Энкоми - город поздней бронзы

В западной части острова Кипр, на зеленой равнине, у прекрасного морского залива, был построен и процветал город эпохи поздней бронзы – Энкоми, известный также как Алазия. Месторасположение древнего города было выбрано строителями идеально. Плодородные земли, протекающая по равнине река, естественная гавань, и, наконец, богатые месторождения меди, расположенные поблизости, все это способствовало тому, что Энкоми в 1300-1100 годах до н.э. стал преуспевающим и богатым городом, ведущим активную торговлю с Египтом, Сиро-Палестиной, Критом, Эгейским миром.

Река Педиас, на северном берегу которой и располагался Энкоми – была самой большой рекой острова, протяженностью около 100 км. Начало свое она берет в горной цепи Троодоса, и, направляя течение на восток, протекает через Никосию, спускается в равнину Месаория, а затем впадает в море в районе залива Фамагуста. Окруженный по периметру мощной стеной «циклопической» кладки, город имел посредине большую, квадратную в плане площадь вокруг которой возвышались общественные здания, сложенные из крупных тесанных каменных блоков. Жилые постройки обычно имели несколько комнат, сгруппированных вокруг центрального внутреннего двора, со сложной системой дренажа.

Архитекторы Энкоми точно придерживались четкой структуры регулярной городской застройки. Ворота были расположены в стенах города симметрично, а улицы, пересекаясь под прямым углом, представляли собой в плане точную «решетку». Подобные «решетчатые» планы застройки известны в древних городах Египта, а также в одном из древнейших городов мира - Угарите, расположенном на сирийском побережье как раз напротив Энкоми.
Богатые залежи меди, обрабатываемой и переплавляемой в Энкоми, а также великолепные леса кипрского кипариса, конкурирующего с ливанским кедром, стали главным товаром, которым город торговал со своими средиземноморскими соседями, получая в обмен многочисленные и разнообразные изделия. Металлообработка развивалась в городе бурно: из шахт медная руда транспортировалась в Энкоми, где обрабатывалась, отливалась в специальные слитки, а затем отправлялась на продажу во многие регионы. Литейный цех в Энкоми производил знаменитые во всем средиземноморье кинжалы, а также бронзовые поножи (наголенники), называемые «кнемиды», являвшиеся частью боевых доспехов, и защищавшие ноги воинов. Кнемиды повторяли контуры человеческой ноги от колена включительно до ступни, представляли собой гладкую бронзовую пластину, и крепились к ноге при помощи кожаных ремней, продетых через специальные петли из бронзовой проволоки.

Первые археологические изыскания в Энкоми были проведены в 1896 году экспедицией Британского музея, открывшей кузницу, где находились значительные запасы бронзы, погребенные на века одной из катастроф, постигших остров в 12 веке до н.э. Также было открыто множество захоронений, содержащих изумительные по красоте ювелирные изделия и предметы обихода людей бронзового века, хранящиеся сегодня среди сокровищ Британского музея. Но, археологи британской экспедиции, однако, не смогли осознать, что эти захоронения были расположены, фактически, под домами города, который был обнаружен во время раскопок французской экспедиции, в 1930 году. Археологические изыскания на этом участке продолжались вплоть до 1974 года, когда Энкоми стал недоступен для дальнейших исследований в связи с разделением страны на две части.

В открытых Британской археологической экспедицией захоронениях было обнаружено большое количество изделий, показывающие несколько основных направлений влияния соседних стран на развитие цивилизации Кипра, и, прежде всего, минойское или крито-микенское влияние. Изящные керамические сосуды, расписанные характерными для искусства критян «морскими» сюжетами и сценами, рассказывают о жизни богов и героев. Одним из излюбленных мотивов вазовой росписи были изображения осьминогов, живописно покрывающих выпуклые стены кратеров своими распростертыми щупальцами. Некоторые из найденных сосудов даже получили собственное имя, например, «Кратер Зевса». Сцена, изображенная на нем древним мастером, отождествляется исследователями с известным эпизодом из «Илиады» Гомера, в котором Зевс держит весы судьбы перед воинами, отправляющимися на битву. Вторым мотивом, столь же часто используемым в вазописи, было изображение быка. Бык являлся для критян священным животным и был символическим изображением Зевса, отца Миноса - родоначальника критской цивилизации. Не удивительно, что этот мотив стал излюбленным и на Кипре – ведь на острове было много критских колоний, а торговля с Критом была в то время в расцвете. Так, мы находим изображения быка в росписи сосудов, в скульптуре, в декорировании металлических чаш, в ювелирных украшениях.

Многие изделия, найденные при раскопках, такие как скарабеи, кольца и золотые ожерелья были завезены из Египта, или сделаны на Кипре по египетским образцам. Интересными находками являются бронзовые статуэтки божеств, в которых явно прослеживаются влияния как восточных, так и архаических эгейских культов. Статуя «Рогатого бога» - самая большая (55 см) из бронзовых статуэток, найденная в одном из святилищ Энкоми, несет на себе следы хеттского влияния, и, как считается, имела культовое значение. Святилище в Энкоми состояло из зала с жертвенным алтарем и двух внутренних комнат. Возле алтаря, при раскопках, было найдено большое количество черепов рогатых животных (быков и оленей) и ритуальных сосудов для возлияний, а бронзовая скульптура «Рогатого бога» находилась в одной из внутренних комнат. Некоторые исследователи предполагают, что это статуя бога изобилия и защитника рогатого скота, и идентифицируют его с Аполлоном Кератисом (рогатым), имя которого упомянуто в надписях 4-го столетия до н.э., однако, как мы увидим ниже, культ «рогатого бога» был намного более древним.

