Фантазии из музыкальной шкатулки

европейский венок сонетов (сонат)

УВЕРТЮРА (магистральный сонет №15)

Не мог - Бетховен - презирать - сонаты.
Франц Шуберт - был поклонник серенад.
Россини “Чардаш” - похмельней - вина.
А пляски смерти - это не кантаты.
Пусть Ференц Лист _ рапсодией богатый.
Но Фредерик Шопен - мазурке рад.
И грустный вальс - Сибелиуса - брат -
Фантазиям цыганским - Сарасате.
Силен - в поэмах и застольных - Григ.
Чюрленис - цветомузыку - постиг.
Чайковский - в плен сердца - берет - балетом.
А Глинке - дев - романсом - искушать.
От Скрябина - заходится - душа...
Музыка - всем - светила - чудным светом.

ГЕРМАНСКИЙ СОНЕТ №1: ХВАЛА БОЖЕСТВЕННЫМ - БЕТХОВЕНСКИМ - СОНАТАМ

Не мог - Бетховен - презирать - сонаты.
Он их, как дочерей своих, любил.
И с “Патетическою” - неразлучен был,
И с “Лунною”, и с “Аппассионатой”.
Глухой - он пишет музыку - к девятой:
Симфонию - потомкам - посвятил, -
Ни бонзам, ни воителям светил, -
А гражданам свободных мирных штатов...
И до сих пор - нещадной - глухотою -
Мир - оглушен - и очарован - тою.
Гореть в огне божественных сонат
И Шуман, да и Вагнер с Брамсом рады...
Пусть - Гендель - ораторит - до упаду -
Франц Шуберт - был - поклонник серенад.

АВСТРО-ГЕРМАНСКИЙ СОНЕТ №2: “ПО СТРАСТЯМ...”

Франц Шуберт - был - поклонник - серенад.
А, между тем, - симфоний - было восемь;
Но если венский двор об этом спросим, -
Из тех восьми, - прекрасна лишь одна.
А Гайдн и Глюк - святая старина, -
У них частенько - покаянья - просим,
Хотя квартетов, фуг и не выносим;
Готовы - выпить - Моцарта — до дна...
И мчат его сонаты - в ля мажоре -
По скрипкам и кларнетам - дирижеры... ...
Что - полный вальсов, - голубой Дунай?!
Нам - дайте - “Страсти по Матфею” Баха!
И пусть - поднимет - Вагнер - нас - из праха!.. ...
Россини “Чардаш” - похмельней - вина.

ИТАЛЬЯНСКИЙ СОНЕТ №3 ЧАРДАШЕЙ И КАПРИСОВ

Россини “Чардаш” - похмельней - вина.
Россини - мэтр: цирюльника - не троньте...
Но мне - милее - нищий чардаш - Монти,
Чьей музыкой душа опьянена, -
Какая страсть, какая глубина!..
Маэстро Паганини, - осезоньте, -
Очередной каприз на горизонте! -
Пусть думают, что в скрипке - сатана!..
Леонкавалло - обещает рай...
И - бабочкой порхает - Батерфляй...
И вот уже не смыслишь ни черта ты, -
Один Вивальди - старый клавесин -
Вытаскивает душу из трясин.
...А пляски смерти - это не кантаты.

ПЕРВЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ СОНЕТ №4:  ПРЕКРАСНОГО

А пляски смерти - это не кантаты:
Морис Сен-Санс в те пляски посвящен.
Но “Фаусту” Гуно желает он
Джульетту Берлиоза, словно брату...
Ах, Жорж Бизе, вы - на Кармен - женаты!..
Мне - бельэтаж - на несколько персон...
Романс Надира - словно чудный сон!
А Оффенбах с Делибом - меценаты.
Как розы, распустились по весне
Прекрасные мелодии Массне
Тома и Обер - оперой - распяты.
Свою Жизель - боготворит - Адан,
Ему большой талант - от бога - дан... ...
Пусть Ференц Лист - рапсодией — богатый.

