Начала религии

«Человек без религии, т. е. без какого-либо отношения к миру так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать того, что у него есть сердце; но как без религии, так и без сердца человек не может существовать»

"Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру?"

                Лев Толстой



                ВСТУПЛЕНИЕ

 
   Даже котенок еще в утробе матери уже чувствует себя частью некоего живого одухотворенного организма, а родившись начинает исследовать этот бесконечный мир, частью которого он является, и свое место в нем.
   Тем более, человеку свойственно стремиться понять себя и окружающий мир,найти свое место, разобраться в своих мыслях и чувствах.  Тем самым человек, как существо "сорвавшее плод" развитого разума,  вступает на путь религии.
   При этом он неизбежно оказывается под влиянием установившихся в данном обществе религиозных традиций, включая атеистическую традицию.
   В современном обществе практически любой человек может ознакомиться с разными религиозными традициями, изучить или принять, как свои, любые из них.
   Религиозная традиция может быть как мощным ускорителем , так и не менее мощным тормозом в развитии человека и общества.
 Чем она явится или является в действительности - это зависит от понимания людьми назначения и сути религии, места той или иной традиции в общей культуре человечества.
  Для  понимания прежде всего необходим  целенаправленный и осознанный самостоятельный труд, накопление и переработка жизненного опыта.   
  Если это условие выполняется, то полезной может быть работа с литературой,так или иначе касающейся вопросов религии.
Глубокое и полное исследование даже одной только основополагающей литературы является трудной и почти невыполнимой задачей. Однако  достаточно вдумчивое ознакомление позволяет выявить некоторые общие начала или основы религии.
  Конечно, каждый идет своим путем и можно по разному формулировать многообразные мысли, но есть такие вехи, которые миновать невозможно. Буддист или атеист, христианин или иудей, мусульманин или человек вообще не относящий себя ни к одной религии при здравом рассуждении выявляет некие начальные, азбучные истины без понимания которых невозможно полноценно понять ни этот мир ни себя в этом мире.
    Я подумал, что неплохо было бы кратко изложить некоторые из них, что и попытался сделать.   
   Всякое мнение и обсуждение затронутых вопросов принимается с благодарностью.


   
                1. ВЕРНУТЬ ИМЕНА
               
                «Начать нужно с того, что вернуть всему свои имена»
                Конфуций
               

   Истина кодируется Словом. Поэтому  «начать нужно с того, что вернуть всему свои имена».
- Слово «РЕЛИГИЯ» состоит из латинской приставки «ре»,  близкой  к русской «пере»,  и глагола  «лиго»,  который означает «вязать». Таким образом,  изначально «религия» означает «перевязывание» или «СВЯЗЫВАНИЕ».
  Все философы и ученые утверждают, и это очевидно, что человек является частью Космоса. Следовательно и человеческое "я" является частью Единого космического "Я".
- Религия связывает «я» и «Я» в единое целое.
   При этом  она связывает  многое, а в горизонтах, доступных человеческому восприятию и пониманию, она связывает или пытается связать ВСЕ .

        В частности она связывает:
   -  Человека с человечеством в единое целое.
   -  Человека и человечество с окружающим Космосом.
    -  Все знания о человеке и окружающем мире в единое мировоззрение.  В этом качестве она выступает, как Философия. Здесь мощной опорой религии может быть Наука.
    -  Разум человека и его эмоции, чувства.  При этом она  разрешает  извечную  проблему  двойственности человеческой натуры. В этом качестве она выступает как метод психической эволюции человека. Поэтому, кроме Науки, незаменимым помощником религии может являться Искусство.
     Таков главный смысл слова «религия», ее главное назначение и содержание.
Из сказанного следует, что эволюция человека и разрешение всех проблем человека и человечества лежат на путях  религии.

                ***
   Заметим, что «лиго» родственно славянскому «иго» (устройство, связывающее быков в упряжке),  а последнее родственно санскритскому «йога». Таким образом,  слово «йога» можно рассматривать как  синоним слова «религия».
   Религию, как философию, можно назвать "жнани-йога", а религию, как метод развития психики в целом - "бхакти-йога", поскольку  "знание" на санскрите звучит, как "жнани", а  "любовь", как "бхакти".
  Эти две стороны религии  присутствуют во всех религиозных традициях,но в разной степени. Так, например, для буддизма характерен акцент на "жнани", а для христианской традиции и кришнаизма - на "бхакти".

