Композиция «Записок из Мёртвого дома» весьма своеобразна. Отказавшись от первоначального сюжета (история женоубийцы), Достоевский строил свою хронику преимущественно на трёх компонентах: 1) Быт уголовно-политической темницы, то есть жизнь и нравы арестантской казармы и кордегардии: одежда, пища, умывание, бритьё головы, заковка в кандалы, баня, госпиталь, спектакль, попойка, картёж. Всё это превосходные жанровые картинки, дагерротипы, эпизоды, сценки, диалоги – физиологические очерки из мира отверженных. 2) Характеристики каторжан, то есть экспрессивные зарисовки социальных типов в узком разрезе одного острога, но в широком охвате смелых и сильных народных типов, собранных Тобольским приказом со всех концов России. 3) Вставные истории каторжан о своём прошлом – это своеобразные криминальные новеллы, арестантский фольклор о страсти и мести среди бесправия и произвола тёмной и порабощённой страны. Леонид Гроссман. // Многоплановая композиция соответствует замыслу: острог неподвижен, это застывший в безысходности «мёртвый дом», но автор движется; он спускается по кругам ада. Вначале он внешний наблюдатель, схватывающий наиболее резкие и поражающие черты, потом – участник в жизни тюрьмы. Наконец он проникает в тайные глубины этого мира, по-новому осознаёт виденное, переоценивает первые впечатления, углубляет свои выводы. Возвращение уже к затронутым темам объясняется движением от периферии к центру, с поверхности в глубину. Угол зрения постепенно меняется, и знакомые картины освещаются каждый раз по-новому. Верхний пласт «Записок» – художественное описание фактов; средний – психологическое их истолкование с помощью идей свободы и личности; нижний – метафизическое исследование добра и зла в душе человека. Константин Мочульский.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.