Вызов на разговор

    http://www.mmalikov.ru
   
    Труды, стр.5, п.417

    Именно так определяет Мустай Карим книгу стихотворений
и поэм Равиля Файзуллина «Мой звёздный час»,
Я своими глазами увидел, – пишет Мустай Карим, – как недостойные слова, будто испуганные серые мышата, скрылись в щель,
а хорошие слова, словно прозрачные мотыльки, стали биться креслами об оконное стекло. Я себя не раз ловил на том, что самая
непростая музыка или картине живописи заставляют меня радоваться или печалиться словами – моими словами. Я их не про изношу, но они во мне, я чувствую их движение, их торжество или
отчаяние. Нечто подобное произошло со мной, когда я приблизился к поэзии Файзуллина, – заключает он.
    Тот факт, что около пятнадцати лет назад Р.Файзуллин пришёл
в литературу и сразу стал поэтом, не начинающим, не подающим
надежды, а просто поэтом, для М.Карима служит основанием для
вывода о достоинстве Файзуллина, то есть он с самого начала
не столько сам обращался к людям и вещам, сколько вызывал их
на разговор, на совместные размышления и тем самым постигал
их суть.
   Признаться, что определение оценки значимости какого-либо
явления вполне диалектично, так как какой-ни будь факт открывает
то, что для нас когда-то было скрытым или же недоступным.
Возвращаясь к поэзии К.Симонова, сказанное можно было бы
подтвердить его словами.
   В ту ночь, готовясь умирать,
На век забыли мы, как лгать,
Как изменять, как быть скупым,
Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам, кровь пополам –
Так жизнь в ту ночь открылась нам.
   Эту же мысль мы находим в работах В.И. Ленина. На вопрос:
каким признаком судить нам о реальных «помыслах и чувствах»
реальных личностей?, – Владимир Ильич ответил: «Понятно, что
такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, –
а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах»,
то следует добавить ещё: общественные действия личностей, т.е.
социальные факты».
    Именно с наличием определённого факта связаны открытия
К. Маркса, Д.И.Менделеева, Н.Коперника, всё рассказанное Л. Ильфом и Е.Петровым и даже рождение /возможно, и исчезновение человечества. «Факт»,  как всегда, говаривал С.Давыдов в романе М.Шолохова "Поднятая целина".
И даже говорят, что "гром не грянет,мужик не перекрестится".
    Известно, что  факт помогает человеку познать  самого себя и «душу
излить». Посредством него человек познаёт свои ошибки. Он собирает все ценнейшее для жизни, определяет путь своего развития в коллективе или же отдельно от него.
    Горько, когда человек, которого вы считали прекрасным, обнаруживает истинную свою сущность, недостойную вашего расположения. Положение и внешний вид каждому даны от рождения, а сердце, если его вести от одной мудрости к другой, более совершенной, – разве оно не поддастся?
    Разве не об этом свидетельствует то, что Сергей Есенин писал:
«Жизнь – это глупая шутка. Но есть люди, которые с тоской проходят свой жизненный путь, и не могут они без отвращения смотреть
на такие дикие порывы человечества к этой мысли, не могут они
равнодушно переносить окружающую пустоту, дух их тоскует
и рвётся к какому-то неведомому миру... Я не могу так жить, рассудок мой туманится, мозг мой горит и мысли путаются, разбиваясь
об острые скалы жизни, как чистые хрустальные волны моря".
    Жаль, что он не так познал атмосферу тревожной неудовлетворённости, душевного смятения, мятежных порывов.
    Попутно можно заметить, что драматические переживания и трагический исход Сергея Есенина, видимо, обусловлены с его эмоциональностью и хрупкостью его души. Этот вывод вытекает из его следующих строк.
   "Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я слов но кстати,
За одно с другими на земле,
До свиданья, друг мой, без руки, без слова
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей".
