Потер. и возвр. Рай Дж. Мильтона. Поэма 2, кн. 4
Адаптация.
Автор адаптации Май Спектор
Поэма вторая. Возвращённый Рай
Книга четвёртая
Краткое содержание
от автора адаптации
Настойчиво стремится Сатана
Продолжить искушения Христа.
Он открывает для Него вид Рима,
Столицы мира в древние века.
Описывает храмы и дворцы,
Прибывшие с поклонами народы,
Показывает грустные следы упадка,
Как результат властителей тогдашних,
Погрязших в наслажденьях и разврате.
Престол, который занимает кесарь,
Христу Он твёрдо обещает,
И помощь Он оказывать готов.
Но Божий Сын посулы отвергает
И намекает Сатане о том,
Что до изгнанья кесарей, быть может,
Изгонят и самого Сатану.
И, высказав презренье Сатане,
Ему уйти прочь предлагает.
Сконфуженный и устрашённый Диявол
Христа пытается уверить,
Что Он хотел лишь убедиться,
В том, что Христос есть Божий Сын,
Пришедший силы Ада сокрушить.
Христоса переносит Он в Афины.
Философов великих показать,
И с этой, новой стороны Он хочет
Христоса философией увлечь.
Но философским догмам Иисус
Богопознание противоставит.
Тогда властитель Ада переносит
Христа в пустыню, где Спаситель,
Заснув, тревожные увидел сны.
И Сатана решает предпринять
Ещё одну, последнюю попытку:
В Иерусалим он Сына Бога переносит,
На крышу храма Соломона ставит
И предлагает спрыгнуть вниз,
чтоб доказать, что в самом деле Он
И есть Единородный Божий Сын.
Христос ответил кратко Сатане,
Что есть в Писании Священном:
«Не искушай ты Господа и Бога
твоего!», и это –Мой ответ!
Такой ответ Диявола привёл
в смятение, и пал Он пред Христом.
Так состоялось полное паденье
Диявола в попытках искусить Христа.
И Ангелы Иисуса воссславляют
и песни величавые поют
тому, кто рай утраченный вернул
И Сатану покрыл позором вечным.
Избранные отрывки
1.Сатана продолжает искушать Христа,
предлагая Ему владычество над миром.
И молвилъ Искуситель:
— Предъ Тобой — великій, славный Римъ.
Завоевавъ владычество надъ міромъ,
Прославившись во вс;хъ концахъ вселенной,
Добычею обогатился оінь.
Тамъ, на скал; Тарпепской, Капитолій
Видн;ется, слывущій неприступнымъ,
А дал;е, на Палатин;, видишь
Ты кесарей роскошныя палаты —
Созданіе великихъ мастеровъ.
Издалека блистаетъ позолота
Террасъ и крышъ, и башенокъ дворца.
Мой телескопъ воздушный наведенъ,
Гляди въ него на кровли и колонны,
На дивную изъ мрамора р;зьбу,
Слоновой кости, золота и кедра.
Отсюда взоръ къ воротамъ обрати:
Какой приливъ народа и отливъ!
Вотъ преторы, проконсулы сп;шатъ
Въ провинціи, вотъ ликторы съ жезлами
И воиновъ блестящія когорты.
А тамъ въ пути видн;ются послы
Изъ дальнихъ странъ: Сіены и Мероi (1
Изъ Индіи, а также отъ парфянъ.
Ты видишь-ли ихъ смуглыя черты,
Ув;нчанныя б;лыми чалмами?
И отв;чалъ Сынъ Божій безмятежно: —
Весь этотъ блескъ, величіе и роскошь
Очей Моихъ и духа не пл;няютъ,
Какъ не пл;нилъ военной славы блескъ.
Ты долженъ-бы еще пов;дать Мн;,
Котораго терзаютъ голодъ съ жаждой,
О пиршествахъ и дивныхъ празднествахъ,
Гд; п;нится въ сосудахъ дорогихъ
Изъ золота, изъ хрусталя и мирры
Украшенныхъ каменьями, вино
Изъ Сетіи, Фалерны и Хіоса.
Ты говоришь, что кесаря легко
Мн; покорить, но, если вм;ст; съ нимъ
Низвергну Я и Демона, который
Чудовищемъ его подобнымъ сд;лалъ?
