В Праге

Танцующий дом


Башни танцуют! Танцующий дом!*
"Джинджер и Фрэд" на помосте у Влтавы, -
пражская румба с ажурным мостом,
пражский ту-степ в декорациях старых...

В башнях "от Фрэнка" - искусства полёт:
окна свингующих башен танцуют...
Суть деструктивная в башнях живёт:
башни влюбляются, башни целуют!

Весело Праге! – танцующий дом
тянет к себе с мимолётного взгляда...
В мире, где башням так любо вдвоём –
любо и жителям с башнями рядом!


*Танцующий дом - офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма, состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Танцующий дом является архитектурной метафорой танцующей пары, в шутку называется "Джинджер и Фред" в честь пары Джинджер Роджерс и Фред Астер. Одна из двух цилиндрических частей, та, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру (Фред) , а вторая часть здания визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер). Как и многие деконструктивистские сооружения, резко контрастирует с соседствующим цельным архитектурным комплексом рубежа XIX—XX веков.  Дом расположен на набережной. Авторы проекта — хорватский архитектор Владо Милунич и канадский архитектор Фрэнк Гери.


сюда стекаются легенды и поэты...


Российский Дом Науки и Культуры.*
РДНК. Я в Праге. Ясный вечер.
Готовят сцену и аппаратуру –
сегодня здесь поэтов русских встреча.

Встречают всех в большом Хрустальном зале, -
корреспонденты, дипломаты, гости.
Здесь пишущих на русском явно ждали,
в фойе судили об изданий росте.

Известна Праги страсть к литературе, -
Марина, Франц и Ярослав** здесь жили.
Их имена на чешскую культуру
свой славный отпечаток наложили!

Одна из поэтесс в углу писала, -
с размахом строки на листы ложились...
Потом она стихи свои читала,
да так, что голова моя кружилась!

Здесь дышит муза, в замках Праги старой,
сюда стекаются легенды и поэты.
Я тоже там чуть романтичней стала:
стихи читала, прослезясь при этом...


*29 января 2016 года в Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в Праге состоялся литературный вечер «Связующее Слово».
Вечер открыл заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Чехии Олег Солодухин. Он отметил уникальность мероприятия и его роль в поддержке «Русского мира», развитии русской культуры и русского языка за рубежом.
Организатором и ведущей вечера стала поэтесса из Москвы, член Союза писателей России, член Международной Ассоциации Писателей и Публицистов (МАПП), основатель Общественного Фонда содействия развитию современной поэзии «Светоч» Лариса Кузьминская. Она поприветствовала участников литературной встречи и представила гостям свою коллегу, поэтессу из Швеции Лидию Эльфстранд.
Некоторые авторы приехали в Прагу. Среди них — Аннета Руж, Анатолий Лебедев, Татьяна Еремина-Аржакова, Нина Кривошенина из России, Людмила Свирская и Наталья Волкова из Чехии, Виктория Левина из Израиля, Вероника Тарновская из Швеции, Нина Лезер из Германии, Евгений Голубев из Латвии, Ольга Абрамова-Бенедет из Италии... (из материалов интернета).
** Марина (Цветаева), Франц (Кафка), Ярослав (Гашек) в определённые периоды жизни жили и творили в Праге.


Ян Гус и площадь


Кто есть тот "воин божий, что восстал"
и, прекословя Габсбургов величью,
отмёл национальные отличья,
и памятником в центре Праги встал?

Гуситы вырастают из камней,
из Староместской площади, из грунта,
из подоплёк истории для бунта,
чтобы надолго обрести на ней

свой каменный, железом оснащённый
(фигура Гуса* высится, стройна,
как вал девятый вздыбила волна!)
свой памятник, к костёлу обращённый...

Он был сожжён. "Святая простота"
подбросить дров в огонь не постеснялась...
Он был Гусём, а Лебедем поднялась
вся стая - до гуситского креста!

Не отрекался и не бил поклон
литературы чешской реформатор,
свободы слова славный император, -
над центром Праги поселился он!


*Ян Гус (1369, Богемия - 1415, Баден) - национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434). С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: "О, святая простота!" (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: "Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!"


о вере и пути исповеданий


Бунт протестантов. Казнь вождей сословий*.
Войны Тридцатилетней грязь и копоть.
Пожары. Обсуждение условий,
где Габсбургам достался жирный ломоть.

Повиновенья нет. Правленье ксёндзов.
Побег и эмиграция без славы.
Сквозь вонь костров задымленное солнце
печально льёт лучи на берег Влтавы.

