Дубрава -2

Юка Куарский
« Сказание о Дубраве ».
(Судьба чернобыльской поэтессы).

1.
Гой еси вы, добрые читатели?! *
Неискусный я бахарь,*
да делать нечего, стану баяти.*
Баяти про Дубравушку,
жёнку племени древлянского.*

2.
На горе высокой,
по Днепру, выше стольного* Киева,
откуль* и угодий княжих не видать,
растёт трава ЧЕРНОБЫЛЬНИК.
В пояс трава та стоит.

3.
А по зелен-траве той ходила-гуляла
девка Дубрава русая.
О судьбе её чёрной,
о кончине её грустной
песня моя тихая.

4.
А была та Дубрава как свечечка.
Руки тонкие, перси * малые.
У нас таких мужики не любят.
У нас – чтоб зад – ровно НОВОМОДНАЯ ПЕЧЬ.*
У нас – чтоб титьки аж по пузу болтались.

5.
Потому Дубрава и ЗА МУЖЕМ* не была.
Отце-мать* её умерли.
Браты в сечах сгинули:
времена были лютые.
(А когда они, времена, у нас не лютые?)

6.
Так жила Дубрава одна-однёшенька.
Да только жила справно, да опрятно.
Жилистой оказалась девка.
И ума палату* припасла- нужда учит.
Нужда всех учит, как на свете белом жить.

7.
От бабки своей знала Дубрава травы лечебные.
Всех в округе лечила.
Кому железа из раны хазарской* вынуть.
Кому зубы от боли зельем остудить.
Кому дитё малое полечить от испугу.

7а.
Лечила Дубрава настоем кореньев цикория.#
Лечила Дубрава кореньем лопуховым.##
Лечила Дубрава листом земляники.###
Лечила Дубрава вереском.####
Девясилом лечила.#####
==================================
# Горячим настоем лечат печень.
## Лечат артриты и унимают зубную боль.
### Лечат атеросклероз.
#### Успокаивает нервную систему.
##### Излюбленное знахарское средство от астмы.

8.
Так и ей помогали, никто не отказывал.
Кто брёвен на жилище.
Кто глины белой.
Трёх коз привели:
были у Дубравушки и молоко и хлеб.

9.
Так, помаленьку живя, увидела Дубрава весну.
Тридцать первую весну свою:
время шло незаметно.
Не десять, не сто рассветов распахнулось,
а все одна встречала.

9а.
Дерево – плод даёт.
любой цветок по себе семя оставляет.
Вот и решилась Дубрава дитё прижить.
Не помирать же одинокой.
Хоть без мужа , дак хоть с дитём!

10.
Положила Дубрава глаз свой карий
положила на Дроворуба.
Крепкий мужик был, с жёнкой жил.
Семерых детей прижили,
значит семя у него здоровое было.

11.
Давно выследила Дубрава Дроворуба.
А знала за ним ещё и тайну.
Порой уходил Дроворуб в бор густой.
В бор густой – Страхолесье.*
А Дубрава из-за дерева подглядывала.

12.
Вот сидит, бывало, Дроворуб,
на поваленном дереве сидит.
Ровно замороченный сидит,
в одну точку смотрит.
А потом – ровно бешеный какой.

13.
Топор из –за пояса выхватит –
и давай рубить.
И давай рубить, наче лешаки* за ним гонются.
Сухое дерево рубил.
До седьмого пота рубил.

14.
На поленья рубил.
На поленья рубил, на корточки приседал.
Кончиком топора резал,
кончиком топора выдалбливал
из поленьев – то сухих.

15.
Вдруг......
из полена выплывает
девка красная.
Девка красная, изогнувшаяся,
словно в пляске половецкой.

16.
Дроворуб же её топором – хвать!
На две части полено,
на десять щепочек головку деревянную.
А сам – ровно волком воет:
«Не то! Не то! Не то получается!»

17.
И опять рубит.
И опять приседает.
И опять кончиком топора тешет.
И вдруг....! Точно! Как живёхонька!
А взгляд?! Чаровницы взгляд!