В другом святилище города была найдены бронзовая статуэтка, получившая название «Бог металла». Вооруженный копьем и щитом, и увенчанный шлемом с рогами «Бог» стоит на основании в форме таланта (прямоугольный слиток меди, напоминающий растянутую шкуру быка). Подобная женская статуэтка (стоящая на основе в форме медного слитка), изготовленная на Кипре и относящаяся к этому же времени, находится в музее в Оксфорде. Такое композиционное сходство дало исследователям повод усмотреть в этих двух скульптурках супружескую пару – бога-кузнеца Гефеста и богиню Афродиту – в символической форме отображающих изобилие медных рудников Кипра.

Еще одна интересная находка - отлитая из бронзы 12-ти сантиметровая статуэтка восточного божества - Ваала, которая является копией с известного оригинала. Статуэтка когда-то была вся покрыта тонкими листами золота, сохранившимися сегодня только на лице и груди. Благодаря этим находкам можно сделать выводы о том, что население Энкоми было этнически неоднородным, и основную часть жителей города составляли переселенцы из Египта, Угарита и острова Крит.

В Энкоми поклонялись восточным божествам, о чем свидетельствует упомянутая статуэтка Ваала. По этимологическому значению слово Ваал (или Баал) означает «господин» или «владыка», и как глава богов он соотносился с главным небесным светилом - солнцем, источником жизни на земле. Ваал почитался в Сирии, Палестине, Угарите, Финикии, Ханаане, Карфагене, Вавилоне, и изображался часто в виде воина с копьем (как и упомянутый выше «Бог металла»), в виде человека в рогатом шлеме («Рогатый бог») или в виде быка. Интересно отметить, что непримиримая борьба с культом Ваала является одним из основных аспектов почти всех библейских пророческих текстов, хотя при этом, о самом культе, его ритуалах и обрядовых особенностях до наших дней не дошло практически никакой информации, за исключением самых общих указаний на то, что, например, служение Ваалу сопровождалось большой пышностью и торжественностью, оканчиваясь человеческим жертвоприношением: «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу» (Иеремия 19, 5). Тем не менее, сам факт многовековой и непримиримой борьбы израильских и иудейских пророков против культа Ваала во всех его проявлениях убедительно свидетельствует о всеобщей, многовековой распространенности и общепринятости этого культа на территории всей Малой Азии; а множество характерных ассоциаций и параллелей, существующих между культами рогатого божества Ваала и критского божественного человеко-быка, говорят о том, что культ Ваала как культурно-религиозное явление, в своей изначальной форме был одним из основных элементов более чем тысячелетнего периода исторического развития народов Средиземноморья.

В конце периода Поздней бронзы город Энкоми постепенно приходит в упадок, теряя свое значение, и в этом свою сыграли роль «народы моря», ведшие набеги по всему средиземноморскому побережью около 1200 года до н.э. И, хотя Энкоми продолжал существовать еще столетие, последовавшее сильное землетрясение довершило его гибель, и город был оставлен жителями.
Позднее на берегах залива Фамагуста отстраивается эллинский город-государство – Саламис, основанный, по преданию братом Аякса - Тевкром.

Иллюстрация: Кратер с изображением осьминога из Энкоми. Керамика. XIV век до н.э. Кипрский музей


Рецензии
Очень интересно. Меня заинтриговала дренажная система. Насколько я знаю, на Кипре не часто идут дожди, но это в наши дни. Если в городе была хорошо развита дренажная система, значит климат на Кипре 1200 лет до н.э. был более влажным, чем сегодня?

Елена Лог   29.07.2016 19:05     Заявить о нарушении
Ещё хотела спросить,откуда на островах Кипра и Крита появились крупные быки? Может этот культ как и сами животные были завезены из Египта?

Елена Лог   29.07.2016 19:06   Заявить о нарушении
Лена, вы сами и ответили на свой вопрос о дренажной системе) Климат был иным – это раз. Кипр был покрыт лесами – это два. Реки текли, как положено, в течение всего года, хотя, к лету мельчали. Сейчас реки на Кипре – только зимой, с началом дождей и весной. Остальное время года – сухие русла.
Касательно быков то, скорее всего были привезены и из Египта и из Анатолии. Хотя, в совсем давние времена на Кипре водились слоны и бегемотики))) карликовые правда, но все же забавно.
Трудно сейчас сказать откуда и куда был завезен культ, но в те времена связи между странами Средиземноморского бассейна были очень многоплановые и прочные. И, конечно же, культурный обмен был на высоком уровне и благодаря торговле и благодаря переселенцам.

Спасибо за Ваш интерес.
С пожеланиями всего самого доброго!

Гали Росси   31.07.2016 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.