ВТОРОЙ ФРАНЦУЗСКИЙ СОНЕТ №5: АПОФЕОЗ

Пусть Ференц Лист - рапсодией — богатый.
Но Мейербер, Бизе и Берлиоз -
Исторгнут не однажды реки слез, -
Валторн и скрипок верные солдаты...
В клавире - Куперен с Рамо - фанаты...
Боюсь, не хватит слов, - вот в чем вопрос, -
Чтоб описать весь тот апофеоз, -
О, Франция, - твоих поющих штатов!
Равель - предпочитает - болеро,
А вот Форе - к Верлену - занесло.
У Дебюсси - на музыку - свой взгляд.
А рондо и каприччио Сен-Санса -
Смычком волшебным - доведут до транса. ...
Но Фредерик Шопен - мазурке - рад.

ПОЛЬСКИЙ СОНЕТ №6 ИЗЯЩНОГО С ОТСТУПЛЕНИЯМИ

Но Фредерик Шопен - мазурке - рад.
Вот здесь я - отступлениям - предамся,
Как музыку писать когда-то брался, -
Бетховен в том, наверно, виноват:
Меня сжигал огонь его сонат!..
Сегодня - с наслажденьем - я отдамся -
Чарующим напевам танцев Брамса.
Массне “Элегии”, лобзанию токкат...
...Но - виноват... Шопен - мазурке рад, -
И с клавиш низвергает водопад
Этюдов, вальсов страстных, и баллад.
Венявский - дочь свою - смычком, “зарезал”.
Огинский - спит - в Сибири - с полонезом...
И грустный вальс - Сибелиуса - брат.

ФИНСКИЙ СОНЕТ №7: С ОТСТУПЛЕНИЯМИ

И грустный вальс - Сибелиуса - брат
По скорби - с “Вальс-Фантазиею” Глинки,
С ноктюрном Сарасате - по старинке.
Но пусть меня читатели простят, -
Я к ним еще прибавить был бы рад
Васдейфеля старинную пластинку,
Где пьес немузыкальные картинки
И вальса - Изумительный - наряд;
Еще люблю я “Песню петушка”
У Хосе Снорре, Танго в три вершка,
Болеро: Сантиконса, Мурахате;
Для Вайзера - моих не хватит слез,
Сен-Санса - по его caprischios, ...
Фантазиям цыганским - Сарасате.

ИСПАНСКИЙ СОНЕТ №8: О ДВУХ СКРИПКАХ

Фантазиям цыганским - Сарасате, -
Маэстро в темных дымчатых очках, -
Под палочкой волшебной старичка, -
К ажурным побережьям полосатым,
Прихлынувшим губительным пассатом.
Две молнии - есть в мире - два смычка;
Два гения, в ночи - два светлячка,
И, наконец, два - дьявола - усатых,
Два демона - без плоти и души:
Николо, Пабло, - оба хороши...
Десятка два каприччио постиг -
На скрипке - экспрессивный итальянец.
В скрипичный танец — жизнь — возвел испанец...
Силен - в поэмах и застольных - Григ.

НОРВЕЖСКИЙ СОНЕТ №9: С ОТСТУПЛЕНИЯМИ ИЗ “ПЭР ГЮНТА”

Силен - в поэмах и застольных - Григ.
Налей-ка, Бетси, нам стаканчик грогу, -
Ведь, завтра нам опять-таки в дорогу...
Прощай, Шотландия! Умчит на крыльях бриг.
О, Сольвейк! О, прекрасный этот миг!..
Наш капитан - Пэр Гюнт - не трус, ей богу:
Сквозь все шторма - к родимому порогу -
Нас, приводя не раз, купюры “стриг”.
Благословенна встреча волн и суши, -
Другой волной - мне затопляет - душу,
И Эдвард Григ пускай меня простит...
Прекрасна, - как черемухи гроздь в мае, -
У Шуберта симфония восьмая!.. ...
Чюрленис - цветомузыку - постиг.