Аресты. Конфискация имуществ
опальных протестантов. Прага пала.
Синхронно - возрастание могуществ
католиков. Из пепла восставала
 
младая Прага - Прага Вышеграда,
барочных куполов, мансард, фронтонов,
классических фасадов колоннада
и вереницы модных фаэтонов!

И только двадцать семь, кричащих немо
на Староместском плаце, изваяний
стоят себе и вопрошают небо
о вере и пути исповеданий...


*21 июня 1621 года на Староместской площади были казнены 27 участников Сословного восстания против династии Габсбургов. Самый известный пражский палач Ян Мыдларж лишил жизни 10 дворян, 15 жителей Праги и 2 жителей Кутной Горы и Жатеца. Ужасное зрелище продолжалось с 5 часов утра до 1 часа дня. Головы двенадцати казненных позже были вывешены в металлических сетках для устрашения на Староместской мостовой башне. Когда, спустя десять лет, было позволено их снять, друзья и родственники похоронили их в неизвестном месте.
Говорят, что каждый год в день своей смерти, 21 июня, духи казненных в полночь подходят к астрономическим часам Орлой и следят за точностью их хода, охраняя мир и покой земли чешской. В честь казненных на тротуаре Староместской площади поместили 27 крестов, символы меча и короны.


Пражские куранты


К процессии апостолов на Староместской площади*,
ко взглядам василисков на диковинных часах,
к концепту Птоломееву, где все дела упрощены, -
вокруг Земли вращаются светила в небесах, -

бегу к курантам башенным средневековых замыслов,
спешу к телодвижениям изменчивой судьбы –
круг циферблата жизнь мою растрачивает каверзно,
песком стекают дни мои... Мы - времени рабы.

Все действа согласованы. Гляжу с вниманьем пристальным
сюжет momento mori, что о тленности всего:
вращаются песочные неукоснимо-истово
и криком петушиным подтверждают торжество!

А милый люд на площади не придаёт значения
средневековым росказням, - проходит по делам.
Уйду и я, спешащая, почувствовав почтение
к, вершащим судьбы, башенным диковинным часам.


* Пражские куранты, или орлой, - средневековые башенные часы, установленные на южной стене башни Староместской ратуши на Староместской площади в Праге. Они являются третьими по возрасту астрономическими часами в мире и старейшими, которые всё ещё работают. По сторонам от астрономического циферблата расположены движущиеся каждый час фигуры, среди которых особенно выделяется фигура Смерти в виде скелета человека. Смерть одной рукой держится за звонок с колокольчиком, в другой его руке – песочные часы. Это самая старая фигура этого ряда, появившаяся на пражских курантах. Она олицетворяет популярный в средневековье сюже тmemento mori – о тленности всего сущего вокруг. Наверху по сторонам от центральной каменной скульптуры ангела имеются два окошка, в которых каждый час, когда бьют часы, показываются фигуры 12 апостолов, сменяя друг друга. Над каменной скульптурой ангела находится фигура золотого петуха, который кричит по окончании процессии апостолов.


Старый город


Старый город. Старе место*. Старых улиц лабиринт.
Привораживает сердце старых башен милый вид.
 
Перехватывает горло вид на Прагу с высоты!
Перекинул город гордо сквозь столетия мосты...

Здесь соборы и куранты, и еврейские места,
и бессменным номинантом обитает красота!

Я по улочкам мощёным в Старом городе иду –
и на Карлов мост точёный, и на площадь попаду.

Заглянула в храм к гуситам, в храм к католикам зашла, -
радость в воздухе разлита и предчувствие тепла!

Влтава катит свои воды, дует ветер вдоль холмов –
сквозь историю народа, в резолюции веков...

Старый город. Старе место, старых-новых стен уклад.
Процветай  святыней чешской, Старый город, старый град! 


*Старе-Место - исторический район Праги в районе Прага 1 на правом берегу Влтавы, также включает Стрелецкий остров.  В северо-западной части Старе-Места, граничащей с Влтавой, расположен пражский Еврейский город.


Гашек


Он выбрал роль шута. Он выбрал время,
когда родиться. Фоном декораций
его романа - журналистов племя,
которым всё равно, над чем смеяться, -

была бы кружка пива да потеха...
Но был талант, пролившийся как ливень, -
каскадами вранья и тонной смеха
его судьбы, беспутной и счастливой!

Он выбрал славу, сын нужды и улиц,
он выбрал Швейка, в силу оправданий
нелепостей войны, дорог распутиц
и бесконечных жизненных скитаний!

Превознося абсурд до категорий
непререкаемых, как колдовское действо,
смеётся Швейк над вечностью преторий,
таких как тупость, гонор и злодейство!

Мне не смешно: за шутовской бравадой
подростка - вижу гаера, лентяя,
шута и пьяницу (где надо и не надо), -
но я смеюсь, когда его читаю!


