Первая рыбалка

История первая, год 1950 автор Юрий Грек

Коля с утра у нас не появлялся, и я, наскоро позавтракав, помчался к Мерным. Коля, мой двоюродный брат, он на полтора месяца старше меня, и для меня во всем авторитет. Мне шесть лет. Взрослым кажется, что я ещё маленький, поэтому у меня нет постоянных обязанностей по хозяйству. Мама иногда поручает мне младшего брата Витю. Ему в августе исполнится три года. Но  всё же чаще он остаётся с нашей бабушкой. Бабушке забот хватает. У неё трое взрослых детей и много внуков, которым нужна няня. Сегодня как раз бабушка у нас. Я совершенно свободен! Дом Мерных прячется в саду у «шоссейки». Пробегаю пыльным проулком к ним во двор и вижу, что Коля под руководством старшего брата Толи усердно чистит от навоза сарай. Здесь же Лёня Луговской, тоже наш двоюродный брат. В сарае негромко визжит и похрюкивает поросёнок. Корова с телёнком с раннего утра в стаде. Гуси и утки отогнаны в пруд. На лошади дядя Алёша уехал по делам. Семья у Мерных большая, поэтому скотины они  держат много.
-Помогай! - Говорит Коля, вытирая рукавом пот с лица, - вычистим, на рыбалку пойдём, на Поперечку.
На Поперечку? Вот это да! Там я не бывал, но знаю о протоке не только по рассказам,  потому, что наш папа иногда приносит из этого сказочного места много рыбы: карасей, щук, сомов, мешками привозит вьюнов. Он ездит туда летом косить сено, а осенью на охоту. Хватаю совковую лопату и иду помогать Коле. Хотелось бы и мне побывать на рыбалке со старшими, поэтому стараюсь отличиться изо всех сил.
-Толя, возьми и меня на рыбалку, - прошу я, - только у меня нет удочки.
-Пойдём. А удочки не нужны.
Толе, наконец, надоела наша возня. Он берётся сам за работу и вскоре сарай вычищен, пол посыпан объедьями сена.
Недолгие сборы и мы, четверо мальчишек, отправляемся на протоку Поперечку. Уже 10 часов. Солнце начинает припекать, первые числа июля, знойное лето в разгаре. Путь, видно, не близкий. Долго идём по шоссе вдоль железной дороги. Вдали, слева и справа от дороги,  голубеют вершины сопок. Наш путь лежит к сопкам, которые справа. Неужели мы сегодня дойдём до них, до тех сопок, увидим этот голубой рай?
  По дороге не встретили ни машин, ни людей, только товарняк на Москву тяжело простучал по стыкам рельс. Пока он громыхал мимо, дорога под нами раскачивалась, как лодка на волнах в такт стуку: ТАХ-ТАХ, ТАХ-ТАХ. Порывы сухого прогретого воздуха обдувают тело. 
Начинаю уставать и отставать. Толя и Лёня – парни здоровые. Коля тоже намного сильнее меня, приходится иногда догонять вприпрыжку. Терплю, не показываю вида, что  устал и что очень хочется пить. Солнце напекает мою белобрысую макушку. Тяжело приходится босым ногам. Все ребята босиком – на то и лето. С май по сентябрь обуви у волочаевских ребят нет. Хорошо ступать по горячей пыли, но дорога местами подсыпана крупной щебенкой. Камни под ногами – серьезное испытание, хотя кожа наших ног к середине лета загрубела. Не легче становится и тогда, когда поворачиваем на песчаную дорогу. Эта дорога давно не езжена, зарастает низкой жёсткой травой, которая попадает между пальцами ног и режет до крови нежную кожу. Теперь мы идём по рёлке, поросшей орешником и дубняком. Воздух здесь настоялся пряным ароматом растений. Время от времени по пути попадаются виноградные лозы. Все дружно срываем огромные виноградные листы и жуём на ходу толстые черешки. Приятная кислая влага немного утоляет жажду. Дорога приводит к совхозному саду. Ранетки ещё зелёные, но как много! Сюда бы попасть осенью, забора никакого нет, жилья тоже не видно. Хотя вон впереди на выкошенной поляне чернеют ульи. Пасека. Значит, есть и пасечник. Ульи я знаю. У нас в саду валяется несколько.