18.
Прятал Дроворуб дев вырезанных.
В ухоронку прятал.
Спрячет, да уйдёт домой, в сельцо.
А Дубрава из ухоронки вытащит- наглядеться не может.
Аж дрожь её пробирала.

19.
И решилась Дубрава дитё малое от Дроворуба родити.
Вызнала у баб день точный,
день, когда от мужиков детей зачинают.
Пошла к ухоронке дроворубовой,
да за деревом схоронилася.*

20.
А как вытесал Дроворуб своё,
как принёс деву новую-кленовую в ухоронку,
тут то Дубрава из-за дерева нагой и выскользнула.
Знала Дубрава, семеро детей у Дроворуба,
семеро детей крепеньких – здоровый мужик был Дроворуб.

21.
Стала Дубрава голяком извиватися,
как те девы резные
в пляске дикой, в пляске половецкой.
Распустила власы
похотливо глянула.

21а.
А волосы её по плечам – русые.
А перси её , хоть и малые, да торчащи.
А сосцы её, словно зверушки пугливые.
А межножье её – словно нагалище.*
А стан её извихается!*

22.
Словно кровь Дроворубу в голову ударила.
«Эту! Эту вырезать хотел! Эта мучила!» закричал.
Про жёнку – детей забыл,
на Дубравушку бросился
и имел её семь раз.

23.
Отлежались – в разны стороны разошлись.
Каждый в сельцо Чернобыльное своей дорогой вернулся.
Молчали , если встречались случайно.
Друг дружку и узнавать не хотели.
Ухоронку свою Дроворуб в иное место перенёс.

24.
Да вот беда, вот незадача!
День за днём идут,
месяц за месяце уплывает.
Уж и листопадник* на носу,
а не чует Дубрава дитё под сердцем.

25.
Опечалилась Дубрава.
Поняла, что – бесплодна.
Поняла, что напрасно под Дроворубом губы в кровь кусала.
Напрасно мужика своего первого приняла.
Всё лешакам* под хвост!

26.
А негоже уходить,
из жизни уходить следа по себе не оставив.
Оставь детей после себя.
Оставь внуков после себя.
Детей – внуков нет, - так хоть дерево посади.

27.
Опечалилась Дубрава: бесплодная.
Опечалилась, стала думу думати,
что после себя оставить.
Какую веху за собой поставить,
чтоб не исчезнуть в веках без следу.

28.
Пошла Дубрава в Страхолесье,
пошла на опушку зелену.
Накопала дубочков молодых,
надёргала берёзок малолетних,
всё домой притащила.

29.
Пошла Дубрава к речке,
к речке за жилищем своим.
К ЗАБЕРЕГЕ* пошла, к земле жирной,
где и лучину* ткни,-
зацветёт-вырастет.

30.
Садит Дубрава дубки молодые по леву руку.
Садит Дубрава берёзки по праву руку.
Садит – приговаривает,
сама удивляется,
откуль слова ладные сами собой приходят:
==============================
А.Трижды укороченный сонет Дубравы (катрен).

Пройдут года, здесь лес зазеленеет,
мои труды, быть может, вспомнит люд.
Сиверко& здесь уже не будет лют.
и Бог семян травы густой насеет.
=============================
& Сиверко у древних славян Киевской Руси - северный холодный ветер.

31.
День за днём трудится Дубрава.
Рощу за рощей средь полыни,
средь чернобыльника садит.
Да не знает, не ведает Дубравушка,
что за ужас в том месте взрастёт.

32.
А ночами тёмными,
лишь ночами страшными,
когда волки к жилью подбираются,
ровно голос чей-то
Дубраву подымает.

33.
И слышатся ей слова неведомы.
Как приходят из тьмы – никто не скажет.
Ровно сила какая Дубраву подымает.
И встаёт Дубрава, в ПАНЁВУ* кутается,
да ЛУЧИНКУ в СВИТЕЦ* вставляет.

