39. Записная книжка

Никогда не забывай, что главное в твоей жизни это – твои мысли.
Лев Толстой.

39.1 – 39.10: Думал, запишу после. – Протез памяти. – Обязан носить с собой. – Действительное внимание. – Записывай на месте. – Бумага прочнее памяти. – Исчезнувший год. – Жанр старинный и достойный. – Не считая обязательными. – Первобытное собирательство.


39.1. Думал, запишу после…

Стихи во сне… Сказал: да ладно!.. Запомню… Утром запишу… Отнёсся больно уж прохладно к листочку и карандашу. Вновь задремал, объятый ленью, утратив начисто запал. Возможное стихотворенье так непростительно заспал. Константин Ваншенкин. // Нынче, лёжа в постели, пришла мысль, очень мне показавшаяся важной. Думал, запишу после. И забыл, забыл и не могу вспомнить. Лев Толстой. // Так бывало и в молодости: прилетит неведомо откуда счастливая и радужная мысль, такая неожиданная, что сам удивляешься, как она пришла тебе в голову. Думаешь, уж такую-то золотую мысль не забудешь. Глядь, через десять шагов забыл. Улетела! Силишься вспомнить, вернуть её, вертишь прошедший поток мыслей в обратную сторону. Тщетно, пропала навек! Виктор Розов. // Мысли походят на перелётных птиц: если не изловить сейчас же, быть может, уже никогда не поймать. Пьер Буаст. // Надо успеть записать. Малейшая задержка – и мысль, блеснув, исчезнет. Константин Паустовский. // …у Толстого читал, и по себе знаю, что мысль надо схватывать в тот самый миг, когда она к тебе пришла, иначе мысль потеряет свою силу, будет сформулирована менее точно. Александр Солженицын. // Во всякое время у постели Вольтера и на его письменном столе была чернильница с пером и несколько листов бумаги. Исаак Дизраэли. // На ночном столике Льва Толстого всегда лежала маленькая записная книжка, носившая название «ночной». // Я пользуюсь специальным пюпитром для письма с подсветкой, на этот случай он всегда у изголовья. Джон Максвелл. // Александр Поп не упускал ни одной идеи, явись она даже среди ночи. Немедленно вставал, зажигал огонь и записывал. Иоганн Гёте не давал ускользнуть ни одной мысли, тотчас занося на бумагу. Удостоенный посещения монарха, однажды прервал беседу, удалился в другую комнату записать мелькнувшую мысль для «Фауста». Самуэль Смайлс. // У меня в доме на всех столах письменные принадлежности и таблички. Нередко я даже просыпаюсь ночью, впотьмах нашариваю перо у моего изголовья и – пока не исчезла мысль – записываю. Франческо Петрарка. // И самой прекрасной мысли, если её не записать, угрожает опасность быть безвременно забытой. Артур Шопенгауэр.


39.2. Протез памяти…

Человеческая память обладает пока ещё необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки, в то время как самые важные события оставляют еле заметный след. Валентин Катаев. // Каждому писателю, и в особенности начинающему, я очень рекомендую записную книжку. Антон Макаренко. // У меня в кармане всегда были две книжки, одну я читал, в другой писал. Роберт Стивенсон. // …вдруг Алексей Силыч (Новиков-Прибой) вынул записную книжку, что-то быстро записал. Похлопывая по ней ладонью, сказал: «Зафиксировал фразу, которая стоит ста. Народец вы пишущий, не скажу. Не успею до Москвы доехать, как самый ушлый за неё и деньги получит!..» // Эта записная книжка и записи в ней нужны мне, как выхлопная трубка для автомобиля, как стон для больного. Эффенди Капиев. // У кого – машина, у кого – домишко, у меня в кармане записная книжка! Владимир Уфлянд. // Бунин рассказал, как однажды застал Бальмонта, что-то вписывающего своим чётким почерком в книжечку. Спросил, не стихи ли? Тот ответил, что записывает «сладостные слова». Вера Муромцева-Бунина. // Одно из главных условий делания настоящей вещи. Записная книжка годами валяется в хламе, печатается посмертно и после «законченных вещей», но для писателя эта книга – всё. Владимир Маяковский. // Иногда вынимал Чехов из стола свою записную книжку, потрясал ею в воздухе и говорил: «Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета молодым! Работник! Хотите, парочку продам?» Иван Бунин. // Я относился к своей записной книжке как к складу заготовок на будущее. Мои записные книжки насчитывают пятнадцать солидных томов. Сомерсет Моэм. // Записная книжка – протез памяти. Владимир Солоухин. // Результаты неопубликованных работ Ферми записал в краткой форме в многочисленных тетрадках, составлявших, как он говорил, его искусственную память. // В эту записную книжку я больше десяти лет заношу все свои заметки, впечатления. Листов на пятьсот ещё неиспользованного материала. Лет на пять работы. Антон Чехов.