Ярослав Гашек (1883, Прага - 1923, Липнице) - чешский писатель-сатирик, анархист, драматург, фельетонист, журналист, комиссар Красной Армии. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений, из которых мировую известность получил его неоконченный роман "Похождения бравого солдата Швейка" (из Википедии).


Пражский град


Как доминанта Града Пражского* –
Святого Вита тень ажурная.
Под метрополию Империи
его кроили короли.
Приют алхимиков и "кафская"**
Златая улочка дежурная, -
здесь магазины и галерии.
Холмы Градчанские вели

сюда, как компасом, властителей
славянских и иных земель.
Жила высокая стратегия
отвесных каменных холмов!
Средневекового строителей
(до зодчих наших ярких дней)
очаровала привилегия
коснуться башней облаков!

И Президента резиденцией
сегодня служит Пражский Град -
стоит у входа стража мощная
в шинелях серых и с ружьём.
Бессменно, с вечною каденцией
на Прагу смотрят парк и сад!
Под арками, извечной площадью,
по центу Чехии идём...


*Пражский Град  - крепость в Праге, занимает восточную часть длинного утёса, который тянется от Петршинского холма. Пражский Град представляет собой комплекс зданий, храмов и фортификационных сооружений, располагающихся вокруг трех главных дворов, площади Святого Георгия и Иржской улицы. Архитектурная доминанта - собор Святого Вита. Сейчас крепость является резиденцией президента Чехии, раньше была таковой для чешских королей и императоров Священной Римской империи. Самая большая по площади президентская резиденция в мире, а также самый большой в мире замок.
**Золотая улочка - старинная улица Праги, расположенная в Пражском Граде, является одним из символов города. Для облика улицы характерны карликовые двухэтажные домики, встроенные в арки бывшей крепостной стены. Первоначально она называлась Ювелирная улица,  что связано с работавшими и живущими здесь чеканщиками золота. Вскоре улочка превратилась в ремесленную, и стала местом скопления бедноты. Существует легенда, что здесь жили алхимики. В одном из таких домиков (дом № 22) с 1916 по1917 года работал Франц Кафка.


Кафка


Он в Пражском Граде жил. На Староместской,
там, где стоит "архитектурный дом",
в родительской заботе повсеместной
он с самодуром проживал отцом*.

Он здесь писал, и мучился, и брезговал
судьбы своей ниспосланным грехом: 
не обладал он хваткою железною –
быть как отец, рачительным купцом.

Но обладала главными богатствами
его ранимая и скорбная душа –
когда, гуляя в галереях Вацлавских,
страницы книг слагая не спеша,

глубинами экзистенциализма,
в абсурдной сути бытия, в тени
не греющей, к азам иудаизма
он обращал безрадостные дни...

Болезненный, угрюмый, неуспешный,
страдающий от деспота-отца, -
он восседает куклою потешной
на шее у костюма без лица...**

Но, проходя под свод его романа,
я умираю, вновь и вновь, полна
безудержной, абсурдной, полупьяной
строкой, нахлынувшей, как мощная волна!


*Франц Кафка (1883, Прага - 1924, Клостернойбург) - один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо;льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.
**Скульптурная композиция, созданная Ярославом Роной в 2003 году, часто включается в десятку самых необычных памятников мира. Кафка восседает на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой. Писатель жестом указывает направление своему носильщику. Кафка был вечным скитальцем в родном городе: творил на немецком языке, поскольку Чехия была частью Австро-Венгерской империи, сменил 13 съемных квартир, не получил признания при жизни... Можно только догадываться, знал ли он наверняка, куда держит путь.


Вышеград


Вышеградской легендой о чешской княгине*, -
о крестьянских корнях и о славных князьях, - 
дышит крепость, в стенах у которой поныне
живы мифы и сказ о плетёных лаптях...

Королевского хода старинные плиты, -
сколько видели особей знатных корней! –
где плющом, как сказанием, стены увиты,
где базилики стан королевских кровей.

Вышеградские стелы Боженовой, Чеха,
даты Чапека, Дворжака, сотни других,
что закончили путь испытаний к успеху, -
сколько здесь прочиталось имён дорогих!

Приглянулась, запомнилась чудная школа
для детей-инвалидов на склоне холма...
С Вышеградских вершин грань душевного фола
с видом Праги волшебной - низводит с ума!


