27 марта - день иконы Богородицы Феодоровская

        Празднование иконы Божией Матери « Феодоровская — Костромская»:
        27 марта -  в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и
        29 августа – в память об избрании Михаила Романова на царство.
      
        У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название.      
        Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» - здесь и имя великомученика Феодора Стратилата, и святой Параскевы, и благоверного князя Александра Невского. С Феодоровской иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.
        Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата.
        Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе.

        Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

        Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

        Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.
        Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (+ 14 ноября 1263 года в Городце) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

        За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать.
        Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромчян. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

        Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова.
        В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство.
      
        Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.
        «Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная».

        Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.
        Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.
        Феодоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

        В день празднования иконы Богородицы «Феодоровская» протоиерей Леонид Константинов в своей проповеди сказал:
        "Эта икона известна на Руси с XII века. Феодоровской она называется потому, что стояла в монастыре близ города Городца в церкви во имя Святого великомученика Феодора Стратилата. А с 1239 года её перенесли в Кострому, где она также находилась в церкви во имя Святого Феодора Стратилата, а затем — в новом соборе. Много раз эта святыня спасала землю Русскую от иноземных полчищ. А 14 (27 по новому стилю) марта 1613 года в Ипатьевском монастыре именно перед этой иконой 16-летний юноша Михаил Романов получил благословение от своей матери — старицы Марфы — на царство Российское.
        Когда после неоднократных отказов Михаила духовенство и народ стали даже угрожать ему наказанием Божиим, инокиня Марфа упала перед этой иконой на колени и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычица! В руки Твои предаю сына моего. Наставь его на путь истины, на благо Тебе и Отечеству». С тех пор 14 (27 по н.ст.) марта установлено ежегодное празднование.
      
        Таким образом, мы видим, что именно с этой иконой связано воцарение новой династии — династии Романовых, за 300 лет правления которой, небольшое Московское княжество стало огромным Российским государством, которое доныне простирается от берегов Балтийского моря до Тихого океана. Так ещё в одной иконе Царицы Небесной мы видим заступление за нас Пресвятой Богородицы. И примеров этого — нет числа.

        Вспомним, как ещё на заре становления государства Российского князь Андрей Боголюбский постоянно призывал себе на помощь Матерь Божию.
        Как в XII веке, благодаря Её чудотворному образу, литовцы возвратили русским Смоленск.
        Как, благодаря Ей, шведы отдали русским город Псков. Как Тамерлан, напуганный явлением ему Матери Божией, покинул пределы России.
        И как в 1612 году Минин и Пожарский, не надеясь на свои силы, привезли в Москву чудотворный Казанский образ Божией Матери и, благодаря ему, изгнали из России польских интервентов.
        Как в 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр Первый ночью молился перед этой иконой, а на другой день, после победы, сказал: «Тот, кто не верит в Бога, — или сумасшедший, или с природы безумный».
        Как в 1812 году князь Кутузов привёз на Бородинское поле чудотворный образ Матери Божией, и русские солдаты, надев перед сражением чистую одежду, запели Ей акафист всею армией. В эту ночь французы веселились, пили вино, пели песни, «и слышно было до рассвета, как ликовал француз». А русские — весь военный лагерь стал единым «домом молитвы». Духовенство постоянно служило молебны перед образом Матери Божией, вдохновляя людей на жертвенный подвиг, и все, от старика Кутузова до последнего ополченца, исповедовались, причащались и просили Царицу Небесную помочь им достойно постоять за своё Отечество.

        И особенно заступление Матери Божией сказалось 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года, в день принудительного отречения от престола нашего последнего царя-мученика Николая Второго. В тот день в России была явлена икона Божией Матери «Державная», и все увидели в руках у Неё державу и скипетр — символы царской власти.
        Особенно Её помощь сказалась в переломном 1943 году, под Курском, недалеко от места явления Курской-Коренной иконы Матери Божией, где находился штаб нашей армии, и дальше Курска немцы уже не прошли. Думается, что при помощи Коренной иконы Матери Божией и совершился «коренной перелом» во всей Второй мировой войне.