Пускай казнитъ жестокаго тирана.
Единственный его мучитель — сов;сть.
И не зат;мъ Я посланъ, чтобъ народъ
Освободить поб;доносный прежде,
Но низостью паденье заслужившій.
И Кто изъ мужей, воистину великіхъ
И доблестныхъ, освободить захочетъ
Такихъ людей? И вн;шняя свобода
Спасетъ-ли ихъ отъ внутренняго рабства?
Узнай: когда возсяду на престол;
Давидовомъ, онъ съ деревомъ сравнится,
Которое распространяетъ т;нь
Надъ ц;лою вселенною, иль съ камнемъ,
Которому разрушить суждено
Монархіи земныя. Воцарюсь
И царствовать Я буду безконечно,
А какъ должно все это совершиться —
Теб; о томъ не подобаетъ знать
И открывать не долженъ Я теб;.
И возразилъ безстыдный Искуситель:
— Да, вижу я, какъ мало ц;нишь Ты
Все, что Теб; охотно предлагаю.
Ты все отвергъ; въ желаніяхъ разборчивъ
Безм;рно Ты иль радъ противор;чить,
Но знай и Ты, что я ц;ню высоко
Дары свои и ихъ не расточаю.
Теб; готовъ земныя царства вс;
Я даровать, они—мои влад;нья,
И ихъ даю тому, кто мн; угоденъ.
Для этого одно условье ставлю:
Ты долженъ пасть передо мною ницъ,
Какъ предъ Твоимъ Верховнымъ господиномъ
Спаситель нашъ съ презр;ньемъ отв;чаетъ:
— Словамъ твоимъ и предложеньямъ гнуснымъ
И ран;е внималъ Я неохотно,
Теперь они внушаютъ отвращенье,
Съ т;хъ поръ, какъ ты осм;лился поставить
Постыдное условіе твое.
Но Я стерплю, покуда власть им;ешь
Ты надо Мной. Не сказано-ли такъ:
«Ты Господу Единому послужишь
И Одному поклонишься Ему?»
А ты, межъ т;мъ, дерзаешь предлагать,
Чтобъ Сынъ Его склонился предъ тобою,
Великое проклятье заслужившимъ,
Которое теперь умножилъ ты
Попыткою кощунственною этой
И бол;е преступной, ч;мъ соблазнъ,
Которому въ быломъ подверглась Ева.
Спасителю въ смущеніи и страх;
Отв;тилъ врагъ: — Сынъ Божій, не считай
Р;чей моихъ жестокимъ оскорбленьемъ,
В;дь, Божьими сынами называютъ
И ангеловъ, а также и людей.
Дабы узнать, насколько Ты стоишь
Превыше ихъ въ Твоемъ священномъ прав;,
Я отъ Тебя потребовалъ того,
Что воздаютъ мн; ангелы и люди.
Народы вс; и тьмы воздушныхъ силъ
Меня своимъ владыкой признаютъ.
И знать: Кто Ты — не ближе-ли всего
Касается меня? Предречена
Съ пришествіемъ Твоимъ моя погибель.
Не пострадалъ отъ искушенья Ты,
Наоборотъ,—прославился, межъ т;мъ
Какъ ц;ли я желанной не достигнулъ.
Откинь-же мысль о царствахъ міровыхъ
Со славой ихъ пустой и скоротечной;
Не стану я сов;товать Теб;
Пріобр;тать владычество надъ ними.
Ему Христосъ премудро отв;чаетъ:
— Предполагать теб; предоставляю,
Нев;домы иль в;домы ученья
Вс; эти Мн;. Отъ этого не буду
Я меньше знать. Кто свыше просв;тленъ
Источникомъ животворящимъ Св;та,
Не можетъ Тотъ въ ученіяхъ нуждаться,
Которыя основаны притомъ
Лишь на однихъ предположеньяхъ ложныхъ.
Не первый-ли философъ сознавался,
Что знаетъ самъ лишь то, что ничего
Не знаетъ онъ? Второй стремился къ баснямъ
И вымысламъ, а третій подвергалъ
Сомн;нью все, что въ мір; несомн;нно.
