1 конкурс трёхстиший-дзаппай. Приём заявок

********************* Дорогие друзья! **********************

****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******

                Предлагаем вашему вниманию

************** Первый Конкурс трёхстиший – дзаппай. ************



КОНКУРС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
КОНКУРС  УЧЕБНЫЙ.

Тема конкурса любая.
==========================================================

Что такое дзаппай?
Все знают хайку (иногда называют хокку, что неправильно), чуть меньше знают что такое сэнрю. О дзаппай мало кто знает.
Надо восполнить этот пробел. Так как жанр дзаппай очень интересен.

Если хайку должно взволновать читателя, сенрю - заставить задуматься, то дзаппай имеет своей целью поразить красотой, изяществом.

Дзаппай стремится к совершенству слов, образов, взаимосвязей. Читающий дзаппай должен прежде всего увидеть красоту стиха, идеи, послевкусие - не отвергаются, но они вторичны. Изящество - основное средство художественной выразительности дзаппай.

Термин дзаппай (;;, дзаппаи) буквально означает "разные хай(кай)" и является общим определением для огромного разнообразия форм поэтической активности, зачастую игрового характера, отличных от формализованных ренку и хокку, развивавшихся в Японии с конца XVII века. Хотя хайкай того времени включал различные формы основанные на чередовании 7-7 и 5-7-5 частей, наиболее популярной формой дзаппай стала маэкудзукэ, где к заданным двум строкам маэку (7+7 слогов) авторы дописывали свое трехстишие цукэку (5-7-5). Форма трехстишия, последовательно набиравшая популярность с начала XVII века, становится доминирующей, в отдельный жанр выделяются трехстишия шуточного содержания на темы повседневной жизни людей - сенрю. Трехстишия дзаппай, не отнесенные к хокку (хайку) и сенрю, продолжали развиваться, подчиняясь универсальным законам искусства, эволюционизируя от уровня забавы к высотам обособленного жанра. В хайкай природная тематика и глубина чувств осталась за хайку, а повседневные темы человеческой жизни и юмор - за сенрю. На долю дзаппай не осталось почти ничего. Кроме мастерства.

Дзаппай, стремительно развивавшийся как часть жанра хайкай в XVII веке, окончательно обрел характерные черты к концу XVII века, что можно проиллюстрировать творчеством такого известного литератора, как Ихара Сайкаку. Сейчас он известен всему миру как новеллист, но для современников он также был последователем школы хайкай "Данрин" и абсолютным чемпионом якадзу - состязаний на количество и скорость сочинений трехстиший. Его последний, никем так и не побитый рекорд, был поставлен в 1684 году в храме Сумиёси г. Осака, где за сутки продекламировал 23500 стихов, которые даже несколько писцов временами не успевали записывать. Виртуозное, доведенное до автоматизма владение техникой стихосложения. Мастерство поэта как источник творчества - именно такой подход демонстрируют и ранние стихи Сайкаку, включенные в антологии школы Данрин того времени:

Задумался так?
Иль и не пела она?
Кукушка...
(Сайкаку 1666, пер. Shimizu)

Замысел стиха, переданный в переводе, поверхностен. В чем же причина включения такого стиха в антологию? Давайте посмотрим на оригинал (строковое деление дано для наглядности)

кокоро
коко ни
наки ка
накуну ка
хототогису

Прочтите вслух! Очевидно, что акцент в стихе сделан больше на технические приемы, чем на содержание, изюминкой этого стиха были множественные звукоповторы, ассонанс и параллелизм. Так, параллельно со становлением стиля Басё и его последователей, в рамках других школ хайкай совершенствовались альтернативные поэтики, впоследствии оформившиеся в отдельный жанр.

Ещё один вариант перевода:

Kokoro -koko -ni  naki ka nakanu ka Hototogisu


Сердцем был ли
Далеко отсюда, или не было
Самой кукушки?..

(перевод Александра Белых)
http://www.stihi.ru/2011/01/15/1136

Трудности перевода видны невооружённым взглядом.

                Поэтические приемы дзаппай

В процессе становления, жанр дзаппай вобрал в себя все характерные приемы ренга и вака, такие как остраннение, макура-котоба, какэ-котоба, цуйку, энго, доонъин, адаптировав их, там где это было необходимо, для использования в меньшего размера стихе.
Дзаппай - настоящий кошмар переводчика. Укорененная в словах конкретного языка и диалекта, поэзия дзаппай, в которой активно использованы фонетические приемы, практически непереводима на другие языки. Все очарование стиха дзаппай может быть построено на игре слов, на лексическом или фоническом параллелизме.
Каждый раз, обнаружив какую-нибудь банальность в сборнике переводов "классических хайку", и прочитав комментарий переводчика, что, на самом деле, оригинал звучит как райская музыка, имеет 3 скрытые смысловые связи по ключам иероглифов и возможность еще и крайне неприличного толкования из-за двух омонимов, знайте - перед вами типичный образчик дзаппай.

