Потер. и возвр. Рай Дж. Мильтона. Поэма 2, кн. 4

"Потерянный и возвращённый Рай" Джона Мильтона.
Адаптация.

           Автор адаптации Май Спектор      

         Поэма вторая. Возвращённый Рай

                Книга четвёртая

              Краткое содержание
             от автора адаптации



 Настойчиво стремится Сатана               

Продолжить искушения Христа.               

Он открывает для Него вид Рима,               

Столицы мира в древние века.

Описывает храмы и дворцы,               

Прибывшие с поклонами народы,               

Показывает грустные следы упадка,               

Как результат властителей тогдашних,               

Погрязших в наслажденьях и разврате.               

Престол, который занимает кесарь,               

Христу Он твёрдо обещает,               

И помощь Он оказывать готов.

Но Божий Сын посулы отвергает               

И намекает Сатане о том,               

Что до изгнанья кесарей, быть может,               

Изгонят и самого  Сатану.               

И, высказав презренье Сатане,               

Ему уйти прочь предлагает.

Сконфуженный и устрашённый Диявол               

Христа пытается уверить,               

Что Он хотел лишь убедиться,               

В том, что Христос  есть Божий Сын,               

Пришедший силы Ада сокрушить. 

Христоса переносит Он в Афины.               

Философов великих показать,               

И с этой, новой стороны Он хочет               

Христоса философией увлечь.

Но философским догмам  Иисус               

Богопознание противоставит.               

Тогда властитель Ада переносит               

Христа в пустыню, где Спаситель,               

Заснув, тревожные увидел сны.

И Сатана решает предпринять               

Ещё  одну, последнюю попытку:               

В Иерусалим он Сына Бога переносит,               

На крышу храма    Соломона ставит               

И предлагает спрыгнуть вниз,               

чтоб доказать,  что в самом деле Он               

И есть Единородный Божий Сын.

Христос ответил кратко Сатане,               

Что есть в Писании Священном:               

«Не искушай  ты Господа и Бога               

твоего!», и это –Мой ответ!

Такой ответ Диявола привёл               

в смятение, и пал Он  пред Христом.               

Так состоялось полное паденье               

Диявола в попытках искусить Христа.

И Ангелы Иисуса воссславляют               

и песни величавые поют               

тому, кто рай утраченный вернул               

И Сатану покрыл позором вечным.


Избранные  отрывки


1.Сатана продолжает искушать Христа,
предлагая Ему владычество над миром.

И молвилъ Искуситель:               

 — Предъ Тобой — великій, славный Римъ.
 
Завоевавъ владычество надъ міромъ,      

Прославившись во вс;хъ концахъ вселенной,

Добычею обогатился оінь.               

Тамъ, на скал; Тарпепской, Капитолій

Видн;ется, слывущій неприступнымъ,               

А дал;е, на Палатин;, видишь               

Ты кесарей роскошныя палаты —               

Созданіе великихъ мастеровъ.               

Издалека блистаетъ позолота               

Террасъ и крышъ, и башенокъ дворца.               

Мой телескопъ воздушный наведенъ,               

Гляди въ него на кровли и колонны,               

На дивную изъ мрамора р;зьбу,               

Слоновой кости, золота и кедра.               

Отсюда взоръ къ воротамъ обрати:               

Какой приливъ народа и отливъ!               

Вотъ преторы, проконсулы сп;шатъ               

Въ провинціи, вотъ ликторы съ жезлами               

И воиновъ блестящія когорты.               

А тамъ въ пути видн;ются послы               

Изъ дальнихъ странъ: Сіены и Мероi (1               

Изъ Индіи, а также отъ парфянъ.               

Ты видишь-ли  ихъ смуглыя черты,               

Ув;нчанныя б;лыми чалмами?               

И отв;чалъ Сынъ Божій безмятежно:                —

Весь этотъ блескъ, величіе и роскошь               

Очей Моихъ и духа не пл;няютъ,               

Какъ не пл;нилъ военной славы блескъ.               

Ты долженъ-бы еще пов;дать Мн;,               

Котораго терзаютъ голодъ съ жаждой,               

О пиршествахъ и дивныхъ празднествахъ,               

Гд; п;нится въ сосудахъ дорогихъ
 
Изъ золота, изъ хрусталя и мирры               

Украшенныхъ каменьями, вино               

Изъ Сетіи, Фалерны и Хіоса.               