39.3. Обязан носить с собой…

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. Френсис Бэкон. // Лев Николаевич записывает в разные записные книжечки всё, что может понадобиться для верного описания нравов, привычек, платья, жилья, различных сторон обыденной жизни. А в другие записывает всё, что пришло в голову касательно типов, движения, поэтических картин и прочего. Эта работа мозаичная. Софья Толстая. // Повседневная наблюдательность может заменить порою глубину гения и удивить его самого. Луи Мерсье. // Будучи на прогулке, позаботься наблюдать и обдумывать позы и поступки других людей. Как они говорят, смеются, спорят или дерутся, как ведут себя сами, их сотоварищи и просто зеваки. Несколькими штрихами пометь свои наблюдения в записной книжице, которую ты обязан носить с собой. Леонардо да Винчи. // Не терять первого впечатления от увиденного. Камиль Коро. // И куда бы ни шёл – хоть в столовку, хоть в оперу, – брал с собой альбом для этюдов и при малейшей возможности (порою на ветру, на морозе) заносил туда, что бросалось в глаза. Рисовать было для Репина всё равно, что дышать. Хотя большие картины давались ему ценой величайших усилий, рисование с натуры было таким же естественным проявлением его организма, как, скажем, еда или сон. Корней Чуковский. // Карманы вечно набиты небольшими альбомами в холщовой обложке, которые он специально заказывал в размер записной книжки. Для беглых зарисовок «непостижимых комичных ситуаций» и прочего, что приметит внимательный глаз. Для того чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать с жизни. Архип Куинджи. // Выходя из дома, Лев Толстой проверял, в кармане ли «дневная» записная книжка. Много мыслей, новых впечатлений рождали дальние прогулки. Нередко сходил с коня и где-нибудь на пеньке заносил наскоро неожиданную мысль, мелькнувший сюжет, свежее сравнение, яркую подробность: «Тень орла бежит по скату горы… Въезжая в лес, лошади бодро фыркают. Пригодится для «Хаджи-Мурата». // Леонардо да Винчи оставил после себя множество маленьких записных книжек, которые он всегда носил на своём поясе, чтобы иметь возможность тотчас же набросать то, что впоследствии ему нужно было припомнить. Гайдн аккуратно отмечал в своей записной книжке все пассажи и идеи, которые приходили ему в голову во время его прогулок или посреди общества. Многие из великих произведений подобных людей были обдуманы во время шумного пира или при звуках музыки в каком-нибудь концерте. Исаак Дизраэли.