    По признанию В.Базанова, испробовав свои силы в высокой
пророческой поэзии, Есенин пришёл к выводу, что поэта-пророка,
бичующего неправду, зло и насилие, из него не получится. Мне
кажется, что причиной того, что Есенин покончил с собой, когда
ему исполнилось 39 лет, явилась его неспособность переработать
эмоциональный экстаз. Послушаем Сергея.
    "И ничто души не потревожит,
И ничто её не бросит в дрожь, –
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось".
     Простое сопоставление этих строк Есенина с романом Андрея Блинова «Счастья не ищут в одиночку» – убеждает нас в справедливости вопроса автора: «Если жизнь не удалась, как начинать её сызнова в свои тридцать
во семь лет? Если счастье разлетелось на куски, как в детстве любимая чашка, соберёшь ли его в одно целое?»
    Бесспорно, что вопрос о душевной чистоте и искренности занимает особое место в по ведении людей любого поколения. Прав Равиль Файзуллин, когда пишет: «Сколь ко нужно для настоящей жизни веры, воли, силы и страсти! Сколько нужно от каждого ежедневно – человечности, стойкости и чистоты. Ежедневно – горячей
любви, строгой правды, тепла души и - огня в беспокойном сердце!
Но человеческие пороки не мимолётные явления.
     «На земле всего не счесть: есть добро, и подлость есть, есть предательство и лесть. Птицы есть, и звери есть, есть орлы, и есть ужи, проходимцы и мужи», – утверждает Р. Файзуллин. – Я убеждён, что и при коммунизме люди будут страдать, – пишет Сергей Чекмарёв. Важно подчеркнуть о влияни идеологической политики на мировоззрение поэта.( Сергей Чекмарёв. Стихи,письма, дневники. Москва. "Советская Россия", 1968.-С.229)
    Следовательно, для того чтобы выжить и избежать от столкновения с будущем, человек должен стать несравненно более разумным. Разве не об этом свидетельствуют учение Ч. Дарвина об эволюции живой природы, законы И. Ньютона (закон инерции, закон пропорциональности силы к ускорению, закон
равенства действия и противодействия), гипотезы М.В. Ломоносова об изменении вещества из одной формы в другую и т.д.
    Всё сказанное – это проблема о гармонии в природе, экономике, быте, в семейно-брачных отношениях, общественном мнении, культурно-техническом развитии, то есть, начиная с рождения кого и что, кончая космическими далями. – Человек, будучи частью природы, и как мера всех усилий, всегда стремится познать гармонию, а животное приспосабливается к ней возьмите, например, кенгуру, морского котика и др. Поэтому пленяют нас хорошие
певцы и песни (говорим: «Чудо, он поёт как соловей»). По словам
Н.П.Вагнера, музыка должна будить сознание человека, чтобы он
шёл к лучшей жизни, как горный ручеек, так же музыка должна
вдохновлять дружественное отношение людей, которая, кстати,
звучит на свадьбах и в других торжественных случаях, например –
вручение дипломов или наград.
    Возможно, потому молодой Чернышевский в Петербурге написал свою знаменитую магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Возможно, потому тонкий лиризм и пластическая утончённость С.Т.Коненкова признается как гимн жизни, а искусство А.С.Пушкина как гармоническая мысль. Наконец, возможно, потому есть плюсы и минусы, соединение и разложение, смех и слёзы и т.п.
    Мне думается, что любое отступление от требований гармонии порождает отрицательное отношение и последствие. Не случайно, что представление
врачей будущего без микробов оспаривается, так как не будет
жизни на земле без микробов, что Земля до сих пор носилась бы
в космическом пространстве безжизненным шаром, если бы за неё
не взялись в своё время микробы, – говорят агрономы. После
смерти А.С. Пушкина, кажется, Н.Добролюбов справедливо заметил, что кто выходит за пределы обыденного, должен погибнуть,
именно в силу того, что мы не признаём или же не знаем закономерности того или иного процесса, сталкиваемся противоречиями
(конфликтами) в жизни.
    Здесь уместно привести слова Н.А.Некрасова.
  "Не понимаем мы, –
И где же нам понять? –
что белый свет кончается не нами,
Что можно личным горем не страдать
И плакать честными слезами!"