ЛИТОВСКИЙ СОНЕТ №10: ЦВЕТОМУЗЫКА

Чюрленис - цветомузыку - постиг:
Маэстро менестрель из-под Варенны,
Какой-то органистик дерзновенный,
Ушел - в холсты - сонаты волн - пасти!
То - темпера, то - нотный ключ в горсти,
То - кистью, то - смычком - он “режет” вены:
Звучать - палитре - фугою надменной,
А гаммам - кистью Бенуа - цвести!
У Вагнера - цвело, - у Берлиоза,
Звучат - Сезанн и Врубель (от психоза?)
Стравинский - “брызжет” - необычным цветом...
Модерна дождь в Европе - моросит:
То - Скрябин, то - Равель, то — Дебюсси... ...
Чайковский - в плен - берет сердца - балетом.

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ СОНЕТ №11: “МОГУЧАЯ КУЧКА”

Чайковский - в плен - берет сердца - балетом.
Щелкунчиков - разводит, - лебедей,
Ему - которых - Гофман Амадей -
Во сне - с того - переправляет - света...
А шесть симфоний - да не канут в лету,
Каприччио, концерты, хор идей...
Влюбленный в Иоланту, чародей
Воистину был - в музыке - поэтом!..
В “Могучей кучке” слушать, не дыша,
Снегурочек, хованских, берендеев,
Балакиревым - слух свой - услаждать -
И Мусоргским, - за оперу радея, -
Князь - Игорем и Каменным злодеем... ...
А Глинке - дев - романсом - искушать.

ВТОРОЙ РОССИЙСКИЙ СОНЕТ № 12  С ОТСТУПЛЕНИЕМ (XIX В)

А Глинке - дев - романсом - искушать;
Сусаниных - Русланом и Людмилой.
И страстной “Вальс-Фантазией” люд милый.
Чтоб в бренном теле - дух - да воскрешать!
Чтоб что-то каждый мог - свое,- свершать:
Верстовский - над “Аскольдовой могилой”,
Калинников - с элегией унылой,
Аренский - Рафаэля - причащать...
Уже повержен и мятежный “Демон”,
Но вот - с консерваторией - проблема:
В казне - у Рубинштейна - ни гроша!..
А я - в долгу - у первого сонета;
И с “Эгмонтом” - готов - хоть на край света! ...
От Скрябина - заходится - душа...


ТРЕТИЙ РОССИЙСКИЙ СОНЕТ №13: МОДЕРНИЗМ (XX В)

От Скрябина - заходится - душа.
От всех поэм — экстазных, сатанинских, -
Поставленных в модерно-стиль - Стравинским, -
Божественных симфоний - звон в ушах.
Второй концерт скрипичный заверша, -
В пылу страстей рапсодий исполинских,
Рахманинов элегий жаждет двинских,
Мелодией кристальных гамм дыша.
Стравинскому - балеты - на десницу, -
Видать, приносит на хвосте жар-птица.
А Глазунов всегда добавить рад, -
К симфониям восьми, семи квартетам, -
Сонаты, три балета, пять кантат... ...
Музыка — всем - светила - чудным светом.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СОНЕТ №14: ПОХВАЛА МУЗЫКЕ

Музыка - всем - светила - чудным светом.
И очищала нас - от дрязг - с тобой,
И - “Марсельезой” - нас вела на бой,
И покоряла - сердце - менуэтом.
Со скрипкой - Лермонтов - делил - сонеты.
Рассказам - Гофман - предпочел - гобой,
Его Ундина - хороша собой
И знает Киса Мура - по секрету.
Был - медиком - маэстро Бородин,
Кто оперу духовно возродил.
Эйнштейн - любил на скрипке - модерато,
Хоть музыка в науке - бес в ребре...
Мир - с музыкой - стал чище и добрей...
Не мог - Бетховен - презирать - сонаты.
ПРИМЕЧАНИЯ