Ты говоришь, что кесаря легко               

Мн; покорить, но, если вм;ст; съ нимъ

Низвергну Я и Демона, который               

Чудовищемъ его подобнымъ сд;лалъ?               

Пускай казнитъ жестокаго тирана.

Единственный его мучитель — сов;сть.               

И не зат;мъ Я посланъ, чтобъ народъ

Освободить поб;доносный прежде,               

Но низостью паденье заслужившій.               

И Кто изъ мужей, воистину великіхъ               

И доблестныхъ, освободить захочетъ               

Такихъ людей? И вн;шняя свобода               

Спасетъ-ли ихъ отъ внутренняго рабства?

Узнай: когда возсяду на престол;

Давидовомъ, онъ съ деревомъ сравнится,

Которое распространяетъ т;нь               

Надъ ц;лою вселенною, иль съ камнемъ,

Которому разрушить суждено               

Монархіи земныя. Воцарюсь               

И царствовать Я буду безконечно,

А какъ должно все это совершиться —               

Теб; о томъ не подобаетъ знать               

И открывать не долженъ Я теб;.

И возразилъ безстыдный Искуситель:               

— Да, вижу я, какъ мало ц;нишь Ты               

Все, что Теб; охотно предлагаю.               

Ты все отвергъ; въ желаніяхъ разборчивъ

Безм;рно Ты иль радъ противор;чить,               

Но знай и Ты, что я ц;ню высоко               


Дары свои и ихъ не расточаю.               

Теб; готовъ земныя царства вс;               

Я даровать, они—мои влад;нья,               

И ихъ даю тому, кто мн; угоденъ.               
 
Для этого одно условье ставлю:               

Ты долженъ пасть передо мною ницъ,               

Какъ предъ Твоимъ Верховнымъ господиномъ

Спаситель нашъ съ презр;ньемъ отв;чаетъ:
 
— Словамъ твоимъ и предложеньямъ гнуснымъ               

И ран;е внималъ Я неохотно,               

Теперь они внушаютъ отвращенье,               

Съ т;хъ поръ, какъ ты осм;лился поставить

Постыдное условіе твое.               

Но Я стерплю, покуда власть им;ешь               


Ты надо Мной. Не сказано-ли такъ:               

«Ты Господу Единому послужишь               

И Одному поклонишься Ему?»               

А ты, межъ т;мъ, дерзаешь предлагать,               

Чтобъ Сынъ Его склонился предъ тобою,               

Великое проклятье заслужившимъ,               

Которое теперь умножилъ ты               

Попыткою кощунственною этой               

И бол;е преступной, ч;мъ соблазнъ,               

Которому въ быломъ подверглась Ева.

Спасителю  въ смущеніи и страх;               

Отв;тилъ врагъ: — Сынъ Божій, не считай

Р;чей моихъ жестокимъ оскорбленьемъ,

В;дь, Божьими сынами называютъ               

И ангеловъ, а также и людей.               

Дабы узнать, насколько Ты стоишь               

Превыше ихъ въ Твоемъ священномъ прав;,               

Я отъ Тебя потребовалъ того,               

Что воздаютъ мн; ангелы и люди.               

Народы вс; и тьмы воздушныхъ силъ               

Меня своимъ владыкой признаютъ.               

И знать: Кто Ты — не ближе-ли всего               

Касается меня? Предречена               

Съ пришествіемъ Твоимъ моя погибель.               

Не пострадалъ отъ искушенья Ты,               

Наоборотъ,—прославился, межъ т;мъ               

Какъ ц;ли я желанной не достигнулъ.               

Откинь-же мысль о царствахъ міровыхъ               

Со славой ихъ пустой и скоротечной;               

Не стану я сов;товать Теб;               

Пріобр;тать владычество надъ ними.

Ему Христосъ премудро отв;чаетъ:

— Предполагать теб; предоставляю,               

Нев;домы иль в;домы ученья               

Вс; эти Мн;. Отъ этого не буду               

Я меньше знать. Кто свыше просв;тленъ

Источникомъ животворящимъ Св;та,               

Не можетъ Тотъ въ ученіяхъ нуждаться,

Которыя основаны притомъ               

Лишь на однихъ предположеньяхъ ложныхъ.

Не первый-ли философъ сознавался,               

Что знаетъ самъ лишь то, что ничего               

Не знаетъ онъ? Второй стремился къ баснямъ

И вымысламъ, а третій подвергалъ               

Сомн;нью все, что въ мір; несомн;нно.               