Одни, высоко ставя доброд;тель,
Не въ ней одной, однако, полагали
Все счастіе, но также въ долгол;ть;
И роскоши; другіе-же искали
Его въ однихъ лишь чувственныхъ ут;хахъ,
А стоики— въ презр;нь; ко всему.
Увы, чему способны научить
Вс; мудрецы подобные, когда
Они самихъ себя не постигаютъ,
Понятія о Бог; не им;я,
О таинствахъ великихъ мірозданья,
О горестномъ падень; челов;ка,
И, межъ собой толкуя о душ;,
Они о ней превратно разсуждаютъ,
Въ самихъ себ; находятъ доброд;тель
И лишь себ; приписываютъ славу,
Не Господу, скор;й винятъ Его,
Зовя Его судьбою или счастьемъ?
2.Сатана переносит Сына Божьего в Афины.
Спасителю въ смущеніи и страх;
Отв;тилъ врагъ: — Сынъ Божій, не считай
Р;чей моихъ жестокимъ оскорбленьемъ,
В;дь, Божьими сынами называютъ
И ангеловъ, а также и людей.
Дабы узнать, насколько Ты стоишь
Превыше ихъ въ Твоемъ священномъ прав;,
Я отъ Тебя потребовалъ того,
Что воздаютъ мн; ангелы и люди.
Народы вс; и тьмы воздушныхъ силъ
Меня своимъ владыкой признаютъ.
И знать: Кто Ты — не ближе-ли всего
Касается меня? Предречена
Съ пришествіемъ Твоимъ моя погибель.
Не пострадалъ отъ искушенья Ты,
Наоборотъ,—прославился, межъ т;мъ
Какъ ц;ли я желанной не достигнулъ.
Откинь-же мысль о царствахъ міровыхъ
Со славой ихъ пустой и скоротечной;
Не стану я сов;товать Теб;
Пріобр;тать владычество надъ ними.
0т автора адаптации книги:
Беседа Иисуса Христоса и Сатаны продолжается,
и Сатана говорит:
… но мнится мн;, что бол;е в;нца
Тебя влекутъ наука, созерцанье
И высшіе вопросы. Я сужу
По Твоему поступку въ годы д;тства:
Покинувъ Мать, вернулся Ты во храмъ,
Гд; былъ найденъ вступившимъ въ состязанье
Съ учеными раввинами. 'Судилъ
Ты обо всемъ, подобно Моисею,
И Самъ училъ, не поучался Ты.
Понятіе даютъ о челов;к;
Младенчества и отрочества годы,
Такъ ясное иль облачное утро
Такой-же день предвозв;щаетъ намъ:
Прославься-же премудростью Своею
На ц;лый міръ! Въ закон; Моисея,
Въ Иисанідхъ пророковъ, въ Пятикнижь;,
Не все еще открыто и понятно.
Язычники, познанья почерпая
Лишь изъ одной природы, поражаютъ
Ученостью своею. Уб;жденьемъ
Под;йствовать Теб; на нихъ должно;
Но съ ними какъ бес;довать Ты станешь
И -уб;ждать, не зная ихъ ученья?
И, прежде ч;мъ вершину созерцанья
Покинешь Ты, взгляни сюда на западъ.
Тамъ высится, у береговъ Эгейскихъ,
Построенный на диво чудный городъ,
Гд; воздухъ чистъ и почва плодоносна
Афинами зовутъ его и окомъ
Прекрасн;йшей Эллады. Онъ — отчизна,
Иль лучшее приб;жище, ума,
Учености, искусства, краснор;чья.
Ученые вкушаютъ тамъ покой
Въ т;ни садовъ и рощъ его зеленыхъ.
Вотъ зданье академіи и роща
Масличная — уб;жище Платона,
Гд; слышатся нап;вы соловьевъ.
Тамъ на холм;, зовущимся Гиметомъ,
Жужжащихъ пчелъ трудолюбивый рой
Философамъ собою размышленья
Внушалъ не разъ Вдали Иллиса воды
И тотъ лицей (2, гд; Александръ Великій
Воспитывался н;когда. Вотъ Стоя,
Гд; Ты поймешь гармонію стиха
И музыки; творенія Гомера,
Усвой себ; все слышанное зд;сь,
Тогда вполн; Ты будешь подготовленъ
Къ принятію всей тяжести правленья,
Какъ истинный Властитель и Монархъ.
