Ну, как же вы могли...
Я был изранен, вымучен донельзя.
О! Я был юн, но, право, вовсе не святой...
А не дерзал любви изведать с Вам вместе.
Увидев нынче, Вас я не узнал:
Одна из многих неприметных женщин.
Зачем так тесен взор и трепет вздоха мал?
Я с давних пор храню волненье нашей встречи...
Ну, как же Вы могли
Забыть себя былую,
Когда от Ваших глаз
Кружилась голова...
Когда от Ваших губ
Посланием слова
В обыденной пыли
Цвели напропалую.
Пытает память чувственную тишь,
В которой утаило время страсти...
В те дни я понимал: Вы мне - мечтанье лишь,
А сердце бунтовало пульсом на запястье.
И признавать сегодня мне не в мочь
За Вами эту блёклую оправу:
Без Вас пустынен день и бесполезна ночь -
Вы лучшая из множества иных по праву.
НУ, как же Вы могли
Забыть себя былую,
Когда у Ваших ног
Склонялся каждый миг...
Когда поэта слог
В саму любовь проник,
Владения земли
Признаньями балуя.
14.03.2016
Краткий анализ стихотворения
1. Тема:
Переосмысление прошлой любви: лирический герой вспоминает некогда пленившую его женщину, которая в настоящем кажется ему обыденной; внутренний конфликт между яркими воспоминаниями и разочаровывающей реальностью.
2. Основная мысль:
Прошлое идеализировано памятью — то, что когда;то воспринималось как возвышенная любовь и вдохновение, в настоящем утратило ореол исключительности. При этом герой не может до конца отрешиться от прежних чувств: противоречие между разумом (видение нынешней реальности) и сердцем (воспоминания о былой страсти).
3. Композиция:
Первая часть (начальные строфы) — воспоминание о прошлой встрече, контраст между юностью героя и силой впечатления.
Вторая часть — сопоставление прошлого и настоящего: нынешнее разочарование («Одна из многих неприметных женщин») против былого восхищения.
Третья часть (повторение рефрена) — эмоциональный акцент на недоумении: как возможно забыть былую силу чувства.
Заключительная строфа — признание неизгладимости прошлого: даже видя нынешнюю «блёкую оправу», герой признаёт, что без неё «пустынен день и бесполезна ночь».
4. Тип речи:
Лирическое рассуждение с элементами повествования (воспоминания о встрече) и описания (образ бывшей возлюбленной).
5. Стиль речи:
Художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской; черты романтической лирики (идеализация прошлого, контрасты, возвышенная лексика).
6. Средства связи:
Лексические повторы («Забыть себя былую», «Когда от Ваших…»).
Анафора («Когда от Ваших глаз…», «Когда от Ваших губ…»).
Параллелизм в строках с «Когда…».
Контраст (прошлое vs. настоящее, возвышенное vs. будничное).
Местоимения («Вас», «Ваш», «мне», « Вами») для удержания фокуса на диалоге с образом возлюбленной.
7. Средства выразительности:
Метафоры: «был изранен красотой», «сердце бунтовало пульсом на запястье», «в обыденной пыли цвели напропалую» (слова как цветы).
Эпитеты: «чувственная тишь», «блёкая оправа», «лучшая из множества иных».
Олицетворение: «память пытает», «время утаило страсти».
Гипербола: «кружилась голова» (от взгляда).
Риторические вопросы и восклицания: «О! Я был юн…», «Ну, как же Вы могли…».
Архаизмы/высокая лексика: «дерзал», «взор», «трепет вздоха», «владе;ния земли» — усиливают романтический тон.
Инверсия: «Я с давних пор храню волненье нашей встречи…», «За Вами эту блёкую оправу».
Символика: «пыль» как образ обыденности, «мечтанье» как недостижимый идеал.
Итог:
Стихотворение строится на контрасте между идеализированным прошлым и прозаичным настоящим, используя богатую палитру тропов и синтаксических приёмов для передачи ностальгии, разочарования и неискоренимости былых чувств.
Свидетельство о публикации №116031410547