Кто работает над собой

КТО РАБОТАЕТ НАД СОБОЙ

Кто работает над собой,
Принимает однажды бой.

И не факт, что в таком бою
Со святыми – в одном строю.

И что стоило лезть – не факт.
Этим пуля, а тем – инфаркт.

Но у Господа все равны
На небесных полях войны…

А у Господа кровь – в зачёт,
Если вместо соплей течёт.

Но достаточно чистых слёз,
Чтобы принят ты был всерьёз.

27.03.2016 г.


Рецензии
Русские пути

-

И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда (Даниил 12:3).

-

Где-то в бескрайнем космосе по неведомой нам орбите летит маленькая планета № 2006, которую в 1978 году назвали «Полонская», а между Сатурном и Ураном несётся в пространстве пояс астероидов, названный «Поясом Казимирчак-Полонской».

-

Родилась Елена Ивановна Полонская 21 ноября 1902 году в местечке Селец на Волыни в дворянской семье, где её родители – Иван и Евгения Полонские (из российского дворянского сословия) – владели небольшим имением.

Поступая в Луцкую женскую гимназию в 1918 году, юная Елена свободно владела французским, немецким, английским и польским языками. Весной 1919 года она окончила гимназию с золотой медалью. Семья не была религиозной и потому именно «действием благодати Божией в современном мире» можно объяснить то, что Елена, при всей успешности своих научных занятий, красивой внешности и материальной благоустроенности, стала мучиться вопросом о смысле земного бытия, и, не находя ответа на путях рационального знания, 16-летняя девушка однажды в молитвенном порыве обратилась к Небесам: «Во имя чего дана жизнь?..»

-
Из книги:
-

«Однажды в ясный солнечный день она стояла на холме громадного Волынского парка. Вокруг простирались необозримые дали, перемежаемые купами деревьев, невдалеке блестело озеро. Охваченная смятением, она вопросила небеса: есть ли Бог, слышит ли Он её. Она должна знать, во имя чего ей дана жизнь. И вдруг... несказанно преобразилось всё вокруг: деревья, кусты, цветы, вода в озере, облака на небе. Раздвинулись границы сознания, родилось новое «зрение духа», позволяющее как будто в космическом калейдоскопе, узреть в один миг проносившиеся события всей жизни – от детских лет до настоящего момента; уразуметь во всей глубине смысл всех пережитых страданий, трудностей и радостей, постигнуть смысл личной жизни, осознать подлинное духовное призвание…».

-

В 1920 г. семнадцатилетняя Елена сдала экстерном все экзамены за мужскую классическую гимназию, с латинским и греческим языками. Без этих экзаменов не принимали в Университет. Когда в Луцке и на Волыни возникла Польская Республика, Полонская оказалась в эмиграции в Польше [в связи с изменением государственных границ]. Чтобы поступить в Польский университет во Львове, потребовалось пересдать экзамены по всем предметам, а также по польской литературе и польской истории за 10 классов при учебном округе в Ровно на Волыни. После этого она получила польский аттестат зрелости.

В 1922 г. Елена поступупает на физико-математический факультет Львовского университета, и одновременно занимается на кафедре астрономии, которую полюбила с раннего детства. Учась в университете, молодая девушка принимает активное участие в работе первого съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в г. Пшеров (Чехословакия) (1923).



В 1934 году – защищает докторскую диссертацию «О планетоцентрическом движении комет» в Варшаве, получив ученую степень и звание доктора философии, работает на кафедре астрономии Варшавского университета.

В 1936 году Елена Полонская выходит замуж за Леона Казимирчака, ученого-гидробиолога, сотрудника Варшавского университета.

14 мая 1937 года у молодой четы рождается сын Сергей (названный так в честь духовного отца, протоиерея о. Сергия Булгакова), но счастье мирной семейной жизни длится недолго.

-

В 1939 г. начинается Вторая Мировая война.

Марина Сергеева-Новоскольцева   08.11.2023 23:33     Заявить о нарушении
В эти тяжёлые дни Елена Ивановна спасла жизнь многим своим коллегам-астрономам [в обстановке постоянных гестаповских облав и повальных обысков].
Не раз смотрела в лицо смерти. Помогая людям, постоянно рисковала потерять своего единственного ребёнка.
Так однажды она была арестована и приведена на расстрел, а дома в одиночестве остался её маленький сын…
Когда дула пяти винтовок были уже нацелены на неё, Бог дал ей слово и она обратилась к немецким солдатам. Её пламенное сердце, бесстрашие и пронизанный Божественной любовью к людям облик не позволил этим солдатам выстрелить, совершилось чудо. Ей крикнули: «Беги!» 

