Ответ на рецензии

Ответ на рецензию на повесть «О своём или событий череда. Воспоминания ракетчика»
        Уважаемый А.И. Дмитренко! Спасибо Вам за труд прочитать и оценить мою работу.
           Во-первых, о стихах. В данном случае для меня их ценность состоит в отражении мыслей и чувств в реальном масштабе времени. Среди их совокупности всё же несколько стихов содержат философский смысл и достаточно неплохи в литературном смысле. И, кстати  говоря, твоими словами их мысль, и язык, и сам стиль определялись тем мгновением или моментом, когда они создавались, и, конечно, я не возвращался к их шлифовке, не погружался в то далёкое время.
        Именно связь их с текущим моментом привела меня к мысли часть стихов изложить по ходу воспоминаний, ибо они – стихи являются, как отмечал я где-то в тексте, концентраторами оценки ситуации, например, Ритмы космодрома, о гонке, будни, ты уехала, улетела и многие другие.
           И именно поэтому человек излагает охватившие его и мысли и чувства в стихотворной форме, потому что только она позволяет излагать суть лаконично, но, главное, что эти строки сами лезут в голову, правда, проигрывая при этом множество вариантов точного воспроизведения чувств и пр. Но пишу стихи и сегодня, и рифмуются, как правило,  они по ночам, а утром требуется несколько минут, чтобы нанести их на бумагу.
         Рецензент, конечно, не знаком со спецификой работы военного инженера-испытателя, принимая её , по –видимому, за некое свободное времяпрепровождение. А ведь во времена «гонки» мы неделями не выходили из подземелья, проверяя монтаж  систем и проводя испытания. Подземелье было для нас и жильём. К тому же  стихотворчество – это состояние души, а не работа, и трудно представить, что человек воспринимает это как работу.
         Во-вторых, о пройденном пути. Признаюсь, что, невзирая «на тяготы и лишения воинской службы» (так трактуется в воинском уставе) и ностальгию по цивилизации, у меня никогда не возникали сомнения в правильности выбранного (хотя может быть и спонтанно) профессионального пути. Здесь требовалось лишь терпение и целеустремлённость, позволившие  в последствии, многое компенсировать. Как в пословице: «Сначала мы работаем на авторитет, а потом авторитет работает на нас».
            Я даже склонен думать, что сбежавшие  из армии коллеги, потом могли сожалеть об этом. Я не уверен, что начав свою работу в каком-нибудь из КБ, смог бы достичь большего, получить такой жизненный опыт, который получен мною в реализованной жизни. Это была жизнь, полная тревог и волнений, полная преодоления всякого рода трудностей. А жизнь в КБ могла оказаться совершено иной и, как писал М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри»: «…таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б смог».
И, наконец, мои дети и внуки гордятся моим прошлым, ценят его и это немаловажно.
         А теперь о личном и правомерности публикации моих писем. Бунинское «Оно живет в моем безмолвном сердце..» я не приемлю (хотя нужно было бы смотреть это изречение в контексте). И тому есть много причин. Хотя кое-что в нескольких письмах я решил заполнить пробелами, и новый вариант редакции вышлю тебе для замены в основном тексте, и тогда ты может дать материал для чтения своим молодым коллегам.
        Первая из причин концептуальная. Жизнь человека – это путь познания, познания окружающей среды, самого себя, а в религиозном плане - познание
и приближение к Богу. Кстати, во всех религиях используются тексты (молитвы) , прославляющие Святую Троицу, содержащие признание в любви и почитание. И разве мы – люди не достойны того, чтобы восхищаться друг другом и говорить добрые слова друг другу и не только наедине под одеялом, но и публично. Разве в этом есть что-то постыдное, унижающее нас?
        А что позволяет человеку познавать окружающий мир – информация. Ограничивая её только сведениями о материальном мире, мы автоматически исключаем духовную составляющую. Один из компонентов этих составляющих являются взаимоотношения между людьми, и прежде всего предками. И, почему дети должны видеть и слышать только брань и побои, ссоры и взаимные упрёки и ничего не знать о спрятанных за железным занавесом других отношениях (конечно не интимные), в которых нет ничего постыдного.
             Учить их этим отношениям только по художественным и поэтическим произведениям, или, к примеру, по поэзии вагантов (типа «..я скромной девушкой была virgo dum florebam, нежна, приветлива, мила omnibus placebam…)  мне, кажется, недостаточно.  Хотя бы потому, что они часто безлики, а порой у одного и того же поэта посвящены разным объектам поклонения. И, тем не менее, табу, касающегося личностных отношений между мужчиной и женщиной, почти два века назад пытался снять А.С. Пушкин письмом Татьяны к Онегину.
