О государстве

Здесь нужно иметь некоторую теоретическую основу, позволяющую нам осмысливать роль государства и ее функций объективно, не смешивая государственную систему с индивидами, работающими в государстве и не взваливая все на злых или добрых правителей. Надо понимать государственную систему и ее функцию, которую оно выполняет исторически, и отсюда рассуждать и о людях. И не надо забывать, что есть суверенитет государства и суверен. И во все периоды истории роль государства возрастет в периоды кризисов. И оно вставало и над обществом. Но оно никогда не определяло общества, а как раз наоборот. А сегодня между тем государства прямо отождествляют с обществом, будто оно заменило его. Тогда спрашивается, а зачем исторически становилось и развивалось общество, достигшее своего полного развития при капитализме, если его со всеми механизмами его развития легко можно заменить государством? Правовое государство! Какой высокий идеал! Прямо как Жан-жак Руссо! Людям нужно "честное и справедливое государство в эпоху неограниченного денег над ними!

Разумеется, это глубоко ошибочное представление. Люди тысячелетиями жили без государства, и дальше могут жить без него. А вот без общества они точно жить не могут. Стало быть, цель состоит в том, чтобы сформировать развитое человеческое общество, причем сознательно. Просто старое общество умирает, и его функций на время заменяются государством. И возникают представления о правовом, демократическом государстве, которое должно обеспечивать порядок, создавать справедливость, воедино связывать интересы всех людей в гражданском обществе и т. д. Но отдать всю проблему общества в руки государства, чтобы миллионы людей смотрели на государство и ждали от него всех благ, это как раз то представление, которое было создано и воспитано в советском обществе, основанное как раз на государственных основах ввиду специфики этого периода как периода распада. И здесь роль государства в сохранении общества  действительно была чрезвычайно важна в связи с нарушением механизмов развития капиталистического общества.
 
Сегодня люди разбрелись и рассеялись без общества, а государство, озабоченное, по иронии судьбы, своей собственной судьбой, их не только не может объединить, но и всячески разъединяет, манипулируя деньгами. Государство уже им не может помочь объединиться, но оно может поддержать эту тенденцию. Мудрено ли, когда в распаде гибнет целое общество и на время его функции заменило государство, став над этим обществом. И люди вообразили, что это им дано на все времена, совершенно запамятовав все принципы общества. И они теперь смотрят на государство, на деньги как на какие-то внешние силы, управляющие им. И здесь все заменило политика и деньги, как раз закрывшие все пути к жизни.

Ведь в советском государстве (за рамки которого мы еще не выходили) была заложена не программа созидания, а разрушения капитализма. И оно и до сих пор четко выполняет эту свою функцию. И если надо будет, то оно по этой программе все может привести и к концу света. И здесь работает исторически сложившаяся система, а не люди. И не случайно политологи стали самыми важным лицами с распада социализма. Перед ними теперь даже экономисты и философы стали просто пустыми местами, не говоря о социологах. Но помилуйте, о чем эти люди будут говорить, если нет уже общества и люди давно рассеялись? Конечно, они просто будут фантазировать и выдумывать разные небылицы и упорно их выдавать за реальность. Государство возникло и существует только в классово-антагонистических обществах. А это — ничтожный отрезок времени, названный Марксом предысторией человечества. Это истина марксистская. И ее не нужно забывать никогда. Силу государства в настоящий момент сознательные люди могут использовать только для конституирования обуздания власти денег над людьми. Иначе человечество исчезнет с лица земли "как пить дать", и ему уже не придется снова начинать свою историю.
 
Сегодня государство расслаивается, и в государстве появляются государства, да и вообще, отдельные княжества, области и регионы, — все они становятся самостоятельными государствами, творящими на местах, что им вздумается. А каких только империй нет, которые ведут настоящую войну с государством. А сколько существуют тайных государств, тайно управляющих миром. У меня иногда даже возникает представление, что современное государство должно скрыться и существовать как некая таинственная сила, управляющая людьми прямо изнутри. Как например, бог. Когда не было государства, людьми управляли таинственные силы. И всем правили жрецы, перед которыми государство ничего не стоило.
Сегодня в нашем представлении общество ассоциируется с государством. А государство интенсивно паразитируется, перейдя на индивидуальные механизмы развития в силу самодовлеющего характера денег и тем становясь неким непроницаемым бастионом, противостоящим людям. И это требует иного подхода к государству и осмыслению его роли в современном обществе. Здесь дело не в том, что люди захватили власть и используют ее в своих интересах, а в том, что исторически сложившиеся функций государства изменились. Государство — это не люди, работающие в госаппарате, а, повторяю, исторически сложившаяся система, охватывающая каждого, в том числе и всего общества. И оно имеет свои четко определенные функций. В настоящее время эта система отделилась от общества и людей и тем как бы уходит от них — ее механизмы расстраиваются. И не надо думать, что Путин или Назарбаев их могут наладить.

А людям, видите ли, это не понравилось. Деньги, как мы уже видели, тоже покидают людей. А люди, напротив, пускаются в погоню за ними. Традиционная форма жизни ломается, и люди уже чувствуют, что должны жить самостоятельно, самостоятельно объединившись, но как — еще не знают. А они должны знать. Это историческая необходимость. А государство для людей уже не сделает ничего, раз оно свою историческую миссию выполнила. Люди уже переросли государственный строй. Как они переросли и деньги и все другие общественные отношения капитализма. Жить сегодняшнему культурному и образованному человеку в облике денег и персонифицируя товар – это уже абсурд.


Рецензии