"Когда ладонь кленового листа
Сухой травы касается бесшумно?"
Для меня остаётся постоянной загадкой, почему определённые сравнения, которые я читаю у тебя и других, никогда не приходили мне в голову? "Ладонь листа" так зрима, так убедительна. Ты уже говорила о многомерном и линейном мышлении, всё так, но, по-видимому, есть чисто индивидуальные особенности. Думаю, что задача в стихах передать мою идею перебивает подчас визуальные и эмоциональные ощущения, которые всё же заметны, когда я пишу о природе.
Вся последняя строфа настолько "чиста и прозрачна", настолько притягивает к себе, что хочется читать и читать её бесконечно. И все, подобные, строфы становятся для меня эталоном, и отмеряешь им свои стихи, и ...бракуешь.
И радостно от чтения, и печально от сравнения. Вот за это и спасибо тебе.
Всего доброго
Миша, безусловно, ты прав, что важно не просто многомерное мышление, но образное мышление, без которого поэзии просто нет. Ты, прежде всего, мыслитель, философ. Но это не значит, что ты не обладаешь образным мышлением, совсем нет! Проблема не в этом! Когда пишешь стихи, важно понимать, что лучше ставить впереди: лошадь (визуальные, слуховые и прочие образы, чувства, эмоции) или телегу (размышления, философствование, вообще работу ума). Дело в том, что в стихах гораздо лучше, если мысль рождается из чувственного образа, а не мысль сама по себе. В этом разница. Когда ты пишешь под впечатлениями от природы, ты свободен, твой ум "не рыпается" засвидетельствовать своё превосходство, а смиренно следует за чувствами и образами, ими рождёнными. Тогда всё получается, как нельзя, лучше. Твоя философская лирика тоже хороша своей кристальной отточенностью, прозрачностью, но это немного другое. И, наконец, в третий раздел твоей поэзии я бы отнесла твою гражданскую, особенно политическую тематику. Здесь не просто мысль, здесь всё - увы! - тенденция. А любая тенденциозность очень далека от истинной поэзии.
Миша, дорогой, я бесконечно благодарна тебе за твои отклики на мои стихи, всегда жду их с огромным интересом. И если мои стихи помогают тебе в твоём - любимом мною - творчестве, я очень, очень рада!
P.S. Миша, хочу уточнить свою мысль относительно твоей философской поэзии. Почему она так хороша? Потому что, во-первых, не лишена поэтической образности, а во-вторых, обладает своеобразной чувственностью, эмоциональностью по поводу ПЕРЕЖИВАНИЯ той мысли, которой ты посвящаешь стихи. То есть, философская лирика бывает хороша настолько, насколько она лирична, а не философична.
P.P.S. И ещё, что я считаю совершенно необходимым, это гармония формы и содержания стихов: стихи не могут быть хороши, если их форма уродлива или даже просто недостаточно совершенна. Хотя, подавляющее большинство обитателей поэтических сайтов, пишущих, как известно, "душой", весьма вероятно, закидают меня камнями за эту крамольную мысль. :(((
Елена, я с тобой полностью согласен. И тем больше я знакомлюсь с твоей поэзией, тем больше я это понимаю. Я обычно заглядываю на странички моих читателей для знакомства, и если раньше я не замечал этой "корявости" стиха, то теперь она резко бросается мне в глаза, и я больше не возвращаюсь к этому автору.
А в своей поэзии я теперь стараюсь не писать о чём-то заинтересовавшем меня, а жду естественного "выброса" строчек. А у нас так холодно, что всё внутри перемёрзло. Надеюсь на скорую оттепель.
Всего доброго
Миша, правильно, что ждёшь естественного прихода строк, иначе всё равно будет от ума. И очень важно, что отличаешь, "что такое хорошо и что такое плохо" в стихах других. Это поможет писать свои на должном уровне.
Чем же вы обогреваетесь? Берегите себя!
А у нас, в Москве и области, всё время плюсовая температура, снега нет, а тот, что выпадает, сразу тает. И солнца нет с октября, такая темень стоит.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.