Послесловие

Я долго размышлял – чем закончить моё повествование? И в итоге решил обратиться к недавней истории Северного флота. Как ни странно, Военно-морской флот и в частности Северный флот, нередко становился заложником чьих-то карьерных устремлений. Иногда новый Командующий Северным флотом стремился показать не только мощь флота (а что её показывать, если она есть?), но и новые достижения флота в период его командования, отсюда желание «усилить, закрутить гайки, повысить и поставить всех на место». Но иногда забывалось главное – техническая готовность подводных лодок и их способность нести ту нагрузку, которая уже стала непосильной ношей. Следует отметить, что где-то после 1985 года Северный флот с трудом мог содержать на боевой службе одновременно 10-11 крейсеров стратегического назначения и 10-12 многоцелевых атомных подводных лодок. Ведь недаром контр-адмирал Н.Н. Малов в книге «35 лет дивизии РПК СН» вспоминает: «Был большой недокомплект подводников. Как сказал во время работы одной из грозных комиссий по этому вопросу Зам. Командующего СФ по Боевой подготовке вице-адмирал В.Мочалов- «У командования флотилии не нашлось решимости доложить о невозможности очередных походов!» Приходилось вытягивать столь ответственные планы за счёт энтузиазма, здоровья подводников и высокой надёжности подводных крейсеров!»
Прав контр-адмирал Н.Н. Малов! Но к этому следует добавить, что и у командования флота после 1985 года не нашлось гражданского мужества и мудрости, чтобы добиться снижения непосильной нагрузки для подводников. Видимо кому-то надо было подниматься по карьерным ступеням, и кто помнил о подводниках? Не по этой ли причине флот сложил на печальный алтарь подводные лодки «К-219», «Комсомолец», «Курск»? Этот вывод требует специальной оценки и исследования, а время ещё назовёт поимённо всех, кто причастен к гибели таких подводных лодок.
С момента освоения атомных подводных лодок – приблизительно с 1960 года по 1985 год, т.е. за 25 лет, на Северном флоте погибла одна атомная подводная лодка «К-8», а с 1986 года по 2000 год, т.е. за 15 лет погибли три атомных ПЛ. А ведь они были гораздо надёжнее первенцев да и имелся колоссальный опыт по эксплуатации ПЛ. Так почему это произошло? Тут следует поразмышлять, но эту работу я оставляю для других авторов. А то, что истинных причин гибели подводных лодок мы до конца не вскрыли, ясно не только подводникам! Следует добавить, что после трагической гибели Командования ТОФ в феврале 1981 года, явно наметился кадровый голод в военно-морском флоте. Лучших адмиралов и офицеров ТОФ заменить было некому. Не по этой ли причине на ТОФе утонула ПЛ «К-429».Эту лодку утопили карьеристы и новые отличники «подводной службы», предав экипаж и командира капитана 1 ранга Н.М. Суворова. Если бы не погиб Командующий ТОФ Э.Н. Спиридонов, думаю, Начальником Главного Штаба, а впоследствии Главкомом, стал бы он, а не В.Н. Чернавин. Но эту кадровую тайну унёс с собой С.Г. Горшков. Уверен, что подводные лодки «К-429», «К-219», «Комсомолец», «Курск», с такой технической подготовкой и с такими экипажами в 80-х годах прошлого века никто бы и в море не выпустил! К сожалению, в период гибели этих лодок был иной взгляд и иная психология у отдельных руководителей ВМФ.
К началу 90-х годов прошлого века мы как-то свыклись с мыслью, что подводники всё могут, что атом побеждён, что стало нормой покорение Арктики и обслуживание сложнейшей техники. Отсюда несколько будничной стала Система допуска к самостоятельному управлению подводной лодки. В Штабе Северного флота стали появляться кандидаты, которые свою некомпетентность стремились подменить любым способом, вплоть до звонка из Москвы. Могу подтвердить под Присягой, что порою в приёмную Начальника Штаба СФ звонили из приёмной ЦК КПСС и выражали неудовольствие офицерам УБП СФ за то, что их «подопечный» до сих пор не сдал на допуск. Да, это было так! Шла эпоха Горбачёва, и на деле воплощался Ленинский посыл о том, что «всякая кухарка должна учиться управлять!» Вот эти «кухарки» и подарили нам Чернобыль, да и не только! Предавалась забвению великая «дизельная школа» - честная, жёсткая, бескомпромиссная! Кстати, офицерам дизельных ПЛ пришлось вынести всю тяжесть освоения атомных ПЛ. Поклон им за это и вечная память.
В правление господина Ельцина флот был предан и забыт. До сих пор неясно, почему после посещения Президентом В. Путиным Северного флота в апреле 2000 года родилась бредовая идея о проведении крупных тактических учений на Северном флоте. Да кораблям надо было стоять год в Базе и отрабатывать первые задачи, и наводить порядок в отсеках и в душах офицеров! В августе того же года мы получили то, что получили – спланировали гибель подводной лодки «Курск». И последнее, что касается «Курска». Недавно я был на встрече подводников 19 дивизии СФ, где повстречал сослуживца по Штабу СФ. На мой вопрос – почему «Курск» загнали на 100-метровую изобату, он мне нагло соврал, что это было предусмотрено учением. Тогда мне стало ясно, что с «Курском» многое недоговорено!
По моим маршрутам, утверждённым НШ СФ, с 1976 года по 1983 год ходили все атомные подводные лодки СФ. Я планировал полигоны и давал их для совместной отработки задач. За моей спиной десятки крупнейших тактических учений в разработке которых я принимал непосредственное участие, а в период их проведения всегда был начальником «Поста контроля за мерами безопасности». На карту обстановки наносились все силы – «синие» и «красные». Ни одна телеграмма без Поста контроля не направлялась на атомные ПЛ, но что-то я не припомню, чтобы в период учений давались для атомных ПЛ глубины в 100 метров, тем более для 949 пр. и при осадке крейсера «Пётр Великий» в 12 метров.
В Штаб флота, особенно в Оперативное Управление и Управление БП, подбор офицеров был штучный. Видимо к моменту гибели ПЛ «Курск» в Штабе флота и появились «кухарки», подарившие такие страшные трагедии.
Чтобы до конца понять моё повествование, надо хорошо знать историю Северного флота и тот период, о котором у меня написано. Но я ни в одной строке не пытался упрекнуть подводников. Это великие, беззаветно преданные Отечеству люди, готовые всегда идти на самопожертвование. Они это доказали своей достойной службой и своими жизнями. Слава им и наша благодарность, низкий поклон от офицеров Северного флота. Отечество должно гордиться такими людьми. Об эпохе освоения атомных подводных лодок уже написано много, но я думаю, что написано ещё не всё.
Отдельные руководители СФ в моём повествовании остались как бы за кадром, я не стал их обижать жёсткой фразой, у них есть семьи и дети, а тот, кто знал Северный флот, тот поймёт мою недосказанность.

г. Санкт-Петербург
8.04.- 31.05.2006


Рецензии