Ему Христосъ премудро отв;чаетъ:
— Предполагать теб; предоставляю,
Нев;домы иль в;домы ученья
Вс; эти Мн;. Отъ этого не буду
Я меньше знать. Кто свыше просв;тленъ
Источникомъ животворящимъ Св;та,
Не можетъ Тотъ въ ученіяхъ нуждаться,
Которыя основаны притомъ
Лишь на однихъ предположеньяхъ ложныхъ.
Не первый-ли философъ сознавался,
Что знаетъ самъ лишь то, что ничего
Не знаетъ онъ? Второй стремился къ баснямъ
И вымысламъ, а третій подвергалъ
Сомн;нью все, что въ мір; несомн;нно.
Одни, высоко ставя доброд;тель,
Не въ ней одной, однако, полагали
Все счастіе, но также въ долгол;ть;
И роскоши; другіе-же искали
Его въ однихъ лишь чувственныхъ ут;хахъ,
А стоики— въ презр;нь; ко всему.
Увы, чему способны научить
Вс; мудрецы подобные, когда Они
самихъ себя не постигаютъ,
Понятія о Бог; не им;я,
О таинствахъ великихъ мірозданья,
О горестномъ падень; челов;ка,
И, межъ собой толкуя о душ;,
Они о ней превратно разсуждаютъ,
Въ самихъ себ; находятъ доброд;тель
И лишь себ; приписываютъ славу,
Не Господу, скор;й винятъ Его,
Зовя Его судьбою или счастьемъ?
3. Поражение Сатаны и Возвращение Рая
Такъ говорилъ Сынъ Божій. Сатана,
Къ полн;йшему смущенью приведенный
И стр;лы вс; напрасно истощивъ,
Спасителю, нахмурясь, возражаетъ:
— Когда Тебя ни почести, ни царства
Съ богатствами, ни таинства наукъ,
Ни ратный блескъ собою не пл;няютъ,
Теб; всего пристойн;й оставаться
Въ пустын; той, гд; я нашелъ Тебя.
Но знай одно: раскаешься Ты вскор;
Въ томъ, что отвергъ предложенную помощь.
Во цв;т; л;тъ взошелъ-бы на престолъ
Давидовъ Ты, со славой воцарившись.
А нын;-же созв;здья предв;щаютъ
Теб; борьбу, гоненія, труды;
Претерпишь Ты презр;нье, поруганье
И, наконецъ, насильственную смерть.
Теб; они предсказываютъ царство,
Но не могу понять еще: какое?
И мнится мн;, ему конца не будетъ,
Какъ не было начала. Но, когда
Придетъ оно — умалчиваютъ зв;зды.
Такъ говоря (онъ зналъ, что власть его
Не кончилась), въ пустыню Іисуса
Онъ перенесъ и тамъ Его оставилъ,
А самъ исчезъ. Кругомъ ложилась тьма.
Спаситель нашъ, претерп;вая голодъ
Со стужею, покорно удалился
Подъ с;нь деревъ, дабы главу Свою
Отъ сырости укрыть подъ ихъ защитой.
Такъ ночь прошла, и утро, словно странникъ,
Облечено своею ризой с;рой,
Явилося на см;ну тьм; ночной.
Оно своимъ сіяющимъ перстомъ
Сгустившіяся тучи разогнало,
Разс;яло чудовищъ, искушавшихъ
Спасителя, и в;тры усмирило.
Лучъ солнечный отрадно озарилъ
Лицо земли, и птицы громкой п;сней
Среди в;твей прив;тствовали день;
Но и теперь Князь тьмы былъ недалеко,
И, сд;лавъ видъ, что радуется онъ
Сіяющему утру, приступилъ
Къ Спасителю, не приб;гая больше
Къ условной лжи: запасъ его обмановъ
Былъ истощенъ. Но, посрамленъ въ конецъ
И потерявъ надежду на усп;хъ,
Стремился онъ излить свой гн;въ и ярость.
