О размышлениях и определениях жизни

   

  Если Мераб Мамардашвили определял жизнь как возможность стать другим, а я бы добавила - возможность стать другим, оставаясь при этом собой, то Хайдеггер определяет её через открытость и открытое. Следовательно, исходя из такого определения, богатейшая и полная жизненность не есть накопленное внутреннее богатство, не есть даже душа преисполненная чувства, как пишет Кант, который восторгался такой душой как совершенным возможным чудом, но есть нечто иное - максимально открытое - открытое даже для того, для чего души многих других людей закрыты. И соответственно отсюда, развиваться значит открываться, вступать во всё более открытые отношения к миру. Однако это не народно понимаемое "душа нараспашку" или грубо говоря "внутренности наружу", но я думаю, опять же нечто иное - скорее поднятие себя с глубин своей темноты, всё большее совпадение со своей самостью, а не со своим "ячеством", ибо "ячество" всегда закрыто своим "я", но самость обнаруживается лишь в совпадении этого "я" с тем, что вовне и другое. Например, слышать тот же зов, о котором Хайдеггер так много говорит - разве можно его услышать, не будучи уже заранее открытым для него, то есть "свободным" от себя самого - не накладывать свои аберрации на мир, не запутываться лишь в своих иллюзиях, но ясно слышать - жить, быть живым.
   Тогда жизненность, как таковая, перемещается из внутреннего пространства переживания, полноценного чувствования и богатства как бы на "порог", предел, границу и происходит "между". Это способность быть "между" в расширенных объёмах, а не в узком канале, это универсальность открытости и глубина её проникновения. В общем Хайдеггер своими определениями как всегда задаёт новый ракурс вопроса и новые его горизонты, за что Хайдеггер и столь любим мною)))


Рецензии