Феномен Босха

Вчера на «Перинные Ряды» (Арт галерея в Петербурге) - зашёл и вразумил, вдруг окатило озарение одно. Кто мне ближе и роднее. Почему Босх всегда тянет к себе, как магнит. Его невозможно до конца разгадать. Такое столпотворение персонажей диковинных невообразимых и ужасных, с обывательской нормальной точки зрения, обычной оценки.
А это – персоны, населяющие его сны. И не только, сюжеты на тему притчи, мифов и преданий. Это ещё, чтобы понять, надо знать основы, откуда что берётся. Героев мифов, о чём речь там ведётся, что они делят, за что борются, к чему стремятся и чего хотят…
Ещё на тему популярных в то, его время, поговорок и сказок. Реалий и легенд народных, рассказов устных, баек, шуток-прибауток…  А мы-то о них ничего не знаем. Поэтому и картины его как иллюстрации не понимаем. Только поверхностно.
Выводит из ступора нас и меня его фантастическое видение мира в искажённой плоскости. В перевёрнутом виде. В абсурдном изображении, что-то они там делают… половинки людей с элементами рыб и животных, с головами чудищ или хвостатых людей. И прочая… как в Королевстве Кривых Зеркал.
Разнообразию образов нет конца. Подходов к теме с заднего крыльца… сверху, снизу, под другим углом зрения, наклона или видения. Вход с чердака. Когда крышу снесло… или со дна стеклянной лодки в океане.
Или как в аквапарке, смотрим на рыб через стекло сверху и снизу, а рыбы нас не видят, удивительно - никак не реагируют на наши сигналы пальцем и руками, приближения в упор, проходы мимо группами туристов. Одностороннее зеркало стоит.
Будь так, что, видя нас, от встречи с нами, они бы умерли от шока в тот же час, минуту и мгновенье! Долго не протянули бы рядом присутствие толпы людей, скопления в количестве двуногих, на них показывающих пальцем. Даже среди акул и тюленей…

Картины Босха. Это просто - вавилонское столпотворение существ. Паника всемирного потопа, природного катаклизма и социального переворота…
И главное – зашифровано взаимоотношения между ними. Его герои повествования, зарисовки - явно что-то замышляют, находятся в движении, хотят показать, выразить, сделать, совершить поступок, акт, не важно какой… а нам кажется издалека веков, что Босх недоговаривает. Он слишком много говорит, но на другом языке, ему понятном и до одури простом, или не совсем…
Сам в себе хочет разобраться. И что он сделал. А делать что-то надо, чтобы не сойти с ума окончательно. А ещё успеть критически подойти к собственному помешательству, оценить по достоинству. Даже не так. Всё это штампы, досужие слова одни пустые измышления никчёмные. Просто - выпустить пар на свободу, не доводя котла до взрыва в черепной коробке. До температуры кипения. Закипания, плавки металла в раскалённой печи, в жидком виде, в сталелитейном цехе внутренних переживаний…
 
Открыл шкафы и выпустил скелетов на свободу – нате, гуляйте и радуйте других, кто вас увидит, ужаснётся, поймёт и пожалеет… как творец выступает, для которого нет запретных тем, табу не существует, потеряли актуальность все заборы из колючей проволоки и вездесущие камеры слежения, наблюдения за каждым движущимся объектом теплокровным, вполне разумным или нет, без разницы, полярных потенциалов - как возможным отщепенцем, представляющим угрозу - потенциальным террористом…
Нет запрещённых тем в познании человека изнутри, снаружи как он есть, выглядит со стороны, и что творится в его воспалённом мозгу. На самом деле, в истинном свете. И почему всё это происходит и зачем.
Так пойти, это можно приплести сюда и видения наркомана. Один говорит. - Бери бутылку и приходи – таких сюжетов расскажу - на роман хватит!.. невообразимо и неописуемо, что и представить невозможно, особенно в жизни среди людей!..

Или важно, любопытно знать, для того, чтобы воссоздать полную ценную картину происходящего в кинематографе мастерового Босха.
Представить, что картины Босха попали на другую планету разумных существ, в виде Послания от нас - и по ним они определяют людей, населявших планету Земля. А больше ничего не осталось от неё, от нас… гипотетически.
Что они подумают? Если недалёкие – не поймут ничего. Как и мы… Или посчитают дикий народ населял. Сброд сумасшедших. Но каким образом они тогда могли размножаться и выживать среди ещё более диких кровожадных животных. Значит, не совсем тупой…
А если продвинутый… Как мы - по отношению к наскальным первым рисункам – находим историю первобытных людей и читаем её, как ребус расшифровываем клинопись…

Не зря (зрит), может, зря, даже его современники называли мастера великим сумасшедшим. Пусть так. Но попробуй напиши, изобрази всё это…


Рецензии