Я сегодня не молод уже - поэтическая миниатюра
Почему я всё чаще хочу посмотреть на рассвет? Почему так не хочется думать, что век мой не вечен? Знать бы сколько на счастье потратил, я в сущности, лет... если был им за время земное когда-нибудь встречен. Не хватает любви... неужели в потерях забыл? А была ли она? Или просто так думать хотелось ? Жар давно отбуянил... утих понемногу и пыл. Но по кромку души наполнят меня чувства спелость.
Был ли кем-то любим или не был любимым ещё? Почему так настырно являются эти раздумья? Годы давят сомненьями сильно весьма на плечо.Даже думать не хочется сколько скопилось их в сумме. Вроде жил, как и все: увлекался, терял, находил, оставляя себе кое-что в виде воспоминаний. И сегодня так хочется знать, что ещё впереди... я похоже ничем абсолютно на свете не занят.
Не просил я у Господа Бога почти ничего, не давал и обетов, не клялся, не требовал веры. Мне хватало души для проверки неправды и меры. Уповать - уповал, как и все на земле на него. Не просил потому, что не знал был ли Богу я мил. Разве только любви очень ждал и ещё пониманья. Может быть он ответит мне позже... за жизненной гранью... и полюбит за всех, кто меня на земле не любил.
10.03.2016
Краткий анализ текста
1. Тема:
Размышления зрелого человека о прожитой жизни, её смысле, любви, одиночестве и приближающейся старости. Лирический герой подводит промежуточные итоги, задаётся экзистенциальными вопросами.
2. Основная мысль:
Жизнь — череда потерь и обретений; с возрастом приходит смирение и желание понять, был ли путь наполнен любовью и смыслом. Герой ищет ответы на вечные вопросы, но остаётся в состоянии неопределённости.
3. Композиция:
Текст состоит из 4 строф, каждая — отдельный блок размышлений:
1;я: признание зрелости, жизненного опыта и умения стойко переносить удары судьбы;
2;я: тоска по любви и размышления о скоротечности жизни;
3;я: рефлексия о прошлом и неуверенность в будущем;
4;я: отношение к Богу и надежда на понимание после жизни.
4. Тип речи:
Рассуждение с элементами повествования (воспоминания о прожитом) и описания (внутренних состояний).
5. Стиль речи:
Художественный (лирико;философская лирика). Признаки:
эмоциональность, исповедальность;
метафоричность;
риторические вопросы;
инверсии («век мой не вечен», «жар давно отбуянил»).
6. Средства связи предложений:
лексические повторы («любовь», «годы», «думать»);
анафоры («Почему…», «Не просил…»);
местоимения («я», «мой»);
синонимические ряды («терял, находил», «увлекался, терял, находил»);
парцелляция (короткие фразы для усиления эмоционального эффекта).
7. Средства выразительности:
метафоры: «жар отбуянил», «по кромку души наполнят меня чувства спелость», «годы давят сомненьями на плечо»;
эпитеты: «настырно являются раздумья», «земное счастье»;
риторические вопросы: «А была ли она?», «Почему я всё чаще хочу посмотреть на рассвет?»;
антитезы: «не молод уже, хоть и вовсе не стар», «был ли кем;то любим или не был любимым ещё»;
символы: рассвет (надежда), аркане (принуждение), грань (переход);
инверсия: «местью не был испачкан», «знать бы сколько на счастье потратил».
Итог:
Текст представляет собой лирическую исповедь человека на пороге зрелости/старости. Через цепь вопросов и воспоминаний автор передаёт тревогу, ностальгию и робкую надежду на осмысленность прожитого. Стиль — исповедальный, интонация — размышляющая, с нотками печали и смирения.
Свидетельство о публикации №116031007133