Скорбь его раздавливала...

Василий Шукшин переболел в душе всеми перипетиями страшной судьбы Стеньки Разина. Обдумывал, как снимать казнь народного героя. Потом категорично изрёк: «Нет, этого я снимать не буду. Физически не переживу, умру». Нашёл иное завершение фильма. // Давным-давно читала у Теофиля Готье, как Эдмон Гонкур на похоронах младшего брата, во время опускания гроба в землю, у всех на глазах поседел как снег. Это – sensibilite (восприимчивость) не чета моей! Разница и физической породы, то есть душа окончательно завладела телом. Марина Цветаева. // На меня вдруг дохнуло ужасом и смрадом. Если я потеряю мать, тогда у меня что-то сдвигается со смыслом жизни. Пусть лучше я раньше умру, чем она. Я не перенесу её кончины. Василий Шукшин. // Когда умерла мама, я три года не мог ничего делать, ни читать, ни писать. Боль не прошла до сих пор. Василий Белов. // 1913 год. Приезд в Испанию в связи со смертью отца. Присутствовать на похоронах Пабло Пикассо не решился. // Зачем я, такой нежный, должен на это смотреть? Почему я, такой утончённый, всё это должен видеть? Константин Бальмонт. // Мера внутренних страданий человека не всегда соответствует внешне пережитому. Александр Солженицын. // Я получил известие о кончине моей матушки. Известие это поразило меня, но я не плакал. На другой день, после обеда, в большом и указательном пальцах правой руки, коими я взял роковые письма, почувствовал я слабость, и как бы ползали на них мурашки, и через несколько минут правая рука ослабела до того, что я не мог почти владеть ею. Михаил Глинка. // Пытаясь обезопасить себя от всего, что может глубоко взволновать или ранить, Иоганн Гёте неохотно говорил о смерти знакомых людей. Друзья очень осторожно преподносили ему трагические вести. Когда умирал человек из близкого окружения, Гёте неизменно сказывался больным, укладываясь в постель. Это был способ самосохранения, скорбь его раздавливала. Он никогда не принимал участия в похоронах – ни своей матери, ни жены Кристины, ни Шиллера, и слышать не хотел о посмертных масках: «Смерть – плохой портретист». К.Конради, биограф. // От открытий ума стал я идолом каменным, от открытий души стал я мягче травы. Александр Дольский. // Какая-то странная бесчувственность и вместе с тем чрезмерная, почти безумная чувствительность. Дмитрий Мережковский – о Гоголе. // Нет людей более грубых, чем чересчур утончённые натуры. Марк Твен. // Любовь и уважение композитора Джузеппе Верди к своему не менее знаменитому современнику писателю-патриоту  Алессандро Мандзони были безграничны. «Я бы встал перед ним на колени, если бы людям можно было поклоняться». Узнав о смерти, сказал: «У меня не хватает мужества присутствовать на его похоронах». // Многие художественные натуры ненавидят чужие страдания и их носителей, так как сами слишком глубоко и быстро проникаются атмосферой чужих страданий. Отсюда их эгоистическое стремление к внутреннему и внешнему дезертирству. Или даже агрессивное и лживое отрицание чужих страданий. Виктор Конецкий.


Рецензии