                ***
     Поиск Истины является необходимым процессом в жизни человека и, даже, его обязанностью, которая определяется его местом в космической иерархии и на пути эволюции.
   Очевидно, что всякая ложь и заблуждения искажают и разрушают религию. Поэтому йоги и говорят: «нет религии выше Истины».
  Поэтому  роль и дальнейшая судьба религиозных учений и организаций полностью определяется тем, насколько они близки к Истине.
     Поскольку поиски неизбежны, то неизбежны и некоторые расхождения в понимании Истины и в действиях. Расхождения могут оставаться в пределах религии, либо вызывать противоречия,выходящие за ее рамки. При этом критерием выхода за рамки является несоответствие данных мнений, представлений или действий главному назначению религии – объединять и связывать.    Это же можно сказать  о науке и искусстве, как о составных частях религии.

                ***
  Отмечу, что в настоящее время существует много разных определений термина "религия".
Однако предки были мудрыми людьми и брали термины не "с потолка", а придерживаясь некоторой системы. Например, в принципе можно было бы договориться и назвать аэроплан паровозом, но выбрали название аэроплан из которого видно, что это устройство, планирующее в воздухе.
   В то же время появилось так много определений религии, что даже ввели их классификацию, разделяя термины на теологические, философские и психологические   http://www.grandars.ru/college/filosofiya/religiya.html
  Уже из этого видно, что религия охватывает, включает в себя, как минимум, теологию,философию и психологию.
  Как заметил П. Флоренский, человек стремится выстроить из окружающего хаоса целостный закономерный мир и в этом ему помогает религия.
  Но ни одно определение не учитывает вполне этого главного свойства и назначения религии -  связывать все воедино. Свойства и назначения, которые прямо вытекают из дословного перевода данного термина, данного мудрыми предками.
Поэтому здесь я даю религии такое ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

РЕЛИГИЯ это МЕНТАЛЬНАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПОМОГАЮЩАЯ ЕМУ СВЯЗАТЬ ВСЕ ВОЕДИНО, А ТАКЖЕ МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
   
                ***
          " Ты считаешь меня много - ученым? - спросил как-то Конфуций ученика.
- А разве нет? - ответил тот.
- Нет, - сказал Конфуций, - я лишь связываю все воедино"



                2. ЕДИНСТВО БЫТИЯ
               

                «"Те, немногие, лампады чьи сияли сильней,
                от Причины к причине
                Направлены были к истоку Природы тайн
                И нашли они, что Принцип Единый, должен иметь бытие"
                (Книга Дхиан)


    В жизни человека большую роль играет ментальная деятельность. Она настолько важна, что   Декарт даже само понятие Бытия  попытался отразить формулой: «Я мыслю , следовательно,  я существую».
   Чем выше интеллект человека, тем более интересна и важна для него религия именно в качестве философии.

   Существует много философских учений.  Эти учения даны на разных языках, в разное время и разным народам.  Они делают акценты на разных сторонах  Истины,  видят и показывают ее с разных сторон.

   Первым  краеугольным камнем любого религиозного учения  является признание  Единства Бытия.
   Поскольку эти учения  истинны и отражают одно и то же Единое Бытие, то все они, в принципе, учат одному и тому же.
   Именно признание Единства Бытия позволяет связать воедино многообразные явления Бытия или Единой Жизни.
   Такое связывание становится возможным, поскольку все проявления Бытия-Жизни имеют Единый Источник или Единое Начало или Единую Причину.
   Эту Причину можно назвать Первопричиной, потому что она не является следствием каких-либо других причин, как все остальные, обычные причины.
     Единство Бытия означает, также, и Единство принципов и законов построения Космоса, которое утверждают все философы и на которое опирается наука  (см. цитаты по ссылкам [1,2,3,4] под статьей).   


