Хайдеггер и Гегель

   Когда Гегель пишет, что Дух падает во время и разбирает как это возможно, то становится видно, что подобные высказывания берут своё начало вовсе не в голове Гегеля и не в его философской системе как таковой, но скорее сама, последняя, ориентируется на происходящее в человеческой истории "здесь" и "сейчас". Поясню подробнее о чём я...
   О той классической эпохе рациональности, да и человека вообще, представителем которой был Гегель - эпохе, для которой мышление, Дух, любая духовная деятельность всегда осуществлялись в значительной мере в не жизни, в отдалённости от жизни, так или иначе на значительном расстоянии от неё. Но осуществляясь подобным образом, они всё равно были вынуждены затем возвращаться в жизнь - ПАДАТЬ в неё или во время, как выражается Гегель. Чтобы понять ЧТО говорит Гегель, нужно ясно увидеть - ЧТО он ЧЕМ называет. Скажем Фауст Гёте точно также переживает подобную коллизию. Сначала Фауст зарывается в книги, уединяется в своей книжной келье, но неминуемо в конце концов приходит к скуке и тщете всех знаний и тогда... для него появляется Дьвол его времени - соблазн забросить всё и уйти непосредственно в жизнь, якобы полноценную и без книг. Здесь с Фаустом происходит ровно то, что описывает Гегель на страницах своей Логики - Дух падает во время. Дух обозначает абстрактное рациональное знание. Время обозначает реальную конкретную жизнь(и не важно что сам Гегель понимал его иначе), а Падение обозначает соблазн и нечто "греховное", как такой переход, поэтому мы и видим что мелькает фигура дьявола. То есть по существу философ Гегель и поэт Гёте выражают тут одно и тоже действие, одну и ту же коллизию своей эпохи - переводя на наш современный язык, такую - время абстрактного рационального знания, время классической эпохи "духовного труда" заканчивается, наступает како-то иное время, в которое вынуждено проваливаться отстоящее от жизни искусство. И поскольку мы Гегеля поясняем Гёте, то видно, что поэт выражал происходящее гораздо ближе к "правде" - понятнее, объёмнее, полнее, чем философ. А если мы ещё учтём, что Фауст был написан раньше Логики, то получим некоторые "зацепки" для размышления о роли поэтов и философов в постижении и приближении к истине.
    И вот Хайдеггер... Теперь Мартин Хайдеггер, со своей работой "Бытие и Время" - философ, но новой эпохи, философ уже не ХIХ, но ХХ века, философ уже неклассического времени. И этот философ также говорит о ПАДЕНИИ. Но что значит ТЕПЕРЬ это новое падение? Как нам расшифровать и увидеть его? Где взять поэта и его символы для расшифровки и верного трактования философских фраз?
   "ПАДЕНИЕ" Хайдеггера совершенно не равно "падению" Гегеля. И для тех, кто желает посмеяться, что они никуда "не падали" , ответим - и они "падали" вместе со своими системами и трудами - несомненно - а иначе и не могли бы ничего написать путного по этому поводу... Так что если отсмеялись, то задумайтесь. О каком новом соблазне, какой новой форме дьявольщины, новой форме Зла говорит Хайдеггер в своём "падении"?


Рецензии
Доступно пишешь! Не просто - о сложном, а именно доступно. За что и благодарю :)

Маховская Оксана-Ам   16.03.2016 11:35     Заявить о нарушении
значит я достигла того, чего больше всего хотела и к чему так долго шла... мерси за отзыв

Марина Артюх   16.03.2016 23:45   Заявить о нарушении