39.4. Действительное внимание…

В наши годы страшно одно – пропустить хорошую мысль. Александр Твардовский. // Оторвался от стола. Иду по улице и столько мыслей в голове, что боюсь забуду, пока сяду писать. Николай Бердяев. // Поэт боится забыть в муках ночей рождённое слово, величием равное богу. Владимир Маяковский. // Мане встал, ощупал один из карманов. «Ага! Блокнот со мной. На улице всегда есть что порисовать. Взгляните, – и он показал небольшой этюд женских ног. – Гарсон прочищал сифон на террасе кафе. Шедшая мимо женщина инстинктивно подобрала юбку». Амбруаз Воллар. // Действительное внимание в том и заключается, что оно мгновенно превращает всякую мелочь в нечто значительное. Иоганн Гёте. // Короткие, сделанные на ходу заметки оказываются подчас самыми проницательными. Уильям Теккерей. // Некоторые подробности не придумаешь за столом. Это можно только увидеть, заметить, запомнить или записать. Нет ничего драгоценнее мельчайших, гомеопатических подробностей. Поэтому так важны записные книжки. Юрий Трифонов. // Хоть память крепкая – большое благо, надёжней памяти бумага. Юсуф Баласагуни. // Зарисовывай всё, что увидишь, пейзажи, людей. Не расставайся с альбомом. Надо учиться видеть и убедительно передавать впечатления от виденного, не подсмотренные другими. Борис Кустодиев. // Стремясь к наиболее «документальному» воспроизведению жизни, Альфонс Доде писал только с натуры. В книге мемуаров «Тридцать лет в Париже» он признаётся, что в течение тридцати лет собирал тетради с заметками, мыслями, чтобы не забыть какого-нибудь жеста или особенностей голоса. // Ничто в жизни не требует большего внимания, чем обыденное, – к необычному и так велик интерес. Оноре Бальзак.


39.5. Записывай на месте…

Усевшись за стол, Бернард Шоу запустил руку в брючину и вытащил маленький блокнот. Другой рукой выудил блокнот из внутреннего кармана пиджака, из наружного вытянул третий, и ещё блокноты. «Похоже, мои записные книжечки вас удивили? Видите ли, я пишу свои пьесы в основном на империале автобуса, иногда в метро». // Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу. Владимир Маяковский. // Сплю ли я, бодрствую ли; еду ли верхом на лошади, беседую с друзьями или пирую – рядом со мной лист бумаги, перо или кисточка для туши. Франческо Петрарка. // На лице Эмиля Золя сосредоточенное выражение, словно хочет записать, что будет сказано. Записи делает повсюду и обо всём. Добивается приглашений на светские приёмы и, став в углу, мысленно набрасывает краткие заметки. Гости с шёпотом оглядываются: «Золя берёт нас на карандаш». // Для обогащения живого языка необходимо общаться с народом – рабочими, крестьянами и крылатые фразы, структуру речи, выражения заносить в записную книжку. Вячеслав Шишков. // Я наблюдал Бунина на солдатской барахолке. Он стоял посреди толпы с записной книжкой в руках, невозмутимо записывая частушки. Лихо отплясывая, их выкрикивали два братишки-моряка. Бунин спокойно работал, покрывая записями страничку за страничкой. Валентин Катаев. // Плохой карандаш лучше плохой памяти. Память – большая обманщица. Анаис Нин. // Записывай на месте: заметка стоит воза воспоминаний. Ральф Эмерсон. // Запись, сделанная в день события, через полстолетия обретает новую, непомерно большую ценность. Лев Озеров. // Тогда никто не мог предположить, что бойкий деревенский паренёк станет великим поэтом России. Мои воспоминания о Есенине удачны потому, что я сразу записал свои впечатления о встрече с ним. Всеволод Рождественский.