34.
Ой, пока та лучинка горит,
ой, пока свет утлый под крышею,
торопится Дубравушка.
Торопится Дубравушка угольком
на берёсте слова те нацарапывать.

35.
Знает Дубрава наверное,
знает Дубрава точно –
не придут те слова никогда больше,
если мелким бисером на берёсте не застрянут.
К утру сбегут- удерут, куда – неведомо.

36.
Говорила Дубраве бабка р`Одная,
говорила – ещё жива была,
мол слагает ТАКОЕ – народ.
И в народе слова те,
ровно камешки друг к другу пришлифованные, живут.

37.
Да не верила бабке своей Дубрава.
Какой такой народ?
Наш народ – дрянь! Пьянь! Рвань!
Дуролом –сосед! Вoт и весь наш народ!
С утра зелена вина* ищет.

38.
Своего ума нет. По чужим землям ищем.
Мол земля наша и обильна и богата,
а толку – нету!
Приходите, гости заморские,
да и княжьте. &&
=============================
&& Перефразировка притчи о том, отчего варяги на Руси княжить стали.

39.
Такого позору другие – не знают, не ведают.
Не зовут вон половцы ханом себе печенега.
Не ищут ляхи королём тевтона.
Всяк свой разум имеет
и землю родную под чужака не кладёт.

40.\ 33.
Ай слышатся Дубраве слова неведомы.
Как приходят из тьмы – никто не скажет.
Ровно сила какая Дубраву подымает.
И встаёт Дубрава, в ПАНЁВУ кутается,
да ЛУЧИНКУ в СВИТЕЦ вставляет.
================================
Б. Дважды укороченный сонет Дубравы (два катрена).

Придут неблагодарные потомки
(похоже, приведёт их лютый бес!)
И здесь бордель устроят до небес.
А воеводами у них – подонки!

Устроят тут кровавые потёмки:
им атомный котёл имеет вес.
И станет рыжим &&& вековечный лес.
И станет мир безжизненным и ломким.
===============================
&&& Лес Страхолесья после чернобыльской катастрофы стал рыжим и мёртвым.

41.
Нет, не верила словам бабки рОдной Дубрава.
Нет, не народ те слова складывает.
ТАКОЕ – Дуролому, соседу – пьяни, - не по плечу!
Вот ОН – и есть наш народ: тать * да бездельник.
А за словами вещими всгда один человек стоит!

42.
Он за строки свои и в ответе.
Вон, как Дроворуб – за дев своих резных.
Или – как Косенькая, та, что поёт.
Да она голосом, безо слов даже, такое выводит,
что дух захватывает!

43.
Ай, слухом земля полнится.
Худое, да ненужное само по земле растекается.
Прознала жёнка Дроворубова, Пряха,
что Дубрава с мужем её
зверя с двумя спинами складывали &&&
===========================
&&& Выражение Шекспира.

44.
А прошло ж уже – пять годов.
Да и было–то всего – раз.
Всё равно прознала жёнка Дроворубова.
Бабы такое - селезёнкой быдто * чуют.
Кончиком пальца безымянного до дна докапываются.

45.
Перевстренула* Пряха Дубраву –
только оком полоснула.
Только оком полоснула, ничего не сказала.
Доброго дни* не пожелала,
бровью – не повела.

46.
Пошла Дубрава в Страхолесье,
к новой ухоронке Дроворубовой пошла.
Чего потянуло туда – сама не ведала.
Вдруг....видит, стоит у открытой ухоронки Дроворуба жёнка его, Пряха.
В руках деву резную держит.

47.
А та дева – Дубрава и есть.
В пляске дикой, в пляске половецкой.
Вся изогнута, ИЗВИХАЕТСЯ!
Власы – ливнем бесовским по плечи,
очи – как огнём жгут.

48.
Вдруг.... обернулась-оглянулась жёнка Дроворубова,
Дубраву приметила.
Слова не сказала.
Деву резную в кусты швырнула.
Сама молча мимо Дубравы прошла.