Одни, высоко ставя доброд;тель,               

Не въ ней одной, однако, полагали               

Все счастіе, но также въ долгол;ть;               

И роскоши; другіе-же искали               

Его въ однихъ лишь чувственныхъ ут;хахъ,               

А стоики— въ презр;нь; ко всему.               

Увы, чему способны научить               

Вс; мудрецы подобные, когда               

Они самихъ себя не постигаютъ,               

Понятія о Бог; не им;я,               

О таинствахъ великихъ мірозданья,               

О горестномъ падень; челов;ка,               

И, межъ собой толкуя о душ;,               

Они о ней превратно разсуждаютъ,               

Въ самихъ себ; находятъ доброд;тель               

И лишь себ; приписываютъ славу,               

Не Господу, скор;й винятъ Его,               

Зовя Его судьбою или счастьемъ?
               



 



2.Сатана переносит Сына Божьего в Афины.

Спасителю въ смущеніи и страх;               

Отв;тилъ врагъ: — Сынъ Божій, не считай

Р;чей моихъ жестокимъ оскорбленьемъ,               

В;дь, Божьими сынами называютъ               

И ангеловъ, а также и людей.               

Дабы узнать, насколько Ты стоишь               

Превыше ихъ въ Твоемъ священномъ прав;,               

Я отъ Тебя потребовалъ того,               

Что воздаютъ мн; ангелы и люди.               

Народы вс; и тьмы воздушныхъ силъ               

Меня своимъ владыкой признаютъ.               

И знать: Кто Ты — не ближе-ли всего               

Касается меня? Предречена               

Съ пришествіемъ Твоимъ моя погибель.               

Не пострадалъ отъ искушенья Ты,               

Наоборотъ,—прославился, межъ т;мъ               

Какъ ц;ли я желанной не достигнулъ.               

Откинь-же мысль о царствахъ міровыхъ               

Со славой ихъ пустой и скоротечной;               

Не стану я сов;товать Теб;               

Пріобр;тать владычество надъ ними.               

0т автора адаптации книги:

Беседа Иисуса Христоса и Сатаны продолжается,
и Сатана говорит:


… но мнится мн;, что бол;е в;нца               

Тебя влекутъ наука, созерцанье               

И высшіе вопросы. Я сужу               

По Твоему поступку въ годы д;тства:               

Покинувъ Мать, вернулся Ты во храмъ,               

Гд; былъ найденъ вступившимъ въ состязанье

Съ учеными раввинами. 'Судилъ               

Ты обо всемъ, подобно Моисею,               

И Самъ училъ, не поучался Ты.               

Понятіе даютъ о челов;к;               

Младенчества и отрочества годы,               

Такъ ясное иль облачное утро               

Такой-же день предвозв;щаетъ намъ:

Прославься-же премудростью Своею               

На ц;лый міръ! Въ закон; Моисея,               

Въ Иисанідхъ пророковъ, въ Пятикнижь;,               

Не все еще открыто и понятно.               

Язычники, познанья почерпая               

Лишь изъ одной природы, поражаютъ               

Ученостью своею. Уб;жденьемъ               

Под;йствовать Теб; на нихъ должно;               

Но съ ними какъ бес;довать Ты станешь               

И -уб;ждать, не зная ихъ ученья?               

И, прежде ч;мъ вершину созерцанья               

Покинешь Ты, взгляни сюда на западъ.               

Тамъ высится, у береговъ Эгейскихъ,

Построенный на диво чудный городъ,               

Гд; воздухъ чистъ и почва плодоносна               

Афинами зовутъ его и окомъ               

Прекрасн;йшей Эллады. Онъ — отчизна,               

Иль лучшее приб;жище, ума,               

Учености, искусства, краснор;чья.               

Ученые вкушаютъ тамъ покой               

Въ т;ни садовъ и рощъ его зеленыхъ.               

Вотъ зданье академіи и роща               

Масличная — уб;жище Платона,               

Гд; слышатся нап;вы соловьевъ.               
 
Тамъ на холм;, зовущимся Гиметомъ,

Жужжащихъ пчелъ трудолюбивый рой

Философамъ собою размышленья               

Внушалъ не разъ Вдали Иллиса воды               

И тотъ лицей (2, гд; Александръ Великій

Воспитывался н;когда. Вотъ Стоя,               

Гд; Ты поймешь гармонію стиха               

И музыки; творенія Гомера,
 
Усвой себ; все слышанное зд;сь,               

Тогда вполн; Ты будешь подготовленъ               

Къ принятію всей тяжести правленья,               

Какъ истинный Властитель и Монархъ.               