39.6. Бумага прочнее памяти…

И что в дороге ни услышишь? Всё б записать. Да как запишешь? Лишь только вытащишь блокнот, как мигом закрывают рот. И что-то злобное во взгляде. Игорь Кириллов (Северский). // В начале знакомства я никогда не делал записей в открытую, при нём. Писал скрыто в кармане, положив туда стопку бумаги. Этнографы пользуются этим приёмом, чтобы люди не видели, как их речь записывают. Конечно, разбирая каракули, потом помаешься. Карлос Кастанеда. // Заметки, занесённые на ходу, чуть не вслепую, в записную книжку, я на следующее утро разбираю в тишине моего рабочего кабинета. Эдмон Гонкур. // Знать что-либо наизусть – всё равно, что не знать ничего; это – владеть тем, что дано лишь на хранение памяти. Мишель Монтень. // Надеяться на память опасно, она может подвести в любой момент. Жискар д’Эстен. // Память ничего не доносит до нас полностью. Клапка Джером. // Истлевшая кисть для письма лучше хорошей памяти. Даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с чернилами. Китайские поговорки. // Запечатлей же беглыми словами всё, что не в силах память удержать. Уильям Шекспир. // Заведи записную книжку, путешествуй с ней, ешь с ней. Бросай в неё каждую мысль, ненароком забредшую в голову. Дешёвая бумага всё же прочнее серого мозгового вещества, а карандашные заметки хранят мысль лучше памяти. Джек Лондон. // Я выработал привычку: вдруг пришедшую мысль, образ, идею записать в памятную книжечку. Пусть лежит до поры, не испортится. Важно записать теми словами и в той интонации, чтобы запись могла вернуть состояние духа, владевшее мной, когда мысль пришла в голову. Сергей Викулов. // «Самое беззаботное и счастливое существо на свете – вода». В плавании мелькнёт что-нибудь этакое, чего за столом не придумаешь. Чиркнешь в записную книжку. Когда на берегу станешь плотно работать на пережитом материале, бывают периоды уныния, неверия в себя. И тогда строки записной вроде эмоционального допинга, что помогает воспрянуть духом. Виктор Конецкий. // Записывай, записывай, и побольше! Будет жвачка на зиму. Жюль Ренар.


39.7. Исчезнувший год…

Почему я этого не делаю? Почему? Помимо всего прочего, сколько нужных вещей я забываю безвозвратно. Их надо записывать хотя бы одним словом, как это делал Грибоедов в своих путевых заметках. Вера Инбер. // У меня исчезают стихи, не записанные на бумагу. Так деревьев редеют верхи ранней осенью мало-помалу, так не пойманная, в перелёт растворяется в воздухе птица. У меня есть исчезнувший год, неужели он не возвратится? Владимир Соколов. // Люди с их лицами и речами мелькают в жизни и утопают в нашем прошлом, не оставляя ничего больше, кроме ничтожных следов памяти. Антон Чехов. // О чём не написано, того нет. Владимир Крупин. // Забытая часть жизни – непрожитая часть. Вивекананда. // Каждый писатель должен вести записные книжки, особо не уповая на них. Записывая заинтересовавшее, изымаешь его из потока бегущих перед умственным взором картин, точнее фиксируешь в памяти. Сколько было хороших идей и живых впечатлений, которые думал использовать. Поленился записать, и они пропали. Если настроился записывать, то и глядишь внимательней, и слова находишь верные. Вести постоянные записи – отличная и нужная практика, если пользоваться ими умеренно и с умом. Сожалею, что природная лень вредила этому усердию. Сомерсет Моэм. // Заметки писателя – это ежедневные гаммы. Жюль Ренар. // Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль. Квинтилиан. // То, что писатель хочет сказать, он должен не говорить, а писать. Эрнест Хемингуэй. // Бывало осенит чувство, как на дрожжах тогда ходишь, так и мятётся ум; карандаша с бумагой нет под рукою, то по дорогам на берёзах записывал благие те мысли. Борис Шергин. // Всё записал я на коряге, на промороженной коре, со мною не было бумаги в том пресловутом январе. Варлам Шаламов. // Найденная, но незаписанная мысль – это найденный и потерянный клад. Дмитрий Менделеев. // Какие прекрасные стихотворения порой рождались у меня, но не было возможности записать, и стихи забывались. Александр Пушкин. // Обрывки и кончики мыслей. Фёдор Достоевский.


