Камо грядеши, поэт?

( вопрос ребром)

Поэзия Вятская, Костромская, Московская… и т.д. – Будем дробить дальше: по районам, деревням, улицам, домам и квартирам? – довольно, друзья, так мы договоримся до полного абсурда. Уцепились за модное словечко «менталитет» и мудрствуем, любуемся собой: ах какие мы все образованные –  филологи, психологи, даже специалисты-литераторы да ещё и с дипломами… И правда: как не возгордиться перед «серой массой» – быдлом не отличающим ямба от анапеста? – кто мы и кто они? – мы элита, богема, белая кость, отмеченные печатью бога, а они – потребители того литературного хлёбова, которое мы, походя, варим в «своих котлах» и с брезгливой миной на интеллигентном лице ( не знаю: насколько при этом мы интеллигентны) расплёскиваем по мискам позаимствованным у золотаря черпаком.
Но давайте задумаемся и посмотрим на самих себя со стороны: кто мы есть такие? – какие мы повара литературной кухни? – чем мы кормим или пытаемся накормить читателя? – Ответ неутешительный: повара мы (за редким исключением), бессовестные, вороватые и, что греха таить, хамоватые, а варево наше, изданное на бумаге, за редким же исключением, следует сразу из типографии отправлять в пункты сбора макулатуры. Согласен – приговор суровый, но давайте внимательно проанализируем наши произведения, а вместе с тем и в себе любимых разберёмся:
В уголовной среде бытуют два очень ёмких и, на мой взгляд, точных выражения: «фильтруй базар» и «отвечай за базар». Грубо, но правильно – за словами надо следить и за слова надо отвечать в полной мере, и не только за то: где, что, кому и как говоришь, но и за возможные  последствия высказанного, даже за действия совершённые другими людьми на основании твоих высказываний.
Многие из пишущих, вероятно, даже не думают о возможных последствиях подаваемых ими мыслей – действуют по принципу петуха: главное – красиво прокукарекать, а будет рассвет или нет, уже не столь важно. Так и появляются нафаршированные словесными красивостями, но лишённые всякого смысла вирши. Но есть и другой вариант словесной красивости: ради красного словца иной виршеплёт напрямую пропагандирует такие идейки, что лучше бы он вместо сочинительства подкладывал бомбы в общественных местах – более безвредное занятие. И не надо далеко ходить за примером: скрытая реклама пьянства очень часто просматривается в стихах даже маститых поэтов. Таких авторов можно понять – пьянство, как и наркомания отличная мишень для смеха. Но следует помнить: выстрел чреват рикошетом и может произвести результат обратный ожидаемому, что, чаще всего, и происходит когда для стрелка важен факт выстрела по мишени, а не её поражение.
Существует ещё одна категория безответственных авторов – коньюктурщики. Эти самые зловредные по своей сути производители «литературной» продукции идут на поводу у нетребовательной, но самой массовой части читающей публики, постоянно снижая качество своих произведений до уровня литературного Макдоналдса – кровь, порнография и «чернуха». Стихотворные произведения таких авторов, как правило, тоже не блещут тематическим разнообразием: природа, любовные терзания, малая родина и прочий псевдопатриотический суицидальный мазохизм сдобренный безответственным полуюмором «ниже пояса», да ещё религиозные камлания с непременными ангелами, спасителями, крестами, покаяниями, молитвами и т.д. Разумеется – идти за толпой легко, но это дорога «в никуда», а если ты берёшься писать, то постарайся хотя бы видеть перед собой дорогу, а не только облако пыли, поднятое впередиидущей толпой.
Так или иначе, а каждый автор, рано или поздно, по разным причинам оказывается перед выбором: быть впереди толпы и указывать дорогу, творя разумные, достойные внимания широкой публики произведения или, не мудрствуя лукаво, лепить литературные «гамбургеры» по пятаку за штуку, наплевав при этом на негативные последствия потребления читателями такого «окололитературного фуража».
Что же, господа авторы, будем мы как честные люди «фильтровать» свой «базар», или в угоду «златому тельцу» постараемся скормить читателю  незатейливое варево, попутно уверяя всех и каждого в полезности и удобоваримости? Впрочем, куда читатель денется, если другого ничего нет? – проглотит, отупеет и, в следующий раз будет радоваться, что это варево не стало хуже.
Таким образом, при любом раскладе наша совесть будет условно чиста: не мы такие – жизнь такая – рыночные отношения во всём, даже в литературе. Можно установить монополию и не пускать на рынок хороший товар, чтобы успешно сбывать свой посредственный. Если я не захвачу рынок, чтобы монопольно сбывать свой товар – это сделает кто-то другой, возможно, даже больший мерзавец, чем я. Цинично? – согласен, но это реальная картина, и лжец тот, кто скажет, что дело обстоит иначе.
Я специально не назвал ни одного имени и не привёл ни одной цитаты – каждый сам себя узнает и если даже обидится (такое тоже возможно), то у него, по крайней мере, не будет основания для судебного иска. И тем не мене добавлю, что после прочтения некоторых бестселлеров хочется придушить авторов в тёмном углу и вымыть руки с марганцовкой, на тот случай, если писание подобной халтуры является следствием воздействия некоего зловредного микроба, передающегося контактным способом.


Рецензии
Пар спустил хорошо. Стало ли легче? Не назвал ни одной фамилии? Так что тогда донкихотствовать. Назови фильмы, книги, другие "полотна" неокультуры России,от которых плеваться хочется Не проходи мимо и содержания песен наших самозванных звёзд.
Вспомни марание Великого Могучего полублатными арго,и полностью ушедшие со сцены русские пляски.Остались ли вообще в России исконно русские, по характеру, молодые люди.Бренды,креативы,шоу..ау! Русь!По Гоголевски, пора воскликнуть, куда несёшься ты ,в какую культуру перерастаешь на фронте искусства...Нет ответа...Но есть Станислав Снейк2. Слава Богу не один.Поддержим, поможем всем миром,назовём авторов паскудства, поборемся, чтобы не стало стыдным "Русскими" зваться...
"Есть на Волге утёс"- разобьются о его могучую грудь грязные волны,очистится Русь...Просто нужно быть нам всем смелее... Спасибо за нужное выступление,осталось
перейти из "тира" "в поле" и адресно бить по "целям" предметной критикой.

Роман Каравкин   15.11.2016 08:09     Заявить о нарушении