Сколь бы не было это похоже всего лишь на интеллектуальную игру словами, мы вынуждены прежде всего сказать, что истина более всего близка к "открытому" на сокрытии, то есть к "открыванию" через сокрытое, а ложь и заблуждение более всего похожа на сокрытие через открывание. Всего лишь превалирование акцентов - меняет миры и вершит судьбы, но это всего лишь, во-первых, трудно уловимо и постигаемо, и во-вторых столь же трудно в достижении, ибо хотеть говорить истину или быть в истине ещё не значит - задуманное осуществить. Уже даже из этой словесной эквилибристики видно, что "сокрытие" требует не меньшего осмысления, чем само "открытое", ибо в данном случае обнаруживается их действительное внутреннее противоречие, а не противоречие, порождаемое лишь "вовне" - то есть проистекающее - нечто проистекает то как истина, то как ложь, которые затем начинают спорить друг с другом. Но в парадигме "истина-ложь" спор неразрешим до конца, т.е. по основанию. Возможна лишь временная победа - побеждает истина и отбрасывает от себя ложь, или же побеждает ложь и подавляет, угнетает истину. Но мы остаёмся в ситуации рыцаря, сражающегося с драконом - если побеждает дракон, то рыцарь гибнет, а если побеждает рыцарь, то он сам превращается в дракона и таким образом опять же гибнет рыцарь, а дракон возрождается.
Поэтому лучше не быть рыцарем истины, или белкой в колесе, выполняющей неблагодарный труд "перманентного возрождения дракона", но мыслить бытийственно, высвобождая место сразу же и для заблуждения.
Итак, в итоге, ещё раз, откуда берётся ложь? Ложь порождается когда нечто хочет быть открытым, открывается, но всё же на самом деле остаётся сокрытым. В этом смысле, ложь - неудачное открытие, не больше того. И не важно сделано ли это неудачное открытие по злому умыслу и сознательно или же наоборот по недоумию и слабосилию - всё это уже последующее модификации, как сказал бы Хайдеггер, в той теме, которую мы рассматриваем.
Но поскольку ложь - лишь неудавшееся открытие или же сокрытие, что осталось таковым после попытки стать другим, постольку нам становится хорошо видно, что само по себе сокрытие не может быть ложью вообще и в любом случае. Если сокрытое не преследует цели стать открытым - оно нейтрально по отношению к истине и лжи. И о нём ничего нельзя сказать в этом свете, ибо оно не самоопределилось ещё.
Но с другой стороны, Хайдеггер часто повторяет, что разомкнутость и открытость - неустранимые и изначальные экзистенциалы Бытия присутствия, оно так устроено и так бытийствует, что изначально направлено к "открытию", а поэты сказали бы - к свету. И лишь в силу этой изначальной открытости, светостремления - это Бытие также изначально и понимающе. И будучи движущимся именно в эту сторону, Бытие присутствия считает важным для себя мыслить Мир, себя и всё Бытие через Истину.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.