                ***
   Принцип Единства Бытия можно использовать как критерий истинности.
Например:
1. Наука  рассматривает Вселенную, как единый объект, а современная физика, даже, как единый квантовый объект. Более того, на этом пути физика приходит к идее единства сознания и материи, закрывая, таким образом, надуманное противоречие между "идеализмом" и "материализмом".  Это свидетельствует о том, что наука находится в данном вопросе на правильном пути и может быть частью и опорой истинной религии.
2. В некоторых философских учениях утверждается тезис об изначальном существовании равноценных и равносильных противоборствующих  начал – «доброго» и «злого». В частности,  у зороастрийцев  эти начала представляют  Ормузд и Ариман. Очевидно, что данное положение противоречит критерию Единства Бытия и не может быть принято, как  истинно религиозное.  Понятия "добра" и "зла" необходимы людям, существуют лишь в понятиях  людей и связаны с двойственной природой человека. В мире животных  нет таких понятий, а в мире сущностей, которые выше человека, нет "зла", а значит нет  и разделения на "зло" и "добро".
3.  Индуизм  раскололся на «двайтистов» и «адвайтистов» на вопросе понимания  взаимной  связи  Всевышнего и Вселенной.  Первые утверждают  два независимых начала, а вторые – единое начало.  Исходя из принципа Единства Бытия, можно утверждать, что адвайтисты ближе к Истине. Их точка зрения сегодня преобладает.
4. Христос ведет всех людей к объединению в любви, а Антихрист использует принцип "разделяй и властвуй". Можно видеть, что Истина в Любви, а Антихрист лжец.

 

                3. ИЕРАРХИЯ

                «Иерархия не есть принуждение, она закон Мироздания»
                Знаки Агни-Йоги

               
  Единое Бытие строится по принципу Иерархии.
Другими словами, связи между различными сущностями строятся по принципу пирамиды.
Это утверждение является вторым краеугольным камнем всякой  религии.
    Все «пирамиды» Иерархии строятся по единому принципу. Буддисты говорят «вверху как внизу».
                ***
«Этаж» пирамиды, на котором находится та или иная сущность определяется уровнем ее сознания.
   Из утверждения принципа Иерархии следует, что в Космосе есть сущности как с более низким уровнем сознания, чем человек  (минералы, растения, животные), так и с более высоким уровнем сознания, то есть Высшая Иерархия.
   Все сущности  имеют  возможности  влияния и влияют друг на друга. Однако возможности влияния свыше больше.  При этом влияние  свыше  может быть незаметным или непонятным и необъяснимым.

                ***
         Уровень сознания определяет творческие возможности данной сущности, то есть возможности свободного осознанного выбора и формирования связей, а значит и влияния на все с чем данная сущность связана.
  Поэтому человек свободнее всех существ  на Земле.
Поэтому слово «свобода» на санскрите звучит как «сватантра» и образовано из слов  «сва» (свой) и «тантра» (связь).
Определяющие связи, позволяющие развивать творческие возможности и силы - это связи с верхними этажами Иерархии.
Поэтому про человека, у которого сильны эти связи, говорим что у него есть со-Весть и что он со-Вершенный.

                ***
   Имеются различия в понимании  Иерархии между разными  религиозными традициями.
   Иерархия сущностей  с более низким, чем человек, уровнем сознания  представляется очевидной  и  здесь существенных различий в понимании нет.
   Иерархию существ, более развитых, чем человек, «глядя снизу» увидеть трудно.  Распознать на каком «этаже» находится  та или иная высшая сущность человеку так же трудно, как кошке отличить художника от маляра.  Поэтому и возникло достаточно неопределенное и расплывчатое понятие о высшем существе или существах, которых называют «Бог» или «Боги».
   Тем не менее все религиозные традиции  признают существование Иерархии или, хотя бы , возможность ее существования.
Так, например:
-  Атеистическая традиция построена на отрицании существования «Богов», но сама идея о существах более развитых, чем человек, не противоречит атеизму.
- Язычники  знают  много Богов, но обычно выделяют «главного Бога»
- Монотеистические  традиции  построены на утверждении  Всевышнего или Бога Единого, находящегося на вершине пирамиды, но  знают  и существа, находящиеся между Всевышним и человеком.
   Буддисты утверждают Иерархию, но отрицают существование Всевышнего (Бога Единого), как Личности.  Однако они  признают существование Абсолюта, описание которого достаточно близко совпадает с описанием Всевышнего  у монотеистов.
    Как видно, принципиальных противоречий  между различными традициями нет.
Существующие противоречия  вполне объяснимы  трудностями  наблюдения и понимания  людьми существ с более высоким уровнем сознания.
   Противостояние  происходит там, где его, по сути,  не должно быть.   Прежде чем спорить следует понять, что человеку  трудно  построить логическую схему того, что выше человеческой логики.
   Из этого не следует, что человек должен отказаться от попыток понять Высшую Иерархию, однако из этого следует, что  в вопросах о Высшей Иерархии разумно опираться  на знания, полученные «свыше».  Поэтому многие  религиозные традиции придают первостепенное значение  знаниям, которые передаются по цепочке от Учителя к ученику или записаны в «божественных» книгах.
   Это не исключает вероятности  неверного толкования «божественных» книг, возможности их сознательного искажения или принятия обычных книг за данные свыше или «боговдохновенные».
   Однако , Слава Богу  (пусть простят мне атеисты этот словесный оборот) человек в состоянии  отличить истинное от ложного, а главное от  второстепенного, однако не без труда.