Чтобы не увеличивать размер анонса кратко перечислю приёмы и приведу примеры, а подробности каждый прочитает здесь:
http://kritika-haiku.livejournal.com/764597.html
(скопировать, вставить в адресную строку браузера и нажать «ввод» «enter»)

1. Макура-котоба
Самый многогранный прием японской поэзии, слово-изголовье, в качестве одной из основных функций является "общим определением", относящимся к разным частям стиха, рождая дополнительные ассоциативные связи, скрытый подтекст, и т.д.:

во тьме шорохи
ночных бабочек
ресниц о ресницы.
Ореховая Соня

2. Какэ-котоба: оборотное слово
Прием построен на двояком восприятии омонимического слова или выражения, зачастую расположенного на стыке равноправных частей стиха и относящегося как к первой, так и ко второй смысловой части в разных своих значениях. В классическом виде разные значения омонима равноправны:

Крещенские морозы
Разделся и нырнул
Под одеяло
Shimizu

3.1 Ассоциативная связь по омонимии или реализации метафоры (энго)

Допотопный зонт —
Мимо проходит старик
Похожий на Ноя.
Юрий Рунов

3.2 Ассоциативная связь по полисемичному слову (энго)
Обыгрывание переносного значения слова, указанием на которое служит дополнительный образ:

чайник на кухне поет...
веб-мастер в гостях!
Дарья Баталина

4. Ассоциативный подтекст (ёдзё)

Весенний ветер...
Приплясывает на прищепках
Юбка старухи
Юрий Рунов

Общепоэтические приемы:
5.1 Сравнение
Во множестве источников указано, что в хайкай не используется сравнение, но это не так. Как и в западной поэзии, сравнение в хайкай - основной троп, разница в том, что в западной традиции оно умозрительно, один образ определяет другой (реальный), а в японской поэзии сравниваемые образы равнозначны, и представлены в стихе как реальные:

безлунная ночь
на дне вчерашнего чая
черный лимон
Алексей Андреев

5.2 Противопоставление
5.2.1 Смысловое противопоставление: антитеза
Первые заморозки.
Женщина в шубе
Выгуливает безродную собаку.
Валерия Крестова

5.2.2. Лексическое противопоставление: антонимы. (энго)

За тройным стеклом
Ночь. Минус тридцать.
В рюмке плюс сорок.
Юрий Рунов

6. Иносказание (макура-котоба)
Выражение одного через другое - сущность поэзии. Одна из функций макура-котоба - раскрытие свойств одного образа через другой, иногда весьма отдаленно связанный с раскрываемым:

Ступаю по льду.
Голая ветка плывет
Над головою.
Владимир Герцик

7. Остраннение (загадка-отгадка)
Прием, пришедший из ренга в хайкай, постепенно стал умещаться в одно трехстишие. Окончание стиха объясняет непонятный вначале образ или незавершенную мысль:
Я. Ещё раз — я.
А вот — ты. Ещё раз — ты…
Крупная роса.
Алексей Жидков

8. Повтор
8.1 Лексический повтор
Точное повторение слов или словосочетаний в такой малой поэтической форме - огромное расточительство, и зачастую становится единственным достоинством стиха:

месяц в облаках
в мыслях о тебе
месяц в облаках
Константин Микитюк

8.2 Звуковые повторы - ассонанс (доонъин)
При отсутствии рифмы как таковой, во всех жанрах японской поэзии широко использовалась аллитеррация, ассонанс, звуковое повторы, внутренние рифмы, другими словами, звучание стиха рассматривалось как средство художественной выразительности. Прием в чистом виде лег в основу следующего стиха:

— Ну и как Коктебель?
— Как и тебе.
— Как? И тебе?
Ореховая Соня

8.3 Звукоповтор как омонимическая игра слов (доонъин)
В японской традиции выполняет функции усиления и акцентировки, в русских дзаппай наиболее массово проявляется именно как игра слов, как правило являясь единственным достоинством стиха.

