Геннадий Айги. 1934-2006. Всё дальше в снега

                Подборка подготовлена Ларисой Крым



Шупашкар: free poetry, 2005.
32 с.


http://www.vavilon.ru/texts/aigi7.html



САД — ГРУСТЬ

это
(быть может)
ветер
клонит — такое лёгкое
(для смерти)
сердце

1994




ДВА ЭПИЛОГА

1

Чистота тропинки
простота воды —

и такое небо — будто снится этой
выси — никому неведомая очень
— даже очень уж — другая
бедность ясная Земли —

в нас немного говорящей:

"пока мы в мире есть
дым — в трубах изб — играет"

2

Что-то тускло-белое больничное
в поле двигало скольжения
— дай нам Бог лечиться этой тишиной —
и дорога за окном как за воротами
угасала всё сырее и грустнее
"вот и весь" шепталось будто "путь земной"

1993-1994
Денисова Горка




ЛОВЛЯ ЛЕТА

Вдруг:

(долгое "что-то" из множества "вдруг") —

сад — как видение: яркий как кварц!
драгоценность дорожная —

искры — из сада по окнам — туманней в глубинах
по переулку телега светла
выше — лишь ветер где птицы и флаги! —

призрачен мост — не встревожена пыль — и
бревно горячо
и обходит река
два отдалённых тенистых села —

и вечереет... —

(и скрыто как сердце)

1995, август
Мордовия, проездом





ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ ДРУГА

К живописи Леонарда Данильцева

Будто приснился Бог — и вот вспоминается
складываясь в забытое Ви;денье (то распадаясь
то вновь начинаясь) из снега на давних холмах
и дорогах из детских одежд-говорений из лиц
зверей из улыбки-и-плача — рядом —
у порога друзей:
вас — дорогих: о, живопись, жизнь,
Недавнее-Невыразимое (прекрасное
как обед бедняков)

1996





ПОЛЯ ЭТОГО ЛЕТА

А.Х.

Даже и здесь
время как будто подрагивает — вновь обновляя
эти прощанья-поля —

(как народопрощанья) —

то длятся как зыбкая темень
(чем-то всё более
ранее — детства) —

то — спотыкаясь душевной неровностью
будишь в травах — как в памяти
чью-то ушедшесть —

(и травы выплёскивают
последние говорения) —

и шорох — скрипение (где-то там роет
некто подземный... нет: это ближе:
"это
сердце стареет") —

и потом — будто только что
открыли окно
на тропинку —

и облака над травами
делают вселенную... —
будто
двигаются — воздвигаются!
словно всё это
Строит-Распевает — подталкивающее Стройное
где-то

Дыхание —
и завершающее — так чтоб и нам притихать:
"далеко" — это только негромкое звучание
о родине дальней... (о да: как гимн...)
и это
сразу
давно

1997




ИЮНЬСКАЯ ЗАПИСЬ

Ко дню святого Тихона

И солнце — действительно — идёт уже тише
и птицы стихают
лишь соловей продолжает своё —
но уже прорываются
паузы
с редкими — вдруг — восклицаниями
вроде — как будто: "я?.. иль не я?" —
словно всё-таки — силясь
не впасть — в беспамятство

29 июня 1997




ИЗ СТРОК ВО СНЕ

И левою частью лица
косясь
честно и прямо
бледность — во сне — Шостаковича
жертвенностью — как треснувшей глиной
кричащая —

как будто — другу

17 апреля 1998 (к утру)





ДЕНЬ — К ВЕЧЕРУ

И они выплывают и устанавливаются,
учреждаются — эти Стога конца —
очередного
Тысячелетия (...условность
мгновения...) — и Закатного Солнца
великолепие
стойко — пока — пребывает — и вскоре
бессмертная Дороги Печать
въявь утверждается — зримо-и-
медленно: вечно — на окраине леса —
Сиять.

1998




СНОВА: ДОРОГОЕ НЕМНОГОЕ

Последним примет лес в воспоминаньях:
уронит — даст мне пятна мокрые
чтоб я с руками повозился как с вещами —

и будет: на такого смотрит
разрозненная родина (весь "край") —

несказанным продержится "прощай"
и всем пыланьем зелени тогда меня затопит —

и поле без меня тогда раскроется
чуть-чуть грустнее искриться в сияньях —

(так завершится — "был")

2001




НАРОД ЧТО ХРАМ

И души что свечи, зажигающиеся друг от друга.

6 января 2002, сочельник
с. Ромашково
К "КНИГЕ ДОЛГОГО ПРОЩАНИЯ"

Это братья мои ходят сквозь солнечный свет
и "Господи" говорят стены и поля поют
и дубы теплы — будто в них вещество благодарности
слышно как речь

да только вода уже рядом не имеет волн
и без свойства общения — травы
братья проходят мелькая по ведомству неотменимых
и мне в эту цепь не вскочить

3-4 мая 2002
Денисова Горка, лес




НАЧИНАЯ С ПОЛЯ

Весь день — повторение ветром
себя самого
с края — соседнего поля:

зримо — легко — широко! —

а здесь — средь крестьянских
строений
его спотыкания
всё глуше — как встреча
с "Кем-то" — души! —

без явности — без разделённости

1999–2000




ДАВНЕЕ

И в поле
плакали снопы — со влажными
и золотыми спинами —

склонившись над стеной
несжатой части ржи... —

светало
без перемены плача этого... —

был ровен — Мир.

