Интересно знать. Зачем нужна тавтология
Не очень грамотные критики не пройдут мимо неоднократного повторения автором одинаковых или близких по смыслу, слов и выражении.
«Тавтология», так называется этот лексический приём, даже приобрела негативное значение.
« Масло масляное!» - скажет заумный литератор, прочитав строки из народной былины о Соловье разбойнике:
Под Черниговым силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.
Но, прежде, чем критиковать данное произведение , послушайте как звучат строки, какое яркое впечатление они создают. Можно было бы всего разок упомянуть черноту и этим ограничиться, найти какие-то иные эпитеты.
Но с каждым «черным-черно» картина, которую рисует неизвестный нам автор, становится всё мрачнее и трагичнее.
Так уж устроена наша психика, что слово, услышанное один раз, человек может не воспринять,- влетело в одно ухо, а в другое вылетело. Для того, чтобы привлечь внимание к чему-то очень важному, усилить воздействие определённого слова или выражения, автор прибегает к их повторению - тавтологии.
Вряд ли кто из нас вспомнит сейчас слова и выражения, которые употребляли в своих речах величайшие ораторы древности, а вот что говорил своим ученикам Господь, знают многие . И речь Его просто изобилует тавтологией:
Не собирай себе сокровища на земле.
Но собирай себе сокровища на небе.
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
/ Мтф. Глава 6 19-21/
Не сулите, да не судимы будете.
Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
/Мтф. Глава 7 1-2 /
В знаменитой Нагорной Проповеди Господь 9 раз повторил слово БЛАЖЕННЫ.
БЛАЖЕННЫЙ перевод с латинского слова, имеющего смысл СЧАСТЛИВЫЙ. Господь, старался, чтобы услышавшие Его, наконец, поняли, что радости и невзгоды кратковременной земной жизни ничто по сравнению с радостями жизни вечной.
Некоторые тавтологические выражения прочно вошли в нашу речь. Например:
-Целиком и полностью / А может быть разве целиком, но не полностью? /
- Подниматься вверх / Разве можно подниматься вниз?/
- Народный фольклор / Коль фольклор, понятно, что народный/
- Патриот своей Родины / Если чужой родины, то это не патриот/ и другие.
Но, может быть, тавтология уместна лишь в прозаической речи или в былинах?
Открываю томик стихов Маяковского на первой попавшейся странице:
Стихотворение «Не юбилейте»:
Белой гвардии
для меня
белей
Имя мёртвое: юбилей.
Юбилей – это пепел,
песок и дым;
юбилей-
это радость седым;
юбилей –
это край
кладбищенских ям;
остановка предсмертная,
вздохи,
елей-
Вот что значит
из букв
«ю-б-и-л-е-й.
Дальше всё в том же духе. После таких характеристик юбилеи расхочется справлять.
Ну ладно, Владимир Владимирович - это новатор в поэзии, а как относился к тавтологии наш дорогой Александр Сергеевич Пушкин?
Оказывается, вовсе даже не брезговал ею:
«ЗАЗДРАВНЫЙ КУБОК»
Кубок янтарный
Полон давно —
Пеною парной
Блещет вино;
Света дороже
Сердцу оно:
Ну! за кого же
Выпью вино?
Пейте за славу.
Славы друзья!
Браней забаву
Любит не я.
Это веселье
Не веселит,
Дружбы похмелье
Грома бежит.
Эх, Александр Сергеевич!
Два раза в первой строфе слово «вино» употребили. По соседству «Выпью» и «Пейте». В добавок ко всему Вас «веселье не веселит». Наши современные критики такое не одобряют, скажут «Масло масляное!»
А в стихотворении «Наслаждение»
« Я вслед… но цели отдаленной
Но цели милой не достиг!...»
Хотя кто Вас теперь критиковать будет? Вы же памятник!
Свидетельство о публикации №116040303975
Всё зависит от личности, её величины, её эрудиции, от желания слушателя внимать этой личности, от её, наконец, харизмы.
А против красоты речи и смысла речи вообще ничего нельзя сказать. Это два основополагающих момента, составляющих интригу акта.
С уважением,
Вероника Ромашкина 17.12.2016 17:33 Заявить о нарушении