        Таким образом, если мы внимательно всмотримся в историю государства Российского, то увидим, что Царица Небесная неизменно сопутствует русскому народу. И как спасала Она наших предков от иноземного рабства, так спасёт и в последнее время верных Своих от искушений последнего лжецаря — антихриста накануне Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
        Недаром наши предки называли Русь Домом Пресвятой Богородицы. Ведь Она даровала многие знамения Своего пребывания. Люди очень быстро это поняли, потому что в материнском сердце «Тёплой Заступницы мира холодного» миллионы страдающих нашли надёжное убежище от любого горя, ибо Она Сама страдала, Ей Самой «оружие прошло душу», и потому Она благоволила оставить многочисленные изображения Своего Пречистого Лика как залоги Её постоянного пребывания с нами.

        Один из великих отцов и учителей Церкви — святитель Иоанн Златоуст говорит, что Матерь Божия есть «первая Приемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров людям». А наш известный святой — митрополит Димитрий Ростовский говорит: «Я не знаю в мире никого сильнее Матери Божией». Почему? Да потому, что когда Господь был Младенцем, Она в Своих объятиях пеленала, связывала Его пеленами.
        А сейчас она связывает Его Своими материнскими молитвами. И Господь очень часто Свой гнев заменяет на милость ради любви к Своей Пречистой Матери. Потому что Он Сам на заре человечества дал заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою» (Исх.20,12). А когда родился, то вынужден был и подчиниться Своему собственному Закону. И теперь, когда подходим поклониться её святой иконе, мы видим, с какой любовью Матерь Божия смотрит на каждого из нас. За каждым некрасивым и грешным лицом Она видит Своего дорогого сына или Свою дорогую дочь.
      
        Поэтому никогда не будем унывать. Уныние — это ропот на Бога. Даже когда друзья предадут, родственники отвернутся, когда уже сам теряешь присутствие духа и веру, знай, что есть ещё Матерь Божия, Которая любит тебя, грешного человечка, какою-то необъяснимой, неземной любовью... И на Страшном суде, согласно святоотеческому учению, Она будет ходатайствовать даже за самых отчаянных грешников. А сегодня, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, Матерь Божия предстаёт перед нами в необычайном величии небесной славы и благодати. И как «во время оно», злые силы трепещут и боятся Её, а мы восхищаемся и поклоняемся Ей.
        Поэтому и ныне, смиренно припадая к Её чудотворному образу, от всего сердца воскликнем Ей: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная, Господь с Тобою!» Милосердия двери отверзи нам. Ибо только «на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся» вовеки! Аминь".


        Тропарь, глас 4-й
        Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.

        Другой тропарь, глас тот же
        Пришествием честныя Твоея иконы Богоотроковице, обрадованный днесь Богохранимый град Кострома якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего, и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.

        Кондак, глас 8-й
        Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу, в дом Божия Матере, чудному образу Царицы и Богородицы, за неизреченную милость Ея явленному, верно припадающе и вопиюще: о Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение, чуднаго образа к нам пришествие, посети нас, грешных, светло сотворяющих празднество Твое, укрепи страну нашу, дивно на враги победу подающи, и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди, притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави, сохраняющи в мире все Православие, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

        Другой кондак, глас тот же
        Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавати вся благая и спасительная всем, верою и любовию вопиющим Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

        Величание
        Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

                Молитва Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

        О Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но, яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас, имиже весть судьбами.
        Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несмь бо нам спасение от дел.
        Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел.
        Призри на нас, недостойных, Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему.

        Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное.
        Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему Единому.
        О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся, притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему, и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали.
      
        Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения.
        О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение.
        В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа, Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.



Источник:
http://www.iakovlevskoe.ru/relics/239-feodorovskaya
http://krestobogorodsky.ru/feodorovskaya-
kostromskaya-ikona-bozhi/
http://www.nikolo-ioasaf.ru/index.php?catid=
59:zhivoe-slovo&id=247:zhivoe-slovo-027&Itemid=
94&option=com_content&view=article


Рецензии