Ему Христосъ премудро отв;чаетъ:

— Предполагать теб; предоставляю,               

Нев;домы иль в;домы ученья               

Вс; эти Мн;. Отъ этого не буду               

Я меньше знать. Кто свыше просв;тленъ

Источникомъ животворящимъ Св;та,               

Не можетъ Тотъ въ ученіяхъ нуждаться,

Которыя основаны притомъ               

Лишь на однихъ предположеньяхъ ложныхъ.               

Не первый-ли философъ сознавался,               

Что знаетъ самъ лишь то, что ничего               

Не знаетъ онъ? Второй стремился къ баснямъ               

И вымысламъ, а третій подвергалъ               

Сомн;нью все, что въ мір; несомн;нно.               

Одни, высоко ставя доброд;тель,               

Не въ ней одной, однако, полагали               

Все счастіе, но также въ долгол;ть;               

И роскоши; другіе-же искали               

Его въ однихъ лишь чувственныхъ ут;хахъ,               

А стоики— въ презр;нь; ко всему.               

Увы, чему способны научить               

Вс; мудрецы подобные, когда Они               

самихъ себя не постигаютъ,               

Понятія о Бог; не им;я,               

О таинствахъ великихъ мірозданья,               

О горестномъ падень; челов;ка,               

И, межъ собой толкуя о душ;,               

Они о ней превратно разсуждаютъ,               

Въ самихъ себ; находятъ доброд;тель               

И лишь себ; приписываютъ славу,               

Не Господу, скор;й винятъ Его,               

Зовя Его судьбою или счастьемъ?

3. Поражение Сатаны и Возвращение Рая
 
Такъ говорилъ Сынъ Божій. Сатана,               

Къ полн;йшему смущенью приведенный               

И стр;лы вс; напрасно истощивъ,               

Спасителю, нахмурясь, возражаетъ:               

— Когда Тебя ни почести, ни царства               

Съ богатствами, ни таинства наукъ,               

Ни ратный блескъ собою не пл;няютъ,               

Теб; всего пристойн;й оставаться               

Въ пустын; той, гд; я нашелъ Тебя.               

Но знай одно: раскаешься Ты вскор;               

Въ томъ, что отвергъ предложенную помощь.               

Во цв;т; л;тъ взошелъ-бы на престолъ

Давидовъ Ты, со славой воцарившись.               

А нын;-же созв;здья предв;щаютъ               

Теб; борьбу, гоненія, труды;               

Претерпишь Ты презр;нье, поруганье               

И, наконецъ, насильственную смерть.               

Теб; они предсказываютъ царство,               

Но не могу понять еще: какое?               

И мнится мн;, ему конца не будетъ,               

Какъ не было начала. Но, когда               

Придетъ оно — умалчиваютъ зв;зды.               

Такъ говоря (онъ зналъ, что власть его               

Не кончилась), въ пустыню Іисуса               

Онъ перенесъ и тамъ Его оставилъ,               

А самъ исчезъ. Кругомъ ложилась тьма.

Спаситель нашъ, претерп;вая голодъ               

Со стужею, покорно удалился               

Подъ с;нь деревъ, дабы главу Свою               

Отъ сырости укрыть подъ ихъ защитой.

Такъ ночь прошла, и утро, словно странникъ,

Облечено своею ризой с;рой,               

Явилося на см;ну тьм; ночной.               

Оно своимъ сіяющимъ перстомъ               

Сгустившіяся тучи разогнало,               

Разс;яло чудовищъ, искушавшихъ               

Спасителя, и в;тры усмирило.               

Лучъ солнечный отрадно озарилъ               

Лицо земли, и птицы громкой п;сней               

Среди в;твей прив;тствовали день;               

Но и теперь Князь тьмы былъ недалеко,               

И, сд;лавъ видъ, что радуется онъ               

Сіяющему утру, приступилъ               

Къ Спасителю, не приб;гая больше               

Къ условной лжи: запасъ его обмановъ               

Былъ истощенъ. Но, посрамленъ въ конецъ               

И потерявъ надежду на усп;хъ,               

Стремился онъ излить свой гн;въ и ярость.               