сонет №2
«Из тех восьми, - прекрасна лишь одна» - 8-я симфония Шуберта
сонет №3
«Россини - мэтр: цирюльника - не троньте...» - опера “Севильский цирюльник” Россини
«И - бабочкой порхает - Баттерфляй...» - опера “Мадам Баттерфляй’’ Д. Пуччини
сонет №4
«Джульетту Берлиоза, словно брату...» - симфония П. Берлиоза “Ромео и Джульетта
«Прекрасные мелодии Массне...» - оперы Ж.. Массне “Манон”, “Вертер”; “Элегия’
«Свою Жизель - боготворит – Адан...»  - балет Адана И. “Жизель”
сонет №5
«Но Мейербер, Бизе и Берлиоз...» - Джакомо Мейербер (1791-1864), немецкий композитор, с 1827 г. предпочел вторую родину Францию, где создал гениальные свои произве­дения.
«А вот Форе - к Верлену - занесло...» - Габриэль Форе написал 20 песен на стихи П. Верлена
сонет №6
«Огинский - спит - в Сибири - с полонезом...»  - Полонез Огинского “Прощание с родиной”
сонет №7
«Васдейфеля старинную пластинку...» - “Вальс” Васдейфеля
«У Хосе Снорре, Танго в три вершка...» - “Танго” Альбениса
«Для Вайзера - моих не хватит слез...» - “Каприччио” Вайзера
«Сен-Санса - по его caprischios...» - Каприччиозо Сен-Санса (“Рондо и каприч­чиозо”)
сонет №8
«В скрипичный танец — жизнь — возвел испанец...» - Пабло Сарасате
«Силен - в поэмах и застольных - Григ...» - “Шотландская застольная” Грига
сонет №9
«Налей-ка, Бетси, нам стаканчик грогу...» - Слова из “Шотландской застольной”
«О, Сольвейк! О, прекрасный этот миг!..»  - “Песня Сольвейк” Э. Грига
сонет №10
«Ушел - в холсты - сонаты волн - пасти!..» - Чюрленис - великий литовский художник, известный музыкант и поэт, проповедующий сво­им творчеством принцип смешения искусств (музыка - цветет, живопись - звучит, в поэзии и то, и другое, т.е. проникновение одних искусств в другие), - отсюда - цветомузыка (см. Дебюс­си: “Сады под дождем” и др.)
сонет №11
«Щелкунчиков - разводит, - лебедей...» - Балет “Щелкунчик”, Балет “Лебединое озеро”
«Влюбленный в Иоланту, чародей...» - Опера Чайковского “Иоланта”
«В “Могучей кучке” слушать, не дыша...» - Творческое объединение композиторов (Рим­ский-Корсаков, Даргомыжский, Балакирев, Боро­дин, Мусоргский, Лядов, Кюи)
«Снегурочек, хованских, берендеев...» - Герои опер композиторов “Могучей кучки”
«Князь - Игорем и Каменным злодеем...» -  Герои опер композиторов “Могучей кучки”
сонет №12
«Сусаниных - Русланом и Людмилой...» - Герои опер композиторов “Могучей кучки”
«И страстной “Вальс-Фантазией” люд милый...» - Герои опер композиторов “Могучей кучки”
«Калинников - с элегией унылой...» - Знаменитая “Элегия” Калинникова
«И с “Эгмонтом” - готов - хоть на край света!..» - музыка Л. ван Бетховена к трагедии “Эг­монт”
сонет №13
«От всех поэм — экстазных, сатанинских...» - Опера Верстовского, Сатанинская поэма” Скрябина
«Видать, приносит на хвосте жар-птица...» - Один из балетов Стравинского
сонет №14
«Его Ундина - хороша собой...» -  Одна из опер Т. Гофмана, романиста и ком­позитора
«И знает Киса Мура - по секрету...» - “Записки Кота Мура” Т. Гофмана


Рецензии