*Вышеград - древняя крепость (замок) и исторический район Праги. Расположен на холме над Влтавой. В стенах Вышеграда находятся остатки древнейшей романской базилики, Вышеградское кладбище — место погребения знаменитых деятелей Чехии. Крепость воздвигнута в X веке. Легенда приписывает её основание князю Кроку, отцу княгини Либуше. По существующему преданию, именно здесь легендарная княжна Либуше предсказала расцвет и мировую славу чешской столице - Праге. В эпоху Карла IV именно из Вышеграда начиналось коронационное шествие чешских королей и продолжалось далее по Нове-Месту, Старе-Месту и Мала-Стране, ведя в Пражский Град. В "Коронационном кодексе чешских королей" Карл IV определил, что каждый правитель накануне своей коронации должен поклониться в Вышеграде их общему предку — Пржемыслу-Пахарю, основателю династии Пржемысловичей. Здесь хранились принадлежавшие Пахарю сума и лыковые башмаки - символы королевского рода. Таким образом, короли (теперь уже из династии Люксембургов) должны были помнить о простом происхождении их далекого предка.


На Вацлавской площади


На площадь - танками, по-свойски, по-соседски,
входила дружески великая страна...*
С тех пор символикой напыщенной советской
Златая Прага навсегда уязвлена!

И даже памятником Вацлаву святому
на перевёрнутой кобыле сверху вниз,
что тянет кверху полусбитые подковы, -
чех выражает свой антогонизм!

Потом - самосожжением Палаха
рябили заголовки всех газет...
И дальше, вглубь веков, - убийства, плаха...
Печален образ площади тех лет.

Зато сегодня обновила площадь
дома и облик, звучна и легка!
И только жаль "люцерновскую" лошадь,
держащую на пузе седока...


*Вацлавская площадь  -  площадь святого Вацлава - одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в Праге. Место многих исторических событий, традиционное место демонстраций, празднеств и общественных собраний. На торговой площади в Средневековье происходили также казни, в обоих концах ставились виселицы. Площадь названа именем св. Вацлава, князя Чешского, небесного покровителя страны. На площади происходил ряд событий Пражской весны 1968, в августе по ней шли советские танки. 16 января 1969 здесь совершил самосожжение студент Карлова университета Ян Палах, протестовавший против ввода советских войск в Чехословакию.
Интересно, что на Вацлавской площади находится легендарный дансинг-холл "Люцерна", построенный дедом Гавела. В помещении "Люцерны" с 2000 находится пародия на памятник Мысльбека (автор Давид Черни) - конь висит вверх ногами, а Вацлав сидит у него на животе.


Йозефов квартал


Я в Еврейском квартале* красавицы Праги!
По йозефову детищу смело, уверенно
прохожу и горжусь! И решением правым
короля почитаю за шаг своевременный.

Я в Еврейском квартале. Здесь стен синагоги
прикоснулись века и легенды, и войны...
И приводят сюда кольцевые дороги
тех, кто видеть истоки и правду достойны.

Прикоснувшись к истории славным каменьям,
оглянусь на солидную роскошь квартала:
здесь престижных кафе и прекрасных строений
(разбежались глаза...) - не покажется мало!

А когда-то - ютилось беднейшее гетто,
и пытался родиться мистический Голем...
Здесь рождались вопросы, к которым ответы
уходили корнями в историю боли.


*Йозефов (Еврейский город) - один из кварталов Праги. Является частью Старой Праги. До 1850 года представлял собой сердце еврейской общины Праги. Название квартала Йозефов происходит от имени императора Йозефа II, реформы которого улучшили условия жизни евреев в Праге. Еврейский квартал находится между правым берегом реки Влтавы и Староместской площадью. На его территории находятся остатки прежнего еврейского гетто Праги, с множеством легенд о мистическом Големе.


Карлов мост


Карлов мост. Карлов каменный мост сквозь историю.
Через реку и время. Стезёй королей.*
Здесь гуситам за право на вотчину вторили
блеск доспехов и упряжь военных коней.

Карлов мост. Упокою души Убиенного
посвящаешь решётку и герб, и кресты...
И приходят коснуться ладонью мгновенною
и задумать мечту на такие мосты.

Карлов мост - это чудо-чудесное пражское,
Староместских ворот через Влтаву прыжок!
Был задуман как "шах" устремлениям вражеским,
как гроссмейстер войны, в битвах знающий толк.

Карлов мост. Изменённые приоритеты -
сувениры, картины, туристы, цветы...
И приходят влюблённые пары, поэты,
чтоб ослепнуть от света его красоты!


