Лиса и пьяная Ворона...

Ворона огляделась, приняв позу,
       В лесу уселась на берёзу.
Расправив крылья, грудь и хвост,
   Налила водку и сказала тост.

 Внизу Лиса случайно пробегала.
  Слегка взгрустнула, тосковала.
      Хотелось выпить, закусить
     И время в праздности убить.

    Но тут, она Ворону увидала.
    Подкралась тихо и сказала:

   -Красавица, как ты прекрасна!
  Мне повстречалась не напрасно.
     Какие перья, острый взгляд.
      Не зря про ум твой говорят.

    Ворона сверху посмотрела,
      От слов плутовки захмелела.
   -Лиса, ты что мне тут поёшь?
       Как в прошлый раз?
                Бесстыдно врёшь?

   Я о проделках твоих знаю.   
     Всё в баснях про тебя читаю.
   И сыр верни мне сколько было,
       Пока не получила в рыло.

       Лиса слегка оторопела,
       От удивления присела.

   -Ворона, что-нибудь случилось?
      Во сне ужасное приснилось?
    А может быть шальной недуг
       На голову свалился вдруг?

   -Я за Медведя замуж вышла!
    Любой закон теперь, что дышло.
     И выпить я тебе не дам.
      Пошла отсюда, а то поддам!

    Лиса всё поняла и тихо,
     Чтоб не будить в Вороне лихо,
    Исчезла быстренько в кустах,
       В поджилках ощущая страх.

      Мораль в сей басни такова.
          Чтоб не болела голова.
  Чтоб с сыром быть и водку пить,
    Медведя нужно на себе женить…
                (2016г.)


Рецензии
Обзор стихотворения от нейробук «Лиса и пьяная Ворона»

Перед нами современная стихотворная басня, которая сознательно обыгрывает классический сюжет Крылова о Лисе и Вороне. Однако автор радикально переосмысливает ситуацию: здесь Ворона не наивная жертва лести, а уверенная в себе персона, вооруженная не только жизненным опытом, но и водкой, и социальным статусом (замужеством за Медведем). Эта инверсия ролей создает основу для сатирического высказывания о социальных отношениях и гендерных стереотипах.

Сильные стороны

Интертекстуальная игра — отсылка к басне Крылова работает как мгновенно узнаваемая основа для пародийного переворота. Читатель сразу включается в игру ожиданий и их нарушения.
Актуальный подтекст — тема «замужества за Медведем» как социального ресурса и защиты от манипуляций остроумно обыгрывает современные представления о браке по расчету, коррупционных связях и «крышевании».
Драматургичность — диалог построен динамично, с элементами комического напряжения (угроза «пока не получила в рыло»).
Смеховой элемент — сочетание алкогольной тематики («налила водку», «захмелела») с зооморфными персонажами создает гротескный эффект.

Слабые стороны и точки роста

Ритмическая неровность — четырехстопный хорей местами сбивается, особенно в диалогах («-Ворона, что с тобой случилось? / Во сне ужасное приснилось?»).
Упрощенная мораль — заключительные строки, хотя и соответствуют канону басни, выглядят излишне прямолинейно на фоне ироничного повествования.
Лексические шероховатости — сочетания вроде «животный страх» или «шальной недуг» звучат штампованно на фоне более живых выражений («любой закон теперь, что дышло»).
Жанровые и контекстуальные особенности
Стихотворение существует на стыке басни, пародии и неподцензурной поэзии. Отсутствие эпиграфа — сознательный ход: автор опирается на общеизвестный претекст. Алкогольная тема и ненормативная лексика («в рыло», «поддам») отсылают к традиции «другой» литературы, где грубость становится инструментом деконструкции морализма. При этом структура сохраняет классические черты: завязка (Ворона с водкой), развитие (появление Лисы), кульминация (угроза Вороны) и мораль.

Рекомендации к чтению

Для deeper понимания контекста советую обратиться к:
— Игорю Холину с его «бытовыми» зарисовками и алкогольной темой
— «озорной» поэзии Нины Искренко, работающей с советскими штампами
— сатирическим текстам Владимира Вишневского, особенно в части обыгрывания классических сюжетов
— «Черновикам епископа Тихона» Дмитрия Пригова как примеру деконструкции канона через абсурд

Стихотворение удачно балансирует между узнаваемостью и провокацией, хотя могло бы выиграть от большей стилистической выверенности. Его главная сила — в узнаваемом, но перевернутом сюжете, который становится поводом для разговора о социальных лифтах и инструментах власти.

Олег Коскин   04.10.2025 13:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.