39.8. Жанр старинный и достойный…

Талантов нет во мне излишка, не корчу важного лица, я просто записная книжка, где жизнь играет роль писца. Пётр Вяземский. // Вчера был у меня Валя Берестов и читал мне наброски своей записной книжки. Книжка крохотная, он носит её в кармане штанов, и какие в ней шедевры талантливости. Корней Чуковский. // Записные книжки не только профессиональный атрибут литератора. Записные книжки – жанр, старинный и достойный. Юрий Олеша написал в этом жанре свою лучшую книгу. Сергей Довлатов. // Самостоятельный и великолепный литературный жанр. Вспомни «Записные книжки» Чехова, Марка Твена, Ильфа, Ренара, братьев Гонкур… Константин Паустовский. // «Старая записная книжка» Вяземского. // В доме писателя не должно быть корзин для бумаг! Любимый девиз архивистов. // Я заполнял записные книжки короткими описаниями их внешности и характеров, и постепенно, начинаясь с намёка, с подлинного происшествия или счастливой выдумки, вокруг некоторых из них, наиболее ярких, стали складываться рассказы. Сомерсет Моэм. // Записные книжки представляют из себя материал, собираемый писателем для своей работы. Когда мы читаем опубликованные записные книжки Льва Толстого или Чехова, они нам всего более интересны именно как материал, как кирпичи и цемент, из которого огромные эти художники строили свои чудесные здания. Но в книжках этих немало и такого, что представляет самостоятельный художественный интерес, что ценно помимо имени авторов. Если я нахожу в своих записных книжках ценную мысль, интересное на мой взгляд наблюдение, яркий штрих человеческой психологии, остроумное или смешное замечание, – неужели нужно отказаться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти-пятнадцати, а то и в двух-трёх строках? Викентий Вересаев. // Блокноты, тетради, записные книжки – это, вероятно, лишь огромное название уже давно существующего и всё ещё нового, то есть формально не узаконенного, литературного жанра. Этот жанр существует для небольших произведений, которые всего удобнее и полезнее излагать именно способом «запиской книжки». Если же блокноты и записные книжки являются складочно-заготовительными пунктами литературного сырья, то было бы странно опубликовывать что-либо «из записной книжки», потому что питать читателя сырьём нельзя, это есть признак неуважения к читателю и доказательство собственного высокомерия. Андрей Платонов.


39.9. Не считая обязательными…

Я никогда ничего не записываю, не веду заметок. И делаю это потому, что заметки остаются в записной книжке, а воспоминания живут, зреют. Павел Вежинов. // Я держусь особого взгляда на записные книжки, не считая их обязательными в акте творчества. Не отрицаю громадной пользы и сам их веду, но при работе над книгой использую редко. Писательская память лучший оценщик и отборщик материала, сохраняет самое яркое и отсеивает ненужное. Гораздо лучше черпать из этой таинственной кладовой. Записная же возвращает к утомительным разнокалиберным наблюдениям, к детализации и скорее мешает писателю. Константин Паустовский. // Есть соблазн без особой нужности включить наличные записи в повествование. Опасны зависимостью от них, подавлением бессознательного, что иногда высокопарно именуют вдохновением. Сомерсет Моэм. // Записную книжку вести можно, это кто как привык, только записи в ней я считаю скорее особым литературным жанром. Не годится превращать записную книжку в главного посредника между жизнью и свежеиспорченным листом бумаги, как иногда происходит. Вот ты на дороге случайно подобрал шестерёнку от велосипеда. Но когда решил использовать её, пустить в дело, то выяснилось, что она чужеродна, потому что ты взялся строить не велосипед, а трактор. Леонид Леонов. // Много лет веду записные книжки, но записываю мало, главным образом фразы. Раньше записывал пейзажи, наблюдаемые случаи и прочее, что мне ни разу не пригодилось. Подсознательная память хранит всё, лишь разбуди. Но фразу, словечки записывать необходимо. Иногда от одной фразы рождается тип. Алексей Н.Толстой. // Не надо записывать сравнений, метких черточек, подробностей, картин природы – придёт само собой, когда будет нужно. Но голый факт, редкое имя, техническое название занеси, иначе забудется. Антон Чехов. // Надо записывать не факты и не пейзажи, а мысли, что приходят и уходят бесследно, факты можно и выдумать. Мысли же неповторимы, что вчера волновало, ныне забыто и потеряно навсегда. Эффенди Капиев. // Я записываю мало. В молодости стремился, по совету Гоголя, всё записать, ничего путного из того не вышло. Аппарат у меня быстрый, что запомню, то крепко. Если сразу не войдёт в меня, душа этого не примет, как ни старайся. Иван Бунин. // Гениальные мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно запомнить. Альберт Эйнштейн. // Я много путешествовал по России, чтобы накопить впечатлений. Ездил обыкновенно в вагонах третьего класса. Слушал откровенные, зачастую интересные разговоры душевных, простых людей. Но ничего в дороге не записывал, никогда не вёл путевых дневников. Стенографическая точность нередко мешает и не даёт надлежащего эффекта. Художник должен аналитически отсеивать лишнее, заострять характерное, обобщать. Сергей Сергеев-Ценский. // Художнику всегда есть надобность «домыслить» материал. Точность нужна лишь в мемуарах. Максим Горький.