*Карлов мост - средневековый мост в Праге через реку Влтаву, соединяющий исторические районы Мала Страна и Старе Место, в 1870 году официально переименован в честь основателя Карла IV. Его украшают тридцать скульптур, преимущественно религиозного содержания. Через мост вела так называемая "Королевская дорога". С мостом связаны многие ключевые события в истории города: в 1420 году мост помог попасть гуситам на Малую Страну, а в 1648 году с этого моста Градчаны атаковали шведы.
По преданию, именно с Карлова моста был сброшен в мешке почитаемый в Чехии святой Ян Непомуцкий. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от креста. Есть поверье, что если дотронуться до одной из скульптур на Карловом мосту и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Также желание сбудется, если его загадают влюбленные и поцелуются, стоя на мосту...


Я проживаю в доме короля...


Я проживаю в доме короля
Георга III-го, в тенетах старой Праги*.
Под арочными сводами заря
меня встречает утром. Здесь бумаги

подписывал. А здесь судьбу вершил
политики немецкой и английской.
А здесь, в саду, садовника просил
сорвать бутон от розы флорентийской.

Я винтовою лестницей вночи
спускаюсь в спальню ческой королевой...
Есть сад из спальни: провернёшь ключи –
и ты один со звёздами... Налево

по выходу из дома - божий храм,
направо - Староместские куранты.
Вернусь проголодавшейся, к дарам
традиционных яств, - несут официанты

то блюдо дичи, до бокал вина... 
(Здесь жил король! На стенах современных
ещё осталась кое-где видна
расписанная фресками таверна...)

Я проживаю в доме короля!
Ем, как король, сплю в королевской спальне...
Дежурною улыбкой одаря,
зевает клерк за стойкою зеркальной.


*Историческое здание, в прошлом называлось Дом Короля Георга, с 14-го века. Здание отеля было отреставрировано с сохранением античного характера и живописной романтической атмосферы старой Праги. Трехзвездочный отель, в настоящее время предлагает королевские стильные покои.


Здесь, в богемных кафе...


Здесь приходят в кафе, чтоб общаться, шутить,
повидаться с друзьями за чашечкой кофе,
между столиков всласть пошуршать, побродить,
посудачить о том, что плохого в Европе.

"Лувр" сияет огнями.Здесь Кафка и Брод,
и Эйнштейн восседали за столиком местным*.
Карел Чапек шутил (кто его разберёт,
где он врёт иль не врёт?) со случайным повесой.

А "Милана"-кафе - панацея от бед,
от копаний в себе вечных комплексов Кафки:
то ль сюда, то ли в "Арко" закажет обед
и присядет, страдая, на краешек лавки...

А у "Славии" - слава Марины** светла!
Посидит и закажет какую-то малость, -
по дороге в редакцию, видно, зашла,
по дороге в бессмертие здесь задержалась.

Диссидентских кафе здесь невиданный рой!
Вацлав Гевел сидел здесь в "Люцерне", у папы...
И "Поэмы Горы" пресловутый герой**
слал флюиды Марине... На пражском этапе

здесь с Сергеем судьба её снова свела.)
Расцветали таланты огнями на Влтаве!
Атмосферу и щедрость я тоже нашла
здесь, в богемных кафе... Обижаться не вправе.


* Кафе "Лувр" в Праге открылось в 1902 в. "Лувр" был местом бурных общественных дискуссий 1900-х. Близкий друг Кафки Макс Брод утверждает, что Кафка был введен на эти собрания его друзьями. Кафе процветает и сегодня.
 Кафе "Арко" (Arco) было местом встреч молодой немецкоговорящей Праги.
"Cafе Milena"  названо в честь возлюбленной Франца Кафки и расположено на первом этаже исторического здания прямо на Староместской площади.
"Люцерна"  - самый известный пассаж в Праге. Проект разрабатывал владелец, инженер Вацлав Гавел, дед бывшего президента Чехии.

**Марина Цветаева и Сергей Эфрон проживали в Праге и её окрестностях с 1922 по 1925 годы. «Поэма Горы» была написана в январе 1924 года. Обращена она к К. Б. Родзевичу, человеку высокого мужества, обаяния и трагической судьбы. Знакомство с ним состоялось в Праге, где Родзевич учился в университете. Возникшая дружба была трогательной и прочной. Объединяли незаживающая тоска по родине и увлечение литературой и искусством.


Прага Марины


Сюда вели дороги. И стремилась
сюда, к супругу, тёплая душа!*
Вот в этом доме вновь соединились
и Прагою гуляли, не спеша...

Вот здесь учился. Здесь она стирала
и куховарила холёною рукой.
Страна благоволила к ним. Давала
какие-то гроши на их постой...

Но плыли рифмы! Ими захлебнувшись,
она писала ночи напролёт!
(Под тяжестью Горы, бледна, согнувшись,
вот здесь, по этим улицам бредёт...).

Под тяжестью Конца она писала
угрюмых строк о мести и судьбе
волшебные созвучья... и читала
их, преимущественно, ночью... и - себе...