49.
Три дни прошло, да четыре ночи.
Вдруг... прискакали латники* из самого стольного Киева.
Подхватили Дубраву, на коня приторочили*,
в самый Киев повезли.
К самому граду Киеву привезли, в Лядские ворота въехали.

50.
В двух полётах стрелы от терема княжьего
стоит шатёр расписной, туранский.*
В шатре подушки половецкие.
В шатре стул византийский
В шатре яства заморски, сам князь сидит.

51.
Вывели Дубраву в круг, в самый круг вывели.
По краям варяги лютые стоят – дружина князева.
Да наши, дуролобы лохматые, смердящи.*
Немытые, нечёсаные, галдящие.
Калёным железом, яко скот, меченые.

52.
В кругу том стояли ободы медные.
Ободы медные, под ними – костры жаркие.
Гарь к небу подымается.
К самому небу дым подымается.
Не от дров тая гарь, а от мяса человечьего.

53.
Глянула Дубрава – обомлела.
Кровь в жилах застыла, ровно льдом взялась.
Сердце женское – ровно камнем вниз ушло:
под одним ободом медным на крюке железном скоморох висит.
На другом гаплыке, под ребро, над огнём - голая скоморошка.

54.
В одночасье признала Дубрава их:
Ночью студёной скоморохи те проходили мимо, да и заночевали.
Накормила-напоила Дубрава их,
да дивилась гостям ночным своим.
Ох, и представляли они!

55.
Вот, надуется скоморох
как петух дворовой, гусыней надуется.
Важный вид сделает, да глаза пустые.
Да зубами заскрипит, ровно зверь, да слюной брызгать станет.
Глянет Дубрава! – точно!!! Точно пред ней князь чванливый сидит.

56.
Или дугой скоморох изогнётся, губочки сложит,
глазыньки закатит, язычком зацокает.
Сладеньким вдруг станет, кругленьким.
На всё готовеньким.
Точно! Холуй княжий! Прихлебатель – вылитый!

57.
А скоморошка – и того пуще!
Ровно орехи за щёки заложила!
Подбородок второй ровно корова отпустила.
Глаза её вдруг стали злобные, мелкие да недобрые.
Голос мигом стал сварливым , да хриплым. Точно! Жёнка варягова, мытница, стерва!

58.
Было в ту ночь много чудного.
Чудного много, страшного, слёзного. Смешного много.
А теперь – не до смеху! Беда теперь.
Это стражники князевы скомороха связана на гаплыке под ребро подвесили.
Скоморошку простоволосу, голу – над огнём подцепили.

59.
Князь рожу-то надул, в сторону глядит.
Воевода княжий берёсту достает, скомороха пытает: *
«Это кто написал, кто на берёсте нацарапал?
И как берёста тая у тебя , волчьей сыти* оказалась?
В одёжу твою завалилась?»

60.
Обомлела Дубрава, берёсту свою враз* признала.
Видать, украли её скоморохи в ту ночь, когда ночевали, в утро туманное унесли.
А ещё приметила Дубрава за воеводой жёнку Дроворубову.
Увидала жёнку Дроворубову, всё поняла.
Кто донос в Киев- стольный* принёс – враз* почуяла.

61.
Сплюнул скоморох кровь, свистом свистнул.
«Нашёл я берёсту, а что в ней – не ведаю».
Скоморошка глаза обожжённые расплющила,
глаза расплющила, воеводе под ноги сплюнула.
«Како – тако написано? Заместо лучины подняла. Мы – неграмотны!»

62.
Князь бровь изогнул.
Князь рукой махнул.
Князь воеводе топнул.
Князь знак подал:
«Читай!» Ну, тот.......что велено......Так и стал читывать вголос*
===================================
В. Укороченный сонет Дубравы (ересь, описанная Квятковским).

Какая мразь над Городом&&&&& великим
там, где Славутич ищет ток Десны,
поправ законы вечные весны
придёт толпой, советской и безликой?

Москвы натравленные лютой кликой $
здесь выгонят тогда зверей лесных
и всей Природе тут дадут под дых!
И «мирный атом» разнуздают дикий.