   А теперь давайте же вспомним, на
что влияют эти честные слёзы.
Бедность и богатство
ощущаю всё сильней.
Только не звучал бы глухо
голос совести моей! – пишет Равиль Файзуллин.
   Далее он продолжает:
Если смех еще равняют с звоном в денежном мешке,
если чей-то голос мощный задыхается в смешке,
если редкостное чувство проедает, губит моль,
если все ещё невежды нам в глаза пускают пыль.
ЕСЛИ...
Вот она, причина, почему по рельсам лба на груженные кручиной едут, едут поезда...
     Другими словами,
а у меня уже виски седые,
моих раздумий бесконечна нить (Н.Рыленков).
Наконец, вот эти поезда, глубокие
раздумья, по знание факта – позволяют почерпнуть из прошлого необходимое. Я рад и счастлив тем, пишет Виталий Закруткин, – что после всего доброго и злого, что мне довелось видеть в мире, после долгих раздумий
и размышлений, после печальных ошибок в мучительных поисках истины и определений цели жизни, моей жизни, данной только мне и никому другому, я нашёл и познал свет звезды, которая вела и продолжает вести меня:
стремление к благу и счастью, к любви
и дружбе всех людей на земле.
       Вот почему нам понятно и близко признание А.Пушкина:
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
    И объяснение С.Есенина:
Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,—
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.
    И дополнение Р.Файзуллина:
Внутри осенних рощ иду,
Внутри... Мир гол.
Студёно, как зимой мороз.
Мне ясно всё,
Мой путь, как свет зари.
Рассеялись мои туманы грёз.
    Согласитесь: общее для всех этих стихов – обращение к своему
детству. Как бы подытоживая всё подобное, А.Фадеев пишет: «Чем
старше я становлюсь, тем чаще мысль моя бродит по детству, по
юности. Но не для того, чтобы уйти от настоящего, не для того,
чтобы отдохнуть от бурь жизни, а просто для того, чтобы ещё лучше
осознать свой путь и почерпнуть из прошлого – молодости, веры,
бодрых сил и чисто ты душевной».
    Когда думаешь об изобилии мыслей в прочитанном, убеждаешься в правоте 14-лет него Н.А.Добролюбова.
О, как бы желал я такую способность иметь,
Чтоб всю эту библиотеку мог бы в день прочитать,
О, как бы желал я огромную память иметь,
Чтобы всё, что прочту я, всю жизнь не за быть!
Но это не означает, конечно, что само образовательную работу
надо начинать с книги. По определению Н.А.Рубакина, книга
только орудие и пособие. Не жизнь нужно проверять книгами, а как
обратно. Начинать нужно с вдумчивости в жизнь. Нужно идти
к книгам не для того, чтобы их советы принимать на веру, а лишь
для того, чтобы почерпнуть из них материал для собственных
размышлений.
   Что же значит «разностороннее понимание»? Вот тут-то и доходишь до одного из очень важных отличий, – продолжает он, – человека действительно образованного от человека «натасканного»
в тех или иных предметах, от специалиста-не уча, умеющего мерить
чуть ли не всю Вселенную на один свой аршин. Смешон тот химик,
который с химической точки зрения судит о всех прочих сторонах
жизни в том числе, например, о нравственной. Смешон и юрист,
который только и знает, кем-то, но как-то написанный закон.
И сам, и закон – мерки для своего дела очень полезные, и для
жизни все они нужны, но нельзя же такими частными мерками
измерять все стороны жизни. Жизнь бесконечна, разностороння
и сложна.
   Вот в этом узнавании и могут помочь каждому из нас хорошие
книги и дружный творческий коллектив, поскольку они содержат
в себе опыт других людей.
По мнению Николая Александровича, понимать окружающую
жизнь – вот первая задача образованного человека. Чтобы жить,
расширять свою жизнь и бороться, нужна сила, необходимо накопление разных сил – силы знания, силы мысли, воли, любви
к людям, умение осваиваться в любой обстановке, не теряться ни
в каком затруднительном положении, не отступать ни перед каким
препятствием.