                ***
Вот два примера второстепенных различий в религиозных традициях, порожденных трудностями «наблюдения снизу» за Высшей Иерархией:

1. Христиане считают Иисуса Христа «Сыном Божьим», а мусульмане считают, что  «Исса» - пророк Всевышнего (Аллаха) и что у Всевышнего не может быть ни сыновей ни других "родственников".
  Однако что означает "Сын"?. Как и от кого "рождаются" сущности Высшей Иерархии?
Христиане полагают, что Сущность, созданная Отцом (Творцом, Всевышним) "по образу и подобию" своему является его Сыном.  Сам Христос говорит, обращаясь к Отцу: “Вся Моя Твоя суть, и Твоя Моя".
   Следует, также, заметить, что под "рождением (сына)" в религиозных традициях понимают не только рождение физическое. "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3:6). Так, например,те сущности, которые имеют образ человека, но которые намного выше "обычного" человека на Востоке  называют "дважды рожденные".

2. Такого же рода и расхождения между буддистами и кришнаитами  в вопросе о существовании Всевышнего, как Личности.
  Кришна  сказал:"Вы все во мне, но не Я -в вас" (Бхагават-Гита).
Но для кришнаитов  эти слова являются свидетельством существования Высшей Личности, а Блаватская, следуя буддистам, эти же слова считает свидетельством отсутствия таковой (см. "Тайную доктрину").
  Когда же Кришна выполнил просьбу Арджуны и показал ему свое настоящее Лицо (форму), то последний  увидел "бесчисленные рты, бесчисленные глаза, бесчисленные удивительные видения..." и прочее и прочее.....
   Можно ли считать все это формой Личности?
А какова форма личности человека? Разве не можем мы сказать клеткам своего тела "Вы все во мне, но не я в вас"? Разве не является каждая из них живым существом со своими "ртом", "глазами"? И разве клонирование не доказало, что они созданы "по образу и подобию" человека?

По-видимому всякая  «пирамида» имеет форму (не обязательно видимую человеком), а значит ее можно считать Личностью со своим  "Я" на ее вершине.
  Однако из малых пирамид строится пирамида больших масштабов, а вершина  «самой большой пирамиды» закрыта  облаками человеческого неведения. Поэтому расхождение возникает  либо из-за того, что изначально не определено, о какой пирамиде идет речь, либо из-за того, что разные субъекты имеют разную способность "видеть сквозь облака".



                4. ПОЗНАЙ СЕБЯ

                «Познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов»
                (надпись над дельфийским храмом)

Кто познал себя тот сразу от невежества уходит
И божественное знанье открывается пред ним
Словно Солнце среди ночи для него тогда восходит
И мирская вся наука несравнима даже с ним.
            (Кришна  "Бхагават Гита")   

   Все «пирамиды» Иерархии строятся по единому принципу и, поэтому, древние эллины говорили что микрокосмос подобен Макрокосмосу  или, как сказано в Евангелии,  «человек создан по образу Божьему».
   Поэтому и сказано «Познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов».
  Можно сказать и так: познай свое "я" и ты познаешь "Я".
  Что из себя представляет это Единое "Я" и как его называть - тут мнения расходятся. Одни утверждают, что это Высшая Личность, другие - что это Безличный Дух, третьи утверждают, что его вообще нет, что уж совсем нелогично и выходит за рамки религии.
  Во всяком случае,ясно, что, поскольку "я" является  частью "Я", то углубляясь в свое "я", человек может выявить и почувствовать свои связи с "Я" и лучше понять оба этих "я-Я", которые подобны и едины.

