Стихополотно. Человек играющий

Картина Художник - Элина Торосян (Осипян)


____________________
Человек играющий

 «Мы – не люди. Мы – людены [от хомо люденс – «человек играющий»]… Нас мало… Ведь фактически всё выглядит так, будто человечество распадается на два вида. И никуда вам не деться от этого ощущения при мысли о том, что один из вас ушёл далеко за предел [синоним термина людены – метагом, то есть «за-человек»],не преодолимый для ста тысяч. И самое страшное, что трещина проходит через семьи, через дружбы...» (А. и Б. Стругацкие).

[Людены описаны в книге Стругацких «Волны гасят ветер», 1985. Ранее известен трактат голландского философа Йохана Хёйзинги  Homo Ludens («Человек играющий»), 1938]

«Что же касается люденов, то они не просто сверхчеловеки, – это Странники, вклад Земли в ту самую «расу Странников», о которой мы так часто писали, и которая состоит из представителей самых разных рас и народов вселенной, достигших определённого уровня социальной и биологической эволюции» (Борис Стругацкий).




Призрак


Ты встретил человека и на дежурный вопрос «как дела» разговорился. Он тебя заинтересованно расспрашивает, и ты с самозабвением всё говоришь и говоришь, пересыпая слова местоимением «я». Аж вспотел. Наконец, с облегчением выговорился, вылил все помои своей души. Он вежливо удалился, а ты опешил. С кем ты говорил? Кто это был? Ты говорил сам с собой, с зеркалом. А собеседника как бы и не было вовсе. Может, ты, как Мидас, в дупло выговаривался?

Потом ты встретил другого и начал с возмущением чего-то доказывать. А он всё поддакивает и соглашается, не перечит ни в чём и во всём тебе вторит. Задавая вопросы, он тут же соглашается с твоими ответами. Твои слова проходят сквозь него, как сквозь прозрачное стекло. Он с улыбкой ушёл, а ты почувствовал себя согласным с ним, не заметив, что его мысли стали твоими.

В обоих случаях ты не ощущал никакого противодействия, спорил сам с собой, переубедил сам себя и присвоил себе чужие мысли. Хотя совершенно не умеешь слушать.

Быть незримым зеркалом или прозрачным призраком умели те, кто прошелестели тенью, не оставляя следов и имён. Лао Цзы действовал недеянием и учил молчанием. Сократ задавал наводящие вопросы, подводя к правильному ответу.
Молчаливая игра без персонажа – это невидимая игра богов. «Скрытая гармония сильнее явной» (Гераклит).

© Юрий Ларичев, 2012
http://rustimes.com/blog/post_1330907572.html



______________________
Человек играющий
Лариса Миллер

О ТОМ, О СЁМ:

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

Как ни сложен мир, в котором мы живем, все же самое сложное – поддерживать порядок на вверенной тебе территории – в собственной душе и устранять конфликты, постоянно возникающие на незримой границе между внутренним пространством и внешним. Казалось бы, чего проще: мотайся туда-обратно сколько хочешь. Ан нет. На границе бдят. И этот бдящий – ты сам. То, перекрыв себе ходы внутрь, с маниакальной жадностью заглатываешь внешние впечатления. То, отрезав пути наружу, полностью погружаешься в себя. То легко впускаешь в душу нечто недоброкачественное, то разбазариваешь драгоценное. Ни покоя, ни строя, ни лада. Они, конечно же, были, но давно, в детстве, когда все прозрачно, любые границы.

На внутренней территории идет своя загадочная, невесть кем и чем управляемая жизнь. Здесь своя эпоха, свой отсчет времени, редко совпадающий с тем, что снаружи. Здесь –тишина, а снаружи – грохот; здесь – расцвет, а там – распад. И наоборот: там – Ренессанс, а здесь – глухое средневековье; на дворе – распутица, а внутри – заморозки; на дворе – сплошные кануны, а твои часы еле ходят. Ты полагал, что они будут идти бесконечно долго, а оказалось, это – одно из заблуждений, на которые так щедра жизнь. Иллюзия – замена счастью и основная жизненная веха. Продвигаясь от рубежа к рубежу, вернее, от миража к миражу, приходишь ... к миражу новому. Да и не к новому, а к старому, мильон раз возникавшему и исчезавшему прежде в других душах. Приходишь туда, где до тебя уже были, оставив многочисленные тому доказательства, которые и радуют (ура, не я один!) и огорчают (увы, не я один!). И все же твоя внутренняя территория – тэрра инкогнита, и ты на ней – Адам, которому Господь с удовольствием подыгрывает, даря свежие краски и яркие ощущения. “Первый снег,” – завороженно твердишь ты. – “Первая ласточка. Первая любовь”.

Ты полагал, что твое внутреннее пространство – безгранично, и вдруг обнаруживаешь, что истоптал его вдоль и поперек, исчерпал все источники, заглянул во все закрома. Нет там больше ничего и не предвидится. И даже товарообмен между двумя мирами – внешним и внутренним – невозможен: душа молчит, не принимает. Сколько ни колеси по белу свету, сколько ни открывай дверей с надписью “к себе”, “от себя”, твоя граница – на замке. Увы тебе. Ты протрезвел раньше, чем кончился пир, выбыл из игры прежде, чем она завершилась. Господь сотворил тебя ЧЕЛОВЕКОМ ИГРАЮЩИМ, заронил в тебя Божью искру, способную любую банальность превратить в откровение, как обыкновенный куст в неопалимую купину. Подарил тебе вдохновение, а ты ... Впрочем, Господь дал, Господь и взял. Кто знает, зачем и почему? Сколько ни строй предположений, все будут напоминать детский стишок, который звучит примерно так: “На свете жил слоненок, а может, поросенок, а может, крокодильчик, а может, и не жил ... ”

1996
© Лариса Миллер, 2013
http://www.stihi.ru/2013/06/01/1932




___________________________________________
Поэзия с точки зрения психолога. Эссе
Жанна Кусмеш

Что такое поэзия с психологической точки зрения?

