Кухта, воскрешение забытых слов

Ещё одно забытое и красивое русское слово, которое до сих пор бытует на Севере России, на Урале и в Сибире – среди промысловиков и охотников – это Кухта.
Ныне, как правило, слово это означает снег, снежный покров на деревьях, а также иногда – осыпающуюся с крон снежную пыль.
Ранее же, по великому словарю В.Даля, Кухтой называли крупный мохнатый иней на деревьях, то есть куржак.
Вот значение из словаря:
КУХТА (ж. сиб.) - косматый иней на деревьях, куржевина, опока. Кухтать, -ся, (новг.) - кутать, -ся. Кухтырь (м. яросл.) - мешок с одеждой, киса; узел одежды.
Кухтарь (м. сиб.) - посох с обручем внизу, на ременном переплете, с крюком у руки; с ним зверовщики ходят на лыжах....
Таким образом, видим, что происхождение слова Кухта, скорее всего, от слова кухтать, то есть кутать, действительно, когда деревья стоят в снегу, то кажется, будто их кроны укутаны в белые одеяния. Соответственно, и дерево в Кухте чем-то похоже на кухтырь – мешок с одеждой, ибо оснеженные сосны и ели приобретают зимой округлые, пышные и увеличенные формы.
Родственное слово Кухте – куфта, так нам его поясняет словарь В.Даля:
КУФТА (ж. вост.) - сверток кудели, от пятка до десятка. | Сев. моток или цевка тесемок. | Моток шелку, золота, серебра.
Куфтырь (м.) - кухта ж. то же, в первом знач., кужел, кудель.
И это также справедливо, ибо деревья после снегопада на самом деле бывают похожи на моток (пучок) кудели, свёрток белоснежной шерсти.
Мало того, слово это не просто живо в наше время, а среди охотников также сохранилась охота по Кухте или «по рону», когда зверь (чаще всего куница или белка) выслеживается по опавшим комочкам снега с лесной верхотуры, такая охота может вестись даже без собаки.
Вот отрывок из охотничьего календаря:
Охота «по рону»:
«Охотник находит след куницы, и по оброненным ею на снег комочкам кухты, мелким веточкам и хвое - определяет направление, в котором пошел зверь. Внимательно следя за роном, нужно преследовать зверя до его остановки. Если рон прекратился, охотник, будучи готовым к выстрелу, делает круг и, если выходных следов нет, начинает внимательно осматривать кроны деревьев. Нередко куница скрывается в дупле или в гайне (гнезде) белки. Тогда следует стукнуть по стволу дерева обухом топора. Иногда достаточно поцарапать по коре дерева, как хищник высунет из отверстия острую мордочку и, перемахивая с ветки на ветку, пойдет грядой».
Как вы сами видите, слово Кухта – не мёртвое и не устаревшее, а вполне живое, и цельно выражает в себе, как красоту зимнего леса, так и охотничьи традиции русского народа.
Полюбоваться снежной Кухтой может любой человек!
Вот зарисовка про зимний день в заснеженном сосновом бору.
Ночью шла густая и плотная пороша, почти до самого рассвета. А на утро мы собрались с друзьями покататься на лыжах в ближнем бору. Была середина февраля, уже яркое солнце взошло над лесом.
Лес же предстал перед нами как сказочные убелённые терема Берендеевого царства!
Не оторвать глаз от такой красоты! Зимняя природа после февральских метелей и снегопадов достигла самого пика своей насыщенности и полноты, достигла предела своих форм и волшебных образов!
И никто не может придумать слова для снега на хвойной верхотуре лучше, чем наше русское слово - Кухта!
Пронизанные солнечными лучами заснеженные чащи были похожи на великолепные палаты лесного Владыки, которые были убраны и приготовлены для невиданного торжества. Полог сосняка, каждый сучок, лапка, веточка – всё было в несказанном пуховом одеянии, этот чистый снег золотился дневным светилом с небывалой яркостью и вкусом. Кое-где Кухта была наброшена даже на кондовые стволы деревьев, обрамляя их медный блеск. Тут и там, по просекам и прогалам, никли склонённые берёзки и рябинки, отягощённые снежным добром. Стоило задеть их легонько лыжной палкой, как они сбрасывали с себя зимние ворохи и выпрямлялись, а звонкая вьюжная пыль ещё долго оседала и сверкала в воздухе.