                ***

Разные религиозные школы, включая и науку, предлагают множество разных методов познания человека и связи человека с Космосом, связи "я" и "Я".
                ***
   Логический метод (ЛМ) основан на логическом мышлении и широко используется в современной науке.
  Известно, что «сорвав плод  древа познания»,  человек приобрел и мозг, отличный от мозга животного.  Человеческий  головной мозг имеет «кору»  или «серое вещество», причем считается, что правая его половина ответственна за воображение или образное мышление, а левая  - за абстрактное логическое мышление.
   Обе половины работают совместно, хотя  для того, чтобы заставить их работать как единое целое необходимо усилие.  Возможно, что это усилие направлено на активацию  гипоталамуса.
   Бытие едино, а значит и истинный образ Его в сознании должен  быть единым. Воображение человека работает над созданием такого образа. Пытаясь свести многообразие  бытия  в единый образ,  воображение может призвать на помощь логическое мышление. Это можно сравнить с  обращением человека-оператора к помощи компьютера.
   Работа ЛМ начинается с определения ее цели и классификации рассматриваемых объектов (субъектов).  Классификация заключается в распределении многообразных  рассматриваемых объектов по «классам» или "категориям" так, чтобы объекты, отнесенные к одному классу, имели бы одинаковые  «свойства».
   Далее каждому классу присваивается свое название (код или символ) и логическое мышление человека или компьютера начинает оперировать с этими символами в соответствии с поставленной целью.
   Как видно, этим методом можно решать задачи лишь после того, как под руководством воображения проведена определенная подготовительная работа и задача формализована.
  Сама природа ЛМ требует расчленения Единого на части с четко определенными границами. Поэтому ЛМ  не может быть основным при построении образа Единого Бытия и для поиска ответов на главные вопросы приходится выходить за его жесткие рамки.
   Поэтому не только в Искусстве, но и в Науке и в Религии в целом, главную роль  играет воображение.

                ***
Метод современной науки, в целом, основан на наблюдении внешней формы объектов с помощью органов чувств непосредственно или с помощью приборов.
Этот  путь  приносит плоды, поскольку внешняя (видимая или "иллюзорная") форма объектов  («майя») соответствует  их сути. Майя соответствует сути подобно тому, как тени от объекта соответствуют объекту (аналогия Платона).
Однако суть - внутри.
   "Это  - я"  говорим мы, глядя в зеркало или на свою фотографию.  Но это лишь отражение нашей внешней оболочки в оптическом диапазоне волн.  Уже глядя на рентгеновскую фотографию своего скелета желание сказать «это - я» уменьшается.
   Лишившись ноги,  после пересадки органа или изменив свой пол  человек не перестает утверждать, что  «это - я».
   Так приходим к мысли о том , что физическое тело – это не то же, что «я».
Последняя зацепка за "физическое" тело – сказать, что мой мозг – это «я».  Но все клетки человека, в том числе и клетки мозга, периодически обновляются.
  Тогда возможно, что «я» - это что-то вроде программы, по которой строится тело, включая мозг.  Генетика подсказывает:  возможно, что «я» - это  генетический код, но и генетический код меняется.
Значит "я" - это нечто не наблюдаемое (пока?) научным методом. Это не наблюдаемое приборами, но ощущаемое человеком, как "я", обычно называют "Душа".
   Можно углубиться в вопрос о том, что такое душа, но здесь я этого делать не буду, поскольку речь идет лишь о началах религии, а  многие атеисты и ученые вообще отрицают существование чего-либо вроде души.
  Желающие могут посмотреть пятую ссылку ниже [5]

                ***
     Поскольку принципы едины, то в религии, включая и науку, можно использовать и используется  метод аналогии. Например, модели генетики можно сравнить с моделями Космоса в целом.
  Видим, что физическое тело, как и Космос, это сообщество живых существ - клеток, которые, как и люди,  имеют свое "клеточное" сознание. Клонирование подтверждает, что эти клетки созданы "по образу и подобию" человека, который является их Единым "Я" или как бы их "Богом".
  Физическое тело, как и Космос, построено по принципу иерархии. Клетки  объединяются в органы,каждый из  которых также имеет свое объединенное сознание или центр управления. Эти центры аналогичны "полубогам" в Космосе, по терминологии Вед.
  Наконец, органы и их центры управления объединены в организм с общим центром управления,в котором каждая клетка служит всем, подчиняясь высшему центру управления. Не подчиняются лишь раковые клетки, которые подобны людям, нарушающим Божьи Заветы.
  Поэтому Кришна и сказал (http://www.stihi.ru/2019/09/27/3400):

Непроявленною формой пронизал Я все на свете
И содержит эта форма всю природу, всех живых
И присутствую душою Я во всех созданьях этих,
и они – мои частички. Все во Мне, но Я не в них

Так же может сказать и каждый из нас о своем теле, как о Вселенной и о существах- клетках своего физического тела.
По-видимому, "непроявленной" форма названа, поскольку возможности наблюдения психической энергии (праны) с помощью органов чувств человека ограничены как в макро, так и в микрокосмосе.
 