2000




ПОЛЕ — БЕЗ НАС

Дорога всё ближе поблёскивает: будто поёт и смеётся!
легка — хоть и полная — тайн
словно всё более светится светом её
Бог — долго-внезапный!..
— о пусть не споткнётся — и пусть доберётся
до брошенной деревушки!
ласточки реют — светясь
словно воздушная — всё ближе над полем
веет — теперь уже чем-то "домашняя"
дорога — как шёпот!
как чьё-то дыхание
в дверь

март 2003




СНОВА — В СНЕГА

А вы запеваете — а я удаляюсь
постепенно в снега (как когда-то: фигурою
темнеющей в сумерках
где-то всё дальше) и сломанная доска выступает
там — средь развалин
в брошенной хижине (пели шептались
потом
плакали очень давно — а оказывается
для
счастья немало) и далее лес
словно
во сне
открывается — и вы запеваете
(хотя — и не надо бы
ибо ведь всё уже кончено)
вы продолжаете
(а ведь и без нас глубоко уже зреет
золотом поблёскивая
вечность)
вы продолжаете
всё приглушённее
петь

2003




ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛЯ

                Л. Ю.


А там за мостом
завершающе-дальнее —

просто — "душа"! — будто что-то имея от нас
внутренне-зрящее —

вновь шевелящееся — памятью
от давних
флоксов... —

а временами — как будто
чем-то и ранее детства! —

и в нём (издалёка и издавна)
есть тихая та — умирающая
всегда
недавно

2002




ВСЁ ТО ЖЕ ПРОЩАНИЕ

Поля
входят
в дверь —

и руки его как пылающая надпись
там на коленях:

"я — прекращаю — движения" —

(и дождь во дворе — всё шире — всё более наискось
словно
отсюда
уносит его
к морю неведомому —

и холод — холод и дрожь!..) —

и душа будто бездна всё это проглатывает —

ведь
я тоже
горю
моим завершением —

будто в потрескивании
этого общения
шёпот — братский — читая:

о Боже! какое
горящее Единство! —

выход
(дыханием) —

только — в поля

2002




ПОСРЕДИ ПОЛЯ

А там
прощаются дороги — дороги прощаются:
вскидываются — оказываясь
в прошлом (невыразимо-родном)
в будущем (будто грызущем
в чём-то "своём" да укрыто-враждебном
жизнь
кричащую жизнь)

2001




СТРАНИЦА

И включается осени торжественное звучание: органное
сияние — подсолнухов.

27 августа 2002




ВНЕЗАПНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Собака бегущая сквозь рожь
будто при криках
всего — внезапного — детства
при
спускающемся солнце

2001





ЕЩЁ ОБ ОДНОМ ЛЕСЕ

Из этого лесочка,
наконец,
навсегда или надолго,
исчезли грибы.
Это шло постепенно,
лет тридцать.
И теперь, когда я вспоминаю,
их исчезновение, их "уход"
кажется одним-единым действием,
будто — затиханием
одного очень долгого оркестра,
одного долгого хора.

2003





ВСЁ БОЛЕЕ ИНАЧЕ НА ЗЕМЛЮ
(К картинам друга)

                У. В.

В травы Земли постепенно входит
свечение воспоминаний художника —

благодарение как зыбкое движение
шепчет стояниями их — готовностью вот-вот всколыхнуться —

(дыхание мира — как ровный ветр) —

и возникают пространства всё более подобные высокому спокойствию
будто саровское говорение "стяжи дух мирен"
ветками рябит и сумерками светится —

на полотнах всё более высоко-земных

2004





ВЕЧЕР В ДЕНИСОВОЙ ГОРКЕ

Вокруг жердей и столбов
наших ворот и оград —

всюду — всё более — тишина... —

о дай же простую силу! —

такую — как ветка постукивает об ветку
вот — ставлю кружку на стол
сестра закрывает ворота
ветер снова усиливается —

и уже никуда нам не надо
солнце давно за холмом
и как травы просты и собранны
вокруг столбов ограды —

немного участвуя
слабым поблёскиванием
в затихании вечера

2003





СНОВА ПОЛЯ ПЕРЕД СНОМ

В шуме
в сиянии! —

всё чище — яснее — прозрачнее
реют — лишь эти просторы:

(будто — сквозь всё: сквозь леса — сквозь строения —
сквозь облака) —

только они: "разговаривают" — "дружат" —
"играют" — "грустят" —

"в общем" — ликуют! —

и необходимости — нет — "в подробностях"... —

словно и нам они шепчут
чтобы нам думалось ясно:

разве ("хотя бы") когда умирают — "подробности"
с собой забирают —

(уходят — чисто)

2003





БЕЗ НАЗВАНИЯ

И человек идёт по полю
как Голос и как Дыхание
среди деревьев, как будто ожидающих
впервые свои Имена.

2003



"Вавилон", тексты
http://www.vavilon.ru/texts/aigi7.html


Рецензии
Спасибо! И за Айги, и за всю представительную и очень ценную коллекцию!

Лариса Крым   20.03.2016 18:18     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам!

Верлибры   20.03.2016 18:34   Заявить о нарушении