И ордена бровастые генсеки
пришпилят стервецам, уже - навеки!
И к аду приготовлены все реки!
==================================
&&&&& Михаил Булгаков, упоминая Киев, писал слово Город с большой буквы.

$ Решение о строительстве Чернобыльской АЭС принималось « на высшем уровне», в Москве. В момент паники в Киеве Москва сделала вид, что всё происходящее её не касается.

63.
Гой еси вы, добрые читатели?!
Вы ответ дайте, ответом одарите.
Отчего у нас людей умных – всегда недостача?
Отчего у нас людей работящих – днём с огнём не сыскать?
А заплечных дел мастеров, катов* - пруд пруди во веки веков?

64.
Хоть пытали огнём-железом норманны-поганцы скоморохов,
а не выдали те Дубраву словослагательницу.
Скоморох , кровушку сплёвывая , речи зазорные о князе сказывал.
Скоморошка песни срамные, корчась, про княжну пела.
Зарубили скоморохов варяги лютые, варяги поганые.

65.
Чернее ночи чёрной воротилась Дубрава домой - отпустили.
Огонь зажгла – огляделась.
Огляделась – дверь поленом заперла.
Панёвой окошко слюдяное прикрыла.
Самый большой горшок достала .

66.
Ой, горит огнь, да не под горшком, а в горшке.
Бросает Дубрава в горшок, да не коренья.
Бересты кусочки, на них слова угольками нацарапанные.
Бросает в огонь, приговаривает:
«Гори, гори, пусть по мне и слова не останется!

67.
Гори, гори огонь, разгорайся!
Ничего по мне не останется.
Детей – нет! Не дала судьба!
Деревья мои люди сгубят.
Слова мои – сгорят с берестой». («Рукописи - не горят!» М.А. Булгаков).

68.
Ай, не знала Дубравушка,
ай, не знала печальная, что не так мир устроен!!!
Тело погибнет, а ДУША – нет! МОНАДА *– нет!
С тех деревьев, что злые люди в рыжий лес обратят,
семена давно по миру разнеслись.
А стихи Дубравы неведомо как сами по свету разлетелись –
Ибо не гибнет слово.
69.
Сожгла берёсты Дубрава, лучинку запалила.
Лучинку запалила – щепочку зажгла.
Щепочку в полено берёзово сунула, вздула.
Полено под бревно, под оконце кинула.
Полено бревно подожгло, жильё дружно загорится.

70.
Вышла Дубрава ветру навстречу.
Вышла Дубрава на берег реки.
Вошла Дубрава в воду студёну.
Пошла Дубрава на глубину чёрную.
Шла, пока волны слабые над головой не сомкнулися.

====================================
Г. СОНЕТ – КВАЗИ-ТАХМИС Дубравы с запускающей строкой Шекспира.(Сонетная ересь).

ЗОВУ Я СМЕРТЬ.МНЕ ВИДЕТЬ НЕВТЕРПЁЖ $$
как эта мразь кромсает земли наши.
И как потоком гнилостным гуаши
газетный заливает всё .......

С экранов телевизоров – скулёж!
Там души и тела калечат ваши!
Любой сюжет – из гнусной чёрной сажи:
убийства, пытки, драки и .....!

А в жизни - уголовники-премьеры
спешат сменить друг друга на посту
и подают друг другу лишь примеры.

И доллару лишь верят, не Христу!
Не отогнать их палкой от корыта!
И всё всегда у них там - шито-крыто!
=====================================================
$$ В полноформатном тахмисе на каждые две строки оригинала присочиняются три строки, сохраняющие размер, ритм, дух и букву источника. Здесь использована только одна ЗАПУСКАЮЩАЯ строка из знаменитого 66 сонета Шекспира в переводе С. Маршака.

Глоссарий.

