I Детство. По мотивам автобиографии

                "Вдвоём с ко мне не пришедшим..."
                Анна Ахматова "Поэма без героя"
                рефреном - "Похоронный марш"

1

Ничего прекрасней в жизни нет,
чем увидеть несказанный свет,
напитавший девочку-поэта
и скрывавший, что она - поэт.

Четверть века плюс десятилетье,
словно книгу, взять, перелистнуть,
оказаться на пороге летнем:
майский день, чужой плетень и - путь...

На краю кубанской свет-станицы,
что дарила счастьем и теплом,
братик - ждали - должен был родиться.
Девочка запомнила роддом

и ещё дорогу сбоку сада,
бабушкин заботливый вопрос:
"Мальчика назвать ведь как-то надо -
Петя, Макс..." Ответила всерьез:

"Александр!" Так же звали папу...
И его доверчиво любя,
девочка пожала жизни лапу
в первый раз, нежданно для себя.

И вложила детскую ладошку
в папину широкую ладонь...
"Любишь ли кого?" - не понарошку
вдруг спросила, как зажгла огонь...

Девочкин вопрос совсем не праздный,
а уже нырянье с головой
в жизнь, такую щедрую и разную...
А потом вдруг, как курантов бой:

                Имя ей подарено отцом,
                бывшим на морфлоте удальцом,
                в честь погибшей за бортом любови,
                навсегда оставившей вдовцом.

Это имя - из другого мира -
подучила Ира навсегда.
И пока не зазвучала лира,
другом и врагом была - вода.


2

Но к порядку всё ж повествованья.
Папа в час остался вновь один.
Дети провожали без страданья
маму. Бабушке добавили седин

в чёрные казачьи, кр'угом косы
гордой, непреклонной головы...
Но осенние упали росы,
и мороз скрепил могильный холм, увы.

3

...Ей остались летние приделы:
сад, и дом, и быстрая река.
Ощущенье подчиненья тела
духу, что летел за облака...

А ещё тепло дарили книжки
про судьбу, про жизнь и обо всём,
что ещё не ведала Иришка...
А насытясь, вмиг на водоем,

отпросясь у бабушки, летела,
где тонула трижды (не впервой!),
ощутив несовершенство тела,
уходя под воду с головой...

И тогда произошло с ней нечто,
что догадкой странной будит кровь:
необдуманно, и спешно, и беспечно
(не умея плавать!!), вновь и вновь

погружаясь в воду, дном ступая,
вынесла на берег на себе
тонущую девочку. Смекаем -
что-то проросло в её судьбе!

И с тех пор таинственное "что-то"
заставляло в жизни глубь нырять,
чтобы этим сквозь тоски дремоту
дух растущий свой ей поверять.

                С детства героиня сей поэмы
                собирала в жизни только темы
                и ломала человечьи схемы,
                всё ж живя на поводу отца.

                Падали и жгли стереотипы.
                "Трон" делить пытались в общем - типы...
                Просыпалась, одурев от "липы",
                девочка с претензией истца.

4

По порядку. Рамки средней школы
показались вроде не тесны:
в'еденье природы и глаголы,
сочиненья... - подступы весны.

Бабушкиным сильная оплотом -
в'иденьем в смиренье и в борьбе -
не штурвалом, больше - эхолотом
донный путь гадать бралась себе.

5

Бабушку упрямо отдвигая,
Иру закалив для глубины,
женщины по жизни пробегали
по отцовой... В общем - без вины.

Ревностно храня её уменье
из воронок глубоко нырять
(далее: улов - стихотворенье),
папа стал Ирине доверять

иногда. И здесь судьба открыла
злобный свой и ледяной оскал...
(Мачеха? Но это - после.) Мило
принял ту, какую не искал.

                Стал уж в третий раз отцом отец.
                При живой - соломенный вдовец.

                Бабушка, "семье" отдавши внука,
                в мир иной взяла свою науку...
                Брату - третий класс и волейбол
                город дал, торжествен, нем и гол.

6

Расширенья требует квартира.
И, напрягши свой авторитет,
папа в центр "переселенья мира"
вдруг попал. И прошлого уж нет

для Ирины. Перемена школы
(ч т о  в водовороте - два весла?!).
Вновь нырнула. И коснулась - пола,
словно дна. И речка - вынесла.

Свет-Галина, отчеством Сергевна*,
чувство слова бережно храня
(в царстве писанины - королевна),
углядела всполохи огня

в ученице. ...Для н е ё - звучали
разорвавшие урок слова
(том Асадова): "Стихи? Едва ли!!
Дорогие, знайте, я - права!"

Огневая спутница Орлова,
сын исчез на рубежах войны...
Научила лезть за нужным словом
не в карман - а в тайну тишины.

* - Епифанцева Галина Сергеевна (10.07.1922 г.р.), выдающийся учитель русского языка и литературы. Ветеран, участница ВОВ, блокадница. Со студенческой скамьи - санитарка, полевая медсестра, получила несколько ранений. Награждена орденами. Однокурсница белозерского поэта Сергея Сергеевича Орлова (22.08.1921 г.р.),
с 19 лет он - командир танка.

Вечная память, Галина Сергеевна! Низкий поклон за Ваше необъятное сердце!


Рецензии