На солнечномъ пригорк;, окруженномъ               

И съ с;вераи съ запада л;сами               

Дремучими, онъ Сына Божья               

Представъ Ему въ своемъ обычномъ вид;,

Заговорилъ небрежно Сатана:               

— Съ отрадою прив;тливое утро,               

См;нившее мучительную ночь,               

Встр;чаешь Ты, Сынъ Божій Издалека               
 
Мн; слышался злов;щій грохотъ бури,               

И мнилось мн;, что Небо и Земля               

См;шалися. Такіе ураганы,               

Хотя они внушаютъ смертнымъ ужасъ,

Безвредными бываютъ; лишь порой               

Они съ собой опустошенье вносятъ,               

Губя людей, растенія и скотъ.               

Тому, надъ чьей главою разразятся,               

Они всегда б;ду предвозв;щаютъ.               

Сегодня вихрь промчался надъ пустыней               

И надъ Тобой и, значитъ, угрожаетъ         

Несчастіемъ Теб; лишь Одному.               

Не это-ли предсказывалъ тогда я,               

Когда мою поддержку Ты отвергъ?               

Ты выполнишь Свое предназначенье,               

Но, прежде ч;мъ Ты скипетръ золотой               

Израиля рукою примешь твердой,               

Перенесешь не мало испытаній               

И горестей. Вид;нья этой ночи               

Да явятся Теб; предупрежденьемъ!               

Такъ молвилъ онъ, и, путь Свой продолжая,

Спаситель нашъ ему отв;тилъ кратко:

— Т; ужасы, которыми пугаешь,               

Не бол;е Мн; могутъ причинить               

Собою зла, ч;мъ капли дождевыя.               

На признаки и предзнаменованья               

Съ презр;ніемъ смотрю Я. Не отъ Бога

Ниспосланы они, а отъ тебя.               

Ты в;даешь, что царствовать Я буду,               

И помощь Мн; упорно предлагаешь,               

Дабы сказать и похвалиться т;мъ,               

Что Я теб; Своей обязанъ властью.               

Надменный Духъ! Ты Господомъ Моимъ,               

Хот;въ прослыть и, будучи отвергнутъ,

Свир;пствуешь! Меня посредствомъ страха               

Ты думаешь къ покорности склонить?               

Брось эту мысль! Изобличенный Мною,               

Напрасно ты упорствуешь въ попытк;

Отчаянной и докучаешь Мн;.               

Но, яростью пылая, отв;чаетъ               

На это врагъ—Такъ выслушай меня,               
 
Давидовъ Сьнъ, родившійся отъ Д;вы,               
 
— А въ томъ, что Ты—Сынъ Божій, сомн;ваюсь

Покуда я. Мн; в;домо лишь то,               

Что предрекли пророки и Мессіи;               

И о Твоемъ рождень;, возв;щенномъ


Архангельскимъ внималъ я п;сноп;ньямъ,               

Въ которыхъ Ты Христомъ именовался

Спасителемъ. Съ т;хъ поръ я неотступно

Сл;дилъ везд; и всюду за Тобою               

— Въ младенчеств; и въ юности Твоей               

И, наконецъ, въ поздн;йшіе года.

Тутъ ангелы спустились св;тлымъ сонмомъ               

И, бережно Спасителя принявъ,               

Они Его на крыльяхъ пронесли               

По воздуху и тихо опустили               

На мягкій дернъ, среди долинъ цв;тущихъ,               

Гд;, яствами небесными уставленъ,               

Раскинулся предъ Іисусомъ столъ.               

И ангельскіе клиры восп;вали               

Ему хвалу, покуда Онъ вкушалъ,               

Великую поб;ду прославляя,               

Одержанную Имъ надъ искушеньемъ               

И гордымъ искусителемъ Его.

Такъ ангелы восп;ли Сына Божья,

Спасителя Благого, и, когда

Онъ пищею небесной подкр;пился,

Они Ему дорогу указали,

И, къ подвигу готовый, незам;тно

Онъ къ Матери Своей вернулся въ домъ.

Примечания               

1. Городъ, расположенный у границъ Эфіопіи и Египта.

2. Такъ называлось м;сто, гд; Аристотель, прогуливаясь, училъ своихъ

посл;дователей.
                КОНЕЦЪ.
         
Вместо послесловия
      
Автор настоящей книги надеется, что она помогла прочитавшим её  составить ясное

представление о бессмертной поэме Джона Мильтона.
      
Уместно заметить  также, что глубокий  анализ поэмы можно получить, в Википедии,

откуда заимствованы все материалы, использованные в настоящей книге:


Lost-Regained-1899.pdf


      


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.