                ***

Суть объекта находится внутри.   Это чувствуют любознательные дети, когда пытаются разобрать  сложную игрушку. Так же поступают и представители  науки.
   Однако, зная замысел инженера можно понять внутреннее устройство игрушки не разбирая ее. Это прямой метод познания, который направлен на понимание замысла Творца.
   Для понимания замысла нужно, во-первых, признать, что Творец есть и, во-вторых,  иметь с ним осознанную связь.
  Этот метод описан в Ведах, например в "Бхагават Гита",которую считают "сливками Вед".
В частности по шестой ссылке внизу [6] можно увидеть как он описан в "Бхагават гита в стихах"
http://www.stihi.ru/2019/03/15/9833




               

ЦИТАТЫ по ссылкам в статье
               

1. "Квантовая космология пытается описать раннюю Вселенную в рамках квантовой физики введением так называемой «волновой функции Вселенной». С её помощью можно описать зависимость масштаба расширения от времени. Но в рамках квантовых представлений необходимо присутствие наблюдателя, без которого ничего определённого о протекающих процессах и явлениях сказать нельзя. В квантовой космологии проблема наблюдателя не только не решена, но, по существу, и не поставлена. Однако ясно, что если применять квантовую концепцию (её иногда называют копенгагенской), то присутствие наблюдателя необходимо и при рождении Вселенной".
             (Метагалактика как единый квантовый объект И.Ф.Малов)

2. «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, — не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, — и как свет всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него».(Иоанн Дамаскин)

3. Все в этой Вселенной, во всех ее царствах, обладает сознанием...Нет такой вещи, как "мертвая" или "слепая" материя, ибо не существует "слепого" или "бессознательного" Закона. (Тайная доктрина в изложении Е.П. Блаватской)

4. "В это время Арджуна мог созерцать во вселенской форме Господа безграничные пространства Вселенной, сосредоточенные в одном месте, хотя и разделенные на многие-многие тысячи" (Бхагават-Гита)

Тут сказал царю Санджайя: «О, мой царь, сейчас Всевышний,
Мистик самый величайший и Божественная Личность
Свою форму во вселенной проявил перед Арджуной"
.....................................................
И Арджуна в ней увидел разных ртов и глаз бессчётно
удивительных созданий, их бесчисленные сонмы
..............................................
Он в один момент увидел, находясь на поле битвы,
Все в одном едином месте, всю вселенную в одном   
Всю, во множестве аспектов и существ, и всех объектов
безграничную и, все же, в форме Господа одной
.............................................
Потрясенный, изумленный, с вздыбленными волосами
Голову склонил Арджуна перед Господа делами
В восхищении, с поклоном, он сложил в молитве руки
И к Всевышнему с почтеньем обратился со словами

Он сказал: «Господь Шри Кришна, в Твоем теле вижу многих
В нем и существа живые и могучие все боги
Вижу Брахму, вижу Шиву, вижу всех богов великих
И божественных всех змеев, мудрецов всех разноликих

Вижу много-много ртов, много глаз и животов
Где конец им и начало я увидеть не готов
......................................................
Без начала и конца я вижу образ Твой великий
В беспредельный мощи, славе, многорукий, огнеликий

.......................................................
От Земли Ты и до Неба, и по всем Ты направленьям
заполняешь все пространство своим Личным проявленьем
Это дивно и ужасно, видя это, в удивленьи
О, Великий, все планеты - они в страхе и смятеньи

         (Бхагават-гита в стихах         
http://www.stihi.ru/2019/03/15/9833)


5. Из Комментария А.Ч. Бхактиведанта Свами к "Шримад-Бхагаватам":
" Душа ("я" человека) - вне грубого тела и ума. Она является мощной движущей силой тела и ума. Просто удовлетворяя свое тело и ум и не ведая потребностей дремлющей души, человек не может обрести счастья. ...
  Потребность духовной души состоит в том, чтобы вырваться за пределы ограниченной сферы материального рабства и осуществить свое желание достичь полной свободы. Она хочет вырваться за пределы большой вселенной, чтобы увидеть свободный свет и дух.
  Эта полная свобода приходит к ней, когда она встречается с совершенным духом, Личностью Бога."