Вот здесь она заказывала чаю
и мучилась ершистою строкой,
здесь - кладбищем бродила и в отчаяньи
глядела в воду Влтавы колдовской...

Что мне осталось? Горьких фраз прочтенье,
да строк поэм печальных острый нож,
да засвидетельствовать тихое почтенье
фигуре Брунцвика, что на неё похож...   


*Марина попала в Прагу в 1922 году. Здесь ее ждал муж С. Эфрон, который на тот момент учился в Карловом Университете. Они поселились на окраине Праги. М. Цветаева очень любила гулять по улочкам Праги, она часами могла наблюдать за рекой Влтавой  и ее прекрасными островами. А Петршин холм на берегу реки стал даже героем ее "Поэмы Горы". Во времена язычества это было место поклонения богу Перуну. Именно здесь княгиня Либуше предсказала рождение Праги. Дорога по старым улочкам Малого града к Карловому мосту – и есть та самая дорога героев "Поэмы Конца". Поэтесса любила бывать на Древнем  Малостранском кладбище.
Недалеко от Староместской площади находилось здание, где располагалась редакция газеты "Воля России". Это одно из самых популярных эмигрантских изданий того времени. Главным редактором был Марк Слоним, друг Марины Цветаевой, благодаря которому тогда были напечатаны некоторые ее произведения. По пути из редакции поэтесса часто заходила в кафе "Славия". Замечательный панорамный вид и непринужденная атмосфера привлекали сюда творческую интеллигенцию и литераторов.
В Праге были написан поэтический диптих М. Цветаевой: "Поэма Горы" (февраль 1924 г.) и "Поэма Конца" (июнь 1924 г.). Эти произведения стали отражением чувств поэтессы к Константину Родзевичу, описанием великой любви и крушения неудавшегося романа.
Однажды Цветаева гуляла по столичным улочкам, и увидела статую Брунцвика. Она нашла в его облике сходство с собственной внешностью. Так Цветаева и называла потом каменного рыцаря Брунцвика: «...друг в Праге... похожий на меня лицом».


Марина и Сергей


Ему не позавидуешь – Марина
женою неудобною была,
а тут ещё - невзгоды, и чужбина,
нет денег - эмигрантские дела...

Она стремилась и старалась очень,
чтоб обеспечить хоть какой-то быт!
Но то платёж за булочки просрочен,
а то - суповник праздничный разбит.

Мешали рифмы. Дочка тянет юбку,
и сын кричит, хоть звать былинно - Гор.
В белогвардейских судеб мясорубку
вовлёк их исторический позор!

Сергей учился в Университете, -
учёба и семья, стипендий - пшик...
Под Прагой, в доме, ждут Марина, дети.
И он в ответе за семью, - мужик!

Бывало всякое - огромным сердцем нежным
влюблялась, гениальная любить!
Хотела развестись. Но к узам прежним
вновь возвращалась, чтобы рядом быть!

Марина и Сергей. Судьбой вошедши
в историю литературных пар,
здесь проживали бурный, сумасшедший,
талантливых сердец шальной пожар!


Деревни Марины


Обнимаю то самое дерево,
что любила Марина... Избушкою,
где Марина жила, куховарила,
умиляюсь, хоть ветха изба*...
И стою перед входом потерянно, -
не рублём золотым, а полушкою, -
перед той, что светила, как зарево,
многоликой любови раба!

Во Вшеноры въезжаю на станцию
(только стены расписаны граффити) –
всё как прежде: и столб "пастернаковский",
где молила небесной любви...
В этой чешской глуши - иностранцами,
чуть значимей, чем нищий на паперти,
ею писаны, в горе и напасти,
строки, - "русский олимп" обрели!

Вот стоишь у окна, отрешённая,
после долгой прогулки покосами.
Дом в низине, а церковь  - охровыми
камельками, в описанный вид...
Затянувшись врачом запрещёнными
и губительными папиросами,
ты восходишь созвучьями новыми
в мир поэзии русских элит!


*Впервые М. Цветаева оказалась в Чехии в августе 1922 года, где на некоторое время с семьёй переехала в местечко Дольни Мокропсы. Позднее семья проживала в деревне Нове Дворы, там Марина снимала комнату у лесника. Работу над "Поэмой конца" Цветаева заканчивала в деревне Йиловиште. В середине июля 1924 года семья Эфрон переехала из Йиловиште в Дольни Мокропсы, а в конце лета они поселились в деревне Горни Мокропсы. По воспоминаниям поэтессы , они жили в небольшом каменном домике. Осенью супруги переехали в местечко Вшеноры. Комнаты домика выходили в лес и на холмы, к можжевеловым зарослям. Окружающая природа помогала творчеству и вселяла вдохновение. Но зарабатывать и выживать было трудно. Друзья настаивали на отъезде в Париж...