В словаре В.Даля также есть слово: батружье – это когда на деревьях очень большой слой снега, от этого произошёл глагол: батружить – давить, нагнетать. Слово это по смыслу родственно Кухте, и очень подходит под живописный зимний день после обильного снегопада.
Наклоненные сушинки словно в пуховых оренбургских платках, что свисают до самого основания. На пеньках и торчащих колодах нацеплены настоящие белые ушанки. А маленькие ёлушки - так вообще замурованы снегом от вершины до пяток, еле пробивается тёмно-малахитовая хвоя наружу!
А вот и огромный выворотень, которые растопырил корни-лапы, как матёрый медведь, ему вчерашняя пороша подарила настоящую медвежью шубу – медвежуру!
Высокие и статные боровины красуются в боярских шапках!
Свеж и опьяняюще чист воздух в сосновом бору, глаз не может наглядеться на последнюю красоту зимнего леса. Весна близка – солнце уже вовсю лучится над дольним миром.
Наконец, добрались мы до нашей излюбленной полянки. Тут и место для костровища, и заготовленные жердины соснового сухостоя. Разжигаем костёр.
В лесу начинается настоящее зимнее представление! Вдоль просек и прогалин проникает ветер-вершинник, он сбивает увесистые шапки снега с сосновых крон – сверкающим парусом спадает Кухта с деревьев. Каждая снежинка, каждая пылинка льда в этой завесе просвечивается солнечными лучами, искрит и переливается на все лады, запечатлевает в себе причудливые древесные тени. Мягко оседает эта воздушно-искристая взвесь на пушистые сугробы, долго вьётся в воздухах тончайшее хрустальное толокно вчерашней метели.
Костер весело трещит смолистой растопкой, огонь охватывает сухие ветки и сучки. На еловую слегу нацеплен маленький прокопчённый котелок.  Туда наталкиваем свежего снега, он сразу оседает и темнеет от животворного тепла. Где-то под сугробом можно раскопать заварку для чая - вокруг нас величавый бор-брусничник, у его подножья всегда есть брусничные листья. Брусника – вечнозеленое растение, её листья и осенью, и зимой зелёные, и обладают целебными свойствами. Ну, а для нас самая верная заварка для лесного чая. В котелок вместе со снегом обязательно попадут хвоинки, сосновый мусор, как говорится, для навара всё сгодится!
Снова ветерок набирает разбег, катится волной по заснеженному сосняку, с наскоку хлопает по охвоенным лапам – снова в подлеске серебристой дымкой снежная кисея. Она всё ближе и ближе к нам, вот и нашу стоянку обдало снежным дыханием Кухты. Воздух весь в алмазном сиянии, а солнечные лучи, будто ожившие золотоносные струйки завьюженного воздуха. Красота непередаваемая!
Кажется, что сам чародей Морозко студеным дыханием проведывает свои владения в лесном краю, мол, кто ещё за долгую зиму не засыпан снегом и инеем.
А, может быть, это сама хозяйка Зима-Пургинишна нечаянно чихнула в пудреницу!
Кто поведает сказку зимнего леса?
   
Сказ о русском слове тут:
http://www.stihi.ru/2015/11/07/9053
   
Ворозь - воскрешение забытых слов - тут:
http://www.stihi.ru/2015/10/10/1901


Рецензии
Очень интересно.
Спасибо!

Александра Бор   01.02.2023 00:23     Заявить о нарушении
Большое спасибо!
рад что понравилось!

Сергей Карпеев 3   02.02.2023 08:46   Заявить о нарушении
Буду заглядывать на Вашу страницу с большим удовольствием!

Александра Бор   02.02.2023 09:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.