На солнечномъ пригорк;, окруженномъ
И съ с;вераи съ запада л;сами
Дремучими, онъ Сына Божья
Представъ Ему въ своемъ обычномъ вид;,
Заговорилъ небрежно Сатана:
— Съ отрадою прив;тливое утро,
См;нившее мучительную ночь,
Встр;чаешь Ты, Сынъ Божій Издалека
Мн; слышался злов;щій грохотъ бури,
И мнилось мн;, что Небо и Земля
См;шалися. Такіе ураганы,
Хотя они внушаютъ смертнымъ ужасъ,
Безвредными бываютъ; лишь порой
Они съ собой опустошенье вносятъ,
Губя людей, растенія и скотъ.
Тому, надъ чьей главою разразятся,
Они всегда б;ду предвозв;щаютъ.
Сегодня вихрь промчался надъ пустыней
И надъ Тобой и, значитъ, угрожаетъ
Несчастіемъ Теб; лишь Одному.
Не это-ли предсказывалъ тогда я,
Когда мою поддержку Ты отвергъ?
Ты выполнишь Свое предназначенье,
Но, прежде ч;мъ Ты скипетръ золотой
Израиля рукою примешь твердой,
Перенесешь не мало испытаній
И горестей. Вид;нья этой ночи
Да явятся Теб; предупрежденьемъ!
Такъ молвилъ онъ, и, путь Свой продолжая,
Спаситель нашъ ему отв;тилъ кратко:
— Т; ужасы, которыми пугаешь,
Не бол;е Мн; могутъ причинить
Собою зла, ч;мъ капли дождевыя.
На признаки и предзнаменованья
Съ презр;ніемъ смотрю Я. Не отъ Бога
Ниспосланы они, а отъ тебя.
Ты в;даешь, что царствовать Я буду,
И помощь Мн; упорно предлагаешь,
Дабы сказать и похвалиться т;мъ,
Что Я теб; Своей обязанъ властью.
Надменный Духъ! Ты Господомъ Моимъ,
Хот;въ прослыть и, будучи отвергнутъ,
Свир;пствуешь! Меня посредствомъ страха
Ты думаешь къ покорности склонить?
Брось эту мысль! Изобличенный Мною,
Напрасно ты упорствуешь въ попытк;
Отчаянной и докучаешь Мн;.
Но, яростью пылая, отв;чаетъ
На это врагъ—Такъ выслушай меня,
Давидовъ Сьнъ, родившійся отъ Д;вы,
— А въ томъ, что Ты—Сынъ Божій, сомн;ваюсь
Покуда я. Мн; в;домо лишь то,
Что предрекли пророки и Мессіи;
И о Твоемъ рождень;, возв;щенномъ
Архангельскимъ внималъ я п;сноп;ньямъ,
Въ которыхъ Ты Христомъ именовался
Спасителемъ. Съ т;хъ поръ я неотступно
Сл;дилъ везд; и всюду за Тобою
— Въ младенчеств; и въ юности Твоей
И, наконецъ, въ поздн;йшіе года.
Тутъ ангелы спустились св;тлымъ сонмомъ
И, бережно Спасителя принявъ,
Они Его на крыльяхъ пронесли
По воздуху и тихо опустили
На мягкій дернъ, среди долинъ цв;тущихъ,
Гд;, яствами небесными уставленъ,
Раскинулся предъ Іисусомъ столъ.
И ангельскіе клиры восп;вали
Ему хвалу, покуда Онъ вкушалъ,
Великую поб;ду прославляя,
Одержанную Имъ надъ искушеньемъ
И гордымъ искусителемъ Его.
Такъ ангелы восп;ли Сына Божья,
Спасителя Благого, и, когда
Онъ пищею небесной подкр;пился,
Они Ему дорогу указали,
И, къ подвигу готовый, незам;тно
Онъ къ Матери Своей вернулся въ домъ.
Примечания
1. Городъ, расположенный у границъ Эфіопіи и Египта.
2. Такъ называлось м;сто, гд; Аристотель, прогуливаясь, училъ своихъ
посл;дователей.
КОНЕЦЪ.
Вместо послесловия
Автор настоящей книги надеется, что она помогла прочитавшим её составить ясное
представление о бессмертной поэме Джона Мильтона.
Уместно заметить также, что глубокий анализ поэмы можно получить, в Википедии,
откуда заимствованы все материалы, использованные в настоящей книге:
Lost-Regained-1899.pdf
Свидетельство о публикации №116030906071