39.10. Первобытное собирательство…

Мысль ускользнула от меня. Я хотел её записать, а вместо того пишу, что она от меня ускользнула. Блез Паскаль. // Все писатели, должно быть, знают то замечательное состояние во время работы, когда новая мысль или картина появляются внезапно, как бы прорываются, как вспышки, на поверхность из глубины сознания. Если их тут же не записать, то они могут так же бесследно исчезнуть. Константин Паустовский. // Схватить за шиворот ускользающую мысль и ткнуть её носом в бумагу. Жюль Ренар. // Если ты стоишь в другом углу комнаты и тебе пришла в голову мысль, беги бегом к столу, а то не донесёшь. И даже если побежишь, можешь не донести, потому что она не пришла, а мелькнула... Её надо схватить за хвост немедля. Улетит безвозвратно! Виктор Розов. // По аналогии и ассоциации, по несоединимости и противоположности, и вовсе по непонятной связи высекаются искры мыслей. И каждую, пока не угасла, огненной нитью вплети в бумагу, чтобы тлеть ей там и ждать своего часа. Иную – в конспект, иную – сразу в письмо, начатое тут же, чтобы не терять горячего движения фразы. Александр Солженицын. // Мысли, как урожай, – снимать надо вовремя. // Чуть явится путная мысль, меткая заметка, я возьму да в памятную книжку, думая, не годится ли после на что. Иван Гончаров. // Если вещь не годна для одной цели, её можно употребить для другой. Лао-Цзы. // Запишу, для памяти. Владимир Даль. // Полагаю, каждый писатель ведёт записную книжку. Для меня она чрезвычайно важна. Вошло в ежевечернюю привычку кратко заносить туда весь улов за день. Может и не пригодится, но когда работаю без вдохновения, иногда вставляю эти слова и фразы в повесть или рассказ, чтобы придать блеск и правдивость описываемой жизни. В моей записной книжке три отдела. В одном записываю слова, которые показались интересными – новые, необычные, жаргонные, что подслушал в разговоре. В другом отделе – фразы, поговорки, пословицы; в третьем – сюжеты для будущих рассказов. Михаил Зощенко. // Я очень люблю мою «скорую помощь», склад консервированных впечатлений. Заношу туда слова, особо радующие слух, которые станут позже хозяевами строфы (горожане, неспокойные садоводы, танец узлов, даровитая вода). Малозначащие в простом перечислении, они притянут поэтичные. Николай Тихонов. // Профессия литератора очень напоминает первобытное собирательство. Вырвал корешок, надкусил. Горький сплюнул и выбросил, вкусный сунул в торбочку и дальше побрёл. Юрий Поляков. // Самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти. Старая поговорка. ///


Рецензии