Кто пишет стихи - тот находится в начале пути по самопознанию.

Стихи - это экзистенциальные послания самому себе, поиск своего подлинного Я, попытка трансцендировать свой жизненный опыт в краткие мысли о бытии.

Стихи - это "Бог и ничто" внутри их творца, они приходят из бессознательного...

Поэт ищет собственно себя в своих стихах, а когда находит - становится либо писателем, либо вообще перестает писать.

Анализируя стихи, я пришла к выводу, что у поэта есть дефицит чувства Я, которое психологически восстанавливается за счет поэтического просветления (инсайта), поскольку поэзия - это высшие переживания своей психологической зрелости, цельности и автономности, своего соприкосновения к Богу и ощущения психологического единения с ним. 

У каждого - свой путь к Богу, и его с усердием прокладываешь через стихи, восстанавливая свою веру в себя и людей...

По собственному опыту знаю: чтобы освободиться от поэтического наваждения, нужно придти к осознанности и своему подлинному мироощущению, то есть найти своё истинное Я, каким человек себя раньше не знал и не принимал.

Через раскрытие своего творческого потенциала это знание приводит к пониманию своего призвания.

Для этого нужно анализировать свои стихи с тем, чтобы понять, что какую мысль автор хотел донести до своего осознания своим эмоциональным посланием.

Зачем освобождаться от поэтического наваждения?

Поэтам хорошо известно, насколько энергетичны стихи, сколько эмоциональных и душевных сил они забирают, когда над сознанием властвует рифма, не говоря уже о том, что поэтический процесс мешает непрофессиональному поэту заниматься своей работой и выполнять свои социальные роли.

Когда начинаешь карьеру поэта, действительно веришь, что это и есть подлинное призвание автора. На самом деле поиск себя только начинается.

И рождение поэта как творца своих собственных произведений - это открытие своего творческого начала, своей эмоциональной чувственности, установление прямой связи сознания и личного бессознательного, раскрытие индивидуальности внутреннего мира для самого автора, каким он себя раньше не знал.

Потом, когда проходит восторг самоупоения, и ощущаешь что Я-есть и Я-могу что-то исключительно своё, понимаешь, что стихи нужны собственно его автору, а те, кому их посвящают, принимают это как комплимент, не более.

Затем, когда проходит стадия самолюбования, начинаешь задумываться о том, зачем тогда это стихотворение мною написано, если оно, кроме меня, никому не нужно, и вчитываешься в смысл строк.

Постепенно приходит осознание, что это есть эмоциональные послания самому себе, как если бы это был разговор с самим собой в 2-х противоположных ролях - мудрого родителя и восторженного ребенка. 

Всё то, что поэт пишет другому в своём стихотворение, на самом деле он обращает к самому себе, чаще всего этого не осознавая, потому что в стихах присутствует момент идеализации.

В стихах я встречаюсь с собой: это я и не-я одновременно (Я-идеал и его противоположность - слабое, зависимое существо, нуждающееся в поддержке и вдохновении).

В стихах есть попытка через ритм преодолеть внутренний разрыв между своим реальным Я, которое ничтожно мало, и своим идеальным Я, которое грандиозно и могущественно.

Стихотворение формируется через проецирование (приписывание) своих эмоций и желаний другому человеку, которому стихотворение посвящается и который в этот момент играет роль моего идеального партнера. Отсюда категоричность и прямота поэтического языка.

То есть, в стихотворении другой человек выступает в роли меня Другого,  идентичного мне по духу (альтер-Эго). Рифма помогает достичь ощущения созвучия, слияния, единства двух этих Я.

Если проанализировать стихотворение, это чаще всего будет послание любимому человеку, играющего роль идеальной матери или отца, на которого автор обижается за недостаток понимания и любви.

Таким образом, стихотворения помогают автору выйти на проработку своих ранних эмоциональных отношений с родителями, прежде всего, с матерью, которая первоначально была Богом для плода в утробе, и вера в которого когда-то в детстве была нарушена...

Психологический анализ стихотворений в конечном итоге ведет к осознаванию своих мотивов, вытесняемых желаний (чаще всего, это отвергаемая потребность в материнстве или отцовстве), положительному самопринятию и формированию устойчивой и высокой самооценки, умению принимать себя любым, независимо от отношения окружающих.


2011 год
© Copyright: Жанна Кусмеш, 2011
http://www.proza.ru/2011/08/14/1257





Так и человек. Не зевай!
Николай Рустанович

Воробей скакал, скакал -
и букашку увидал.

Тонконогая букашка
зацепилась за ромашку,

то ли дремлет, то ли спит,
без движения сидит.

Воробьишко подскочил -
и букашку проглотил.

Не зевай, не спи в саду,
на виду!

Так и человек. Теряя бдение,
забывает о полезности движения.


 © Николай Рустанович, 2014


Да уж, забывает букашечка о страхе божьем, сиди и кунярит на виду: прятаться надо под листик, в щёлочки, но сладенького захотелось букашечке, полезла на ромашечку, застыла в наслаждении в предвкушении, а тут воробей – в движении… Он-то не мечтает, быстро всё хватает. Для букашечки воробей – Бог…

А над воробьём свой Бог… Сидит воробушек на виду, мечтает, кошка цап-цапе – в движении… Мораль для человека просто: если ты у всех на виду, то будь в движении, не зевай, всё на лету хватай… Движение – это жизнь, а ты в ней – Бог, остановишься – твой вид сдох..
Ирина Петал   25.03.2018 17:46   


Рецензии