Как-то спросил  у папы:
-Что это за домики?
-Это для пчёл.
-А почему у нас пчёл нет?
-Они кусаются.
Почему-то все взрослые не любят вопросов, наверное, считают их глупыми. Спросишь:
-А что ты делаешь?
-Гусям ярмо!
-Куда ты пошёл?
-Не закудыкивай дорогу!
-Что это такое?
Вырастешь – узнаешь!
Пока я размышлял, подошли к дому пасечника.
-Зайдём к «бамовцу», - говорит Толя.
Я опешил: как это , «бамовец» здесь, на свободе? Про «бамовцев» (для нас это «зеки», заключенные) я наслушался всяких страстей. В прошлом году «бамовцы» (а кто же ещё?) украли у нас козу. Боюсь встречаться с этим человеком, но иду со всеми. Первым нас встречает радостным лаем небольшой пёс. Затем вышел мужчина совершенно не страшного вида и даже с довольно добрым лицом. Я успокоился и подумал, что, поскольку мы на пасеке, то нас угостят мёдом. Хозяин пасеки спросил у  Толи, не богаты ли мы хлебом. Но у нас с собой только пустой мешок. Мёду нам не предложили, но вдоволь напоили вкусной колодезной водой и угостили медовухой. Мне тоже досталось несколько глотков. Никогда не пил вкуснее напитка! Напились, отдохнули, Толя взял у пасечника ведро до вечера, и мы отправились дальше.  Зачем нам ведро? 
За пасекой дорога пролегла вдоль цветущей гречихи.
-Это специально для пчёл посеяли, чтобы они гречишный мёд собирали, - пояснил Толя. Долго ещё шли по грунтовой дороге.  Странно, что в голову не приходит мысль: а хватит ли у меня сил вернуться домой? Но я ведь не один – со старшими. На небе ни облачка, солнце палит нещадно. Все на это время попрятались в тенёчек.  Коровы, подгоняемые оводами, разбежались по своим сараям. Гнус и тот под травинки-листочки спрятался до вечера. Только людям всё нипочем. Мы в пути. Да ещё жаворонки поют свои звонкие песни, трепеща крылышками высоко в небе. Рёлка кончилась. Перед нами падь, издали казавшаяся ровным травяным полем. На деле же это низина, поросшая кочками, то есть трава растёт на кочках.  Дороги здесь нет. А передвигаться по кочкам, точнее между ними, сущее мучение. Трава на кочках настолько высокая, что лавирую между кочек, я изредка теряю спутников из виду. Но вот, наконец, и протока.
-Пришли, - говорит Толя.
Но что это? Вижу перед собой глубокую широченную канаву, начало и конец которой уходят далеко за горизонт. Я очень разочарован. Как? Эта грязная канава, местами заполненная мутной водой, и есть Поперечка? Где же мы будем рыбачить? А сопки? Они ничуть не приблизились! Всё также далеки, всё также манят к себе голубой прохладой… 
Идём какое-то время по берегу, который делает плавный левый поворот. Берег крутой. Под ним на дне бывшей реки – небольшое озеро, в которое слева втекает, а справа вытекает неширокий мутный ручей. По берегу, местами просто из воды, растут деревья – это тальник. Останавливаемся, на землю летят мешок, ведро, рубашки и штаны.
Осмеливаюсь спросить: 
-Как же мы будем рыбачить?
-Руками, - отвечает Толя.


Рецензии
Начало интригует. Интересно, а есть ли продолжение?
Ведь, действительно, когда-то были времена такие,
Что ловили рыбу руками...
А поход мальчишек описан здорово!
Понравилось.

Людмила Скрипченко   01.04.2016 16:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за отзыв! Каждое доброе слово не имеет цены!

Галина Пысина   03.05.2016 05:38   Заявить о нарушении
Всё замечательно, знакомо и близко в "Дальневосточниках...
Так, что щемит сердце...Всё постепенно уходит...
А то, что было в жизни, природе, останется в этих ярких
и самобытных произведениях!
Всем участникам поклон от всего сердца!

Людмила Скрипченко   03.05.2016 09:22   Заявить о нарушении