    Однако, как пишет Далай-Лама: «Я глубоко убежден в том, что
настоящий духовный сдвиг наступает не в результате одного лишь
повторения молитв или желания, чтобы исчезли все негативные
свойства ума и расцвели положительные. Только благодаря разнообразным усилиям, – усилиям, основанным на понимании того,
как именно ум взаимодействует с его многочисленными эмоциональными и психологическими состояниями, – мы можем добиться подлинного духовного прогресса.
      Если мы хотим ослабить негативные эмоции, мы должны искать их причины. И должны работать над устранением или искоренением таких причин. В то же
время надо укреплять силы ума, противостоящие им: то, что можно
назвать их противоядием. Именно так практикующий должен
постепенно приближаться к перестройке ума, к которой он стремится»77.
По признанию Далай-Ламы, если мы взглянем на мир из космоса, мы не увидим никаких границ между странами. Мы увидим
просто маленькую планету, совершенно одинокую.
В определенном смысле понятия «мы» и «они» уже почти не имеют значения, поскольку интересы наших соседей – это и наши
собственные интересы. Соблюдение интересов наших соседей есть
по сути забота о нашем собственном будущем. Сегодняшняя реальность проста.       Причиняя вред врагу, мы наносим ущерб самим себе.
    Поскольку само наше существование и благополучие – результат содействия и участия несметного числа других людей, следует
относиться к ним подобающим образом. Мы часто забываем
об этом важнейшем обстоятельстве. В наши дни, когда весь мир
связан экономически, понятие национальных границ потеряло
прежнее значение. Не только разные страны находятся в зависимости друг от друга, но и целые континенты. Мы все глубоко
взаимозависимы.
      Мой друг, печалиться не надо.
Не хмурься в этот час.
Уходят годы безвозвратно!
Стареем мы, не замечая
все подчас!
Но будет радости, веселье
Улыбки, смех не только раз!
   В заключение скажем следующее.
Во-первых, некоторые обстоятельства приведены текстуальные
суждения авторов для того, чтобы не исказить их мысли.
Во-вторых, мне было просто интерес но сопоставить высказывания различных авторов и найти то общее, что есть у всех. Ведь увлечения бывают разные. Люди обычно увлекаются делами, не имеющими ничего общего с их профессией: собирают марки(это было у меня в детстве), открытки, этикетки, трубки и другие вещи. Одни тратят время и деньги на коллекции о коллекционирование пуговиц, другие
посвящают вечера (как, например, Рафкат) выпиливанию сложнейших узоров. А почему мне не заниматься другой проблемой (кстати, порой такое отвлечение и помогает). Потом. Представь те же себе изумление человека, никогда не слышавшего о невидимом мире и поглядевшего на каплю воды сквозь линзу скорее просто так. И вдруг в этой прозрачной капле ему открылся целый мир
живых существ.
    Кстати, Далай-Лама, сравнивая себя с маленьким
насекомым, пишет: «Я думаю: «Этот маленький жучок такой
слабый, он не может размышлять на философские те мы, не может
породить в себе любовь к живым существам. А я так глупо себя веду,
имея такие возможности!» И получается, что при такой точке
зрения жук выглядит куда более честным и искренним существом,
чем я». Разве об этом же не свидетельствуют и мои записи.
В-третьих, увидеть – не значит ещё узнать. Вот люди многое
могут увидеть, но не могут познать. Пусть мои записи в какой-то
мере им помогут познать того, что необходимо для жизни.

   Прежде чем привести свои  стихи, написанные в юношеском возрасте, хотелось бы сравнить их с мыслями А.Ахматовой об основах жизни.
   Давайте посмотрим, как она выделяет далёкое детство
"В самом деле – сотни километров,
Как ты и сказал мне, – сущий вздор,
И знакомый с детства голос ветра
Продолжает наш станинный спор".
        *А.Ахматова


Рецензии