-

Во второй половине июня 1944 года, во время утренней напряжённой молитвы сознание Елены пронзил сильный, но беззвучный приказ: «Выйди из Варшавы!».

-

Она со всей духовной достоверностью знала, что так говорит человеку только Бог. Не говоря никому ни слова, она взяла сына Серёжу, немного денег и пошла с ним в ближайший лес под Варшавой. К вечеру удалось найти комнату в скромном дачном домике на опушке леса. Уплатив хозяину дома за два месяца вперёд, Елена вернулась домой, получила расчёт на работе, уложила в рюкзак самые необходимые вещи, взяла немного денег, оставив главную часть своего заработка матери и мужу, и настойчиво попросила их безотлагательно приехать к ним.

Однако муж всё тянул с отъездом и, в результате, выехать не смог: все пути из города и в город были отрезаны фашистами.

Елена с сыном стали пробираться лесами в Жирардув, где проживала мать мужа. По дороге они задержались в одном посёлке; там они узнали, что Варшава сдалась.
Немцы вывели всё население столицы из города и разместили в трёх лагерях.
Непрерывно молясь, она решается идти в эти лагеря для поиска матери и мужа; при помощи лагерного врача находит мать в убежище польского комитета для старцев и узнаёт от неё, что муж вместе со здоровыми мужчинами был отправлен под Вену взрывать скалы, чтобы задержать наступление Советской Армии на Вену и Берлин.

Елена разными путями пытается узнать судьбу мужа и это ей удаётся, через одного сочувствующего немца; он взялся даже доставить посылку для него и через пять дней привёз письмо, в котором муж сообщал о своей болезни и трудном положении. Однако вскоре связь с мужем оборвалась, т. к. немцы стали срочно отступать.

В апреле 1945 года Елена с сыном выбирается в Прагу. Там она узнаёт, что открылось недавно Советское военное консульство, объявлен добровольный переезд русских жителей в СССР и выезжать надо через несколько дней.

Елена Ивановна с сыном и матерью едут в Херсон. Обещанного жилья переселенцам не предоставили: пришлось жить в гостинице.
Через несколько дней она устроилась на работу в пединститут, преподавателем математики и астрономии.
Пединститут выделил ей совершенно разрушенную квартиру; жилось крайне тяжело, времени на обустройство быта не было: на Елену Ивановну возложили массу обязанностей по работе с учениками, уходила из дома она рано утром, приходила поздно вечером.

В послевоенном Херсоне процветал бандитизм…
На молодую учительницу нападали грабители, отбирали продуктовые карточки, продукты, документы; квартиру несколько раз обворовывали; однажды она и вовсе сгорела по вине соседей.

В 1946 году Елена Ивановна записалась на приём к первому секретарю Херсонского обкома партии с просьбой о переселении мужа в Советский Союз для объединения с семьёй. Но его как поляка не пустили.

Внезапно, находясь в санатории, серьёзно заболевает сын. Ребёнка переводят в инфекционную больницу с диагнозом «брюшной тиф». Бесчувственные лекари, не разобравшись, лечат ребёнка от чего угодно, только не от истинной хвори – менингита.

«Не моя воля, но Твоя да будет…»

Серёжа умер 7 июля в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи; руководство пединститута добивало бесчувственностью.

Потребовали жёстко: не хоронить мальчика по-христиански.
В те годы в пединституте было принято сопровождать на кладбище любого покойного преподавателя или члена его семьи в составе представителя дирекции, некоторых преподавателей и студентов.

Единственное, о чём удалось договориться – чтобы погребение произошло без всяких речей. Ночью Елена Ивановна сходила к знакомому священнику, который заочно совершил отпевание, отслужил панихиду. После похорон она трое суток провела в молитве на берегу Днепра неподалёку от могилки. Затем, выйдя на работу, вместо обеда каждый день бегала на кладбище. Переносить издевательства помогала горячая любовь ко Христу; вера спасала.

-

Когда решившуюся покинуть ненавистный город женщину сотрудники пришли уговаривать остаться, она возразила:

«Дирекция пединститута поступила предельно беспощадно в час смерти моего сына и убила мою любовь к институту. А без любви я работать не умею. Прощайте», – это были её последние слова в Херсоне.

-

Елена Ивановна подаёт заявление об увольнении и уезжает в Ленинград.

-

В Ленинграде ей удаётся устроиться на работу в Институт теоретической астрономии…

С 1948 года она – научный сотрудник, затем старший научный сотрудник Института теоретической астрономии АН СССР; в 1950 году – защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивают учёную степень кандидата физико-математических наук; по совместительству зачисляют штатным преподавателем в Ленинградский педагогический институт им. М. Н. Покровского.