        И, наконец, мне известно много публикаций, содержащих личную переписку, в том числе декабристов с жёнами и жён с декабристами. А взять, к примеру, полные любви, почитания, тревоги и заботы письма А.В.Суворова к своей дочери. Разве они унизили его авторитет Великого Полководца, патриота своего Отечества.
             Есть ещё один важный аспект в моей переписке с будущей супругой, спрятанный между строк, распознать который может только внимательный читатель. Это адресат. Представьте себе юную 20 лет от рождения девушку, живущую с родителями в крупном в научном и промышленном отношении городе с развитой инфраструктурой, окружённую множеством друзей и возможностей свободного времяпровождения. И вот она должна бросить всё это и уехать в далёкую пустынную степь, в небольшой городок, где более 80 процентов женщин не работает, где отсутствуют развлекательные объекты, где не знают, что такое детское питание и используют для вскармливания детей напитки из сухого молока. Где летом донимает жара, а зимой всё стынет от холода, где шесть дней в неделю с раннего утра до позднего вечера нужно ждать возвращения мужа с работы, где женщины рожают детей в военном госпитале, и воспитывают их при минимальном участии мужей, где мужья видят детей только по воскресным дням. Она знает об этом априори, и она едет туда.
        Это я отношу к разряду подвигов и думаю, что мои потомки должны знать об этом. Да и другим читателям это не повредит.
  Что касается дневников – да я их писал, и они сохранились и основное их содержание перенесено в книгу, и они глубоко сидят в моей памяти, но я их все равно храню, и если даже их потом выбросят - сохранятся эти воспоминания.
Говоря о жизненной позиции можно утверждать лишь то, что её фундамент её хребет закладывается во многом в молодые годы, но тело её постоянно наращивается, многие позиции уточняются. Мы находимся в постоянном движении. Но радикальные изменения, наверное, маловероятны. Есть набор человеческих качеств, эмоций, с которыми нужно бороться. Это  -  гнев, месть, обида, досада, ложь, хвастовство, жестокость, страх и другие.  Их преодоление, видимо, приводить к добру, к любви.
          Особо стоит вопрос «о стремлении быть замеченным людьми», похоже, здесь я что-то неправильно изложил, приводя пример из литературы. Речь идёт о том, что каждому человеку свойственно не только быть, но и казаться лучше, чем он есть, и это одна из мотиваций самосовершенствования человека. Что касается менталитета и характера, действительно есть различия , ведь менталитет проявляется в характере: менталитет связан преимущественно с логической, концептуальной  деятельностью сознания, а   характер – с эмоционально-психологической сферой.  Характер – это   нормы поведения человека в обществе.
                Относительно Воронежа, когда  будущие военные из ХАИ проходили практику в Воронеже в КБХА, то водохранилища там в то время ещё не было, потому что было образовано спустя 12 лет после нашей практики. Ну да, Бог с ним.
         И последнее. Моё отношение к США кардинально отличается от мнения рецензента.  Само собой разумеется, что государство –бандит и паразит процветает на фоне обворованных государств планеты Земля. На территорию этого государства никогда не ступал сапог завоевателя, кроме американцев-колонистов, уничтоживших местное население. В то время как матушка-Русь только в двадцатом веке дважды разрушалась дотла.   А в конце 20 века  она подверглась атаке иного рода – духовного истребления,  именно от хвалёных США.
 Ведущие американские ученые-экономисты, отметили, что наибольшее влияние на развитие общества в 20 веке оказали не полеты в космос и ядерная энергетика, генетика, не телевидение и Интернет, а создание национальной инновационной системы.
А как создана эта система?  Преимущественно умами людей из других государств, в том числе Японии, Китая, России и пр., и пр. Как человек, занимавшийся перспективами развития ракетных комплексов стратегического назначения, я хорошо знал самые сокровенные технические идеи советских учёных в этой области. И эти идеи на блюдечке с голубой каёмочкой выложило Министерство науки РФ фонду Сороса с позволения великого демократа Б. Ельцина.
Понимаю, что читая книгу, ты невольно проводишь сравнение двух траекторий, иногда может возникнуть чувство сожаления и безысходность необратимости процесса. Но нужно быть благодарным судьбе, что в твоей жизни были окна света, которые до сих пор согревают твоё сердце.
Честь имею.
В.Б.  г. Королёв.


Рецензии
Здравствуйте, Василий!
С интересом и с удовольствием прочла «Ответ на рецензии». В публицистике Вы просто талант. Талант здесь редкость. А главное, что меня удивило: написанное Вами об Америке как будто подслушано у меня, настолько одинаково, совпадает с моим видением её как страны бандита и паразита. Или, как я её называю. страна-сатана.
Успехов и удачи.
Л.К.

Ларида Кузнецова   18.03.2016 17:38     Заявить о нарушении
Спасибо! Ларида! мы дети одной страны.

Василь Бондаренко   21.03.2016 09:32   Заявить о нарушении