всё ярче
в глазах неоновый свет
не он.....не он.....
Владислав Васильев

8.4 Параллелизм (цуйку)
Характерная черта японского параллелизма - наличие общего образа, через который связаны параллельные части:

Так тихо
Падает высохший лист
Так долго
Талеко

9. Словообразование: неологизмы
Прием заключающийся в создании новых слов - традиционный для русской литературы и языка в целом. Например, автором слова "стушевался" был Достоевский, "бездарь" придумал Северянин. Но если обычно неологизм возникает для описания новых понятий, для литератора это - средство художественной выразительности.

пустылость
отбеливает поземка
январский холст
Лена Талаева

Новостройка
Завозят жильцы
Барахлам
Shimizu

10. Аллюзия (Хонкадори)
Традиционный прием в японской поэзии. В эпоху расцвета хайкай источниками аллюзий становились не только танка и произведения других литературных жанров, но и пьесы театра Но, например.

Через форточку
Посылаю вороне
Кусочек сыра.
Владимир Герцик

11. 12 Синергетический эффект сочетания различных приемов

плюс-минус
быть-иль-не-быть
льду на луже
Ореховая Соня

Основной в этом стихе - прием остраннения, к концу второй строки нельзя сказать, о чем две первые строчки, и лишь третья строка наделяет смыслом первую и лексически завершает вторую.

          Задачи жанра

Ключевыми понятиями в эстетике хайкай являются очарование, легкость, красота, изящество.
Современная поэзия в жанре дзаппай, как и стихи эпохи Хэйан, не только стремится к выявлению очарования вещей при помощи красоты слова, но и созданию красоты слова как самоцели средствами художественной выразительности. Это предопределяет некоторые особенности эстетики - в то время, как в других жанрах хайкай встречается использование образов с негативной коннотацией, для дзаппай подходят только положительно воспринимаемые образы, попытка использования негативных образов разрушает очарование. Интересно то, что в этом случае может получиться хорошее сенрю или хайку, впрочем, это уже зависит от мастерства поэта.
В приведенных примерах творчество отталкивается от техники стихосложения, а не от замысла и темы стиха, зачастую слабых и банальных, и присутствие изящных, глубоких, раскрывающих очарование вещей стихов доказывает жизнеспособность тезиса эпохи Хэйан о том, что применение поэтических приемов способно компенсировать поверхностность замысла. Стоит особо отметить, что при таком подходе замысел стиха именно вторичен, и подчинен основной цели - созданию очарования и красоты слова средствами художественной выразительности.
Несмотря на использования формы и лексики как доминирующих категорий, дзаппай подчиняется общим законам искусства, и наиболее удачные образцы жанра будут соответствовать базовой установке поэтической теории Цураюки о необходимости гармонии между формой, лексикой, и душой стиха. Таким образом, среди подлинных шедевров жанра дзаппай мы найдем также и послевкусие, и многогранность восприятия, свойственные хайку; момент осознания, свойственный сенрю; очарование и красоту, свойственные дзаппай. На вершину ведет много путей, и у них разные имена; но в конце они сходятся воедино и не остается различий - это в полной мере свойственно и шедеврам данного жанра. Лучшие образцы дзаппай будут выходить за границы жанровых определений, упомянутых в этой статье.
http://kritika-haiku.livejournal.com/764597.html

Всё равно получилось длинно. :(

===========================================================
Примеры дзаппай:

лезу в бутылку
штопором
(Сергоша)

Очередь
Ухожу
В себя
(Талеко)

Ночное свидание -
Запасаюсь
Фумитоксом
(Талеко)

Приземляемся...
Застёгивается
Стюардесса
(Ян)

===========================================================

В чём заключается учёба?
Во время голосования участники конкурса должно оценить все конкурсные произведения и дать обоснование (прокомментировать) своим оценкам. Увидев на примере других произведений, какие есть достоинства и недостатки в конкурсных произведениях, конкурсант может понять нюансы хайку.
Обсуждение оценок и пояснений к ним будет происходить после подведения итогов конкурса в специальной статье – «Круглый стол»
===========================================================
Если кому-то покажется сложным, то по просьбе возможно продление сроков приёма стихов.

===========================================================
В конкурсе НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ
-- название произведения
-- картинка, фото, сопровождающее данное произведение

ОЦЕНИВАЕТСЯ ТОЛЬКО САМО ТРЁХСТИШИЕ – ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

===========================================================
Тема конкурсных произведений – любая.

1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора ОДНО или ДВА произведения.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.
Произведение любой тематики.

Форма: допускаются любые отклонения от формы 5-7-5, принимаются также произведения, состоящие из двух строк.

2) Оформление заявки на конкурс:
а) В рецензии в ОДНУ СТРОКУ указывается –
Имя и фамилия (псевдоним) Название произведения, ссылка на произведение
И в этой же рецензии обязательно текст произведения.