Гой еси вы....... Обычная вежливая форма обращения в Киевской Руси – «Кто ты есть?» Использовалась в конце 19-го –начале 20 веков выдающимися мастерами былин и старин – Марфой Крюковой, Иваном Рябининым-Андреевым, Павлой Пахоловой.
Бахарь – рассказчик.
Баяти – рассказывать.
Древляне. Второе по значимости (после полян) племя восточных славян. Из них вышли бы недурные современные этнические украинцы, если бы княгиня киевская Ольга Труворовна в позапрошлом тысячелетии не вырезала население столицы древлян – Коростеня и всех его окрестностей.
Стольный - столичный.
Откуль - откуда.
Перси – женские груди.
Новомодная печь. В Украине до сих пор встречаются «курные избы», где дым и копоть от очага выходят просто в дыру в стене. Печи в Киевской Руси стали мастерить купцы тевтонские и земляки Тиля Уленшпигеля, издавна любившие чистоту и комфорт.
За мужем. Нынешнее слитное написание «замужем» лишает всякого смысла эту пару слов. Если не ошибаюсь, ещё Геродот писал, что у восточных славян (андрофагов) женщины идут в бой вместе с мужчинами, но каждая находится ЗА своим МУЖЕМ. В средние века и позже «за мужем» - значило «как за каменной стеной», на иждивении.
Отце-мать. Тунгусы часто объединяют таким образом родителей человека.
Ума палата - много мудрости.
Хазары, половцы, печенеги – оседлые степняки. Племена Киевской Руси. Наездники, скотоводы. Нападали и грабили не больше иных.
Страхолесье - старый дремучий лес неподалёку от Чернобыля.
Наче лешаки – вроде леший.
Схоронилася – спряталась.
Ухоронка – тайник.
Нагалище – ножны для сабли.
Извихается – изгибается.
Листопадник – ноябрь.
Заберега – заводь.
Лучина – щепочка.
Свитец – держатель для лучины.
Панёва – женская одежда.
Зелено вино – самогон.
Тать – вор.
Быдто – словно.
Перевстренула – встретилась.
Доброго дни – приветствие.
Латники - воины в броне.
Приторочили здесь – привязали к седлу. Вежливая форма предварительного ареста человека, чья вина не доказана.
Туранский. В былые времена Туркменистан и Иран составляли единое царство шаха Кей- Кавуса. Называлось царство Туран.
Смердящи. Опрятные и чистоплотные норманны (варяги), занимавшие высшие административные и военные посты, полупрезрительно называли восточных славян СМЕРДАМИ.
Пытает- спрашивает. Какое точное слово! Пытки для развязывания языков в нашем царстве - государстве всегда были , есть и будут (похоже!) в ходу!
Волчья сыть - волчий корм. К моменту описываемых событий татаро-монголов с их изощрённым матом в Киевской Руси ещё не было. И славяне и варяги могли обозвать недруга разве что ВОЛЧЬЕЙ СЫТЬЮ, ТРАВЯНЫМ МЕШКОМ или послать ..... не далее ЛЕШЕГО! Посылать на три буквы, изумляя по сей день всех иностранцев, кроме англоязычных, мы стали аж с 12-го века.
Враз-сразу.
Вголос – вслух.
Заплечных дел мастера, каты – палачи. Ох, как часто мы клеймили гитлеровских эсэсовцев, загонявших иголки под ногти партизанам. А ведь ЗАГОНЯТЬ ЩЕПОЧКИ ПОД НОГТИ - изобретение Н А Ш И Х пращуров! Как раз времён Киевской Руси!
Монада – Богосотворённая неделимая часть души человека. Ядро души, способное осознавать своё «Я».

© Copyright: Юка Куарский, 2005
Свидетельство о публикации №1509071955


Рецензии
Занятная стилизация с вкраплением политической темы. Эрудиция и степень глубокого проникновения в историю и знание фольклора очевидно!

Вит Уйманов   13.03.2016 13:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Вит. Это - старая работа Куарского. Вы её, наверное, видели.
С днём Прощёного воскресения Вас! Простите, если что не так.

Ю.

Илья Мазуровский   13.03.2016 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.