Как жаль любви...


В завершение кружения по "цветаевским" местам Пётр Вайль, российский и американский журналист, писатель, радиоведущий, рекомендует лучший в Збраслове ресторан "Skoda lasky" – "Жалко любви", по названию всемирно известной польки композитора Яромира Вейводы, родившемся и жившем в этом доме:

                "Жалко любви, которую я тебе дала. 
                Так бы всё плакала и плакала.
                Моя молодость унеслась, как сон.
                От всего, что было, в сердце моем
                только память".
                ("Skoda lasky")

Здесь памяти Марины - " Skoda lasky" .
Как жаль любви в разгар её цветенья! –
сердечного героя* откровений
в деревне Йиловиште не забыть...
На вилле у Чиркова, как из сказки,
возник в дверном проёме... Боже правый!
Как сердца стук унять? На берег Влтавы
бежать с любимым - до зари бродить!

Как жаль любви! Сын Гор, иль Мур - Георгий
(хотелось бы - Борисом...).  Ариадна -
ладошкой тёплой по плечам отрадно
доверчиво и нежно проведёт...
Вчера встречались у прибрежной горки
(так зябко, если шалью не укрыться). 
В груди трепещет сердце тайной птицей! 
Когда ещё мой князь ко мне придёт?

Любить - не предавать! Любовь - как святость. 
Глаза сверкают жаждой откровений...
В любовь - как в бездну! (Рифму под сомненье
поставить может и поэт, и бог.)
Позволена ль свиданий тайных радость
той, чью судьбу за юбку держат дети?
Любила, как последний раз на свете!
Как жаль любви, ушедшей за порог...


*Роман Марины Цветаевой и Константина Родзевича случился в Праге в 1923 году.  Родзевич учился в университете вместе с Сергеем Эфроном и был дружен с ним. Родзевичу она посвятила "Поэму горы", "Поэму конца" и несколько стихотворений.


Детенице. Замок


Дорогой тёмною лесной с деревней редкой,
в закатных сумерках, переходящих в ясный
холодный вечер, - вижу дровни и карету,
и замок Детенице* киновари красной!

Вхожу. Хозяева радушные встречают.
Смотрю на временной портал средневековья.
Мальтийских рыцарей костюмы отражают
оружья отблески... Лесного поголовья

оленей, лис, волков, вальдшнепов и фазанов
здесь поубавилось во времена Вальдштейна!
Их муляжами сверху вниз украшен замок.
Капелла церкви в доме тайною овеяна...

А в каждом зале - блеск парчи и свет камений,
и шёпот старых родословных гоболенов...
Средь живописных и иных произведений
хожу, как в Лувре, всё разглядывая немо...

Как хорошо, что этот замок возрождённый
открыл сокровища свои тому, кто жаждет!
И каждый к печке прикоснётся золочёной,
и раритет рассмотрит выставленный каждый. 

Я замок Детенице чудный в красной гамме
прошла от входа - до конца по территории.
И если чем ещё не поделилась с вами –
доскажет замок Детенице и история...


Детенице - средневековый барочный замок, памятник культуры.
Представляет собой трёхэтажное здание с четырехэтажной башней и портиком. Замок включает в себя здания бургграфства и хозяйственные постройки. В замке хранятся коллекции оружия Мальтийских рыцарей и охотничьих трофеев. Замок основан в конце XIII - начале XIV века Бенешем из Вальдштейна и Детениц (1269—1318). Король Фердинанд II конфисковал замок и поместье и передал Вальдштейнам. В начале XIX века сын австрийского барона и дипломата Виссерберга завещал имение Державному ордену Мальтийских рыцарей. В 1927 году замок купил и отреставрировал инженер-строитель Ржегак, после чего часть замка была открыта для публики. В 1948 году замок был национализирован. В настоящее время усадьба принадлежит семье Ондрачковых. С 2000 года замок открыт для посетителей.


Детенице. Постоялый двор


Я в Детенице. Постоялый двор*.
Гостиница купцов и пилигримов.
Мальтийский шлем, как головной убор,
пристроен на рога... Проходим мимо

печи, где мяса шмат на вертеле.
(Красивой горничной пристало улыбаться...)
"Завязшего" в компьютерной игре
абрис, - из современных постояльцев.

Проходим далее - скрипучий ход наверх,
средневековых комнат интерьеры.
У стойки барной - безконтрольный смех
попробовавших пива выше меры...

