Меня не станет на земле

Меня не станет на земле,
Когда я буду в жизни лишней.
Цвести не перестанут вишни...
Пчёл не убавится в дупле.
Течь будут реки и ручьи,
Плыть облака, буянить ветер.
И мир останется при свете
Прекрасным,впрочем, как в ночи.
 
Посеют зерна в борозду,
Построят дом, родятся дети...
И чей-то взгляд бессонный встретит
В ночи упавшую звезду.
Что я могу оставить здесь?
Коль не захочет чья-то память -
Придётся просто в бездну кануть...
А там... кто может знать... Бог весть.

А если вспомнит про меня
Сутяжный мир приятным словом,
Немало сыщется готовых
"Поговорить о наших днях".
Друзьями назовутся те,
Кто ими не были вовеки...
И течь не перестанут реки...
И лягут зёрна в борозде.

10.03.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема
Размышления о смертности человека и его месте в мире: что остаётся после ухода, какова роль личной памяти и человеческого следа на фоне вечного природного цикла.
Основная мысль
Жизнь отдельного человека мимолетна и не меняет хода мироздания; память о нём хрупка и зависит от других людей. При этом мир продолжает существовать в своей красоте и ритмичности — независимо от судьбы индивида.
Композиция
1;я часть (строки;1–8): мотив исчезновения лирического героя и неизменности природы.
2;я часть (строки;9–16): вопрос о наследии и возможность «падения в бездну» при отсутствии памяти.
3;я часть (строки;17–24): ироничное замечание о посмертной славе — чужие люди могут присвоить память о человеке, но природные циклы останутся прежними.
Кольцевая композиция: финальные строки повторяют мотив неизменности природы («И течь не перестанут реки… / И лягут зёрна в борозде»), замыкая круг размышлений.
Тип речи
Рассуждение с элементами описания (картины природы) и лирического монолога.
Стиль
Художественный, философская лирика. Характерны:
риторические вопросы («Что я могу оставить здесь?»);
контрасты (хрупкость человеческой памяти vs вечность природы);
интонационная пауза («А там… кто может знать… Бог весть»);
лёгкая ирония в финале (о «друзьях», которых не было).
Средства связи предложений
лексические повторы («течь будут реки» ; «И течь не перестанут реки»);
параллелизмы («Цвести не перестанут вишни…», «Пчёл не убавится в дупле»);
анафора («И мир останется…», «И чей;то взгляд…», «И течь не перестанут…»);
союзы и частицы («и», «коль», «а»).
Средства выразительности
олицетворение: «буянить ветер»;
метафоры: «в бездну кануть», «сутяжный мир» (в значении суетный, склонный к спорам);
эпитеты: «бессонный взгляд», «приятное слово»;
антитеза: хрупкость человеческого следа vs неумолимость природных циклов;
инверсия: «Меня не станет на земле», «Пчёл не убавится в дупле».
Вывод
Стихотворение строится на контрасте вечного и временного. Природа изображается как равнодушная к человеческой судьбе стихия, продолжающая свой ритм. Лирический герой осознаёт хрупкость личной памяти и возможную бессмысленность стремления оставить след, но при этом не отрицает красоту мира — даже в его безразличии. Финал усиливает ощущение иронии и смирения: люди могут говорить о «наших днях», но реки всё так же текут, а зёрна ложатся в борозду.


Рецензии
Здесь так заведено и время быстротечно,
когда тела рассыпятся на атомы,
продолжим путь свой в круговерти вечной,
лишь в чьей-то памяти, быть может, сохранимся мы.

С уважением,

Вячеслав Катюшин   29.04.2016 08:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.