Меня вы, верно, не поймёте,
Но хоть запомните урок.
3.
Вот я смотрю толпе в глаза.
Они застыли на пороге.
Мои закованные ноги,
И их глухие голоса,

Что майский гром напоминали:
Всё было в памяти моей –
И запахи, и свет свечей.
И то, как весело трещали

Поленья под ногой моей.
Что до искомого, то знайте:
Превыше страсти и царей
То знание – что всех древней.

Для человечества настали
Почти благие времена.
Была сильнейшая страна
И те, что власть не уступали.

А для меня нашёлся дом:
Хоть скромный, но остаться можно.
И я ступал так осторожно,
Как если б половик был льдом.

В моей обители пока
Не много знающих водилось.
Но что однажды появилось
Задержится, наверняка.

Луна над крышами склонилась
И озарила облака.
4.
Я дом в веках сумел хранить,
Записывая постепенно,
Что от ядра благословенно,
Что людям помогает жить.

И знаний шумная толпа
В меня вливалась скоротечно.
Я под напором этим встречным
Опешивший стоял слегка.

И всё же, будет вам известно,
Мне истина открылась вскоре,
Что знание (не без условий)
Необходимо повсеместно.

Ведёшь ли новый истребитель,
Обученный ли на врача,
Иль машешь топором с плеча:
Везде есть доблестный учитель.

И он – почти что чародей:
Один из избранных, пожалуй.
Он после всякого пожара
Переродится из углей.

Сначала было мне не ясно:
Как в непростое ремесло
Меня однажды занесло?
Я не остался безучастным

К тому, что былью поросло.
К тому, что нужно ежечасно.
5.
Бывали времена страшней:
В безмолвной полуночной муке,
Заламывал во гневе руки
И опасался всех теней.

И постигается не вдруг
Наука тонкая светила.
Так педагогика кроила
Из лоскутков огромный круг.

А что же я? Всего клочок.
Заплатка блёклая – не боле.
Казалось мне, что эта доля
От совести моей упрёк.

Я был один, почти не движем.
И радость отказала мне.
И всё что теплилось из вне,
Ко мне не становилось ближе.

Подумал: надо бы бросать
Работу, что не дарит света.
Что я могу, когда ответа
Не в силах боле разгадать?

И вот тогда, почти в изломе,
Какой-то милый мальчуган
Спросил про правду и обман.
И подогнулись мои ноги.

И я внимал его словам,
Как путник внемлет зов дороги.
6.
Куда бы путь мой не лежал.
Везде мой дом теперь найдётся.
Столетье новое начнётся,
Едва шагну за перевал.

Как много пройдено дорог
И как дорог осталось много!
Шагну с привычного порога,
Чтобы оставить свой урок.


Рецензии