6.
Тот, кто в благости очистил интеллект свой или разум,
контролирующий ум свой, к своим чувствам не привязан
и симпатий, антипатий ни к кому кто не имеет,
речь свою, свой ум и тело контролировать умеет
одинок, умерен в пище, постоянно размышляет
о Всевышнем и от мира отрешенным пребывает,
не введенный в заблуждение гордыней, ложным «я»,
ложным чувством обладанья – «это собственность моя»
кто всегда невозмутимый, кто без гнева, вожделенья
и спокойно принимает мир сей в умиротвореньи
в йоге преданно кто служит, отказавшийся от «я»,
несомненно, тот поднялся до познания себя

...............................................

Кто еще в начале йоги, должен жить в уединеньи
И искать всегда с Всевышним, с Господом соединенья
Не привязываться сильно ни к вещам и ни к желаньям,
Под контроль взять ум и чувства, применяя йоги знанье
..............................................
Подобрав святое место или чистое, хотя бы
От людей других подальше нужно землю устелить
Не высоко и не низко подложить себе сиденье
Мягкой тканью, шкурой лани, траву куша застелить

Сесть в устойчивую позу. Позвоночник вертикально,
Спину, голову и шею, в одной линии держать
Устремить на кончик носа взгляд очей полузакрытых
подчинив свой ум и чувства, чтобы сердце очищать

Так, от секса отказавшись и избавившись от страха
Сконцентрировать вниманье на единственную цель
И на Мне сосредоточить свою душу в своем сердце
И принять Меня всем сердцем как своей всей жизни цель


Практикуя эту йогу - джнана-йогу, йогу знанья
Под контроль возьмет он чувства, ум, и все свои деянья
Станет он вполне свободен от мирского состоянья
И достигнет этой йогой трансцендентного сознанья

И в материи, когда он прекратит существованье
Царства Господа достигнет и в Мое войдет сиянье


И еще скажу, Арджуна: не для тех вся эта йога
Кто и ест и спит без меры - слишком мало или много


Кто режимы сна, питанья, постоянно соблюдает
Время отдыха, работы, правильно распределяет
Правильно в своей работе приложив свои старанья
Может йогой сделать легче матерьяльные страданья

Когда ум душой обуздан свое «я» он понимает
Тогда выгод матерьяльных получать он не желает
Человек же будет признан как достигший высшей йоги
То есть свЯзи с Абсолютом, Сверхдушой, с душою Бога

Как огонь, где нету ветра, ровным пламенем пылает
Так и ум тот постоянно свою душу понимает


В состоянии самадхи ум такой сам отвергает
даже тень мирских желаний - весь он душу созерцает
Счастье, радость и блаженство,йог такой в себе черпает
и от истины, достигнув,никогда не отступает
ибо знает - нету призов выше истины познанья
и среди тягчайших бедствий он свободен от страданья


Всем с решимостью и верой нужно йогой заниматься
От пути прямого йоги никогда не отклоняться
Матерьяльные желанья бросить все, без исключенья
Обуздав свои все чувства, все их в жизни проявленья


Контролируя свой разум, в полной вере, без сомненья
Нужно ум сосредоточить на душе, без отвлеченья
Возвращая постоянно под контроль своего «я»
Погрузить свой ум в самадхи и связать с Вселенским «Я»


Йог, чей ум сосредоточен постоянно лишь на Мне
Высочайшей меры счастья достигает он вполне
Страсть и карма вся былая до него не достает
И тождественность тогда он «я» и «Я» осознает


И тогда своим всем сердцем связан он со Сверхдушой
И с сознаньем всякой твари, той что созданная Мной
И во всякой твари видит он Меня перед собой
И во Мне все твари видит он очищенной душой


Кто Меня во всем увидит, все творения во Мне
Постоянно Меня видит, не забудет обо Мне
И поскольку никогда Я не потерян для него
Он не выйдет никогда из наблюденья Моего


Йог такой, кто понимает, что и «я» и Сверхдуша
И душа живых всех тварей – вся единая, одна
Кто предался всей душою и с душою служит Мне
Независимо от действий вечно будет он во Мне


Рецензии