В ноябре 1951 года в связи с кампанией по «чисткам» в борьбе с «врагами народа» увольняют с работы под формальным предлогом «сокращение штата»; 25 января 1952 года арестовывают и доставляют в Бутырскую тюрьму.



В камере можно было только ходить, так как лечь или сесть не давали; устраивали перекрёстные допросы, в которых участвовало 12 следователей.

Она подозревалась в шпионаже и антисоветской деятельности, так как после переезда в СССР сохранила связи с Польшей и, при случае, стремилась туда отправить весточки.

На допросах Елена Ивановна не скрывала своей веры во Христа, которая давала ей мужество и стойкость в преодолении страданий и мук. Сила её убеждений была столь велика, что случилось невероятное. Следователь, который вел её дело, уверовал в Бога. Этот беспрецедентный случай потом был описан в учебниках по юриспруденции.

Однажды следователь показал ей донос, по которому она была арестована; гнусная клевета исходила от священника, нарушившего тайну исповеди. В ответ на [такого рода соблазн] она [наизусть] прочитала лекцию Бердяева «Достоинство христианства и недостоинство христиан».

Уверовавший следователь сумел добиться её освобождения [по тем временам – случай беспримерный]. Это одно из чудес её жизни. С Елены Ивановны сняли все обвинения и освободили 5 августа 1952 года.


 
В городе на Неве  Елена Ивановна много лет трудится в институте теоретической астрономии Академии Наук, а затем в Пулковской обсерватории, всецело посвятив себя науке.

В 1964 году она становится членом Международного астрономического союза.

В 1968 году – защищает докторскую диссертацию, хотя ещё в 1934 году в Варшаве ей присвоили степень доктора философии за диссертацию «О планетоцентрическом движении комет» и пр.; 1969 году – становится лауреатом премии АН СССР им. Ф. А. Бредихина «за серию работ по теории движения короткопериодических комет и проблеме эволюции их орбит»; с 1966 по 1991 гг. ею написано и опубликовано 109 научных статей по проблемам астрономии.

С 1967 по 1985 гг. Елена Ивановна принимает активное участие в организации и проведении всесоюзных и международных астрономических семинаров и симпозиумов. Помимо этого, ведёт работу во Всесоюзном обществе слепых, является активным членом общества Советско-Польской дружбы, берёт на воспитание девочку-сироту, которую встретила в поезде...

[Слепая девочка ходила с бабушкой-поводырём по вагонам и пела. Люди подавали милостыню. Елена Ивановна испытала глубокое чувство сострадания к немощному, больному ребёнку. У девочки оказался тонкий слух и большие способности. Долгие годы Елена Ивановна занималась её здоровьем, воспитанием, обучением].

Принимает постриг.

«Небеса поведают славу Божию, творение руку Его возвещает твердь», – эти слова псалмопевца любила повторять мать Елена, когда рассказывала о своих астрономических исследованиях.

-

В 1990 г. мать Елена организовала общину во имя преподобного Сергия Радонежского, которая становится сердцем для жаждущей истины интеллигенции.

-

Свою миссионерскую цель Елена Ивановна сформулировала так:

«Возрождение вечно живого первохристианского учения Спасителя в сочетании с высшими достижениями современной духовной культуры, чтобы современная церковь и современное общество трудились над воспитанием аристократии духа».

Перед смертью, в бреду, матушка говорила что-то о св. Александре Невском…

Как завещание нам она оставила слова, которые повторяла, уходя из земной жизни: Выше! Выше!

-

Человек и в молитве, и в жизни должен быть дерзновенным (Елена Казимирчак-Полонская).

(c)

-

Текст сокр.

Марина Сергеева-Новоскольцева   08.11.2023 14:59   Заявить о нарушении
ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Зарёй таинственной свободы
Над бездной духа занимаясь,
Шестокрила́тым листопадом
К ногам божественным прольюсь,

Чтоб Ты был счастлив, созерцая,
Чтоб Ты был счастлив, прикасаясь,
Когда, в лучах преображаясь,
С огнём божественным сольюсь.

Душа вселенского полёта,
Над бездной духа замирая,
В струях стремительной свободы,
Не умолкая, говорит:

– Родится новая планета,
А снег рождественский растает
И влагой землю напитает,
И утомлённых напоит.

В Твоих целительных ладонях
Нагая тайна листопада,
От бурь и ливней укрываясь,
Спит под сияющим плащом.

Шестокрила́тый луч заката,
К лучам рассвета прикасаясь,
В святые тайны погружаясь,
Струится солнечным ключом.

Марина Сергеева-Новоскольцева   08.11.2023 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.