После того, как произведение будет принято на конкурс, редактировать текст произведения нельзя.

б) Пример заявки.

Курума Такуми "кукушка и воробьи. хайку" http://www.stihi.ru/2012/09/12/5320
 
кукушка
рис из чаши путника
клюют воробьи. 


Тексты, содержащие ненормативную лексику или признаки порнографии, а также тексты, имеющие в содержании признаки разжигания национальной, расовой либо религиозной розни не рассматриваются и к конкурсу не допускаются. Также, снимается с конкурса участник, уличённый в плагиате.

3) Приём произведений начинается 25 марта до набора 10-20 заявок либо до 5 апреля включительно.

4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.
Голосование анонимное.
Оценки и комментарии конкурсант отправляет на почту ведущему конкурса

kuruma-takumi@yandex.ru

И одновременно пишет рецензию с сообщением, что письмо с голосованием отправлено.
Пожалуйста, не забывайте написать рецензию с сообщением, чтобы другие участники видели, что Вы проголосовали.

Комментирование оценок:
Участник конкурса обязан прокомментировать ВСЕ конкурсные произведения.

Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где

3
4
5
6
7
8
9

Произведение не проголосовавшего участника занимает место в конце списка – «без места».
В голосовании участника конкурса не должно быть одинаковых оценок, такое голосование засчитываться не будет и нужно будет переголосовать. Как минимум три оценки должны отличаться (три – это, например «5» «7» и «8», а не, например, «5» «5» и остальные оценки «8»)

б) Голосование для гостей конкурса
Гость конкурса пишет рецензию, в которой выставлены оценки всем конкурсным произведениям.

Гость Конкурса голосует так же дифференцированно: от 1 до 3 баллов
где
1
2
3

Пример.
1) 2
2) 1
3) 2
4) 3
И т.д.

Оценки выставлять нужно только в рецензии.
Гость конкурса по желанию может прокомментировать свои оценки – ТОЛЬКО в замечании к рецензии.
Гость конкурса так же может отметить ОДНО или ДВА особо понравившихся произведения – приз зрительских симпатий – пзс – после оценки.

в) Приз зрительских симпатий – ПЗС.

Каждый участник и гость конкурса может выделить ОДНО или ДВА особо понравившихся произведения, указав после имени участника и названия произведения – ПЗС.
Конкурсное произведение, получившее наибольшее количество ПЗС, получает дополнительно 2 балла. В случае если два и более конкурсных произведения набирают наибольшее количество ПЗС, то каждое конкурсное произведение получает 2 балла.

Голосование заканчивается только после того, как будет написана рецензия от СРК, что голосование завершено.

5) Система определения призёров конкурса

Победитель, призёры и распределение мест будут определяться по медиане и дополнительным показателям –
1) количество баллов, полученных от участников конкурса,
2) ПЗС,
3) количество баллов, полученных от гостей конкурса.

"Медиана - средний показатель в ряду чисел. Медиана для ряда из N чисел х1 х2 ..., xN находится следующим образом: поставьте числа в возрастающем или убывающем порядке их значений. Если N является нечётным числом, то медиана является центральным числом, (N+1)/2 (независимо от того, с какого конца считать). Если N является чётным числом, то медиана определяется как среднее для центральной пары, т. е. N/2 и (N/2)+1 (как и в первом случае, независимо от того, с какого конца считать). Медиану всегда можно рассчитать, независимо от того, является хi положительным числом, нулём или отрицательным числом".

Прошу учитывать то, что система подсчёта по медиане НЕ ОЦЕНИВАЕТ стихи, а только определяет наиболее показательную оценку, полученную конкурсантом.

В случае равенства медианы у двух и более участников
а) более высокое место занимает участник, у которого больше баллов, полученных от конкурсантов.
б) Если количество баллов одинаковое, то занимает более высокое место участник, у которого больше количество ПЗС.
в) Если равен и этот показатель, то более высокое место занимает участник, у которого больше баллов полученных от гостей конкурса.
г) Если равен и этот показатель, то конкурсанты занимают одно место.

************************************************

Сроки голосования будут определены дополнительно.

************************************************

По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 300 стихобаллов
2 место – 200 стихобаллов
3 место – 100 стихобаллов

Ведущий конкурса Курума Такуми.

Первый пост для вопросов ведущему.
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/03/24/11608

****************************************
Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!


Рецензии
Приём заявок на конкурс закончен.

Сад Рёандзи Конкурсы   06.04.2016 08:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.