Солома на полу. Но что пленит –
убранство комнат "надцатого" века:
ночной горшок в предбаннике стоит,
ей богу, - туалет! Для человека

здесь лейка вместо душа: дёрнул шнур –
и чистых струй воды горячий ливень!
Пожить бы здесь, - ах, если бы не тур! -
в глуши средневековой и счастивой...

Наружу. Приготовлены дрова, -
сжиганье ведьм сегодня для потехи!
Приятно знать, что в Чехии жива 
такая память о далёких вехах!


*Переступив порог постоялого двора и корчмы, вы сразу же окажетесь в XVI-XVII веке. Атмосфера того несколько грубого, но колоритного времени, охватывает и очаровывает всех и вся, проникает в самые дальние уголки. Всё полностью стилизовано под старину. Именно так и выглядели заезжие дворы и таверны в Чехии четыре столетия тому назад. Да и типажи, которых вы встретите в этом заведении, тоже будто перенеслись из "преданий старины глубокой". Очень многих людей привлекает это средневековое место, каждый хочет ощутить себя простолюдином далеких прошлых лет.


Детенице. Таверна


Цыганки и глотатели огня,
факиры, змеи и "сжиганье ведьм"! –
в таверну* полутёмную манят
меню средневековым... А соседи

уже порядком выпили вина
и пивом загрузились "под завязку",
и печь в свеченьи факельном видна,
и правда переделана на сказку...

Разбросана солома на полу,
блуждают рыцари в доспехах, как в турнире:
здесь не закажешь "мясо на пару" –
здесь мясо на огне, зола в гарнире!

Затем - певцов средневековый гимн,
скандал и драка, пьяная гадалка,
факир глотает пламя, невредим...
Хохочем, пьём, едим - вина не жалко!

Я намечтала Прагу. Я ждала
к средневековому скорей коснуться раю...
В таверне безвозвратно поняла,
что я любовью к Чехии пылаю!


*Очень многих людей привлекает это средневековое место, каждый хочет ощутить себя простолюдином далеких прошлых лет.  Посетителей обслуживает персонал, переодетый в аутентичные костюмы Средневековья, программа включает в себя представление с сожжением ведьм и бросанием ножей в живую цель. Основные залы, где размещен ресторан, освещаются светом от настоящих горящих факелов. При этом на полу лежит солома, а на стенах располагаются шкуры животных.
Все изысканные и неповторимые блюда готовятся прямо на ваших глазах в самых настоящих печах. Детенице, благодаря своей атмосфере, целиком и полностью перенесет Вас в древние века, и даст полное ощущение древнего путника.


Реституция


Реституция* - коррекция историй
родов, вещей, гражданства и корней...
А проще - возвращенье территорий,
дворцов и замков изгнанных семей.

Возврат хозяевам... Как сложно в этом мире,
как оказалось, собственность изъять!
Здесь не обои заменить в квартире, -
права на замок нужно доказать!

Но, как по мне, - болезненность процесса
перекрывает польза от него:
сверкают люстры хрусталём подвесок
в отреставрированных замках! Торжество

возобновления реликвий в галереях,
охотничьих трофеев на стенах,
гравюр и росписей, - и, денег не жалея, -
домов и замков в сказочных горах!

Я помню замок после реконструкций, -
одной семьи живое торжество!
Я - за возврат, за действо реституций,
с тех пор, как в Праге видела его!


*Реституция - восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ. В Чехии реституция идет весьма успешно, несмотря на некоторые трудности.


Романтика ночных шагов и Влтавы...


Но вот я и заканчиваю цикл
стихов о Праге - ясной и душевной.
К холмам зелёным башнями приник
прелестный город, праздничный и древний!

Я унесу с собой абрис мостов,
легенд литературных запах тонкий,
таверны старой сумрачный устой,
шагов по замку звук глухой и ломкий...

Очарованьем хрупкости стиха
наполнена цветаевская Прага
(о манкости запретного греха
расскажет пожелтевшая бумага...).

И Кафка - параллельностью миров
наполнил Праги аромат кофейный.
А - пиво, пиво! Выбора богов
достоин чешский тренд под шапкой пенной!

Неуловимый флёр твоих кафе,
романтика ночных шагов и Влтавы...
Я улечу немного подшофе,
как Швейк, что побывал солдатом бравым!


Рецензии
Какое чудесно, прекрасное описание живописи природы.
Взято всё из жизненного уровня народа.
А ту романтику с фантазией не рассказать, не передать.
Хотелось мне у вас там бы и побывать.Спасибо.

Забина   14.03.2022 09:26     Заявить о нарушении
Теперь границы будут надолго закрыты, увы...

Виктория Левина 2   14.03.2022 10:00   Заявить о нарушении